Программа курса «Экономическая и социальная география мира» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования, примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии М: Вентана- Граф Составители: О.А.Бахчиева, с учетом базисного учебного плана МАОУ Суерская СОШ на 2019-2020 учебный год.
Главная цель курса – формирование представления о социально-экономической составляющей географической картиной мира. Познакомиться с закономерностями воспроизводства и размещения населения, этапами формирования мирового хозяйства и географического разделения труда, принципами социально-экономического районирования мира.
География – уникальная наука, которая использует свой интеграционный потенциал, объясняет происходящие в современном обществе процессы. Возможные варианты решения экономических и социальных проблем находятся на границе между отдельными отраслями научного знания.
Программа по географии на базовом уровне ориентируется, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
I Планируемые результаты
Личностным результатом обучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
II Содержание учебного предмета
Регионы и страны мира (3ч)
Страноведение и регионы мира. Характеристика стран. Региональное деление мира. Международные отношения и геополитика. Геополитика как научная дисциплина. Международные организации. Региональные конфликты. Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира.
Зарубежная Европа (4ч)
Особенности территории и населения зарубежной Европы. Общая характеристика региона. Природно – ресурсный потенциал Европы. Население. Географические особенности хозяйства зарубежной Европы. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспортная сеть и внешняя торговля. Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы. Восточная Европа. Северная Европа. Западная Европа. Южная Европа. Характеристика отдельных стран Европы. Франция. Польша.
Зарубежная Азия (6ч)
Население и природные ресурсы – основа развития зарубежной Азии. История формирования региона. Природные условия и ресурсы. Население. Многоликое экономическое пространство зарубежной Азии. Группы стран зарубежной Азии. Характеристика субрегионов. Япония – один из лидеров азиатской экономики. Общая характеристика Японии. Население Японии. Промышленность и наука. Сельское хозяйство Японии. Транспорт и непроизводственная сфера. Территориальная структура хозяйства. Китай – новый лидер зарубежной Азии. Общая характеристика Китая. Природно – ресурсный потенциал Китая. Промышленность в Китае. Сельское хозяйство и транспорт. Региональное деление. Индия – страна традиций и инноваций. Общая характеристика Индии. Природно – ресурсный потенциал Индии. Промышленность в Индии. Сельское хозяйство и транспорт.
Северная Америка (5ч)
Территория и население Северной Америки. Общая характеристика и история освоения территории Северной Америки. Население. Природно – ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США. Природные ресурсы и условия. Отрасли первичного сектора экономики. Обрабатывающая промышленность США и Канады. Черная и цветная металлургия. Химическая и нефтехимическая промышленность. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности. Легкая промышленность. Машиностроение и металлообработка. Фермерское сельское хозяйство и его специализация. Особенности сельского хозяйства североамериканских стран. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Транспорт и внешние экономические связи США и Канады. Внешнеэкономические связи.
Латинская Америка (6ч)
Состав региона Латинская Америка. Островная Мезоамерика (Вест-Индия). Общая характеристика региона. Общая характеристика Вест-Индии. Население. Сельское хозяйство. Полезные ископаемые и промышленность. Транспорт. Сфера услуг. Внешнеэкономические связи. Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка). Мексика. Природно – ресурсный потенциал и население Южной Америки. Экономическое пространство Южной Америки. Отраслевая структура экономики стран Южной Америки. Венесуэла. Аргентина. Бразилия. Экономика.
Австралия и Океания (2ч)
Географические особенности развития Австралии и Океании как единого региона. Общая характеристика региона. Население. Природные предпосылки развития хозяйства региона. Динамика развития хозяйства Австралии и Океании. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт и внешнеэкономические связи.
Африка (4ч)
Особенности территории и населения Африки. История освоения материка. Динамика роста населения. Урбанизация. Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки. Агроклиматические и водные ресурсы континента. Сельскохозяйственное производство. Полезные ископаемые и горнодобывающая промышленность. Специализация субрегионов Африки. Территориальные особенности региона. Региональные различия. Социально-экономическая отсталость развивающихся стран.
Россия и мир (3ч)
Россия в современном мире. Ресурсный потенциал России. Россия в мировой экономике. Особенности геополитического положения России. Современный мир и глобальные проблемы человечества.
III Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Пр. р. | К/р |
1 | Регионы и страны мира | 3 | 2 | - |
2 | Зарубежная Европа | 4 | - | - |
3 | Зарубежная Азия | 6 | 2 | 1 |
4 | Северная Америка | 5 | - | - |
5 | Латинская Америка | 6 | 1 | 1 |
6 | Австралия и Океания | 2 | - | - |
7 | Африка | 4 | 1 | 1 |
8 | Россия и мир | 3 | - | 1 |
Итого: | 33 | 6 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Вид контроля | Д/з |
Регионы и страны мира (3ч) |
1 | 5.09 | | Страноведение и регионы мира. Пр.р. №1 «Характеристика экономико-географического положения страны» | Практическая работа | § 31, вопрос № 2 стр.193 |
2 | 12.09 | | Международные отношения и геополитика. | Фронтальный опрос | § 32, вопросы 1-4 стр.197 |
3 | 19.09 | | Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира. Пр.р. №2 «Сравнение показателей ожидаемой продолжительности жизни при рождении в регионах мира и странах». | Практическая работа | § 33, вопрос1,3 страница 205 |
Зарубежная Европа (4ч) |
4 | 26.09 | | Особенности территории и населения зарубежной Европы. | Фронтальный опрос | § 34, вопросы стр. 211 |
5 | 3.10 | | Географические особенности хозяйства зарубежной Европы. | Индивидуальный опрос | § 35, вопросы стр. 217 |
6 | 10.10 | | Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы | Фронтальный опрос | § 36, вопросы 1-3 стр. 223 |
7 | 17.10 | | Характеристика отдельных стран Европы | Зачет | § 37, вопросы стр. 230-231 |
Зарубежная Азия (6ч) |
8 | 24.10 | | Население и природные ресурсы – основа развития зарубежной Азии. Пр.р. №3 «Сравнение средней плотности населения двух стран» | Практическая работа | § 38, вопросы стр.238 |
9 | 7.11 | | Многоликое экономическое пространство зарубежной Азии. Пр.р. №4 « Составление сравнительных характеристик двух стран га основе различных источников информации» | Практическая работа | § 39, вопрос 5 стр.246 |
10 | 14.11 | | Япония – один из лидеров азиатской экономики. | Индивидуальный опрос | § 40, вопрос 4 стр. 252 |
11 | 21.11 | | Китай – новый лидер зарубежной Азии. | Тест | § 41, вопросы 1-4, стр. 261 |
12 | 28.11 | | Индия – страна традиций и инноваций. | Фронтальный опрос | § 42 вопросы 1,2 стр. 266 |
13 | 5.12 | | Контрольная работа №1 «Зарубежная Европа. Зарубежная Азия» | К/р | Повторить §§ 34-42 |
Северная Америка (5ч) |
14 | 12.12 | | Территория и население Северной Америки. | Индивидуальный опрос | § 43, вопросы стр.271 |
15 | 19.12 | | Природно – ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США | Фронтальный опрос | § 44, вопросы стр. 276 |
16 | 26.12 | | Обрабатывающая промышленность США и Канады. | Фронтальный опрос | § 45, вопросы стр. 287 |
17 | 16.01 | | Фермерское сельское хозяйство и его специализация. | Тест | § 46, вопросы стр.293 |
18 | 23.01 | | Транспорт и внешние экономические связи США и Канады | Зачет | § 47, вопросы стр. 297, ШГА |
Латинская Америка (6ч) |
19 | 30.01 | | Состав региона Латинская Америка. Островная Мезоамерика (Вест-Индия). | Индивидуальный опрос | § 48, вопросы 2,3 стр. 304 |
20 | 6.02 | | Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка). | Фронтальный опрос | § 49, вопрос 4 стр. 312 |
21 | 13.02 | | Природно – ресурсный потенциал и население Южной Америки. | Тест | § 50 вопросы стр. 318 |
22 | 20.2 | | Экономическое пространство Южной Америки. Пр.р. №5 «Определение по статистическим материалам направления изменений отраслевой структуры хозяйства страны» | Практическая работа | § 51, вопросы стр. 324 |
23 | 27.02 | | Бразилия. | Тест | § 52, вопросы стр. 328 |
24 | 5.03 | | Контрольная работа №2 «Северная и Латинская Америка» | К/р | Повторит §§ 43-52 |
Австралия и Океания (2ч) |
25 | 12.03 | | Географические особенности развития Австралии и Океании как единого региона | Фронтальный опрос | § 53, вопросы 3,4 стр.335 |
26 | 19.03 | | Динамика развития хозяйства Австралии и Океании. | Тест | § 54,вопросы стр. 341 |
Африка (4ч) |
27 | 2.04 | | Особенности территории и населения Африки. | Индивидуальный опрос | § 55, вопрос 4 стр.346 |
28 | 9.04 | | Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки | Тест | § 56, вопросы стр.354 |
29 | 16.04 | | Специализация субрегионов Африки. Пр.р. № 6 «Сравнительная характеристика двух стран» | Практическая работа. | § 57, вопрос 1,2 стр. 361 |
30 | 23.04 | | Контрольная работа №3 « Австралия и Океания. Африка». | К/р | §§ 53-57, повторить |
Россия и мир (3ч) |
31 | 30.04 | | Россия в современном мире. | Фронтальный опрос | § 58, вопросы 1-3 стр. 367 |
32 | 7.05 | | Современный мир и глобальные проблемы человечества. | С/р | § 59, готовиться к к/р |
33 | 14.05 | | Итоговая контрольная работа по курсу «Экономическая и социальная география» | К/р | §§ |