СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10-11 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа написана на основе авторской программы А.П. Кунецова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

_____________ Волгина Н.И.


«27» августа 2019 г.


«Принято»

Протокол педагогического совета

№ 10


от «29» августа 2019 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

_____________Ланина Е.Н.


Приказ № 35 от

«29» августа 2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Экономическая и социальная география мира»

10-11 классы

Базовый уровень

Среднее общее образование

Срок реализации 2019-2020 год.










Составитель: Долгов В.В., учитель географии, высшая квалификационная категория









Баюновские Ключи

2019


Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая рабочая программа курса географии для 10-11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобразования № 253 от 31 марта 2014 г., рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Приказа Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" 

  • Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  • авторской программы Э.В. Ким, А.П. Кузнецова, «География. Базовый уровень. 10-11 классы» Методическое пособие М. – Дрофа, 2012

  • Учебного плана МБОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год

  • Календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год.

  • Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Баюновоключевская СОШ» (утверждено директором школы, приказ №35 от 29.08.2017)

Согласно учебного плана школы, данная программа рассчитана на изучение в 10 -11 классах по 1 часу в неделю.

Изучение курса «География. Базовый курс. 10-11 классы» завершает географическое образование обучающихся. Он изучается в 10 и 11 классах общеобразовательном учреждении как обязательный.

Цель: продолжить и завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования. Раскрытие глобальных региональных явлений и процессов, происходящих в мире в целом и в отдельных регионах, странах и районах.

Задачи: 1) способствовать формированию географического мышления обучающихся;

2) передать обучающимся сумму знаний, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.

Изменения в программе

В соответствие с годовым календарным графиком, расписанием МБОУ «Б.Ключевская СОШ» и в целях полного прохождения программы объединены уроки 33 и 34 в 10 классе, так как по программе 35 часов, а рабочих недель 33 и 4 дня.

Содержание предмета

Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой. Практических работ-20. Нумерация – сквозная с 1 по 20. В 10 классе-10 практических работ (№1-10);в 11классе-10(№11-20).

Раздел 1. Географическая картина мира (24 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч) География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации. Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории. Основная цель современной географии — обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории. История развития географической науки, основные этапы. Структура современной географии: физико-географические и общественные географические науки, картография. Элементы научных знаний: учения, теории, законы, закономерности, концепции, гипотезы, понятия и термины. Источники географической информации: экспедиционные наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации, учебные материалы. Методы географических исследований: описательный, сравнительный, картографический, статистический, моделирования, прогнозирования, геоинформационный.

ТЕМА 1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (3 ч)

Природные условия и природные ресурсы — основа экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру использования: для промышленности сельского хозяйства и отдыха человека. Понятие о природно-ресурсном потенциале. Географическое пространство, его основные виды (суша, Мировой океан, воздушное пространство) и особенности (величина, географическое положение, природное многообразие, экологическое состояние). Территория как главный ресурс для экономического развития. Основные направления использования территории: для проживания людей, для ведения хозяйства, основа географического разделения труда, сфера геополитических интересов различных стран. Понятие об эффективной территории. Особенности пространства Мирового океана, его природная специфика, политическое и экономическое значение. Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира.

Взаимодействие общества и природной среды. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность (в том числе на специализацию хозяйства). История взаимоотношений человека и природной среды. Постоянное расширение масштабов вторжения человека в природу. Формирование ноосферы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Отрицательные последствия нерационального природопользования; истощение многих видов природных ресурсов и ухудшение их качества. Основные методы рационального природопользования: экономические, технологические, санитарно-гигиенические.

Практическая работа. 1Оценка ресурсообеспеченности США и Китая.

ТЕМА 2. НАСЕЛЕНИЕ МИРА (6 ч)

Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Динамика численности населения мира в XX—XXI вв. Типы воспроизводства населения: традиционный, переходный, современный. Особенности естественного движения населения в странах трех типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его социально-экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды: ограничительная, стимулирующая. Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Старение нации и омоложение населения в возрастной структуре мирового населения. Продолжительность предстоящей жизни населения и ее региональные различия. Парадокс полового состава мирового населения: преобладание мужского населения в мире и преобладание женского населения в большинстве стран мира. Половозрастные пирамиды и их анализ.

Географический рисунок мирового расселения. Географическая история расселения человека по планете. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения; ареалы повышенной плотности населения. Три типа размещения населения (городской, сельский, кочевой), их мировая география. Понятие об урбанизации, ее основные этапы (формирующаяся, развитая и зрелая урбанизация) и их специфика. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Миграции населения, их критерии и виды. Внутренние и внешние, постоянные и временные миграции.

Человечество — мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Понятие об этносе (народе). Этнические процессы в современном мире: объединение, разъединение, консолидация. Национальный состав населения мира; одно-, дву- и многонациональные страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и группы и особенности их размещения.

Современная география религий. Религия, ее географические виды: мировые, этнические, традиционные религии. Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды.

Уровень и качество жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов, размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество жизни населения и его составляющие: экономическая, экологическая и социальная. Индекс развития человеческого потенциала как показатель качества жизни населения.

Практические работы. 2Анализ современного состояния естественного движения населения мира. 3. Выявление главных тенденций в современном процессе урбанизации. 4. Составление характеристики «идеального» города — «экополиса».

ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (14 ч)

Особенности развития современного мирового хозяйства. Понятие о мировом хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы формирования мирового хозяйства: глобализация, интернационализация, научно-техническая революция (НТР), социализация. Научно-технический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного общества. Мировое хозяйство в эпоху глобализации; широкое развитие процессов транснационализации и экономической интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в современном мировом хозяйстве.

Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства: территория, природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт и связь, научно-технический потенциал; их характеристика. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы промышленных районов: старопромышленные, новые промышленные, районы концентрации новейших производств. Государственная региональная политика.

«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира в мировом хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны-лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики (сельского хозяйства, промышленности и непроизводственной сферы) по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже XX—XXI вв.; их социально-экономическая обусловленность. Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП на душу населения, производительность труда, доля наукоемкой продукции в производстве и экспорте и др.

Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны-лидеры по производству сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры). География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства и овцеводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели: производительность труда, производство продукции в расчете на душу населения и единицу сельскохозяйственных угодий, уровень механизации и химизации, самообеспеченность страны продовольствием и др.

Горнодобывающая промышленность мира. Горнодобывающая промышленность в мировом хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива и металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья. Страны-лидеры в добыче полезных ископаемых; главные горнодобывающие державы. Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности мира: ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие колебания цен на сырье и пр.

Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны-лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности, ее современная география.

Непроизводственная сфера мирового хозяйства. Место непроизводственной сферы в мировом хозяйстве. Структура непроизводственной сферы: услуги, финансы, транспорт и связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география.

Мировая транспортная система. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта и его показатели.

Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно-производственных центров: технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.

Современные мирохозяйственные связи. Международное географическое разделение труда (МГРТ) как основа развития международных экономических отношений (МЭО). Труды Н. Н. Баранского. Международная специализация производства и ее виды: межотраслевая, предметная, технологическая, подетальная. Подетальная специализация и международное кооперирование производства. Масштабы участия стран в МЭО; ведущая роль стран-лидеров (США,

Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный уровень открытости их экономики. Понятие о международной конкурентоспособности стран; факторы, ее определяющие. Основные формы МЭО: международная специализация и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами (финансовые отношения, торговля научно-техническими знаниями, международный туризм, международный рынок рабочей силы).

Внешняя торговля товарами. Динамичное развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли — постоянное увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья. Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль Европы и Азии и стран-лидеров (США, Китай и Германия). Главные торговые потоки: внутриевропейская и внутриазиатская торговля. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и экономическая роль. Уровень развития внешней торговли.

Международные финансовые отношения. Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков — валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды валют: национальная, иностранная, коллективная, резервная. Главная коллективная валюта — евро и география ее распространения. Доллар США и евро — основные резервные валюты мира. География мировой валютной торговли. Валютные резервы и золотой запас стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных кредитов в развитии экономики; государственное и частное кредитование. Внешняя задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их деятельности («налоговые гавани» и оффшоры).

Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма: приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный, паломнический и др.; их география. Основные туристические потоки: внутриевропейский, американо-европейский. Регионы и страны-лидеры международного туризма; ведущая роль европейских стран (Франции, Испании и Италии), а также США и Китая.

Практические работ:. 5.Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности. 6. Составление характеристики автомобильной промышленности мира.

Раздел 2. Многоликая планета (41 ч)


ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА (2 ч)

Общая характеристика регионов и стран мира. Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира; их географическое наследие и географическая специфика. Географическое наследие как элемент культуры и цивилизации, оказавший большое влияние на современные географические особенности региона. Географическая специфика региона как историко-географический анализ пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире. Политическая карта как политический портрет мира; ее особенности. Государства и страны на политической карте. Особенности территории стран: географическое положение, величина, конфигурация. Государственное устройство стран мира: формы правления (республики и монархии) и территориально-государственное устройство (унитарные страны и федерации). Специфика государственного устройства некоторых стран мира: абсолютные и теократические монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.

Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны: экономические, политические, военные, культурологические и др. Геополитическое положение стран мира и его составляющие: экономическая и военная мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире. Политическая география как ветвь географической науки.

Практическая работа. 7Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира.

ТЕМА 5. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (8 ч)

Зарубежная Европа в современном мире. Место зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Политическая карта и изменения на ней во второй половине XX в. Высокая степень заселенности территории. Старение нации и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация; крупнейшие агломерации и мегалополисы. Однородность этнического и религиозного состава населения большинства стран. Этнические и конфессиональные проблемы и конфликты. Крупный экономический потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений. Европа — зона самых активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на географию хозяйства региона. Особенности географического (пространственного) рисунка европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое пространство. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства; европейское экономическое ядро, основные экономические ареалы, главная экономическая ось.

Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека. Природные, политические и социально-экономические различия внутри зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика. Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы; малая численность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, лесное хозяйство, судоходство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.) отрасли международной специализации хозяйства. Природные условия и природные ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горно-металлургическое производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства страны: особая роль прибрежных районов и столичной агломерации.

Средняя Европа. Германия — «экономический локомотив Европы». Географический облик Средней Европы: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, крупномасштабное развитие всех основных производств; экологические проблемы. Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине XX в. Географическое положение Германии в Европе: ключевое центральное положение, высокая степень соседства (большое количество стран-соседей). Ограниченный природно-ресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей; благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; нулевой прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения. Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие в системе международных экономических отношений. Полицентрический пространственный рисунок немецкого хозяйства и его исторические корни. Ведущая роль крупнейших промышленно-городских агломераций.

Средняя Европа. Многоликая Франция. Особенности географического положения и природных условий Франции. Многообразие природных ландшафтов страны. Население Франции: черты сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Особая роль Парижа и столичной агломерации. Национальный состав населения; иммигранты и национальные меньшинства, особенности их размещения. Значительные масштабы и высокий уровень развития французского хозяйства. Отрасли международной специализации: агропромышленный и военно-промышленный комплексы, туризм и др. Регионы страны: Парижский, Восточный, Лионский, Западный, Юго-Западный, Средиземноморский; их географический облик.

Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности. Великобритания как одна из великих держав; ее место в современном мире. Историко-географические особенности формирования населения (иберийцы, кельты, римляне, англы, саксы). Национальный состав населения: англичане, шотландцы, валлийцы (уэльсцы), ольстерцы. Британия — страна традиций; политические традиции, традиционный образ жизни британцев. Внутренние географические различия. Географический облик районов страны: Юго-Восток, Юго-Запад, Центральная Англия, Йоркшир и Ланкашир, Северная Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).

Южная Европа. Италия на мировых рынках. Географический облик Южной Европы: приморское положение; крупные рекреационные ресурсы мирового значения; отрасли международной специализации (туризм, субтропическое земледелие, легкая промышленность и современные производства). Факторы формирования специализации хозяйства Италии. Приморское положение страны в Средиземноморском бассейне. Благоприятные агроклиматические и рекреационные ресурсы. Значительные трудовые ресурсы. Коренное изменение характера внешних миграций населения во второй половине XX в.: от эмиграции к иммиграции. Европейская экономическая интеграция и углубление международной специализации итальянского хозяйства. Особое место Италии на международных рынках потребительских товаров и туризма. Роль Севера и Юга Италии в хозяйстве и экспорте страны.

Восточная Европа. Венгрия — страна на перекрестке Европы. Восточная Европа: значительный ресурсный потенциал; коренные социально-экономические преобразования, смена модели развития; вступление большинства стран в ЕС и НАТО. Центральное положение Венгрии на Европейском континенте. Заселение территории финно-угорскими народами и создание Венгерского государства. Географическое положение и его влияние на этноконфессиональный состав населения. Современное геополитическое положение страны: продолжающаяся интеграция в Западную Европу, участие в НАТО, ЕС и Шенгенском соглашении. Западноевропейская внешнеэкономическая ориентация и международная специализация; развитие международного туризма (в т. ч. транзитного). Влияние географического положения на формирование пространственного рисунка размещения населения и хозяйства страны. Гипертрофированное развитие Будапешта; его доминирующая роль в жизни страны.

Практические работы. 8Анализ историко-географических особенностей формирования экономического пространства Европы. 9. Составление характеристики географического пространства Италии. 10Создание географического образа территории зарубежной Европы.

ТЕМА 6. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (12 ч)

Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы. Культурные миры зарубежной Азии: индийский, арабско-исламский, китайский и др. Географическое наследие и традиционные виды аграрного хозяйства: великие речные цивилизации, поливное и террасное земледелие, хозяйство в оазисах, отгонно-пастбищное скотоводство. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и его главные особенности: огромная величина, большое разнообразие, территориальные сочетания ресурсов, концентрация в пределах лишь нескольких стран. Минеральные ресурсы зарубежной Азии, имеющие мировое значение: топливо (нефть, природный газ, уголь), руды металлов (олово, вольфрам). Прочие виды ресурсов: графит, сурьма. Крупнейшие в мире земельные ресурсы; высокая для обрабатываемых, а также неудобных для сельского хозяйства земель и низкая доля лесов. Специфика агроклиматических ресурсов; малая доля земель, получающих достаточное количество тепла и влаги. Особенности размещения лесных, водных и рекреационных ресурсов. Высокая степень территориальной концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран.

«Азиатский тип» населения. Главные особенности населения зарубежной Азии: максимальная численность, резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития урбанизации, пестрый состав населения (расовый, этнический, религиозный и др.), крупнейшие по масштабам миграции. Сохраняющийся максимально высокий абсолютный прирост населения. Высокая степень концентрации населения всего лишь в нескольких ареалах (долины больших рек и крупные равнины). Резкие контрасты в плотности населения между отдельными странами. Азия — «мировая деревня»; невысокая доля горожан и максимальное число сельских жителей; живучесть сельского образа жизни. Бурная урбанизация и быстрый рост городов-гигантов и городских агломераций. Пестрый этнический состав; особенности размещения крупнейших народов. Преобладание многонациональных стран; однонациональные страны Азии. Преобладание мужского населения и его причины.

Зарубежная Азия в современном мире. Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве определяется: огромным ресурсным потенциалом, стабильно высокими темпами роста экономики, самым большим объемом производства. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Невысокий в целом уровень развития экономики; сохраняющаяся сырьевая специализация хозяйства большинства стран; их незрелая территориальная структура хозяйства. Контрасты в уровне экономического развития отдельных стран региона. Особенности структуры хозяйства. Место стран региона в системе международных экономических отношений; особая роль во внешней торговле товарами и на рынке рабочей силы. Модели социально-экономического развития азиатских стран: японская (восточноазиатская), социалистическая, китайская, стран — экспортеров нефти.

Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие. Географические субрегионы зарубежной Азии и факторы их формирования: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности исторического развития, социокультурные особенности, стратегия экономического развития. Юго-Западная Азия: узловое географическое положение, богатейшие ресурсы нефти и природного газа, острый и многолетний ближневосточный конфликт, страны — экспортеры нефти. Турция как новая индустриальная страна. Узловое географическое положение Турции. Территория страны как сфера геополитических интересов крупных держав. Формирование турецкого этноса и влияние географического положения. Индустриализация и превращение Турции в новое индустриальное государство. Место Турции в системе международных экономических отношений и отрасли ее международной специализации (эмиграция рабочей силы, подрядные строительные работы, традиционная и современная промышленная продукция, международный туризм). Структура и размещение сельского хозяйства и промышленности; место их продукции в экспорте страны. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства; исторически сложившаяся ведущая роль западных районов и особенно Стамбула. Развитие международного туризма; главные туристические центры страны.

Южная Азия. Индия — самая многонациональная страна мира. Южная Азия как субконтинент, специфика состава стран, особенности природных условий, специфика многочисленного населения и его низкий уровень жизни, внутри- и межгосударственные проблемы и конфликты. Место Индии в современном мире. Особенности географического положения и его влияние на формирование населения страны. Современный сложный этнический состав населения; преобладание крупных индоевропейских и дравидийских народов. Многообразие государственных языков и его причины. Федеративное территориально-государственное устройство Индии. Религия в жизни индийцев, ее влияние на воспроизводство и образ жизни населения. Главные религии Индии: индуизм, ислам и сикхизм.

Юго-Восточная Азия. Индонезия — крупнейшая страна-архипелаг. Буферное географическое положение Юго- Восточной Азии между Восточной и Южной Азией, их социокультурное и экономическое влияние. Индонезия — страна-архипелаг. Влияние островного положения на особенности заселения и освоения территории страны. Уникальность государственного индонезийского языка. Крупнейшая исламская держава мира. Резкие контрасты в плотности населения. Традиционные виды хозяйства на островах Индонезии: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и заготовка древесины, плантационное и нефтяное хозяйство. Индустриализация и развитие современных промышленных производств в машиностроении и химической промышленности. Иностранные инвестиции и создание авиационной и автомобильной промышленности, а также электроники. Развитие туризма. Крайняя неравномерность размещения населения и хозяйства; ведущая роль острова Ява.

Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. Восточная Азия — крупнейший субрегион, самый мощный ресурсный и экономический потенциал, большой геополитический вес, традиции буддизма и местных этнических религий. Динамичное социально-экономическое развитие Китая во второй половине XX и в начале XXI в. Превращение Китая в «стройку» и «фабрику» мира. Изменения в структуре китайского хозяйства. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая: географические, демографические, экономические, политические. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства страны: ведущая роль восточных районов, развитие западных территорий. Роль специальных экономических зон. Специальные административные районы Сянган и Аомынь.

Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо». Развитие хозяйства Японии в первые послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда»: высокие темпы экономического развития, прогрессивные сдвиги в структуре хозяйства, развитие наукоемких производств, укрепление позиций в системе международных экономических отношений. Основные факторы «экономического чуда»: гибкая государственная экономическая политика, рост производительности труда, высокая квалификация и традиционное трудолюбие рабочей силы, невысокие военные расходы, благоприятные внешнеэкономические условия. Смена моделей экономического развития страны. Приоритетное развитие обрабатывающей промышленности в 50—70-е гг. XX в. Развитие наукоемких производств и сферы услуг в конце XX в. и развитие высоких технологий и научно-технического потенциала на рубеже XX и XXI вв. Особенности размещения населения и хозяйства: ведущая роль Тихоокеанского промышленного пояса, регионы Японии; доминирующее положение Центра и его трех экономических районов (Канто, Кинки и Токай).

Восточная Азия. Республика Корея — новая индустриальная страна. Раскол Кореи на два государства после Второй мировой войны. Различные пути социально-экономического развития КНДР и Республики Корея. Современная Республика Корея — передовая новая индустриальная страна; современная структура хозяйства и экспорта. Международная промышленная специализация: автомобильная промышленность, судостроение, электроника и др. Особая роль в хозяйстве главных экономических центров — Сеула и Пусана. Человеческий потенциал как главный ресурс для развития страны. Особенности воспроизводства и размещения населения.

Центральная Азия и Закавказье. Становление национальной экономики стран СНГ после распада СССР, проблемы и перспективы развития. Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики. Специфика природно-ресурсного потенциала: сложные условия для развития сельского хозяйства, богатейшие минеральные ресурсы (топливо, руды металлов, фосфориты). Контрасты в плотности населения. Многонациональный характер населения; преобладание казахов и русских. Двуязычие в Казахстане: казахский как государственный язык и русский — язык межнационального общения. Хозяйство современного Казахстана и три его главных производства: горнодобывающая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство. Главные виды добываемого минерального сырья: нефть, уголь, железные и другие металлические руды; география их добычи. Электроэнергетика и металлургия — основа тяжелой промышленности страны. Специализация сельского хозяйства: производство зерна, мяса и шерсти.

Экономические регионы Казахстана: Запад, Центр, Север, Восток, Юг; их природно-ресурсный потенциал и специализация хозяйства.

Практические работы. 11Анализ особенностей размещения населения зарубежной Азии.

12Составление характеристики текстильной промышленности Индии. 13Создание географического образа территории зарубежной Азии.

ТЕМА 7. АМЕРИКА (8 ч)

Америка в современном мире. Место Америки в современном мире: крупный ресурсный и экономический потенциал, наличие двух частей (Англо-Америка и Латинская Америка), особая роль США в регионе и мире. Особенности формирования и специфика современной политической карты Америки. Изменение рисунка размещения населения в эпоху колонизации; резкое усиление роли приморских территорий. Высокий уровень урбанизации; формирование крупнейших городских агломераций и мегалополисов (в США). «Старение нации» в Англо-Америке и молодость населения в Латинской Америке. Особенности структуры и размещения хозяйства стран Америки. Страны-лидеры в производстве аграрной и промышленной продукции; абсолютное лидерство США (2/3 ВВП Америки). Особенности размещения хозяйства; особенная роль приморских районов. Географические типы хозяйства: плантационное хозяйство, горнопромышленные районы, районы современной обрабатывающей промышленности. Сравнительные масштабы Англо-Америки и Латинской Америки; их место в системе международных экономических отношений. Международная специализация хозяйства стран Америки. Развитие интеграционных процессов в Америке во второй половине XX в. Формирование единого хозяйственного комплекса США и Канады. Международные (американо-канадские) производства: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность, военное производство; их география. Интеграционное объединение НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли); сравнительные экономические показатели США, Канады и Мексики. Экономическая интеграция в Латинской Америке и развитие крупнейшего интеграционного объединения МЕРКОСУР (Южноамериканского общего рынка); состав его участников.

Географическое наследие Америки. Древнейшее население Америки: индейцы; их языки и традиционные виды хозяйства. Государства инков, ацтеков и майя. Маисовая (кукурузная) цивилизация. Прочие виды земледелия и животноводства у индейцев. Специфические виды хозяйства — разведение лам и чинампы (плавающие участки земли). Население и хозяйство территорий за пределами индейских государств. Особенности населения и хозяйства Амазонии и Патагонии. Особенности европейской колонизации Америки; ее основные этапы. XV—XVI вв. — эпоха грабежа захваченных территорий. XVII—XVIII вв. — период становления плантационного хозяйства; выращивание сахарного тростника, кофе, какао, натурального каучука и пр.; латифундии — крупные помещичьи хозяйства. XIX в. — активное освоение внутренних территорий в США и Канаде («внутренняя колонизация»); развитие фермерского сельского хозяйства в Северной Америке. Различные пути развития Англо-Америки и Латинской Америки. Англо- Америка: быстрое развитие фермерского товарного хозяйства и бурная индустриализация. Латинская Америка: сохранение традиционного плантационного хозяйства и латифундий, развитие горного производства.

Население и география культур Америки. Трудные судьбы индейских народов в эпоху колонизации; вытеснение с лучших земель и массовое уничтожение. Решение проблемы рабочей силы на американских плантациях; география работорговли. Массовая европейская иммиграция в XVIII—XIX вв. Формирование специфических расовых групп населения — креолов, метисов, мулатов и самбо. Смешанный расовый состав населения многих стран региона; «Америка — симбиоз культур». Культурно-географический облик современной Америки и его особенности: формирование в эпоху массовой европейской колонизации, большая пестрота расового состава населения, становление наций в странах Америки. Понятие о культурно-географическом субрегионе; его основные признаки (расовый, этнический и религиозный состав населения). Культурно-географические субрегионы современной Америки: Север, Горный (Андский) пояс, Вест-Индия, «Гвианский треугольник», Юго-Восток, Гренландия.

Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. Историко-географические особенности заселения и освоения территории США. Рост территории США в XVIII—

  1. вв. Промышленный переворот и бурное развитие хозяйства в XIX в. Современная структура американского хозяйства. География сельского хозяйства США; основные сельскохозяйственные пояса. Горнодобывающая промышленность, ее структура и размещение. Современная структура и высокий уровень развития обрабатывающей промышленности; особенности размещения в пределах главных районов (Промышленный пояс, Юго-Восток, Юг и Тихоокеанское побережье). Машиностроение и химическая промышленность — ведущие отрасли американской индустрии. Развитие электроники в Силиконовой долине в Калифорнии. География транспорта и сферы услуг. Соотношение сил трех районов США: Севера, Юга и Запада; ведущая роль Севера и увеличение рол в хозяйстве Юга и Запада.

Индустриализация в Латинской Америке. Индустриализация в странах Латинской Америки во второй половине

  1. в. Модели индустриализации — импортозамещающая и экспортноориентированная; их главные особенности. Причины смены моделей развития; преимущества экспортной ориентации. «Отверточное» (сборочное) производство в приграничных с США районах Мексики. Структура и размещение хозяйства стран Латинской Америки в условиях индустриализации. Модернизация структуры промышленности; приоритетное развитие машиностроения и химических производств. Высокая степень концентрации промышленности в главных индустриальных центрах региона.

Бразилия — латиноамериканский гигант. Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки и одна из крупнейших стран мира. Большая величина и разнообразие природно-ресурсного потенциала Бразилии. Главные виды природных ресурсов страны: минеральные, лесные, водные и др. Специфика населения страны: большая величина, значительный абсолютный прирост, распространение католицизма и португальского языка (Бразилия — крупнейшая католическая держава мира и крупнейшая португалоговорящая страна). Индустриализация и развитие современных производств; превращение Бразилии в новую индустриальную страну. Старые и новые отрасли международной специализации страны: экспортное значение сельского хозяйства, машиностроения (автомобильной и авиационной промышленности, электроники). Резкие контрасты в размещении населения и хозяйства страны. Экономические районы Бразилии: Юго-Восток, Юг, Северо-Восток, Центрально-Западный, Север; их географический облик. Доминирующая роль Юго-Востока; «индустриальный треугольник» Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти. Амазония — зона нового освоения; ее экологические проблемы.

Мезоамерика — территория на стыке двух Америк. Географическое положение и состав Мезоамерики (Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия). Природные и исторические факторы формирования населения и хозяйства Центральной Америки и Вест-Индии. Европейская колонизация и коренное изменение населения. Традиционное плантационное хозяйство: выращивание сахарного тростника, бананов, цитрусовых и пр. Новые виды хозяйства: горнодобывающая, обрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, международный туризм, финансовая деятельность, флот «удобного флага». Узкая экономическая специализация малых островных стран. Развитие транзитной экономики, выполняющей посреднические функции и имеющей некоторые стадии промышленного производства (в основном изготовление деталей и сборку).

Практические работы. 14. Выявление географических особенностей населения Северной Америки.15. Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США. 16. Составление характеристики латиноамериканских столиц.

ТЕМА 8. АФРИКА (4 ч)

Африка в современном мире. Место Африки в современном мире: крупный природно-ресурсный потенциал, значительное и очень быстро растущее население, малые размеры экономики, очень низкий уровень социально-экономического развития, нестабильная политическая обстановка. Разнообразие природных ресурсов и их крайне неравномерное размещение. Важнейшие виды минеральных ресурсов: хромиты, фосфориты, марганец, уран, медь, бокситы. Лесные и водные ресурсы; возможности и проблемы их использования. Специфика населения: традиционный тип воспроизводства, крайняя неравномерность размещения, преобладание сельского населения и формирующаяся урбанизация, сложный этнический и религиозный состав, очень низкий уровень жизни большинства населения. Отсталая структура экономики, в которой велика доля сельского хозяйства и добывающих производств. Потребительское и товарное сельское хозяйство; главные культуры. Место Африки в системе международных экономических отношений; отрасли международной специализации хозяйства.

Географическое наследие Африки. Основные ранние миграционные потоки в Африке; переселение народов банту и арабов. Традиционные виды хозяйства; их развитие в гармонии с природой. Особенности традиционного африканского общества, базирующегося на тесной общности людей; отношения в африканской семье. Поздняя и быстрая колонизация Африки на рубеже XIX—XX вв.; раздел территории между крупными европейскими державами. Противоречивое наследие колониализма; его положительные и отрицательные последствия.

Географическая специфика Африки. Африканские ландшафты; двойственность (дуализм) территории: засушливые земли и переувлажненные леса. Процессы опустынивания и их последствия. Особенности размещения минеральных ресурсов; главные ареалы их концентрации. География расселения главных африканских этносов. Национальный состав населения; официальные языки в африканских странах. Религиозный состав населения; преобладание христианства и ислама. Пространственный рисунок размещения хозяйства, его очаговый характер. Главные районы концентрации промышленности. Колониальный рисунок транспортной сети. Формирующаяся урбанизация и гипертрофированное развитие главного города (как правило, столицы). Новые африканские столицы и причины их создания.

Географические субрегионы Африки. ЮАР — крупнейшая экономическая держава континента. Географические субрегионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка; их особенности. Ведущая роль Южной Африки (ЮАР) в экономике Африки (в первую очередь в промышленности). Страна переселенческого капитализма; малые масштабы европейской иммиграции. Расовый и этнический состав населения. Система апартеида и борьба коренного африканского большинства за равноправие. Официальные языки страны. Неравномерность размещения населения и ее причины. ЮАР — «страна четырех столиц». Минеральные ресурсы как важнейший фактор экономического развития страны; их главные виды и размещение. Особая роль руд драгоценных (платина, золото), черных (железная руда) и легирующих (ванадий, хром, титан) металлов, а также алмазов. Сельское хозяйство страны, его специализация, экспортное значение. Ведущая роль в экономике страны небольшой провинции Готенг, промышленного района Витваттерсранд, главных экономических центров Йоханнесбурга и Претории.

Практическая работа. 17Создание географического образа территории Африки.

ТЕМА 9. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (2 ч)

Австралия и Океания в современном мире. Заселение Австралии и Океании выходцами из Юго-Восточной Азии. Коренные жители: аборигены Австралии, тасманийцы и жители Океании; их образ жизни. Европейская колонизация в XVIII—XIX вв. Австралия и Новая Зеландия — страны переселенческого капитализма. Этапы хозяйственного развития Австралии: XVIII в. — место ссылки; XIX в. — развитие овцеводства и мясо-молочного скотоводства, зернового хозяйства, «золотая лихорадка»; XX в. — развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Экономическое развитие стран Океании; высокий уровень развития Новой Зеландии. Специализация хозяйства малых островных стран Океании; большое значение культуры кокосовой пальмы.

Географическая специфика Австралии и Океании. Особенность географического положения региона — периферия Южного полушария. Уникальный состав региона: страна- материк и мир многочисленных островов Океании. Состав Океании и географические особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии. Специфика географического положения и природных условий Австралии. Географические особенности заселения и освоения; современный характер размещения населения. Географические регионы Австралии; специализация их хозяйства; особая роль Юго-Востока.

Практическая работа. 18Анализ внешней торговли Австралии.

ТЕМА 10. РОССИЯ (5 ч)

Геополитическое положение России. Россия — евразийская держава. Геополитическое положение. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потенциал России. Особенности природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов.

Россия в мировой экономике. Масштабы и уровень развития российского хозяйства. Место России в системе международных экономических отношений. Структура и география внешней торговли России. Конкурентные преимущества и недостатки российского хозяйства. Россия и мир в начале XXI века.

Практическая работа. 19Анализ внешней торговли России.

Раздел 3. Насущные проблемы человечества (3 ч)

Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития.

Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем современности: политические, экономические, социальные. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем. Возникновение и суть сырьевых проблем. Экологические проблемы — самые актуальные проблемы современности; экологический кризис. Главные факторы возникновения экологических проблем. Пути решения экологических и сырьевых проблем: экстенсивный, интенсивный; их особенности. Экологическая ситуация в различных регионах и странах мира: доля нарушенных ландшафтов, уровень загрязнения атмосферы и пр. Концепция устойчивого развития.

Проблема демилитаризации и сохранения мира. Неизбежны ли войны? Понятие о милитаризации; ее противоречивое влияние на общество. Военно-промышленный комплекс (ВПК), его структура и место в экономике. Возможные пути демилитаризации общественной жизни; роль конверсии. Проблемы сохранения мира и пути создания стабильной политической обстановки. Миротворческая деятельность международных организаций и крупных государств; роль России как миротворца.

Глобальная продовольственная проблема. Можно ли накормить всех людей: ресурсы продовольствия на планете. Основные виды продовольствия: естественное, культивируемое, промышленное. Главные виды продуктов: зерно, картофель, рыба, мясо, молоко и пр. Причины возникновения продовольственной проблемы. География сытости и голода в современном мире; калорийность питания в странах мира. Районы с самой острой продовольственной ситуацией: Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия, а также Африка. Пути решения продовольственной проблемы; как увеличить производство продовольствия.

Практическая работа. 20Выявление региональных особенностей глобальных проблем человечества.




Тематический план

Название темы

Кол-во часов

Количество практических

работ

Количество контрольных работ

1

Географическая картина мира

24

6

2


Введение

1




Природа и человек в современном мире

3

1



Население мира

6

3

1


География мирового хозяйства

14

2

1

2

Многоликая планета

40

13

4


Географический облик регионов и стран мира

2

1



Зарубежная Европа

9

3

1


Зарубежная Азия

12

3

1


Америка

8

3

1


Африка

4

1



Австралия и Океания

2

1



Россия в современном мире

3

1

1

3

Насущные проблемы человечества

3

1



Резерв времени

1




Календарно-тематическое планирование 10 класс.


№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата урока

 

I

Географическая картина мира 

1

I/1

География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

03.09

 

Тема 1

Природа и человек в современном мире 


2

1/2

Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития.

10.09

3

1/3

Взаимодействие общества и природной среды.

17.09

4

1/4

География природопользования. Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности США и Китая»

24.09

 

Тема 2

Население мира 


5

2/1

Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения.

01.10

6

2/2

Географический рисунок мирового населения. Практическая работа №2 «Анализ современного состояния естественного движения населения мира»

08.10

7

2/3

Человечество – мозаика рас и народов. Практическая работа №3 «Выявление главных тенденций в современном процессе урбанизации.»

15.10

8

2/4

Современная география религий.

22.10

9

2/5

Уровень и качество жизни населения. Практическая работа №4 «Составление характеристики «идеального» города – «эконополиса»

05.11

10

2/6

Обобщение знаний по теме «Население мира. Контрольная работа №1 по теме «Население мира»

12.11

 

Тема 3

География мирового хозяйства 


11

3/1

Особенности развития современного мирового хозяйства

19.11

12

3/2

Факторы размещения хозяйства

26.11

13

3/3

«Кто есть кто» в мировой экономике.

03.12

14

3/4

Мировое аграрное производство

10.12

15

3/5

Горнодобывающая промышленность мира

17.12

16

3/6

Обрабатывающая промышленность мира. Практическая работа №5 «Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности»

24.12

17

3/7

Непроизводственная сфера мирового хозяйства

14.01

18

3/8

Мировая транспортная система

21.01

19

3/9

Современная информационная экономика

28.01

20

3/10

Современные мирохозяйственные связи

04.02

21

3/11

Внешняя торговля товарами. Практическая работа №6 «Составление характеристики внешней торговли мира»

11.02

22

3/12

Международные финансовые отношения

18.02

23

3/13

Международный туризм

25.02

24

3/14

.Обобщение знаний по разделу «Географическая карта мира» Контрольная работа № 2 по теме «Географическая карта мира»

03.03

 

II

Многоликая планета 



Тема 4

Географический облик регионов и стран мира


25

4/1

Общая характеристика регионов и стран мира.

10.03

26

4/2

Геополитический образ мира. Практическая работа №7 «Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира»

17.03


Тема 5

Зарубежная Европа



27

5/1

Зарубежная Европа в современном мире Практическая работа №8 «Анализ историко-географических особенностей формирования экономического пространства Европы»

31.03

28

5/2

Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека

07.04

29

5/3

Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы»

14.04

30

5/4

Средняя Европа. Многоликая Франция.

21.04

31

5/5

Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности

28.04

32

5/6

Южная Европа. Италия на мировых рынках. Практическая работа № 9 «Составление характеристики географического пространства Италия»

05.05

33

5/7

Европа – один из ведущих центров мирового хозяйства. Практическая работа №10 «Создание географического образа территории Зарубежной Европы»


19.05

34

5/8

Интеграционные процессы – залог усиления территориального единства Европы.

35

5/9

Обобщение знаний по теме «Зарубежная Европа» Контрольная работа № 3 по теме «Зарубежная Европа»

26.05


Календарно-тематическое планирование 11 класс


№ п/п

№ урока в теме

Наименование занятия.

Дата урока

 

Тема 6

2. Зарубежная Азия 


1

6/1

Географическое наследие Азии

04.09

2

6/2

Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии и проблемы его использования.

11.09

3

6/3

«Азиатский тип» населения. Практическая работа № 11 «Анализ особенностей размещения населения Зарубежной Азии»

18.09

4

6/4

Зарубежная Азия в современном мире.

25.09

5

6/5

Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие

02.10

6

6/6

Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира. Практическая работа №12 «Составление характеристики текстильной промышленности Индии»

09.10

7

6/7

Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна-архипелаг.

16.10

8

6/8

Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие.

23.10

9

6/9

Восточная Азия. Япония: «Экономическое чудо»

06.11

10

6/10

Восточная Азия. Республика Корея: новая индустриальная страна. Практическая работа №13 «Создание географического образа территории Зарубежной Азии»

13.11

11

6/11

Страны Центральной Азии и Закавказья. Казахстан – «ключевая» страна Центральной Азии

20.11

12

6/12

Обобщение знаний по теме «Зарубежная Азия» Контрольная работа №1 по теме «Зарубежная Азия»

27.11

 

Тема 7

Америка


13

7/1

Америка в современном мире

04.12

14

7/2

Географическое наследие Америки

11.12

15

7/3

Население и география культур Америки. Практическая работа № 14 «Выявление географических особенностей населения Северной Америки»

18.12

16

7/4

Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. Практическая работа №15 «Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США»

25.12

17

7/5

Индустриализация в Латинской Америке. Практическая работа № 16 «Выявление особенностей отраслевой структуры хозяйства стран Латинской Америки»

15.01

18

7/6

Бразилия – латиноамериканский гигант

22.01

19

7/7

Мезоамерика – территория на стыке двух Америк.

29.01

20

7/8

Обобщение знаний по теме «Америка» Контрольная работа №2 по теме «Америка»

05.02

 

Тема 8

Африка 


21

8/1

Африка в современном мире. Практическая работа №17 «Создание географического образа территории Африки»

12.02

22

8/2

Географическое наследие Африки.

19.02

23

8/3

Географическая специфика Африки

26.02

24

8/4

Географические регионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая держава континента

04.03


Тема 9

Австралия и Океания


25

9/1

Австралия и Океания в современном мире.

11.03

26

9/2

Географическая специфика Австралии и Океании. Практическая работа 18 « Анализ внешней торговли Австралии»

18.03

 

Тема 10

Россия в современном мире 


27

10/1

Геополитическое положение России

01.04

28

10/2

Россия в мировой экономике. Практическая работа № 19 «Анализ особенностей развития мирового хозяйства и хозяйства РФ на рубеже XX-XXI вв.

08.04

29

10/3

Обобщение по теме «Многоликая планета» Контрольная работа № 3 по теме «Многоликая планета»

15.04

 

III

Насущные проблемы человечества 


30

III/1

Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. Семинар

22.04

31

III/2

Проблема демилитаризации и сохранения мира.

29.04

32

III/3

Глобальная продовольственная проблема. Практическая работа №20 « Выявление региональных особенностей глобальных проблем человечества»

06.05

33-34


Резерв времени. Повторение

13.05 20.05


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.


Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.

Критерии оценивания тестовой работы

90-100% - оценка «5», 70-89,9% - оценка «4», 50-69,9 – оценка «3», менее 50% - оценка «2»


Перечень учебно-методических средств обучения

  1. А.П. Кузнецов, Э.В. Ким География. Базовый уровень. 10-11 классы, М. ООО «Дрофа», 2011.

  2. А.П. Кузнецов, Э.В. Ким Рабочая тетрадь к учебнику А.П. Кузнецова, Э.В. Ким «География. Базовый уровень. 10-11 классы» М. ООО «Дрофа», 2011.

  3. А.П. Кузнецов, Э.В. Ким Методическое пособие к учебнику А.П. Кузнецова, Э.В. Ким «География. Базовый уровень. 10-11 классы», М. ООО «Дрофа», 2011.

  4. Атлас: экономическая и социальная география мира.

Лист коррекции

№ урока в РП

Тема урока в РП

Факт. № урока

Тема урока фактически

Метод изменения

Основание для изменения

























11 класс








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!