СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»

Пояснительная записка


Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования, примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии М: Вентана- Граф Составители: Летягин А.А., ДушинаИ В, Пятунин и др..2015 г.

Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации», «Природопользование и геоэкология».

Учебник: География России. Хозяйство. Регионы : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Таможняя, С.Г.Толкунова ;под общ. Дронова.- 4 е. изд., перераб.- М. : Вентана – Граф, 2017.

Цель и задачи курса

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Учебно-методические задачи:

• сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

• сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

• научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

• развивать картографическую грамотность школьников;

• сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

• показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».


Планируемые результаты

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры

своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности

в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения географии:

Тема «Общая характеристика хозяйства России»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «хозяйство (экономика) страны», «отрасль хозяйства», «отраслевая структура хозяйства», «межотраслевой комплекс», «территориальная структура хозяйства». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры отраслей хозяйства, относящихся к разным секторам экономики и входящих в состав разных межотраслевых комплексов. Определять по статистическим данным: отраслевую структуру современного хозяйства; состав хозяйства по секторам; тенденции в развитии отраслевой структуры хозяйства страны; показатели развития хозяйства страны. Определять по картам условия и факторы (природные, социально-экономические, экологические) размещения предприятий. Устанавливать взаимосвязи между закономерностями развития хозяйства и их проявлениями в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны в разные исторические периоды. Объяснять особенности современной отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Прогнозировать изменения структуры экономики России в будущем. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в хозяйстве своей местности; для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценки; для чтения карт различного содержания.

Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «топливно-энергетический баланс», «специализация», «комбинирование», «кооперирование», «химизация», «урожайность», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортная система», «окружающая среда».Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры: отраслей в составе МОК, видов предприятий, ландшафтов разной степени антропогенного изменения. Понимать: значение отраслей и МОК в хозяйстве страны; особенности размещения, проблемы и перспективы развития важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства России; причины природных и антропогенных загрязнений, пути сохранения качества окружающей среды на территории своего государства; значение экологического потенциала России на региональном и глобаль ном уровнях. Показывать по картам: главные районы (базы) и центры топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, машиностроения, животноводства и растениеводства, лёгкой и пищевой промышленности, производственной и социальной инфраструктуры; регионы с экологически благоприятными и неблагоприятными условиями. Определять по картам: факторы и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства. Определять по статистическим материалам: показатели развития отдельных отраслей хозяйства, тенденции их развития; место РФ в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов, производству отдельных видов продукции и услуг. Устанавливать взаимосвязи между: отраслями хозяйства в составе МОК; фактора- ми и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства; природными условиями и зональной специализацией сельского хо зяйства. Составлять краткую географическую характеристику баз топливной промышленности, металлургии, химико-лесного комплекса по типовому плану. Оценивать особенности, тенденции, проблемы развития отдельных отраслей хозяйства России, современные экологические проблемы России. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в структуре хозяйства страны в целом и своей местности, для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценке, об экологической ситуации в России, её оценке; проведения наблюдений и геоэкологического мониторинга за объектами своей местности, оценки их изменений; чтения карт экономико-географического и эколого-географического содержания.

Раздел «Природнохозяйственные регионы России»

Знать и объяснять существенные признаки понятия «районирование». Использовать это понятие для решения учебных задач. Приводить примеры: адаптации человека к условиям географической среды в различных регионах, примеры влияния при родной среды на формирование культурно-исторических особенностей разных народов. Понимать причины возникновения геоэкологических, экономических, социальных проблем при роднохозяйственных регионов страны. Показывать по карте: субъекты РФ; природнохозяйственные регионы РФ; памятники Всемирного природного и культурно-исторического наследия на территории РФ; основные природные, культурные и хозяйственныеобъекты на территории регионов РФ. Определять по картам: виды районирования и признаки, по которым проведено районирование; географическое положение крупных природнохозяйственных регионов РФ; состав регионов; особенности природных условий и ресурсов крупных природнохозяйственных регионов РФ; особенности населения и хозяйственной специализации регионов РФ. Устанавливать взаимосвязи между: географическим положением, особенностями заселения и хозяйственного освоения, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и хозяйства отдельных территорий; составлять краткую географическую характеристику природнохозяйственных регионов на основе различных источников географической информации и форм её представления. Оценивать: хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района (региона); современные проблемы и перспективы развития природнохозяйственхых регионов. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения топографических планов и туристических карт разных городов России; сбора, анализа и систематизации информации географического содержания о регионах России по материалам периодической печати; анализа и оценки хозяйственной специализации регионов на основе географических карт и статистических материалов; разработки варианта районирования выбранной территории по какому-либо признаку.

Раздел «Россия в современном мире»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «валовый внутренний продукт (ВВП)», «экономическая интеграция». Использовать эти понятия для решения учебных задач; приводить примеры: видоввнешнеэкономической деятельности России; основных внешнеэкономических партнёров России. Понимать основные направления социальноэкономического развития страны. Показывать по картам: основных внешнеэкономических партнёров России. Определять по статистическим материалам и картам: показатели, характеризу-ющие уровень социально-экономического развития страны. Оцнивать место страны в мировой экономике, в международном географическом разделении труда.

Содержание предмета

Хозяйство России (25 ч)

Общая характеристика хозяйства России (4 ч). Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития. Современное хозяйство России, его задачи. Подразделе­ние хозяйства на сектора, межотраслевые комплексы, отра­сли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отрасле­вая и функциональная структура экономики. Территориаль­ная структура хозяйства. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

География отраслей и межотраслевых комплексов (21 ч)

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с други­ми межотраслевыми комплексами. Топливно-энергети­ческие ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих ре­гионов.Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотрасле­выми комплексами. Основные факторы размещения пред­приятий и главные металлургические базы страны. Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Ос­новные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Метал­лургия и проблемы охраны окружающей среды.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми ком­плексами. Главные факторы размещения предприятий хи­мико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав. Лесная промышленность: география ресурсов, отрасле­вой состав, факторы размещения предприятий. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химиколесной комплекс и окружающая среда.

Машиностроительный комплекс. Состав, место и зна­чение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими меж­отраслевыми комплексами. Факторы размещения предприятий машиностроитель­ного комплекса. География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машино­строительный комплекс и окружающая среда.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значе­ние комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотрас­левыми комплексами. Факторы размещения и типы пред­приятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледе­лия и животноводства. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значе­ние инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транс­порта на размещение населения и хозяйства России. Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Виды связи, их значение в современном хозяйстве стра­ны, размещение. Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значе­ние, диспропорции в размещении. Научный комплекс: осо­бенности размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

Экологический потенциал России. Экологические про­блемы на территории России. Источники загрязнения окру­жающей среды и меры по сохранению ее качества на терри­тории страны. Мониторинг экологической ситуации. Экологи­ческий потенциал России, его региональное и глобальное значение.

Природно-хозяйственные регионы России (34 ч)

Принципы выделения регионов на территории страны (2 ч). Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяй­ственные регионы. Крупные природно-хозяйственные регио­ны на территории страны: Север и Северо-Запад, Централь­ная Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Общая комплексная характеристика европейской час­ти России (1 ч). Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европей­ской части России. Природный, человеческий и хозяйствен­ный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Центральная Россия (3 ч). Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия — историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона. Основные черты природы и природные факторы разви­тия территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность клима­тических условий для жизни человека и развития земледе­лия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лес­ные и рекреационные. Дефицит большинства видов природ­ных ресурсов. Высокая численность и плотность населения, преоблада­ние городского населения. Крупные города и городские агломе­рации. Социально-экономические проблемы сельской местно­сти и древних русских городов. Культурно-исторические и ар­хитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.

Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на науко­ёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Со­циальные, экономические и экологические проблемы ре­гиона.

Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.

Европейский Север (3 ч). Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитиче­ского и соседского положения на особенности развития регио­на на разных исторических этапах.

Основные черты природы и природные факторы разви­тия территории: разнообразие рельефа, богатство минераль­ными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для разви­тия земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, ме­таллургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транс­порта и проблемы развития портового хозяйства.Потенциал региона для развития туристско-экскурси­онного хозяйства. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы.

Северо-Запад (3 ч). Состав региона. Особенности гео­графического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообще­ством. Особенности географического положения Калинин­градской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и воз­вышенностей, следы древнего оледенения, влияние примор­ского положения на умеренность климата, избыточное ув­лажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь — район древнего заселения. Ста­ринные русские города — культурно-исторические и тури­стические центры. Высокая плотность и преобладание городского населе­ния. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хо­зяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостро­ение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, ту­ристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и про­блемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.

Экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Поволжье (3 ч). Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточ­ной и юго-восточной частях Русской равнины.

Основные черты природы и природные факторы разви­тия территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодоро­дие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнерге­тические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территори­альной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: разви­тие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбопе­рерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хо­зяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопровод­ный транспорт, их влияние на природу региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Юг европейской части страны (3 ч). Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внут­ренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на вос­ток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агро­климатические, почвенные и кормовые. Благоприятные при­родные условия для жизни, развития сельского и рекреа­ционного хозяйства.

Высокая плотность и неравномерность размещения на­селения. Пестрота национального и религиозного состава на­селения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сель­ского населения. Крупные города.

Современные отрасли специализации: сельскохозяй­ственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Урал (3 ч). Особенности географического положения ре­гиона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона. Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Про­явления широтной зональности и высотной поясности на тер­ритории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно-ис­торические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природ­ных условий и географии месторождений полезных ископае­мых на расселение населения и размещение промыш­ленности.

Урал — старейший горнодобывающий район России. Ос­новные отрасли специализации: горнодобывающая, метал­лургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Общая комплексная характеристика Азиатской части России (1 ч). Особенности географического положения, при­роды, истории, населения и хозяйства азиатской части Рос­сии. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Сибирь (2 ч). Географическое положение региона. Об­щие черты природы. Отличие природных зон Сибири от ана­логичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские го­рода-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские ка­заки. Коренное население Сибири: традиции, религии, про­блемы малочисленных народов. Адаптация коренного и рус­ского населения к суровым природным условиям региона.

Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Дис­пропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенно­сти размещения населения.

Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения тер­ритории. Региональные различия на территории Сибири.

Западная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобра­зие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: топлив­ные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.

Специализация хозяйства — нефтегазохимический ком­плекс. Особенности его структуры и размещения. Крупней­шие российские нефтяные и газовые компании. Система тру­бопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.

Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Восточная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобра­зие географического положения. Особенности природы и при­родные факторы развития территории: разнообразие текто­нического строения и рельефа, резко континентальный кли­мат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гид­роэнергетические, лесные, кормовые.Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.

Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Южная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетря­сений, контрастность климатических условий, истоки круп­нейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира ре­гиона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклимати­ческие, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.

Несоответствие между природными богатствами и люд­скими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мо­заичность размещения населения. Уровень развития транс­порта и его влияние на размещение населения.

Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона. Отрасли специализации: горнодобывающая, топлив­ная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпо­сылки для развития АПК, особенности его структуры и раз­вития в экстремальных условиях. Основные земледельче­ские районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Дальний Восток (4 ч). Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобла­дание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление ши­ротной зональности и высотной поясности. Природные ре­сурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности на­селения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномер­ность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.

Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомога­тельные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, су­доремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.


Россия в современном мире (1 ч)

Место России среди стран мира. Характеристика исто­рических, экономических и этнокультурных связей России со странами СНГ. Памятники Всемирного культурного насле­дия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разде­лении труда.

География Тюменской области (8ч)


Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области. Население области. Общая характеристика хозяйства Особенности хозяй­ства. Факторы размещение отраслей промышленности. Перспективы развития Владимирской области.











III Тематическое планирование


Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Пр/р

Кр/р

I

Раздел 1. Хозяйство России

24



1.

Общая характеристика хозяйства России

3

1



2.

География отраслей и межотраслевых комплексов

21




Топливно-энергетический комплекс.

Металлургический комплекс.

Химико-лесной комплекс.

Машиностроительный комплекс.

Агропромышленный комплекс.

Инфраструктурный комплекс.

Экологический потенциал России.

4

3

3

1

3

5

2

2

1

1


1








1

II.

Раздел 2. Природно-хозяйственные регионы России

34



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Принципы выделения регионов на территории страны

Общая комплексная характеристика европейской час­ти России

Центральная Россия

Европейский Север

Северо-Запад

Поволжье

Юг европейской части страны

Урал

Общая комплексная характеристика азиатской части России

Сибирь

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

1

1

3

3

3

3

3

4

1

2

3

3

4




1


2

1

1



1

1

1








1





1

III

Раздел 3. Россия в современном мире

1



IV

Раздел 4. География Тюменской области

9


1

Всего:

68

14

4














Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Форма контроля

Домашнее задание

Раздел 1. Хозяйство России

Общая характеристика хозяйства России(3ч)

1



Отраслевая структура хозяйства

Фронтальный опрос

П.1с. 4-12 чит.,отв. на вопр. собрать сведения о предприяниях своей местности

2



Территориальная структура хозяйства

Тест, опрос

П.2 с.12-18 чит.,отв. на вопр., РТ с. 8 ШГИ вып.

3



Особенности формирования хозяйства России Пр.р. №1 «Выявление цикличности в развитии хозяйства своей местности»

Фронтальный опрос

Практическая работа

П.3 с. 18-24чит. отв. на вопр. РТ.с 9 ШГИ вып.

География отраслей и межотраслевых комплексов (21ч)

Топливно-энергетический комплекс.

4



Состав и значение топливно-энергетического комплекса.

Тестирование

П.4 с. 25-28 чит. отв. на вопр.

5



Топливная промышленность. Нефтяная промышленностьПр. р.№2 «Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и стат. мат.»

Практическая работа

П. 5 с. 28-34, уч. отв. на вопр.

6



Топливная промышленность (продолжение). Угольная и газовая промышленность России. Пр.р.№ 3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам атласа и стат. мат.»

Практическая работа

П.5 с. 28-34 уч. отв. на вопр.

7



Электроэнергетика России.

Тестирование

П. 6 с. 34-41 уч. отв. на вопр.

Машиностроительный комплекс.

8



Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий

Фронтальный опрос

П.7 с. 49 отв. На вопросы 1-5

Металлургический комплекс.

9



Состав и значение металлургического комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий.

Тестирование

§8 вопросы 1-3 стр 55

10



Черная металлургия

Фронтальный опрос

§9 вопрос 3,5 письменно

11



Цветная металлургия. Пр. р. № 4 «Составление характеристики одной из металлургических баз»

Практическая работа

§10 вопрос 3 в тетради

Химико-лесной комплекс.

12



Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность

Тест, опрос

§11 вопросы 1-4, №3 письменно

13



Лесная промышленность


§12 ШГИ в тетради

14



География химико-лесного комплекса. Пр.р № 5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»

Практическая работа

§13, вопр №4

Агропромышленный комплекс

15



Состав и значение агропромышленного комплекса.Сельское хозяйство.

Тест, опрос

§14 вопросы 1-5 стр 86

16



География растениеводства и животноводства. Пр. р. № 6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

Практическая работа

§15 вопр 2,6 стр 95

17



Пищевая и легкая промышленность.

Фронтальный опрос

§ 16 ШГИ стр 100

Инфраструктурный комплекс

18



Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта.

Тест, опрос

§ 17 вопросы стр 104

19



Сухопутный транспорт.

Фронтальный опрос

§ 18 задание 2 стр 108 перенести в контурную карту любые 4 магистрали

20



Водный и другие виды транспорта.

Тестирование

§ 19 вопрос 3 стр 118

21



Связь.

Фронтальный опрос

§ 20 вопросы 1-4 стр 122

22



Отрасли социальной инфраструктуры.

Фронтальный опрос

§ 21вопрос 5 стр 132

Экологический потенциал России.

23



Экологическая ситуация в России

Тест, опрос

§ 22вопросы стр 137

24



Контрольная работа №1 «Хозяйство России»

К/Р

Вопросы для повторения и обобщения стр 137

Раздел 2. Природно-хозяйственные регионы России

Принципы выделения регионов на территории страны (1ч)

25



Принципы выделения регионов на территории страны

Фронтальный опрос

§ 23 стр 143 вопросы

Общая комплексная характеристика европейской час­ти России(1ч)

26



Общая характеристика европейской части России

Тест

§ 24 вопрос 3 письменно стр 147

Центральная Россия (3ч)

27



Географическое положение и основные черты природы Центральной России.

Тестирование

§ 31 вопрос 4, перенести на контурную карту

28



Население Центральной России.

Фронтальный опрос

§ 32 ШГИ в тетради, вопрос 4

29



Хозяйство Центральной России.

Фронтальный опрос

§ 33 вопросы стр 200 ШГИ выборочно

Европейский север (3ч)

30



Географическое положение и природа Европейского Севера.

Фронтальный опрос

§ 25 стр 156 вопросы 1-6

31



Население Европейского Севера.

Географический диктант

§ 26 вопросы 1-3 стр 161 ШГИ выборочно

32



Хозяйство Европейского Севера. Пр. р. № 7 « Влияние приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнт людей»

Практическая работа

§ 27 задание 4 стр 166 и отметить в контурной карте

Северо-Западный регион (3ч)

33



Географическое положение и природа Северо-Запада.

Тестирование

§ 28 вопросы 1-5, 6 письменно стр 173

34



Население Северо-Западного региона.

Фронтальный опрос

§ 29 вопросы стр 176

35



Хозяйство Северо-Запада.

Фронтальный опрос

§30 проектное задание

Поволжский регион (3ч)

36



Состав, географическое положение и особенности природы Поволжья

Тестирование

§ 37 вопросы стр 226 №1 в контурных отметить

37



Население Поволжья. Пр.р. № 8 «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозноо состава»

Практическая работа

§ 38 вопросы, проектная деятельность выборочно

38



Хозяйство Поволжского региона.Пр.р. № 9 «Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути их решения»

Практическая работа

§ 39 вопрос 2 отметить в контурных картах

Европейский Юг (3ч)

39



Состав, географическое положение и особенности природыЕвропейского Юга

Тестирование

§ 34 ШГИ в тетради стр 209, проектная деят-ть выборочно

40



Население Европейского Юга.

Фронтальный опрос

§ 35 вопросы, проектнаядеят-ть

41



Хозяйство Европейского Юга. Пр.р. №10 «Сравнение специализации пищевой промышленности ЕЮ и Поволжья»

Практическая работа

§ 36 вопрос 2 стр 219

Уральский регион (4ч)

42



Состав, географическое положение и особенности природы Урала.

Фронтальный опрос

§ 40 вопрос 4 письменно в виде таблицы, вопрос 6 отметить на к/к

43



Население Урала.

Тест

§ 41, вопросы стр249, проектная деятельность

44



Хозяйство Урала. Пр. р. № 11 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»

Практическая работа

§ 42вопрос 4 стр 255 письменно

45



Контрольная работа №2 «Европейская часть России»

К/Р

Повторить

Общая комплексная характеристика азиатской части России(1ч)

46



Общая характеристика азиатской части России.

Опрос

§ 43 стр 258 вопрос 2 письменно

Сибирь (2ч)

47



Общие черты природы Сибири.

Тест

§ 44 стр 262 вопросы

48



Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири.

С/р

§ 45 стр 267 вопросы

Западная Сибирь (3ч)

49



Состав, географическое положение и особенности природы Западной Сибири.

Опрос

§46 стр 276 вопрос 1 отметить на к/к, ШГИ в тетради, проектная деятельность выборочно

50



Население Западной Сибири.

Опрос

§ 47 вопросы стр 281, проектная деятельгость

51



Хозяйство Западной Сибири. Пр.р. № 12 «Составление характеристики нефтяной или газовой промышленности региона»

Практическая работа

§ 48 стр 287 вопрос 2 отметить на к/к

Восточная Сибирь (3ч)

52



Состав, географическое положение и особенности природы Восточной Сибири.

С/р

§49 вопросы, ШГИ в тетради

53



Население Восточной Сибири.

Опрос

§ 50 ШГИ в тетради

54



Хозяйство Восточной Сибири. Пр.р. № 13 «Составление характеристики Норильского ТПК»

Практическая работа

§ 51 стр 305 вопросы

Дальний Восток (4ч)

55



Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока

Тест

§ 52 стр 315 вопросы

56



Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока.

С/р

§ 53 стр 321 вопросы

57



Хозяйство Дальнего Востока. Пр.р. № 14 «Выделение на карте индустри­альных, транс­портных, науч­ных, деловых, финансовых, обо­ронных центров Дальнего Востока»

Практическая работа

§ 54 вопрос 3 стр 327

58



Контрольная работа № 3 «Азиатская часть России»

К/р

повторить

Раздел 3. Россия в современном мире

59



Место России в мире

беседа

§ 55 стр 336

Раздел 4. География Тюменской области

60



Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области.


§ 1 вопосы

61



Население области


§ 2 вопосы

62



Общая характеристика хозяйства Особенности хозяй­ства. Факторы размещение отраслей промышленности.


§ 3 вопосы

63



Машиностроение.Химическая, легкая и стекольная промышленность.


§ 4 вопосы

64



Общая характеристика АПК. Специализация АПК в областирастениеводства и животноводств


§ 5 вопосы

65



Транспорт Владимирской области


§ 6 вопосы

66



Перспективы развития (будущее Владимирской области)


§ 7 вопосы

67



Урок – зачет по Тюменской области


Повторить. Готовиться к к/р

68



Итоговая контрольная работа «География России. Хозяйство. Регионы».

К/р




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!