МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Принято на заседании педагогического совета
Зам. директора по УВР Протокол №___от «__»_____________2018 г.
___________Терехова М.Г.
«___» ____________2018 г.
Утверждаю
Директор школы __________Бородкин В. Д.
Протокол №_______от «__»________ 2018 г.
Рабочая программа по предмету
«География»
5класс
Разработала:
Терехова М.Г.
Учитель
первой квалификационной категории
Становое 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
- Основной образовательной программы МКОУ «Становская СОШ».
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что изучает география (4 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология.
Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практическая работа № 1. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №3. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый (1 ч)
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Предварительный , текущий, итоговый .
Тестовый контроль, проверочные и практические работы, творческие мини- проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
Практическая работа № 1. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты;
Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Практическая работа №3. Составление карты стихийных природных явлений.
Практическая работа №4. Составление карты стихийных природных явлений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
4. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Раздел (кол-во часов) Тема урока | Примечания |
По факту | По плану |
1 | | 05.09 | Мир, в котором мы живем. | |
2 | | 12.09 | Науки о природе | |
3 | | 19.09 | География – наука о Земле. | |
4 | | 26.09 | Методы географических исследований. | |
5 | | 03.10 | Географические открытия древности и Средневековья. | |
6 | | 10.10 | Важнейшие географические открытия. | |
7 | | 17.10 | Открытия русских путешественников | |
8 | | 24.10 | Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю» Практическая работа № 1 Важнейшие географические открытия. | |
9 | | 07.11 | Изучение Вселенной | |
10 | | 14.11 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты | |
11 | | 21.11 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | |
12 | | 28.11 | Мир звезд | |
13 | | 05.12 | Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса | |
14 | | 12.12 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | |
15 | | 19.12 | Стороны горизонта | |
16 | | 26.12 | Ориентирование | |
17 | | 16.01 | План местности | |
18 | | 23.01 | Изображения поверхности на плане и карте Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. | |
19 | | 30.01 | Географическая карта | |
20 | | 06.02 | Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» | |
21 | | 13.02 | Как возникла Земля | |
22 | | 20.02 | Внутренне строение Земли | |
23 | | 27.02 | Землетрясения и вулканы Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов | |
24 | | 06.03 | Материки | |
25 | | 13.03 | Путешествия по материкам | |
26 | | 20.03 | Вода на Земле | |
27 | | 03.04 | Воздушная одежда Земли Практическая работа №4. Составление карты стихийных природных явлений. | |
28 | | 10.04 | Погода | |
29 | | 17.04 | Климат | |
30 | | 24.04 | Живая оболочка Земли | |
31 | | 15.05 | Почва – особое природное тело | |
32 | | 22.05 | Человек и природа | |
33-34 | | 29.05 | Обобщающий урок по теме «Природа земли» | |
35 | | | Резервный урок | |