СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10-11 классы . ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 10-11 классы. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 классы . ФГОС»

МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»




Рассмотрена на заседании МО учителей естественно­географического цикла

от « » августа 20 г.

Протокол № 1

Руководитель МО

______Г.А.Талдыкина




Утверждена на заседании

педагогического совета школы

от « » августа 20 г.

Протокол № 1

Председатель

педагогического совета

_________В.С.Кучерявенко




Введена в действие

приказом

от « » августа 20 г.

Директор школы

_________В.С.Кучерявенко

Октябрьского района

Курской области




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

по географии

«Практическая география»

9 класс

















2018-2019 учебный год









Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования. 10-11 классы: учебно – методическое пособие. / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2015. – 166.

«ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. География.10-11 класс». М, Просвещение,2008 г.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии.


Статус документа:


Настоящая программа по географии предназначена для учащихся 10-11 классов, осваивающих среднюю общеобразовательную программу основного общего образования на базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК «Полярная звезда» на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год»;

  • Распоряжение КО от 24.04.2014 № 1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) г. Курска и Курской области, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018-2019 и последующие учебные годы»;

  • Письмо Комитета по образованию г. Курска и Курской области от 20.03.2014 № 03-20-1020/14-0-0 «О годовом календарном графике и режиме работы образовательных организаций в г. Курске и Курской области 2018-2019 учебном году»;

  • Приказ директора школы от «___».____.2018 № ___ « Об утверждении Учебного плана МКОУ Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», Положение о рабочей программе МКОУ Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, программы по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 )

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, введённым в действие с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 10.03.2009г.);

  • Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);

  • «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. География.10-11 класс». М, Просвещение,2008 г.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004,. Распоряжение КО № 907-р от 12.04.2013 г.

Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно – культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.


Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира


Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии 5-9 классов является базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.

На изучение курса географии в 10-11 классах отводится 68 ч ( по 1 ч в неделю).

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.


Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.


Специфика предмета:

  • Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

  • Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

  • Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Особенность проведения практических работ в 10-11 классах заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.


Оценочные практические работы

10 класс

  • 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира

  • 2. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

  • 3.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

  • 4.Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

  • 5.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

  • 6.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

11 класс

  • 7. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение возможных путей решения экологических проблем.

  • 8. Составление экономико-географической характеристики страны Канады.

  • 9. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

  • 10. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

  • 11. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

  • 12. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть сущность, причины возникновения, предложить пути решения.


Используются технологии обучения:


Активное (контекстное) обучение. Цель: Организация активности обучаемых. Сущность: Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности. Механизм: Методы активного обучения.

Проблемное обучение. Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.

Развивающее обучение. Цель: Развитие личности и ее способностей. Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение. Цель: Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность: Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Механизм: Методы индивидуального обучения.

Концентрированное обучение: Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность: Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки (повторение). Механизм: Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

Компьютерные технологии. Цель: Обеспечение поиска информации через систему Интернет. Сущность: Достижение расширенных знаний о животном мире. Механизм: компьютерные методы вовлечения обучаемых в образовательный процесс.

Игровое обучение: Цель: Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

Обучение развитию критического мышления. Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Рефлексивное обучение

Проектная деятельность

Самоконтроль

Организация группового взаимодействия

Организация самостоятельной работы


Содержание учебного курса.

(68 ч за 2 года обучения в 10 и 11 классах; 1 ч в неделю)

10 класс

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофи­зический, генетический. Ойкумена. Начало освоения чело­веком планеты Земля. Изменениехарактерасвязейчелове­чествасприроднойсредойнапротяженииегоистории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяй­ственная революция. Расширение связей «общество—природная среда» в Средневековье. Промышленная рево­люция—качественный скачок в освоении планеты. Появ­ление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классифика­ция природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран ми­ра. Особенности использования различных видов природ­ных ресурсов. Истощение ресурсов. Применениересурсо­сберегающихиэнергосберегающихтехнологийвмиреиРоссии. Малоотходная технология.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресур­сы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие иско­паемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различ­ных стран и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспечен­ность ими отдельных стран и регионов. Комплексное осво­ение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невоз­можность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесис­тость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни чело­вечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Ми­рового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и не­традиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование. Виды природопользова­ния. Особо охраняемые природные территории. Экологи­ческая политика. Устойчивое развитие. Связь природо­пользования и устойчивого развития общества.

Практикум.1. Выявлениеизмененияхарактерасвя­зейчеловекасокружающейприроднойсредойнапротя­женииистории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подборинформацииона­правленияхрациональногоиспользованияприродныхре­сурсовизматериаловпериодическойпечати, Интернета.

Тема 2. География населения (6 ч)

Демографическая история человечества. Динамика чис­ленности населения. Демографический взрыв: его причи­ны и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. . Фазы демо­графического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав на­селения. Однонациональные, двунациональные, многона­циональные государства. Языковой состав. Наиболее круп­ные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

Возрастной и половой состав населения мира. Возраст­ная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Пока­затели качества населения. Занятость населения. Эконо­мически активное население. Отраслевой состав занятых.

Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

Размещение населения по территории Земли. Плот­ность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города—главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломера­ция. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География меж­дународных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маят­никовая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Практикум.1. Анализисравнениеполовозрастныхпирамидразвитойиразвивающейсястран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначениенаконтурнойкартекрупнейшихагломерацийимегалополисовмира.

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч)

Содержание понятия «география культуры». «Модифи­кация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура-путь решения многих проблем че­ловечества. Цивилизация—культурная общность наивыс­шего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современ­ные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и при­родного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия—важный элемент духовности и культуры чело­вечества. Религиозный состав населения. Мировые, нацио­нальные религии. Местные традиционные верования. Ува­жение к чувствам верующих людей.

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская циви­лизация, ее характерные черты. Культурно-историческоенаследиекитайско-конфуцианскойцивилизации. Инду­истская цивилизация; ядро цивилизации—бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую куль­туру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфи­ка, культурные ценности.

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноаме­риканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, куль­турное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия—мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Практикум.1.ОписаниеодногоизпамятниковВсемир­ногокультурногонаследия (по выбору).

Тема 4. География мировой экономики (14 ч)

Мировая экономика как система взаимосвязанных на­циональных хозяйств. Секторы мировой экономики: пер­вичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндуст­риальные. Отраслевая структура экономики. Территори­альная структура экономики. Глобализация мировой эко­номики. Место России в мировой экономике.

Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

Международноеразделениетруда—высшаяформагеографическогоразделениятруда. Международнаяспеци­ализациягосударствирольвэтомгеографическихфакто­ров. Факторы, определяющие размещение экономики, из­менение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготениепроизводствкнаучнымбазамивысококвалифи­цированнымтрудовымресурсам, экологические, природ­ные и социальные факторы.

Промышленность мира. Горнодобывающая промыш­ленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический

Баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышлен­ность. Страны ОПЕК—основные экспортеры нефти.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, ма­шиностроение, химическая промышленность, другие от­расли обрабатывающей промышленности: структура, осо­бенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потреби­тельское сельское хозяйство. Аграрные отношения в стра­нах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Глав­ные сельскохозяйственные районы мира.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и разме­щении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития ми­рового транспорта. Основные виды транспорта: сухопут­ный, морской, воздушный.

Сфера услуг—совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное де­ло, общественное питание и др.), деловые, социальные.

Мировые экономические связи, формы мирохозяй­ственных связей. Экономическая интеграция. Интеграци­онные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Практикум.1. Характеристика отрасли промышлен­ности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначениенакон­турнойкартемировыхцентровпроизводстваважнейшихотраслейпродукциипромышленности (по выбору). 3. Под­готовкасообщения«Развитиепромышленностииэкологи­ческиепроблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).


11 класс

Тема 5. Политическая карта мира (4 ч)

Понятие «политическая карта мира». Периоды форми­рования политической карты мира. Современная полити­ческая карта мира. Количественные и качественные сдви­ги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство—главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Го­сударственный строй. Формы государственного устрой­ства. Типы государств. Главные критерии типологии. Ос­новные типы стран на политической карте мира.

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН—массовая и авторитетная меж­дународная организация. Россия в зеркале геополитики.

Практикум.1.Составлениеклассификационнойтабли­цы«Крупнейшиестранымирапоформамправления».

Тема 6. Регионы и страны (24 ч)

Регион и региональная география. Культурно-истори­ческие регионы мира. Принцип построения культурно-ис­торических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Англоязычная Америка

Соединенные Штаты Америки. Территория. Географи­ческое положение. Природные условия и ресурсы. Государ­ственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный ко­тел» и «лоскутное одеяло».

Экономика США—«витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпо­сылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сель­ского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специ­ализация. Транспортная система США. Внешне экономи­ческие связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Сред­ний Запад, Юг, Запад.

Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоми­нает Россию. Население. Коренное население. Националь­ные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Латинская Америка. Географическое положение. Па­намский канал и его значение. Политическая карта регио­на. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообра­зие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический со­став, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: со­временные экономические преобразования, структура эко­номики, отрасли ее специализации. Регион—крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной се­ти. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Евро­пы. Политическая карта. Государственный строй. Природ­ные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуа­ция и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа—старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: про­мышленность, ее главные отрасли и их география, крупней­шие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Германия. Географическое положение. Природные ус­ловия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по чис­ленности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия—страна постиндустри­альной экономики. Отрасли международной специализации. Внут­ренние различия.

Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные ус­ловия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяй­ство. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция—мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.

Италия. Географическое положение. Территория. Го­сударственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреа­ционные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Миро­вой центр туризма. Внутренние различия: индустриаль­ный Север и аграрный Юг.

Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности на­селения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние раз­личия.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. При­родные условия и ресурсы. Образование Содружества Не­зависимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промыш­ленности, сельского хозяйства.

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей сре­ды и экологические проблемы.

Китайская Народная Республика. Географическое по­ложение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по числен­ности населения государство мира. Демографическая по­литика. Стремительное развитие экономики. Экономичес­кие реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.

Япония. Особенности географического положения. Тер­ритория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высоко урбанизирован­ная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние раз­личия.

Юго-Восточная Азия. Географическое поло­жение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. На­селение. Особенности развития экономики. Новые индуст­риальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестротаэтническогоирелигиозно­госостава—почвадлясепаратизмаиэкстремизма. Стре­мительныйнеконтролируемыйростнаселения—главнаядемографическаяпроблемарегиона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического разви­тия. Доминирующая роль сельского хозяйства. Пробле­мы развития промышленности. Внутренние различия. Ин­дия—наиболее развитая страна региона.

Юго-Западная Азия и Северная Афри­ка . Состав региона. Исламская цивилизация—общий связующий элемент, позволяющий объединить государ­ства этих территорий в один регион. Особенности геогра­фического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Осо­бенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион—мировой центр туризма. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР. Состав регио­на. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождае­мость. Тропическая Африка—регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка—экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышлен­ности. ЮАР—единственное экономически развитое госу­дарство Африки.

Австралия и Океания. Особенности географи­ческого положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размеще­ния. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяй­ства. Транспорт. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов—Меланезии, По­линезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство—главная сфера деятельности населения. Внутренние разли­чия Океании. Международные экономические связи. Ох­рана окружающей среды и экологические проблемы.

Практикум.1. Оценкаприродныхусловийиресурсоводнойизстрандляжизниихозяйственнойдеятельностичеловека. 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характерис­тика двух стран (по выбору).

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (5 ч)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Клас­сификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль гео­графии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырь­евая проблемы, пути их решения. Экологические пробле­мы—кризис взаимоотношения общества и природы. Пу­ти решения экологических проблем. Экологическаякуль­тураобщества—одноизусловийрешенияэкологическихпроблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Практикум.1. Напримереоднойизглобальныхпроб­лемчеловечествараскрытьеепричины, сущность, предло­жить пути решения. 2. Наосноверазличныхисточниковинформациипоказатьобщиеиспецифическиепроявленияоднойизглобальныхпроблемчеловечества.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

1) знать /понимать:

-этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;

-важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

-необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

-особенности научно-технической революции;

-понятие «природопользование», виды природопользо­вания;

-идеи устойчивого развития общества;

-особенности динамики численности населения, воспро­изводство населения и его типы, направления демографи­ческой политики в различных странах мира;

-этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

-занятость населения, особенности размещения населе­ния по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

-крупнейшие города и агломерации мира;

-причины и виды миграций;

-культурно-исторические центры мира, ареалы распро­странения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

-этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

-секторы экономики, основные отрасли мирового хозяй­ства, технико-экономические и организационно-экономи­ческие факторы размещения производительных сил в эпо­ху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

-понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интегра­ции;

-крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;

-географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

2) уметь:

-анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

-определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использова­ния ресурсов;

-определять страны, являющиеся крупнейшими экспор­терами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населе­ния;

-определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

-характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

-определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

-составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую харак­теристику двух стран;

-уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в совре­менном мире;

-выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

-устанавливать причинно-следственные связи для объяс­нения географических явлений и процессов;

-составлять развернутый план доклада, сообщения;

-составлять картосхемы связей географических процес­сов и явлений;

-строить диаграммы, таблицы, графики на основе ста­тистических данных и делать на их основе выводы;

-составлять и презентовать реферат;

-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, вклю­чаться в дискуссию;

-работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);

3) оценивать:

-обеспеченность отдельных регионов и стран природны­ми и трудовыми ресурсами;

-рекреационные ресурсы мира;

-современное геополитическое положение стран и реги­онов;

-положение России в современном мире;

-влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

-экологические ситуации в отдельных странах и регио­нах;

-тенденции и пути развития современного мира.


Данный текст образовательной программы взят из сборника «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. География.10-11 класс». М, Просвещение,2008 г.


Планируемые результаты освоения учебного курса.

В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.


  1. Предметные результаты по курсу.

Распределение материала по содержательным линиям.

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Тема 2. Политическая карта мира (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать

Уметь

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

Работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.


Тема 3. География населения (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций.

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Определять и сравнивать по разнымисточникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.

Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.



Тема 5. География мировой экономики (8 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Тема 6. Регионы и страны (29 часов)

Англоязычная Америка (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия.

Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Ресурсообеспеченность отдельных стран Англоязычной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Англоязычной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Латинская Америка (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития

Ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.



Западная Европа (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.

Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Западной Европы: таблицы, картосхемы,


Центрально – Восточная Европа (4 часа )

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.


Комплексную географическую характеристику стран Центрально-Восточной Европы: таблицы, картосхемы.

Зарубежная Азия ( 7 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китай. Япония. Особенности стран.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии.


Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Южной Азии.

Юго-Западная Азия и Северная Африка (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Юго-Западной и Северной Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Тропическая Африка и ЮАР (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Тропической Африки и ЮАР.


Австралия и Океания (1 час)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений.

Комплексную географическую характеристику стран Австралии и Океании.



Тема 7. Глобальные проблемы человечества ( 4 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем.

Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества

Строить и анализировать диаграммы, картосхемы, моделировать процессы изменений явлений и процессов в мире, составлять и обосновывать мониторинги.



2. Метапредметные результаты обучения курсу:


Учащиеся должны уметь:

  • Ставить учебные задачи;

  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соот­ветствии с ее целями, задачами и условиями;

  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соот­ветствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

  • пользоваться различными способами самоконтроля;

  • классифицировать в соответствии с выбранными при­знаками;

  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

  • систематизировать и структурировать информацию;

  • определять проблему и способы ее решения;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути реше­ния проблемной ситуации;

  • владеть навыками анализа и синтеза;

  • искать и отбирать необходимые источники информации;

  • использовать информационно-коммуникационные тех­нологии на уровне общего пользования, включая поиск, по­строение и передачу информации, презентацию выполнен­ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

  • представлять информацию в различных формах (пись­менной и устной) и видах;

  • работать с текстом и вне текстовыми компонентами: сос­тавлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступ­ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определен­ного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.



3. Личностные результаты обучения по курсу:

Учащийся должен обладать:

  • российской гражданской идентичностью и гражданской позицией.

  • Мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

  • Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми.

  • Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • Готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Изменения, внесенные в программу:

  • Тема «Население мира» расширена с 5 часов до 6 часов в связи с большой ролью и значением демографических ситуаций в заданиях ЕГЭ при решении задач С3.

  • Тема «Политическая карта мира» расширена с 4 часов до 5 часов в вязи с сложной системой деления стран современного мира на группы, многообразием международных организаций. При изучении данной темы необходимо оценить роль и место России в современном мире.

  • Тема «География мировой экономики» сокращена с 11 часов до 9 часов, т.к. основы промышленного и сельскохозяйственного производства, а так же факторы размещения отраслей были изучены учащимися в 9 классе в курсе «Экономическая и социальная география России».

  • в календарно тематическом планировании увеличено количество уроков на изучение темы «Регионы и страны мира» до 28 часов. При изучении этой темы учащиеся 11 класса защищают свои компьютерные презентации «Страны мира» и «Глобальные проблемы человечества». Проект «Страны мира» разрабатывается учащимися индивидуально (выполнение практической работы №8 «Экономико-географическая характеристика страны по плану»), а «Глобальные проблемы человечества» - по группам (выполнение практической работы №12 «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть сущность, причины возникновения, предложить пути решения (используя различные источники информации)».


Учебно-тематический план

Раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Количество

часов



10 класс



1

Человек и ресурсы Земли

10

1

1.1

От древности до наших дней

1

2

1.2

Современное освоение планеты

1

3

1.3

Природные ресурсы и экономическое развитие

1

4

1.4

Минеральные ресурсы

1

5

1.5

Земельные ресурсы

1

6

1.6

Водные ресурсы

1

7

1.7

Лесные ресурсы

1

8

1.8

Ресурсы Мирового океана

1

9

1.9

Другие виды ресурсов

1

10

1.10

Природопользование и устойчивое развитие

1


2

Политическая карта мира

5

11

2.1

Формирование политической карты мира

1

12

2.2

Государство – главный объект карты

1

13

2.3

Типы государств

1

14

2.4

Политическая география и геополитика

1

15

2.5

Обобщение по теме «Политическая карта мира»

1


3

География населения

5

16

3.1

Рост численности населения Земли

1

17

3.2

Этническая и языковая мозаика

1

18

3.3

Возрастно-половой состав и занятость

1

19

3.4

Расселение: жители городов и деревень

1

20

3.5

Обобщение по теме «География населения»

1


4

География культуры, религий, цивилизаций

5

21

4.1

Что изучает география культуры?

1

22

4.2

География религий

1

23

4.3

Цивилизации Востока

1

24

4.4

Цивилизации Запада

1

24

4.5

Обобщение по теме «География культуры, религий, цивилизаций»

1


5

География мировой экономики

8

26

5.1

Мировая экономика

1

27

5.2

Международное разделение труда

1

28

5.3

Добывающая промышленность

1

29

5.4

Обрабатывающая промышленность

1

30

5.5

Сельское хозяйство

1

31

5.6

Транспорт и сфера услуг

1

32

5.7

Мирохозяйственные связи и интеграция

1

33

5.8

Обобщение по теме «География мировой экономики»

1

34


Обобщающее повторение

1



Итого

34



11 класс



6

Регионы и страны

29

1

6.1

Этапы формирования политической карты мира

1

2

6.2

Регионы мира и международные организации

1



Англоязычная Америка

4

3

6.3

Англоязычная Америка. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

4

6.4

США

1

5

6.5

Экономика США

1

6

6.5

Канада

1



Латинская Америка

3

7

6.7

Латинская Америка Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

8

6.8

Население, экономика, регионы Латинской Америки

1

9


Обобщение по теме «Англоязычная Америка» и «Латинская Америка»

1



Зарубежная Европа

9

10

6.9

Западная Европа Географическое положение и состав региона

1

11

6.10

Германия

1

12

6.11

Великобритания

1

13

6.12

Франция

1

14

6.13

Италия

1

15

6.14

Центрально – Восточная Европа. Состав Региона, природные условия и ресурсы.

1

16

6.15

Постсоветский регион

1

17

6.16

Особенности и проблемы развития региона

1

18

6.17

Обобщающий урок по теме «Зарубежная Европа»

1



Зарубежная Азия

5

19

6.18

Зарубежная Азия. Состав региона, природное своеобразие и ресурсы.

1

20

6.19

КНР

1

21

6.20

Япония

1

22

6.21

Юго-Восточная Азия

1

23

6.22

Южная Азия Географическое положение, состав региона

1



Африка

4

24

6.23

Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона, природные условия и ресурсы.

1

25


Население и особенности развития экономики региона

1

26

6.24

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона, природное своеобразие и ресурсы.

1

27

6.25

Население и хозяйство.

1

28

6.26

Австралия и Океания. Географическое положение. Ресурсы. Население. Экономика.

1

29

6.27

Обобщение по теме Регионы и страны

1


7

Глобальные проблемы человечества

4

30

7.1

Глобальные проблемы. Отсталость, голод, болезни

1

31

7.2

Энергетическая и сырьевая проблемы

1

32

7.3

Экологические проблемы

1

33

7.4

Итоговая контрольная работа «География современного мира»

1

34


Урок обобщающего повторения

1

Итого

34

Итого

68


Используемый УМК:

  • Учебник: Академический школьный учебник. Линия «Полярная звезда» Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 класс,11 класс Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016.

Использование линии «Полярная звезда» в образовательном прцоессе в старших классах позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии, которые определены ФГОС среднего(полного) общего образования.

  • Содержание учебника

Реализует требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего(полного образования;

Обеспечивает достижение предметных результатов путём формирования у учащихся целостной системы комплексных знаний о современном мире, о закономерностях размещения населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных социально – экономических процессов, проблемах взаимодействия общества и природы;

В соответствии с принципами системно – деятельностного подхода направляет и организует деятельность учащихся, давая им возможность работать с разнообразной информацией и вырабатывать разнообразные метапредметные умения;

Создаёт мотивацию для изучения предмета;

Способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в конечном итоге формированию глубокой разносторонней личности учащегося

  • Тренажер: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Мой тренажер.10-11 класс. М.,Просвещение,2012 г.

  • Географический атлас: Современный мир.10 класс. – М.,Просвещение,2011 г.

  • Пособие для учителя: Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География. Поурочные разработки. М., Просвещение, 2009 г.

Дополнительная литература:


  • Автономов В.С., Кузнецов А.П., Мицкевич А.А., Субботина Т.П., Шерам К.А. Мир и Россия. Материалы для размышлений и дискуссий. СПб, Высшая школа Экономики, 1999 г

  • Гдалин Д.А, Гладкий Ю.Н., Мохов С.И. Конструктор текущего контроля.10-11 класс.М.,Просвещение,2010 г.

  • Гладкий Ю.Н. Глобальная география.11 класс.М.,Дрофа,2010 г.

  • Душина И.В.,Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии.М.,Баласс,2004 г.

  • Курашева У.М. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах.10 класс. М., Экзамен, 2011 г.

  • Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира.Книга для учащихся 10 класса. Из серии «За страницами учебника». М.,Просвещение,2000 г.

  • Каданер А.П. «Разработка и апробация уроков и упражнений для учащихся 10-11 классов с использованием активных методов обучения и направленных на решение задач экологического образования для устойчивого развития»,СПб,2004 г.

  • Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2011 г.

  • Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

  • Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2006 г.

  • Максаковский В.П. Географическая картина мира. (в 2-х книгах) М.Дрофа,2007 г.

  • .Максаковский В.П «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2011г.

  • Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М., Дрофа 2009.

  • Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М., Дрофа, 2011

  • Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А. Социально – экономическая география мира. Справочное пособие. М.,Дрофа,2007 г.

Мультимедийные обучающие программы:

  • География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

  • Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

  • Материалы журналов «География».

  • Материалы журналов «География для школьников»

Электронные пособия

  • Интерактивные плакаты «Экономическая география регионов мира».

  • Уроки географии Кирилла и Мефодия.

  • Географический справочник «Страны мира».

  • Политические карты мира.

  • География. Готовимся к ЕГЭ.

  • Репетитор по географии Кирилла и Мефодия.

  • Экономическая и социальная география мира.

Интернет ресурсы

Статистическая база данных ФАО

http://faostat.fao.org/default.aspx?lang=ru

Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (английский язык). Аналитическая и статистическая информации по проблеме здоровья и долголетия населения

http://www.who.org

Статистика по горнодобывающей промышленности

http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/mcs

Статистика по энергетике на официальном сайте Международного энергетического агентства

http://www.iea.org/Textbase/stats/index.asp

Официальный сайт ЮНЕП – Программы ООН по окружающей среде (английский язык). Аналитическая и статистическая информация по экологической проблеме

http://www.grid.unep.ch/data/index.php

Официальный сайт Мирового института ресурсов. База данных по вопросам населения планеты, биоразнообразия, загрязнению окружающей среды и использованию ресурсов

http://www.wri.org

Официальный сайт Секретариата Рамочной конференции ООН по изменению климата. Аналитическая и статистическая информация по проблеме изменения климата

http://www.unfccc.de






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!