СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике, 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике, 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

для 8 класса





Автор: Пономарчук Анастасия Сергеевна, учитель физики













2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основании нормативных документов:

  • ФЗ – 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26. 11. 2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29. 12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576;

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ БГО СОШ № 3;

  • Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. -М., «Дрофа», 2014

  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобразования науки РФ от 31.03.2014 года № 253;

  • Учебного плана МБОУ БГО СОШ № 3.

Для реализации программного содержания используется учебник:

  • Физика. 8 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014

В 8 классе на обучение физики отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель)

Раздел I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.


3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).


6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).


7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.


8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).


9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.


2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.


3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.


5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/ результата.


3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.


4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое

мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.


2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.







ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


Тепловые явления


Обучающийся научится

  • давать определения/описания физических понятий: материя, вещество, физические модели, физические величины, международная система единиц, методы познания;

  • измерять: длину, время, температуру;

  • определять цену деления измерительного прибора;

  • выполнять измерения температуры;

  • экспериментально находить удельную теплоемкость твердого тела.


Обучающийся получит возможность научиться

  • определять погрешность измерительного прибора;

  • понимать и объяснять роль физики в формировании естественно- научной грамотности;

  • осуществлять перевод единиц измерения в несистемные единицы;

  • понимать и объяснять отличия наблюдений и экспериментов;

  • выдвигать и обосновывать гипотезы.


Электрические явления


Обучающийся научится

  • описывать физические явления: электризация;

  • понимать строение атома;

  • измерять: силу тока, электрическое напряжение, сопротивление, мощность и работу электрического тока;

  • понимать смысл основных физических законов: закона Кулона, принципа суперпозиции полей, закона Джоуля – Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников;

  • выполнять расчеты при нахождении: силы тока, электрического напряжения, сопротивления, мощности и работы электрического тока;

  • переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


Обучающийся получит возможность научиться

  • объяснять физические явления: электризация;

  • давать описание физических понятий: сила тока, напряжение, сопротивление, работа тока;

  • объяснять законы последовательного и параллельного соединения проводников;

  • экспериментальным методам исследования зависимости: силы тока от сопротивления при постоянном напряжении на участке цепи;

  • находить связь между физическими величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением, а также силой тока и электрическим зарядом, напряжением и работой тока, сопротивлением, длиной проводника и его площадью поперечного сечения;

  • понимать принципы действия электроскопа, электрометра, конденсатора, источника тока.


Магнитные явления


Обучающийся научится

  • объяснять физические явления: притягивание магнитьм железных предметов, намагничивание железа;

  • понимать назначение электромагнитов и принцип их действия;

  • понимать значение магнитного поля Земли для всего живого на ней;

  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


Обучающийся получит возможность научиться

  • объяснять принцип работы электродвигателя;

  • применять правило буравчика для нахождения направлений магнитного поля постоянного магнита;

  • понимать, от чего зависят магнитные характеристики электромагнитов;

  • понимать причину возникновения северных сияний.


Световые явления

Обучающийся научится

  • описывать физические явления: солнечные и лунные затмения;

  • понимать смысл основных физических законов: закона прямолинейного распространения света, отражения света, преломления света;

  • экспериментально находить фокусное расстояние собирающей линзы;

  • переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


Обучающийся получит возможность научиться

  • объяснять принцип работы зеркала, линзы;

  • применять формулы для нахождения показателя преломления, оптической силы линзы, линейного увеличения;

  • строить изображения, получаемые с помощью зеркала, собирающей линзы;

  • понимать, основные моменты работы глаза как оптической системы;

  • проводить исследования: зависимости угла преломления от угла падения света;

  • различать дефекты зрения.








Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»



Тема 1. Тепловые явления (24 часа)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаоти­ческого движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопровод­ность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необрати­мость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления Плавле­ние и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теп­лообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

  1. Сжимаемость газов.

  2. Диффузия в газах и жидкостях.

  3. Модель хаотического движения молекул.

  4. Модель броуновского движения.

  5. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

  6. Принцип действия термометра.

  7. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

  8. Теплопроводность различных материалов.

  9. Измерение силы тока амперметром.

  10. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

  11. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

  12. Измерение напряжения вольтметром.

  13. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

  14. Реостат и магазин сопротивлений.

  15. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

  16. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.



Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Измерение удельной теплоемкости вещества.

  3. Измерение влажности воздуха.

  4. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.


Тема 2. Электрические явления (27 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электриче­ского заряда.

Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и парал­лельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля -Ленца. Носители электрических зарядов в ме­таллах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Проводники и изоляторы.

  5. Электризация через влияние

  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое

  7. Закон сохранения электрического заряда.

  8. Устройство конденсатора.

  9. Энергия заряженного конденсатора.

  10. Источники постоянного тока.

  11. Составление электрической цепи.

  12. Электрический ток в электролитах.

  13. Электролиз.

  14. Электрический ток в полупроводниках.

  15. Электрические свойства полупроводников.

  16. Электрический разряд в газах.


Лабораторные работы и опыты:

  1. Наблюдение электрического взаимодействия тел

  2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

  3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

  4. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

  5. Изучение последовательного соединения проводников

  6. Изучение параллельного соединения проводников

  7. Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

  8. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное со­противление.

  9. Измерение работы и мощности электрического тока.

  10. Изучение электрических свойств жидкостей.

  11. Изготовление гальванического элемента.



Тема 3. Электромагнитные явления (8 часов)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации:

  1. Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

  2. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

  3. Исследование явления намагничивания железа.

  4. Изучение принципа действия электромагнитного реле.


Лабораторные работы:

  1. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

  2. Изучение принципа действия электродвигателя.


Тема 4. Световые явления (9 часов)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокус­ное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации:

  1. Закон отражения света.

  2. Изображение в плоском зеркале.

  3. Преломление света.

  4. Ход лучей в собирающей линзе.

  5. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  6. Получение изображений с помощью линз.

  7. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  8. Модель глаза.


Лабораторные работы и опыты:

  1. Закон отражения света.

  2. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

  3. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  4. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  5. Получение изображений с помощью собирающей линзы.


Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»



Содержание

Количество

часов

Количество

кон­трольных

Количество

лабораторных

работ

Тепловые явления

24

1

4

Электрические явления

27

1

7

Электромагнитные явления

8

1

2

Световые явления

9

1

2

Итоговая

ИТОГО

70

5

15








ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Сроки проведения

Примечание

По плану

Фактически

1

Тепловое движение. Температура и ее изменение. Тепловое равновесие. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

1





2

Внутренняя энергия.

1




3

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

1




4

Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со време­нем температуры нагретой воды».

1




5

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1




6

Конвекция. Излучение.

1




7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1




8

Удельная теплоемкость.

1




9

Лабораторная работа № 2 «Сравнение коли­честв теплоты при смешивании воды раз­ной температуры».

1




10

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1




11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1




12

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи

1




13

Решение задач «Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах».

1




14

Контрольная работа № 1 «Тепловые явления»

1




15

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.

1




16

Решение задач по теме:

«Плавление и кристаллизация».

1




17

Испарение. Насыщенный пар.

1




18

Кипение.

1




19

Влажность воздуха.

Лабораторная работа № 4 «Измерение влаж­ности воздуха»

1




20

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1




21

Расчет количества теплоты при теплообмене.

1




22

Принцип работы тепловых двигателей. Преобразование энергии в тепловых машинах.

1




23

Решение задач: «Изменение агрегатных состояний вещества».

1




24

Контрольная работа № 2 «Изменение агрегат­ных состояний вещества».





25

Электризация тел Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.

1




26

Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

1




27

Электрическое поле.

1




28

Действие электрического поля на электрические заряды.

1




29

Постоянный электрический ток. Электрическая цепь.

1




30

Действия электрического тока.

1




31

Сила тока.

1




32

Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и изме­рение силы тока в ее различных участках».

1




33

Электрическое напряжение

1




34

Лабораторная работа № 6 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».





35

Электрическое сопротивление проводников.

1




36

Закон Ома для участка электрической цепи.

1




37

Электрическое сопротивлениеt проводников. Удельное сопротивление.





38

Реостаты. Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом».

1




39

Лабораторная работа № 8 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтмет­ра».

1




40

Лабораторная работа № 9 « Последовательное соединение проводников».

1




41

Лабораторная работа № 10 «Параллельное соединение проводников».

1




42

Решение задач: «Закон Ома для участка цепи».

1




43

Работа электрического тока.

1




44

Мощность электрического тока.

1




45

Лабораторная работа № 11 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1




46

Закон Джоуля -Ленца.

1




47

Решение задач по теме: «Электрические явления»

1




48

Систематизация знаний по теме: «Электрические явления».

1




49

Контрольная работа № 3 « Электрические яв­ления».

1




50

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Магнитные линии.

1




51

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

1




52

Лабораторная работа № 12 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1




53

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Зем­ли.

1




54

Электрический двигатель.

Лабораторная работа № 13 «Изучение электрического двигателя по­стоянного тока (на модели)».

1




55

Систематизация знаний по теме «Электромагнитные явления».

1




56

Проверочная работа по теме «Электромагнитные явления»

1




57

Прямолинейное распространение света.

1




58

Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.

1




59

Преломление света.

1




60

Лабораторная работа № 14 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

1




61

Линзы. Оптическая сила линзы. Формула линзы. Фокусное расстояние линзы.

1




62

Лабораторная работа № 15 «Получение изображения с помощью линзы».

1




63

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1




64

Решение задач по теме «Оптические явления»

1




65

Систематизация знаний по теме. «Световые явления».

1




66

Контрольная работа № 4 «Световые явления».

1




67

Повторение «Тепловые явления»

1




68

Повторение «Электрические явления»

1




69

Повторение «Электромагнитные явления»

1




70

Итоговая контрольная работа

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!