СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по функциональной грамотности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

мониторинговые исследования качества образования призваны ответить на вопрос , готовы ли учащиеся к жизни в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по функциональной грамотности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18» с. Новорусановка

Спасского района Приморского края



Принято Согласовано Утверждено

Протокол №1от 30.08.2021 зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ№18»

методического объединения ______Михайлович О.А. с. Новорусановка

учителей- предметников Пр.№47 от 01 09 2021г.

_______ И.Ф.Головина











Рабочая программа

по функциональной грамотности

«Финансовая грамотность»

для 5-9 класса

2021-2024








Составитель: Михайлович О.А.

учитель истории и обществознания







2021



Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577

-Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

- Проектом «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», реализуемым Федеральным государственным бюджетным научным учреждением Институтом стратегии развития образования Российской академии образования при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации.






Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи

Программа нацелена на развитие:

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные


Финансовая грамотность

5 класс Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает

финансовую информацию в различном контексте

6 класс Уровень понимания и применения

применяет финансовые знания для решения

разного рода проблем

7 класс Уровень анализа и синтеза

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках

предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс Уровень оценки

(рефлексии) в рамках метапред- метного содержания

оценивает финансовые проблемы,

делает выводы, строит прогнозы,

предлагает пути решения



Личностные


Финансовая Грамотность

5-9 классы

Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с

позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и

обязанностей гражданина страны


Характеристика образовательного процесса

Программа курса реализована путем интеграции отдельных тем в содержание образовательных программ предметной дисциплины «Технология » и «Обществознание».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 5лет обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа в год. .

Возрастная группа: 10-15 лет ( ученики 5-9 классов).

Формы организации: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.

Виды деятельности:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2) практические (конкурсы, ролевые игры, проектная работа , работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Литература:

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе . Педагогика. № 10. 2003.

2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ .Социологические исследования. № 5. 2007.

3.Пермилова Р.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок.М,2009.

4.Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла . Сборник материалов .Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


  1. 5 класс


Тема занятия

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Сроки проведения

По плану

По факту


Модуль: «Основы финансовой грамотности»

5

Предмет «Технология»



1

Как разумно делать покупки?

1

1 четверть

Что такое потребительские блага

22.09.21


2

Личные сбережения. Финансовая безопасность

1

2 четверть

Конструкционные материалы

17.11.21


3

Акции в магазине. Выгодный обмен.

1

3четверть.

Основы рационального питания

02.03.22


4

Семейный бюджет. Расходы и доходы

1

4 четверть.

Потребности людей

20.05.22


5

Проведение рубежной аттестации.

1


27.05.22








  1. 6 класс


Тема занятия

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Сроки проведения

По плану

По факту


Модуль: «Основы финансовой грамотности»

7

Предмет «Обществознание»



1

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

1

1 четверть

Семья и семейные отношения



2

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

Семейное хозяйство




3

Собственность и доходы от нее.

1

2 четверть

Труд-основа жизни.



4

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

3четверть.

Человек и его деятельность



5

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

Потребности чнловека



6

Личные деньги

1

4 четверть.

Общение .



7

Проведение рубежной аттестации.

1











  1. 7класс


Тема занятия

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Сроки проведения

По плану

По факту


Модуль: «Основы финансовой грамотности»

8

Предмет «Обществознание»



1.

Что такое налоги и почему мы их должны

платить? Виды налогов

1

1 четверть

Права и обязанности граждан

24.09.21


2.

Подоходный налог. Пеня и налоговые

льготы.


1

Почему важно соблюдать законы

08.10.21


3.

Что такое государственный бюджет? На что

расходуются налоговые сборы?

1

2 четверть

Экономика и ее основные участники

17.12.21


4.

История возникновения банков. Всё про кредит.

1

Деньги и их функции

25.02.21


5.

Виды социальных пособий.

1

Экономика семьи

04.03.22


6.

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.


1

3 четверть

Человек в экономичесих отношениях

18.03.22


7.

Проведение рубежной аттестации.

2

4 четверть


06.05.22






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. 8класс


Тема занятия

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Сроки проведения

По плану

По факту


Модуль: «Основы финансовой грамотности»


8

Предмет «Обществознание»



1.

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

2

    1. четверть.

Общество как форма жизнедеятельности детей.

16.09.21

23.09.21


2.

Как сберечь личный капитал? Модель трех

капиталов.


1

Долг и совесть

28.10.21


3.

Бизнес и его формы. Риски

предпринимательства.

1

3 четверть

Собственность

10.02.22


4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

1

Рыночная экономика

24.02.22


5.

Бизнес подростков и идеи.


1

Предпринимательская деятельность

10.03.22


6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.


1

Роль государства в экономике

17.03.22


7.

Проведение рубежной аттестации.

1


28.04.22




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс


Тема занятия

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Сроки проведения

По плану

По факту


Модуль: «Основы финансовой грамотности»

6

Предмет «Обществознание»



1.

Ценные бумаги. Векселя и

российская специфика.

1

2 четверть

Повторительно-обобщающий урок

12.11.21


2.

Риски акций и управление ими.

Биржа и брокеры.


1

Правоотношения и юридическая ответсвенность

10.12.21


3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и

управление ими.

1

Социальные права

18.03.22


4.

Инвестиционное профилирование.

Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.

1

Учимся защищать свои права

01.04.21


5.

Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.

1

Повторение

29.04.22


6.

Проведение рубежной аттестации.

1


13.05.22










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!