СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Функциональной грамотности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Функциональной грамотности»



«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено ____

на заседании МО

Руководитель МО

Намжилова Т.Б

Протокол №____

От «__» 20__г.




Согласовано ____

Заместитель

Директора по УВР Гатапова О.Б

Протокол №____

от «___» 20__г.


Утверждаю_____

директор школы

Дондупова Е.Р.

Приказ №______

от «___» __20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

5-9 классы










С.Баянгол

2023









Пояснительная записка Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)4; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.





























Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

Грамотность


Читательская

Математическая

Естественно- научная

Финансовая

5 класс Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает информацию из различных текстов

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

находит и извлекает информацию о естественнонауч- ных явлениях в различном контексте

находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

6 класс Уровень понимания и применения

применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

применяет математические знания для решения разного рода проблем

объясняет и описывает естественнонауч- ные явления на основе имеющихся научных знаний

применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

7 класс Уровень анализа и синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет- ного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания

оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения











Личностные


Грамотность


Читательская

Математическая

Естественно- научная

Финансовая

5-9 классы

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечелове- ческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловечес- ких ценностей

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонауч- ных знаний с позиции норм морали и общечеловечес- ких ценностей

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечелове- ческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны















Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.

Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.

Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;

  • 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;

  • 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности. 1 четверть – модуль «читательская грамотность».

Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:

2 четверть – модуль «математическая грамотность», 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность», 4 четверть – модуль «финансовая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль: «Основы финансовой грамотности»





  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Удивительные факты и истории о деньгах.

Нумизматика. «Сувенирные» деньги.

Фальшивые деньги: история и современность.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

Тема занятия


Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Как появились деньги? Что могут деньги?


1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Деньги в разных странах


1

Круглый стол, игра.

3.

Деньги настоящие и ненастоящие


1

Игра, экскурсия.

4.

Как разумно делать покупки?


1

Игра, круглый стол.

5.

Кто такие мошенники?


1

Круглый стол, игра, квест.

6.

Личные деньги


1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Сколько стоит «своё дело»?


1

Проект, игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.


1

Тестирование.



Итого

8

  1. класс


2.

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

1

Круглый стол, игра, квест.

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Личные деньги

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.


Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Что такое налоги и почему мы их должны платить?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

1

Круглый стол, игра.

3.

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Вклады: как сохранить и приумножить?

Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.


Итого

8

  1. класс

Тема занятия


Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.


1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.


1

Круглый стол, игра.

3.

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.


1

Викторина, круглый стол, дискуссии.

4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.


1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.


1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.


1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.


2

Тестирование.


Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы.

1

Круглый стол, игра.

3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.

1

Круглый стол, дебаты.

4.

Инвестиционное профилирование.

Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.

1

Беседы, викторина, квест, квиз.

6.

Государственное и негосударственное пенсионное страхование.

1

Дебаты, беседы.

7.

Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

1

Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?».

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.


Итого

8









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс

Тема занятия


Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.


1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.


1

Работа в парах. Ролевая игра.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?


1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).


1

Круглый стол.

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.


1

Квест, конкурс.

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.


1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа со сплошным текстом.


1

Ролевая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.


2

Тестирование.



ИТОГО

9

6 класс

Тема занятия


Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении


1

Беседа, конкурс.

2.

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.


1

Круглый стол, ролевая игра.

3.

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.


1

Работа в парах, игра в формате КВН.

4.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?


1

Квест, круглый стол.

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)


1

Круглый стол, дискуссия.

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.


1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.


1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

8.

Проведение рубежной аттестации.


2

Тестирование.


ИТОГО

9


Тема занятия


Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в

лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.


1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов

публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.


1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как преобразовывать

текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?


1

Беседа, круглый стол, ролевая игра.

4.

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).


1

Квест, дискуссия, круглый стол.

5.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.


1

Деловая игра.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.


1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графики и диаграммы.


1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.


2

Тестирование.


Итого

9


Тема занятия


Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в

драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.


1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах.


1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?


1

Беседа, круглый стол.

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)


1

Квест, дискуссия.

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.


1

Квест, круглый стол.

6.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.


1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).


1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.


2

Тестирование.


Итого

9


Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Формирование читательских умений с опорой на

текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.

1

Работа в парах, дискуссия.

3.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?

1

Квест, круглый стол.

4.

Типы текстов:текст-аргументация

(комментарий, научное обоснование).

1

Деловая игра, круглый стол.

5.

Составление плана на основе исходного текста.

1

Работа в группах, соревнование в формате КВН.

6.

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа со смешанным текстом.

Составные тексты (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы математической грамотности»

5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

Обсуждение, урокисследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

1

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урокпрактикум, моделирование.

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

Урок-практикум.

8.

Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.

1

Урок-практикум.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование

Итого

9

6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

1

Игра, обсуждение, практикум.

2.

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

1

Исследовательская работа, урок- практикум.

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

1

Обсуждение, урокпрактикум, соревнование.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

1

Урок-игра, урокисследование.

5.

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

1

Урок-игра, индивидуальная работа в парах.

6.

Графы и их применение в решении задач.

1

Обсуждение, урокпрактикум.

7.

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Беседа, урокисследование, моделирование.

8.

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

1

Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

9

7 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.

1

Обсуждение, практикум.

2.

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

1

Исследовательская работа, урок- практикум.

3.

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

1

Обсуждение, урокпрактикум.

4.

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в

ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

1

Обсуждение, урокпрактикум, урокисследование.

5.

Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.

1

Урок-игра, урокисследование.

6.

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

1

Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра.

8.

Решение геометрических задач исследовательского характера.

1

Проект, исследовательская работа.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

9

8 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

Практикум.

2.

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

Беседа. Исследование.

3.

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.

1

Исследовательская работа, практикум.

4.

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между

сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

1

Проектная работа.

5.

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

1

Обсуждение. Урок практикум.

6.

Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.

1

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7.

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.

1

Урок-исследование.

8.

Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.

1

Урок-практикум.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

9

9 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

1

Беседа. Обсуждение. Практикум.

2.

Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы.

1

Обсуждение. Исследование. Практикум.

3.

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

1

Моделирование.

Конструирование алгоритма. Практикум.

4.

Задачи с лишними данными.

1

Обсуждение. Исследование.

5.

Решение типичных задач через систему линейных уравнений.

1

Исследование. Выбор способа решения. Практикум.

6.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.

1

Обсуждение. Практикум.

7.

Решение стереометрических задач.

1

Обсуждение. Практикум.

8.

Вероятностные, статистические явления и зависимости.

1

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

9.

Проведение рубежной аттестации.

Тестирование.

Итого

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности


Звуковые явления

1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей звуков.

2.

Устройство динамика. Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

Наблюдение физических явлений.


Строение вещества

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Вода. Уникальность воды.

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1


Земля и земная кора. Минералы

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

Работа с коллекциями

минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции.

6.

Атмосфера Земли.

1


Живая прир

ода

7.

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

Беседа. Презентация.

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.


Итого

8

6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности


Строение вещества

1.

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.

Масса. Измерение массы тел.

1

Наблюдения. Лабораторная работа.

2.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

1

Моделирование.


Тепловые явления

3.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

1

Презентация. Учебный эксперимент.

Наблюдение физических явлений.

4.

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

1

Проектная работа.


Земля, Солнечная система и Вселенная

5.

Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.

1

Обсуждение. Исследование. Проектная работа.



Живая прир

ода

6.

Царства живой природы


1

Квест.

7.

Проведение рубежной аттестации.


2

Тестирование.


Итого

8

7 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности


Структура и свойства вещества

1.

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

Беседа. Демонстрация моделей.


Механические явления. Силы и движение

2.

Механическое движение. Инерция

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

1

Демонстрация моделей. Лабораторная работа.

3.

Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.

1

Посещение производственных или научных лабораторий с разрывными машинами и прессом.


Земля, мировой океан

4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.

1

Проектная деятельность.

5.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.

1


Биологическое разнообразие

6.

Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.

1

Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов».

7.

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц.

Перелетные птицы. Сезонная миграция.

1

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

8 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности


Структура и свойства вещества (электрические явления)

1.

Занимательное электричество.

1

Беседа. Демонстрация моделей.


Электромагнитные явления. Производство электроэнергии

2.

Магнетизм и электромагнетизм.

1

Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.

3.

Строительство плотин

1

Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

4.

Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

1

Проектная работа.

5.

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

1

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)

6.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

1

Моделирование. Виртуальное моделирование.

7.

Системы жизнедеятельности человека.

1

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

9 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности


Структура и свойства вещества

1.

На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность.

1

Демонстрация моделей. Дебаты.


Химические изменения состояния вещества

Изменения состояния веществ.

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Исследование

Наследственность биологических объектов

3.

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Закономерности наследования признаков.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

Учебный эксперимент. Наблюдение явлений.

Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.

4.

Закономерности изменчивости:

модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

Экологическая система

5.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Саморазвитие экосистемы. Биосфера.

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.

1

Демонстрация моделей.

Моделирование.

6.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

1

7.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!