СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии. 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от 31.08.2021 № 295

___________Шмелева Н.С.














Рабочая программа


по___географии___________________________________________________________________________________________________________


Уровень общего образования (класс)

5А, 5Б

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 33ч


Учитель _Водолазская Т. М._________________________________________________________________________________________________


Программа разработана на основе


авторской программы Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. Предметная линия «Полярная звезда». 5-9 классы.- М., Просвещение, 2019.








1 РАЗДЕЛ « ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»

к рабочей программе курса « Географии» 5 класс

на основе УМК «Полярная звезда» А.И. Алексеева, М.: Просвещение 2019.


Настоящая программа составлена на основе нормативных документов:

  • Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.42821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189

  • ООП ООО МБОУ лицей №1 г. Пролетарска

  • Устава МБОУ лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области

  • Учебного плана МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2021-2022 учебный год.

  • Положения МБОУ лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области «О рабочей программе педагога учебных курсов, предметов, дисциплин в лицее.

  • Авторской программы по географии В.В. Николина., А.И. Алексеева и др. (Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М: Просвещение, 2019).

Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей планете, о государствах и их столицах.


Место географии в учебном плане лицея.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 280, из них по 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах. Количество часов по рабочей программе – 34ч (5А); 34ч (5Б) согласно расписанию уроков по учебному календарю 2021-2022 уч. года, 35 учебные недели.

В соответствии с  учебным планом школы курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс «Окружающий мир», включающий  определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом, содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

 


2 РАЗДЕЛ. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  • освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результами освоения географии являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой; умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.


Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания.

3 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ – 1 час

География как наука. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Задачи и методы географической науки. 

РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху Средневековья:  путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия  Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий. Географические открытия 17-19 века. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Русская экспедиция  Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева – открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Практические работы:

«Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».

«Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

 

РАЗДЕЛ 2. Планета Земля

Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг своей оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности, тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Текущий контроль.

Практические работы:

«Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».

«Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности».

 

РАЗДЕЛ 3. План и карта

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичевский) меридиан. Географические координаты. Географическая щирота и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни людей.

 

РАЗДЕЛ 4. Литосфера – твердая оболочка земли

 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. 


Тематическое планирование курса географии 5 класс

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результами освоения географии являются:

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

3) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

9) умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой; умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

10)умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

11)формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

13)формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

14) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.


Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1)формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Основные темы курса

Кол-во час.

Практическая работа


5 «А»

5 «Б»

1

На какой Земле мы живем

3

3

-

2

Планета Земля

4

4

1

3

План и карта

16

16

5

4


Литосфера

11

11

1


Итого:

34

34

7


Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии.

Предмет «География» изучается на уровне основного общего образования в 5–9 классах в общем объеме 280 ч, 5-6 классах по 1 ч в неделю, в 7-9 классах – 2 ч в неделю. Согласно учебному плану школы рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение географии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю. В связи с тем, что контрольные работы по географии не предусмотрены программой, оценивание знаний обучающихся осуществляется при проведении оценочных практических работ. РМО учителей географии определило количество оценочных практических работ за курс основного общего образования по географии из общего перечня практических работ (Протокол №3 от 24.03.2017г.)


Применяемые технологии:

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

  • Технологии развивающего обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Технология информационно – коммуникативного обучения.

  • Проектные технологии.

Уделяется большое внимание работе по выявлению одаренных детей, и дальнейшему их развитию. Упор делается на деятельностный подход в образовательном процессе. В основе деятельности – технология проблемного обучения, деятельностный метод в обучении. Технология деятельностного метода помогает учителю включить школьников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, методы интерактивного обучения, метод проектов. На уроках географии формируются необходимые геокомпетенции: знание терминологии и умение читать карту; умение находить необходимую информацию в разнообразных источниках географических знаний; развивается и мотивируется способность к творческой и исследовательской деятельности.

Методы и формы работы.

- Методы организации и осуществления образовательной деятельности.

- Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

- Методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности.

- Методы для познания окружающего мира (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент, моделирование и др., исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических работ.




4 РАЗДЕЛ. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п



Тема урока

КоЛ-во часов

Дата




Планируемые метапредметные результаты

Планируемые

личностные

результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Практические работы




1.

1.Введение.

Что такое география и как мы её будем изучать.



1



08.09



08.09

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным пособием.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

.

2.

2.На какой Земле мы живем

Как люди открывали Землю (1).





1

15.09

15.09

Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников

Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, развитие коммуникативной компетенции

Определять значение гео. знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки.


3.

Как люди открывали Землю (2).

1

22.09

22.09

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

Формирование целостного мировоззрения

Выявлять изменения гео. представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Практическая работа № 1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников».

4.

География сегодня.

1



29.09



29.10

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие гео. науки.


5

3.Планета Земля

Мы во Вселенной.



1

06.10

06.10

Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, извлекать информацию из различных источников, формирование умений аргументировать собственную точку зрения, делать умозаключения

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Определять значение современных гео. исследований для жизни общества.


6

Движения Земли.

1

13.10

13.10

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия

Формирование ответственного отношения к учению
, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.


7

Солнечный свет на Земле.

1






20.10

20.10

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.






8

Солнечный свет на Земле.

1



27.10



27.10

Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, выполнять практические задания

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.




9

4. План и карта


Ориентирование на местности.





1

10.11

10.11

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания

Формирование познавательной культуры, развитие эстетического сознания

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Практическая работа № 2 «Определение положения относительно друг друга».



10

Ориентирование на местности.

1




17.11

17.11

Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием

Формирование коммуникативной компетенции в учебно-исследовательской деятельности

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Практическая работа № 3 «Определение азимута».

11

Земная поверхность на плане и карте.

1

24.11

24.11

Развитие познавательных интересов, формирование умений классифицировать материал, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и деятельность с учителем

Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба.


12

Учимся с «Полярной звездой»

1

01.12

01.12

Формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи

Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения

Определять направления, измерять расстояния на местности и плане.


13

Составление плана местности.

1

08.12

08.12

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения в жизни

Читать простейший план местности.

Практическая работа № 4 «Составление плана местности».

14

Географическая карта.

1

15.12

15.12

Формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты

Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях

Составлять и читать простейший план местности.


15

Географическая карта.

1

22.12

22.12

Формирование познавательной культуры, развитие навыков работы с учебными пособиями

Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях

Сравнивать планы местности и гео. карты. Определять направление на глобусе. Выделять основные свойства карт. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.


16

Градусная сеть.

1

12.01

12.01

Формирование познавательной и информационной культуры, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений

Осознание ценности географических знаний в современном мире

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определать направления и измерять расстояния по карте.


17

Географические координаты.

1

19.01

19.01

Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях

Определять географические координаты объектов на карте.


18

Географические координаты.

1

26.01

26.01

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, выполнять познавательные задачи

Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения


Практическая работа №5. «Определение географических координат объектов на карте».

19

Учимся с «Полярной звездой».


02.02

02.02

Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания

Воспитание любви и уважения к своей Родине, формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню науки

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Практическая работа № 6. «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте».

20

Решение практических задач по плану и карте.

1

09.02

09.02

Формирование умений ставить вопросы, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы






Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

.

21

Как люди заселяли Землю.

1

16.02

16.02

Формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников

Воспитание толерантности как нормы доброжелательного отношения к истории, религии, языку народов мира

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные участки суши.

.

22

Как люди заселяли Землю.

1

02.03

02.03

Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Воспитание толерантности как нормы доброжелательного отношения к культуре, традициям, ценностям народов мира

Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине, расположению. Систематизировать новую информацию










23

Расы и народы.

1








09.03

09.03

Формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал

Осознание географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.


24

Учимся с «Полярной звездой».


1





16.03





16.03

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, умение работать в группе, самостоятельно оценивать свои действия

Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.








25

6. Литосфера – твердая оболочка Земли


Земная кора – основная часть литосферы.







1

23.03

23.03

.Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования, решать проблемы

Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма.


26

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

1

06.04

06.04

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы

Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях


27

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

1

13.04

13.04

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Формирование познавательной и информационной культуры, осознание значимости географических знаний

Определять по гео. картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их гео. положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта.


28

Движения земной коры.

1

20.04

20.05

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Осознание значимости географических знаний, умение применить их на практике

Определять по гео. картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их гео. положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.


29

Движения земной коры.

1

27.04

27.04

Формирование умения самостоятельно оценивать свои действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности

Осознание значимости географических знаний, умение применить их в различных жизненных ситуациях

Находить гео. объекты на карте в атласе и с помощью гео. координат и основных ориентиров (рек, озер, гор и т. д.). находить положение гео. объектов на к/к и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве


30

Рельеф Земли. Горы.

1

04.05

04.05

Формирование умения на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Практическая работа № 7. «Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа».

31

Рельеф Земли. Равнины.

1

11.05

11.05

Формирование умения на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.


32

Учимся с «Полярной звездой».

1

18.05


18.05


Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия

Осознание ценности географических знаний в современном мире и их практического применения

Выявление навыков работы с тестами


33


Решение практических задач по карте. Обобщающее повторение.

1

25.05


25.05

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия

Осознание ценности географических знаний в современном мире и их практического применения

Выявление навыков работы с тестами




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сборник заданий и упражнений по географии: 5 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» - М: Издательство «Экзамен», 2016

  Олимпиады по географии. 5 класс. Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2016

Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология. Сост. А.Е. Савашкевич А.Ю. Саполжкова Н.В. Федоркова – Ярославль: Академия развития, 2015.

Кроссворды для школьников. География. Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 2018.

Предметная неделя географии в школе. В.Н. Андреева. – Изд. 3-е – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.

Литература для учащихся:

1.Астапенко П.Д.Вопросы о погоде СПб.Гидрометеоцентр,1997

2.Ж.Верн Открытие Земли(История Великих географических открытий)М,1993

3.Куприн А.Н.Занимательно об ориентирование М.Просвещение,2011

4.Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии М.Просвещение,1993

5.Томилин А.Как люди изучали свою землю СПб. Детская литература,1983



Дополнительная литература

АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1.

Пармузин Ю.П. Карпов Г.В.

Словарь по физической географии

1994

Просвещение

2

Максаковский В.П.

География. Справочные материалы

1995

Просвещение

3

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

4

Мезенцев В.А.

Энциклопедия чудес

1969

Знание

5

Максимов Н.А.

За страницами учебника географии

1981

Просвещение

6

Погосян Х.П. Туркетти З.Л.

Атмосфера Земли. Пособие для учителя.

1970

Просвещение

7

Куприн А.М.

Занимательная картография

1989

Просвещение

8


Атлас мира. Обзорно-географический

2006

М.: Астрель-: ACT

9


Атлас мира для школьников

2009

М. :Астрель : ACT

10

В. В. Климанов, О. А. Климанова

География в таблицах. 6-10 классы : справочное пособие

2010

М.: Дрофа

11

Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова

География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-викторины

2011

Волгоград : Учитель

12

В. И. Малов

Великие географические открытия

2008.

М.: Оникс

13

Никитин Н.А.

Поурочные разработки по географии. 6 класс.

2005

М.: «ВАКО»

14

Низовцев В.А.

Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

2006

М.: Айрис-пресс

15

Данилова Е.А.

География в схемах и таблицах

2006

СПб.: Тригон

16

Пятунин В.Б.

Контрольные и проверочные работы по географии

1996

М.: Дрофа

17

Сиротин В.И.

Практические работы по географии и методика их выполнения

1997

АРКТИ

18

Перлов Л.Е.

Дидактические карточки-задания по географии

2005

М.: Экзамен

19

Зотова А.М.

Игры на уроках географии.

6-7 классы: метод.пособие для учителя

2007

М.: Дрофа

20

Пятунин, В. Б.

Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы : методическое пособие

2002

М.: Дрофа

21

Пятунин, В. Б

Проверка и оценка результатов обучения географии :методическое пособие

2003

ACT :Астрель

22

Пятунин, В. Б.

Тестовые задания по географии. 6-10 классы

2003

М.: Просвещение

23

Шингарева, К. Б.

Солнечная система. Астрономия : атлас

2009

М.: Дрофа, ДИК

24

Труднева С.Н.


География в кроссвордах


2006

М.: Дрофа

25

Блаженов В.А.


Приемы развивающего обучения географии


2006

М.: Дрофа

26

Блаженов В.А.


Географические детективы как средство развития мышления учащихся


2007

М.: Дрофа

27

Пармузин Ю.П. Карпов Г.В.

Словарь по физической географии

1994

М.: Просвещение

28

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

29

Мезенцев В.А.

Энциклопедия чудес

1969

Знание

30

Максимов Н.А.

За страницами учебника географии

1981

М.: Просвещение

31

Погосян Х.П. Туркетти З.Л.

Атмосфера Земли. Пособие для учителя.

1970

М.: Просвещение

32

Куприн А.М.

Занимательная картография

1989

М.: Просвещение

33

А. Наумов

Задачи по географии

1993

Москва

Мирос



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

Методического совета

________________________


МБОУ лицей №1


От___31.08.2021г__№__2__


(подпись рук. МО)



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


(ФИО)


_________20___года








































На основании приказа №349 от 26.10.2021 «Об установлении сроков каникул в осенний период на 2021-2022уч.год» внесены соответствующие изменения в календарный учебный график и рабочую программу.

Календарно-тематическое планирование



9

4. План и карта


Ориентирование на местности.





1

17.11

17.11

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания

Формирование познавательной культуры, развитие эстетического сознания

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Практическая работа № 2 «Определение положения относительно друг друга».



10

Ориентирование на местности.

1




24.11

24.11

Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием

Формирование коммуникативной компетенции в учебно-исследовательской деятельности

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Практическая работа № 3 «Определение азимута».

11-12

Земная поверхность на плане и карте.

Учимся с «Полярной звездой»

1

01.12

01.12

Развитие познавательных интересов, формирование умений классифицировать материал, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и деятельность с учителем

Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба.


Выполнение программного материала

Период обучения

Часы

По плану

По факту

1 четверть

8


2 четверть

7

6

3 четверть

10


4 четверть

8


Итого:

33

32



Согласовано на ШМО

Протокол №2 от 26.10.2021

Руководитель ШМО Горобцова Г.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!