СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10-11 класс углубленный уровень

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 класс углубленный уровень»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

Рекомендована к утверждению Утверждена приказом

МО учителей истории, обществознания №159 от 01.09.2020

географии . Директор школы:

химии и биологии /Е.Н.Поликарпова/

31.08.2020 г. протокол № 1

Руководитель МО

/Е.В Федорова/





Рабочая программа среднего общего образования учебного курса

«География »

в соответствии с требованиями ФГОС

для 10-11 класса

(углубленный уровень)

на 2020/2021 учебный год















Тамбов 2020



Пояснительная записка



Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10-11 классе на углубленном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);

  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017)

  • Приказа Минобрнауки РФ от 20 мая 2020 года №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);

  • Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Закона Тамбовской области от 23 декабря 2016 года №43-3 «Об образовании в Тамбовской области»;



Отбор содержания курса географии производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
Одним из принципов программы является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.


Программа направлена и на совершенствование учебного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. Одним из условий является реализация индивидуальности личности учащихся.









Цель и задачи:

Целью изучения географии в средней школе на углубленном уровне является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. С учётом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом следует отметить его огромное значение в социализации обучающихся и приобщении их к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Задачи изучения географии :

освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;

  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;

приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.



Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Специфика географии — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек — природа — хозяйство — окружающая среда».

Пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества, сохранение воспроизводящей способности природных систем, прогноз эволюции природно-техногенных геосистем стали ключевыми проблемами географии в современных условиях.

Школьная география — это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства, взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек — природа — хозяйство — окружающая среда».

Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний; формирование умения применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.

Место курса в учебном плане.

Учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета географии (углубленный уровень) 210 учебных часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м -3 часа в неделю, в 11-м классе-3часа.

География, как мы уже отмечали, особый предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, т. е. естественно-научный и обществоведческий блоки. В этой связи при организации обучения определенной специализации резервное время может перераспределяться для более глубокого изучения соответствующих этой специализации курсов, выполнения практических и творческих работ определенной тематики.




Планируемые результаты освоения

учебного предмета «География»

    1. Личностные результаты освоения учебного предмета


      1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:


  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.


      1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):


  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


      1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:


  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.




      1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:


  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


      1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:


  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.


      1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:


  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.


      1. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:


  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


      1. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:


  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


    1.  Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета


Метапредметные результаты освоения учебного предмета представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


      1. Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


      1. Познавательные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


      1. Коммуникативные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


    1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.


В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:


Выпускник на углубленном уровне научится:

  • определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных и практических задач;

  • выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;

  • проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;

  • прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;

  • использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации;

  • составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем;

  • создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов;

  • интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации;

  • прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;

  • анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;

  • прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;

  • анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений;

  • оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и регионах мира;

  • выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на различных иерархических уровнях географического пространства;

  • выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона, страны;

  • формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;

  • моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.

Предметные результаты изучения

курса географии по темам


География в современном мире

Выпускник научится:

-определять роль современного комплекса географических наук в решении актуальных научных и практических задач;



-оценивать роль географических методов исследования

в решении важнейших проблем человечества;

-прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;



    • моделировать и проектировать вероятные результаты взаимодействия различных географических явлений и процессов


Выпускник получит возможность научиться:


    • анализировать и интерпретировать географическую информацию;



    • использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях.



География природная и география общественная

Выпускник научится:

  • выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-общественные территориальные системы на различных иерархических уровнях географического пространства;

  • выявлять и объяснять закономерности развития территориальных экономических комплексов (кластеров);

  • делать выводы на основе анализа картографической информации;

  • создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов.


Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

  • формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы взаимодействия компонентов природных и общественных территориальных систем;

  • использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации;

  • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами

Человек и ресурсы Земли

Выпускник научится:

- различать этапы освоения Земли человеком;

- понимать изменение характера связей человека с природой;

- оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

- определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;

- различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;

- оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

- использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

- выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.


Политическая карта мира

Выпускник научится:

- понимать этапы формирования политической карты мира;

- анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;

- прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий, процессов и явлений;

- оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;

- различать понятия «политическая география», «политико-географическое положение», «геополитика».

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

- оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.


География населения

Выпускник научится:

- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;

- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;

- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;

- анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;

- определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

- выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;

- оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

- объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;

- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений.

Выпускник получит возможность научиться:

- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.


География культуры, религий, цивилизаций

Выпускник научится:

- различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

- объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.

Выпускник получит возможность научиться:

- находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий.

География мировой экономики

Выпускник научится:

- объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;

- оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества - науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;

- оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

- понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

- выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;

- характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

- определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; · объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

- выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;

- определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран.

Регионы и страны

Выпускник научится:

- понимать принцип строения культурно-исторических регионов;

- определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;

- выявлять специфику крупных регионов и стран мира;

- выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;

- составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических явлений и процессов на основе картографических источников информации;

- строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

- использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной информации и статистических данных.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;

- оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;

- интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и стран на основе картографической информации;

- проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах мира.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

  1. объяснять значение основных понятий и представлений темы;

  2. приводить примеры для обоснования утверждения «Россия — великая держава»;

  3. приводить аргументы для иллюстрации изменений географического и геополитического положения России;

  4. называть и показывать на карте основные географические объекты.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. используя различные источники информации, приводить примеры, доказывающие особенности внешних экономических связей России;

  2. на основе статистических данных иллюстрировать место России в современном мире.


Глобальные проблемы человечества

Выпускник научится:

- понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;

- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

- устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;

- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных и экологических процессов;

- проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;

- прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества;

- создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;

- интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации.


Формы организации образовательног процесса: лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.



Технологии обучения: При преподавании курса географии используются положения следующих педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, проектное обучение, ИКТ – технологии, проблемное обучение.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Социальная компетенция : применение задач разного уровня, вариативные домашние задания, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы (в группах сменного и постоянного состава), самооценка и взаимооценка работ и ответов.

Комм уникативая компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на уроке, проведение нестандартных уроков, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Информационная компетентность : предлагаются задачи для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации, составление плана, конспекта.

Компетентность саморазвития и самообразования: Стимулирование самообразовательной деятельности ученика, контроль за динамикой развития ученика.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый



Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный.



Методы контроля: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На профильном уровне назовем следующие:

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;

— выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;

— осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

— конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;

— владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.

— осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;

— умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;

— умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном измерениях.





Информация об использованном учебнике

  1. География. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, базовый и углубленный уровень, Ю. Н. Гладкий, В, В, Николина. Москва «Просвещение», 2020г.

  2. География. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, базовый и углубленный уровень, Ю. Н. Гладкий В. В. Николина. Москва «Просвещение», 2020г.

  3. Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10–11 классы, М: «Просвещение», 2020 г.

  4. География. Поурочные разработки. 10-11 классы. Н.О.Верещагина, В.Д. Сухоруков. – М.: Просвещение, 2020 г.

  5. Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы, М: «Просвещение», 2017 г.











Содержание учебного предмета

«География»


10 класс

Тема 1. География в современном мире

География как наука. География - система наук. Естественная география. Общественная география. Методы, используемые географической наукой: статистический, описательный, экспедиционный (полевой), сравнительно-географический, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Пространство. Территория. Акватория. Аэротория.

Практическая работа: Описание основных характеристик одной из географических наук.


Тема 2. География природная и география общественная

Широтная зональность, долготная секторность, высотная поясность. Природные комплексы. Природно-антропогенные комплексы. Физико-географическое районирование.

Эволюция общественной географии. Теория «диффузии нововведений». Концепция полюсов и центров роста. Теория осей развития. Теория территориально-производственных комплексов. Кластерная теория.


Тема 3. Человек и ресурсы Земли

Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.

Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно-ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические работы:

1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.

2) Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

3) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

4) Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».

5) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).


Тема 4. Политическая карта мира

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.

Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Типы государств. Главные критерии типологии.

Политическая география и геополитика.

Практические работы:

1) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.

2) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.


Тема 5. География населения

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.

Практические работы:

1) Прогнозирование изменения численности населения мира.

2) Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира.

3) Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран.

4) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.

5) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.


Тема 6. География культуры, религий, цивилизаций

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Практические работы:

1) Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

2) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.


Тема 7. География мировой экономики

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

Практические работы:

1) Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран.

2) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

3) Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

4) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.

5) Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

6) Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося).

7) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).

8) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.




Тематическое планирование


10 класс

п/п

Тема

Количество часов

1

География в современном мире

10

2

География природная и география общественная

12

3

Человек и ресурсы

22

4

Политическая карта мира

12

5

География населения

12

6

География культуры, религий, цивилизации

12

7

География мировой экономики

24

8

Резервное время

2


ИТОГО

105


Из них практических работ

24


11 класс

Тема 1. Регионы и страны

Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Практическая работа:

1) Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося).

Англо-Саксонская Америка.

Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.

Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

Практические работы:

1) Характеристика одной из отраслей экономики США.

2) Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому плану).

Латинская Америка.

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.

Практические работы:

1) Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.

2) Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося).

Западная Европа.

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

Практические работы:

1) Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).

2) Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося).

3) Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.

Центрально-Восточная Европа.

Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

Постсоветский регион.

Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.

Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.

Практические работы:

1) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.

2) Миграционная политика Центральноазиатского региона.

Зарубежная Азия.

Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.

Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.

Практические работы:

1) Оценка эффективности демографической политики Китая.

2) Характеристика одной из отраслей экономики Китая.

3) Выполнение теста «Географическое положение Японии».

Юго-Восточная Азия.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.

Южная Азия.

Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.

Юго-Западная Азия и Северная Африка.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.

Практическая работа: Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова.

Тропическая Африка и ЮАР.

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.

Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.

Практическая работа:

1) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.

Австралия и Океания.

Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.

Практические работы:

1) Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

2) Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.

Тема 2. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Россия в мировом хозяйстве. Международное разделение труда. Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Глобализация хозяйства. Экономическая интеграция. Внешнеэкономические связи. Внешняя торговля. Вывоз капитала. Россия и мировое хозяйство.

Россия и страны содружества. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Распад СССР, отток капитала, утечка «умов», интеграция в мировое сообщество на данном этапе.

Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах. Геоэкологические проекты, Киотское соглашение, ШОС, БРИКС, АТЭС.

Тема 3. Глобальные проблемы человечества

Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.

Практические работы:

1) Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.

2) Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.

3) Анализ проблемы продовольствия в Африке.

4) Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.


11 класс

п/п

Тема

Количество часов

1

Регионы и страны

84

2

Россия в мире

3

3

Глобальные проблемы человечества

14

3

Резервное время

2


ИТОГО

105


Из них практических работ

20


Критерии и нормы оценки учебной деятельности по географии.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Отметка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



В результате изучения географии на углубленномуровне ученик должен

знать/понимать

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

  • приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет







Список учебно-методической литературы:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, М.,
    2009-2010г.

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к
    курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс, Ярославль, 1995г.

  3. Максаковский В.П. Новое в мире: Цифры и факты: Дополн. главы к учебнику
    «Экономическая и социальная география мира. 10 класс», пособие для уча­щихся общеобразовательных учебных заведений, М., Дрофа, 1999г.

  4. Холина В.Н. «География человеческой деятельности» 10-11 класс (углублен­ное изучение), Москва, Просвещение, 2002г.

  5. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс, М., Дрофа,2018-2020г.

  6. География: справочные материалы: кн. для учащихся среднего и старшего воз­раста. Дронов В.П., Душина И.В. и др., под редакцией Максаковского В.П., М.,Просвещение, 1990г.

8. С.Б.Лавров,Ю.Н.Гладкий.Глобальная география .10-11 класс.

(профильное обучение).М.:Дрофа,2014г.

9. А.П.Кузнецов.Население и хозяйство мира.10 класс.М.:Дрофа,2010г.



10. Т.П.Герасимова,С.В.Мясникова.Общая география.10 класс.-М.:Астрель

.

11. Е.Л.Плисецкий.Комерческая география России.Россия и мировой рынок.10-11

класс.(для соц.-эконом. и гуманитарного профилей)М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2007

12. Исаченко А.Г.География в современном мире.М.:Просвещение,1998г.



13. Дьяконов.К.Н. и др.Современные методы географических исследований. М.: Просвещение ,1996г.

14. Н.Ф.Винокурова, В.В.Трушин «Глобальная экология».- М.: Просвещение, 2000.

15. Страны и народы. Популярная энциклопедия

16. К.С. Лазаревич «Физическая география. Пособие для учащихся и поступающих в ВУЗы»

17..И.В. Душина «Физическая география: справочные материалы»

18..Экономическая и социальная география. Справочные материалы. (В .П.Дронов, В .П.Максаковский, В .Я.Ром,-М. ;Просвещение)

19. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, М., Просвещение, 2001-2004г.

Электронные образовательные ресурсы



  • Географическая энциклопедия: Страны мира.

  • География: 10 класс, «1С»

  • География: экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса: 9-11 кл. «Новая школа»

  • Карты:

  • Австралия (социально-экономическая карта)

  • Африка (политическая карта)

  • Евразия (политическая карта)

  • Зарубежная Европа (социально-экономическая карта)

  • Политическая карта мира

  • Северная Америка (социально-экономическая карта)

  • Южная Америка (политическая карта)

  • Путеводитель: Вокруг света.

  • Страны мира (справочные сведения + таблицы)

  • Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 10 класс







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!