СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-6 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5-6 классов составлена на основании примерной Программа основного общего образования по географии авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-6 классы»

«Утверждаю»

Директор МОУ школы №22

___________Т.А.Галактионова

30.08.2021г. приказ №68









Муниципальное общеобразовательное учреждение

Токаревская сельская основная

общеобразовательная школа №22

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области








Рабочая программа по географии

(базовый уровень)

5 - 6 классы











Составитель: Максимова Татьяна Федоровна

учитель географии и биологии высшей категории







2021-2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3)

  • Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (2010г)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1578 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ школы №22

  • Учебный план МОУ школы №22 на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по географии для 5-6 классов составлена на основании примерной Программа основного общего образования по географии авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев (рабочая программа по географии, 5-9 классы, к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. - М. : Дрофа, 2017.).

В соответствии с учебным планом МОУ школы №22 на изучение учебного предмета «География» в 5 и 6 классах отводится по 1 часу в неделю. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 34 часов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»


Изучение географии в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль-туре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

    • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

    • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    • развитие эстетического сознания через освое ние художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

    • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

    • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

    • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

    • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

    • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

    • выявлять причины и следствия простых явлений;

    • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

    • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

    • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

    • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

    • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

    • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

    • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

    • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

    • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

    • объяснять, для чего изучают географию;

    • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

    • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

    • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

    • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

    • строить простые планы местности;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

    • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

    • называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

    • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

    • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

    • описывать представления древних людей о Вселенной;

    • называть и показывать планеты Солнечной системы;

    • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

    • описывать уникальные особенности Земли как планеты;

    • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

    • работать с компасом;

    • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

    • называть и показывать по карте основные географические объекты;

    • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

    • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

    • объяснять особенности строения рельефа суши;

    • описывать погоду своей местности;

    • объяснять значение ключевых понятий.

    Ученик научится:

    - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

    - анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

    - по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

    - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

    - в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

    - составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

    - представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

    Ученик получит возможность научиться:

    - ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    - строить простые планы местности;

    - создавать простейшие географические карты различного содержания;

    - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

    - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    - использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

    - проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

    - оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

    - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    - приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

    - создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • сохранения здоровья и соблюдения норм эко логического поведения;

    • сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

    • адаптации к условиям проживания на определенной территории;

    • самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-9 КЛАССЫ

Выпускник научится:

• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую

географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для

решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

- выявления географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации, объяснения географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и

географических различий);

- расчета количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;

- составления простейших географических прогнозов;

- принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и

проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных

регионов и стран;

• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; особенности адаптации человека к разным природным условиям;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных

территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных

процессов или закономерностей;

• различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и

территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

• описывать погоду своей местности;

• объяснять расовые отличия разных народов мира;

• давать характеристику рельефа своей местности;

• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;

• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления;

• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими

изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

• наносить на контурные карты основные формы рельефа;

• давать характеристику климата своей области (края, республики);

• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого

капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«География. Землеведение. 5 - 6 классы»


5 класс

Раздел I. Как устроен наш мир

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояния до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить поглобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства

других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются

горные породы, попадая в недра Земли?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера - кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА

Биосфера - живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия на природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли;

  • определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

  • объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • читать план местности и карту;

  • производить простейшую съемку местности;

  • работать с компасом, картой;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • обозначать на контурной карте географические объекты;

  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

  • описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения элементов погоды;

  • вести полевой дневник.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой и сложный план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

  • оценивать работу одноклассников;

  • выявлять причинно#следственные связи;

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учебе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • целостным мировоззрением;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

  • основами экологической культуры.


6 класс

Раздел IV. Земля во Вселенной

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной

сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?

Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Урок-практикум. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?

Раздел VI. Природа Земли

ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ

Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?

Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?

ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?

Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ

Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как

пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?

Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?

Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?

ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок-практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок-практикум. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за

сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА - КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

Раздел VII. Географическая оболочка - среда жизни

ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что

влияет на размещение природных комплексов в горах?

Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких

и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»;

  • показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;

  • объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия;

  • определять координаты точек и точек по их географическим координатам;

  • составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;

  • ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам;

  • приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению;

  • определять по карте местоположение объекта. объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер»,«гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования;

  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

  • определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

  • показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;

  • составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;

  • наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;

  • называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

  • описывать погоду и климат своей местности;

  • показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот;

  • объяснять значение понятий: «растительный покров», «местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус», «географическая оболочка», «целостность и ритмичность географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;

  • объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;

  • приводить аргументы для обоснования тезиса «почва - особое природное тело»;

  • приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;

  • доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;

  • использовать географические карты для поиска информации;

  • характеризовать природные зоны с использованием карт;

  • приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

  • называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • оценивать работу одноклассников;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • решать проблемные задачи;

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • давать характеристику географических объектов;

  • классифицировать информацию;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • целостным мировоззрением;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • основами экологической культуры.

Программой предусмотрено проведение практических работ, которые являются частью урока. В календарно-тематическом планировании в «Наименование разделов и тем урока» вынесен порядковый номер практической работы и отдельно введен раздел «Практическая часть».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

5 - 6 классы (ФГОС)


раздела

Наименование разделов и тем

5 класс, 34 часа (1 час в неделю)

1

Раздел 1. Как устроен наш мир - 10 часов


Тема 1. Земля во Вселенной - 5 часов


Тема 2. Облик Земли - 5 часов

2

Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности - 8 часов


Тема 3. Изображение Земли- 2 часа


Тема 4. История открытия и освоения Земли - 6 часов

3

Раздел 3. Как устроена наша планета - 15 часов.


Тема 5. Литосфера - 5 часов


Тема 6. Гидросфера - 3 часа


Тема 7. Атмосфера - 3 часа


Тема 8. Биосфера - 2 часа


Тема 9. Природа и человек - 1 час (+1 час закрепление)


Резерв - 1 час


Итого - 34 часа

6 класс , 34 часа (1 час в неделю)

4

Раздел 4. Земля во Вселенной - 4 часа

5

Раздел 5. Путешествия и их географическое отражение - 5 часов

6

Раздел 6. Природа Земли - 19 часов.


Тема 10. Планета воды - 2 часа


Тема 11. Внутреннее строение Земли - 3 часа


Тема 12. Рельеф суши - 4 часа


Тема 13. Атмосфера и климаты Земли - 6 часов


Тема 14. Гидросфера - кровеносная система Земли - 3 часа


Раздел 7. Географическая оболочка - среда жизни - 6 часов (+ 1 час закрепление)


Тема 15. Живая планета - 2 часа


Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности - 3 часа


Тема 17. Природа и человек - 1 час (+ 1час закрепление)


Итого - 34 часа



«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _1_ заседания ШМО

естественно-научного цикла

от «30» августа_2021г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.В.Аборина/

«30» августа_2021г.


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

5 класс (ФГОС), 34 часа (1 час в неделю)

2021-2022 учебный год


урока


Наименование разделов и

тем урока

Практическая часть

Кол-во

часов

Плановые сроки прохожде

ния программы

Скорректи

рованные

сроки прохожде

ния программы

Раздел 1. Как устроен наш мир - 10 часов

Тема 1. Земля во Вселенной - 5 часов

1

Представления об устройстве мира


1

06.09-10.09


2

Звезды и галактики.


1

13.09-17.09


3

Солнечная система.


1

20.09-24.09


4

Луна - спутник Земли.


1

27.09-01.10


5

Земля - планета Солнечной системы.


1

11.10-15.10


Тема 2. Облик Земли - 5 часов

6

Облик земного шара.


1

18.10-22.10


7

Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли.


1

25.10-29.10


8-9


Параллели и меридианы. Градусная сеть.


2

01.11-03.11

08.11-12.11


10

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

П/р №1

1

22.11-26.11


Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности - 8 часов.

Тема 3. Изображение Земли - 2 часа

11

Способы изображения земной поверхности.


1

29.11-03.12


12

История географической карты.


1

06.12-10.12


Тема 4. История открытия и освоения Земли - 6 часов

13

Географические открытия древности.


1

13.12-17.12


14

Географические открытия Средневековья.


1

20.12-24.12


15

Великие географические открытия


1

27.12-30.12


16

В поисках Южной Земли.


1

10.01-14.01


17

Исследования океана и внутренних частей материков.


1

17.01-21.01


18

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.

П/р №2

1

24.01-28.01


Раздел 3. Как устроена наша планета – 15 часов

Тема 5. Литосфера - 5 часов

19

Внутреннее строение Земли.


1

31.01-04.02


20

Горные породы и их значение для человека.


1

07.02-11.02


21

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

П/р №3

1

14.02-18.02


22

Рельеф и его значение для человека.


1

28.02-04.03


23

Основные формы рельефа Земли.


1

14.03-18.03


Тема 6. Гидросфера - 3 часа

24

Мировой круговорот воды.


1

21.03-25.03


25

Мировой океан и его части.


1

28.03-01.04


26

Гидросфера - кровеносная система Земли.


1

11.04-15.04


Тема 7. Атмосфера - 3 часа

27

Атмосфера Земли и ее значение для человека.


1

18.04-22.04


28

Погода.


1

25.04-29.04


29

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

П/р №4

1

25.04-29.04


Тема 8. Биосфера - 2 часа

30

Биосфера - живая оболочка Земли.


1

04.05-06.05


31

Урок-практикум. Экскурсия в природу.

П/р №5

1

11.05-13.05


Тема 9. Природа и человек - 1час (+1 час закрепление)

32

Воздействие человека на природу Земли.


1

16.05-20.05


33

Обобщение знаний


1

23.05-27.05


34

Резерв времени.


1




Итого


34





«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _1_ заседания ШМО

естественно-научного цикла

от «30» августа 2021г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.В.Аборина/

«30» августа 2021г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

6 класс (ФГОС), 34 часа (1 час в неделю)

2021 -2022 учебный год


урока


Наименование разделов и

тем урока

Практическая часть

Кол-во

часов

Плановые сроки прохожде

ния программы

Скорректи

рованные

сроки прохожде

ния программы

Раздел 4. Земля во Вселенной - 4 часа

1

Вращения Земли и его следствия.


1

06.09-10.09


2-3

Географические координаты.


2

13.09-17.09

20.09-24.09


4

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу.

П/р №1

1

27.09-01.10


Раздел 5. Путешествия и их географическое отражение - 5 часов

5

План местности.


1

11.10-15.10


6

Ориентирование по плану местности в природе и в населенном пункте.


1

18.10-22.10


7

Урок-практикум. Составление плана местности.

П/р №2

1

25.10-29.10


8

Многообразие карт.


1

01.11-03.11


9

Урок-практикум. Работа с картой.

П/р №3

1

08.11-12.11


Раздел 6. Природа Земли - 19 часов.

Тема 10. Планета воды - 2 часа

10

Свойства вод Мирового океана.


1

22.11-26.11


11

Движение вод в Мировом океане.


1

29.11-03.12


Тема 11. Внутреннее строение Земли - 3 часа

12

Движение литосферных плит.


1

06.12-10.12


13

Землетрясения: причины и последствия.


1

13.12-17.12


14

Вулканы.


1

20.12-24.12


Тема 12. Рельеф суши - 4 часа

15

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.


1

27.12-30.12


16

Горы.

П/р №4

1

10.01-14.01


17-18

Равнины.

П/р №5

2

17.01-21.01

24.01-28.01


Тема 13. Атмосфера и климаты Земли - 6 часов

19

Температура воздуха.


1

31.01-04.02


20

Атмосферное давление. Ветер.


1

07.02-11.02


21

Облака и атмосферные осадки.


1

14.02-18.02


22

Погода и климат.


1

28.02-04.03


23

Урок-практикум. Работа с климатическими картами.

П/р №6

1

09.03-11.03


24

Урок-практикум. Наблюдения за погодой.

П/р №7

1

14.03-18.03


Тема 14. Гидросфера - 3 часа

25

Реки в природе и на географических картах.


1

21.03-25.03


26

Озера.


1

28.03-01.04


27

Подземные воды. Болота. Ледники.


1

11.04-15.04


Раздел 7. Географическая оболочка - среда жизни - 6 часов (+1 час закрепление)

Тема 15. Живая планета - 2 часа

28

Закономерности распространения живых организмов на Земле.


1

18.04-22.04


29

Почва как особое природное тело.


1

25.04-29.04


Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности - 3 часа

30

Понятие о географической оболочке.


1

04.05-06.05


31

Природные комплексы как части географической оболочки.


1

04.05-06.05


32

Природные зоны Земли.


1

11.05-13.05


Тема 17. Природа и человек - 1час (+1 час закрепление)

33

Стихийные бедствия и человек.


1

16.05-20.05


34

Обобщение знаний


1

23.05-27.05



Итого


34





«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _1_ заседания ШМО

естественно-научного цикла

от «30» августа 2021 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.В.Аборина/

«30» августа 2021 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!