Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 10 классов на профильном уровне составлена на основе Примерной программы по физике. 10 – 11 классы. Базовый и профильный уровни. Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2010 г.;
авторской Программы по физике для 10-11 классы общеобразовательных учреждений (профильный уровень): В.А. Касьянов, - М.: Дрофа, 2010 г.
федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по физике.
учебник «Физика. 10 класс. Профильный уровень». Касьянов В.А.: – М.: Дрофа, 2018 г.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики на профильном уровне отводится 5 ч в неделю (175 часов за год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 11 лабораторных работ, 9 контрольных работ, 6 лабораторных практикумов (13 ч).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, закон, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, волна;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, момент силы, период, частота, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;
смысл физических законов, принципов, постулатов(формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля - Ленца;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдения и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при его быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперименты служат основой для выдвижения гипотез и разработки научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (Интернет);
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципа работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснования высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к ученым-физикам, сыгравшим ведущую роль в создании современного мира науки и техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Содержание программы
Темы « Механические колебания. Механические волны» перенесены в 11 класс, т. к. понятие «производной функции» изучается по математике в 11 классе. В связи с этим в 10 класс из 11 класса перенесена тема « Постоянный электрический ток» и добавлены темы «Ток в вакууме. Полупроводники» согласно стандарту образования( на основании приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 г № 1089).
В связи с этим уплотнены часы, отведенные на физический практикум.
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (3 ч)
Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире. Физический эксперимент, теория. Физические модели. Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия.
Механика (64 ч)
Кинематика материальной точки
Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Вращательное и колебательное движение материальной точки.
Лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.
Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Динамика материальной точки
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.
Лабораторные работы
Измерение коэффициента трения скольжения.
Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
Законы сохранения
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновение.
Динамика периодического движения
Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости.
Лабораторная работа
Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.
Статика
Условие равновесия для поступательного движения. Условие равновесия для вращательного движения. Плечо и момент силы. Центр тяжести (центр масс системы материальных точек).
Релятивистская механика
Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени. Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь массы и энергии.
Молекулярная физика (49 ч)
Молекулярная структура вещества
Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества.
Агрегатные состояния вещества.
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа Распределение молекул идеального газа в пространстве. Распределение молекул идеального газа по скоростям. Температура. Шкалы температур. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.
Лабораторная работа
Изучение изотермического процесса в газе.
Термодинамика
Внутренняя энергия. Работа газа при расширении и сжатии. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики для изопроцессов. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.
Жидкость и пар
Фазовый переход пар — жидкость. Испарение. Конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.
Лабораторная работа
Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.
Твердое тело
Кристаллизация и плавление твердых тел. Структура твердых тел. Кристаллическая решетка. Механические свойства твердых тел.
Лабораторная работа
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Электродинамика (59ч)
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов
Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Равновесие статических зарядов. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости.
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов
Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Измерение разности потенциалов. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля.
Лабораторная работа
Измерение электроемкости конденсатора.
Постоянный электрический ток.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, pn – переход. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Лабораторная работа
10. Исследование смешанного соединения проводников.
11. Изучение закона Ома для полной цепи.
Физический практикум (12ч)
Резервное время (8 ч)
Тематическое планирование по физике 10 класс (5ч в неделю). Учебник: Физика 10 класс (профильный уровень) В.А. Касьянов, - М.: Дрофа, 2018 г.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов на изучение раздела, темы |
план | факт |
Введение(2ч). |
1 | | | Что изучает физика. | 1 |
2 | | | Методы научного познания мира. | 1 |
Механика(66ч). |
Кинематика(21ч) |
3 | | | Что изучает механика? Механическое движение. | 1 |
4 | | | Действие над векторами. | 1 |
5 | | | Система отсчета. Перемещение. | 1 |
6 | | | Решение задач: «Действия над векторами. Перемещение» | 1 |
7 | | | Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение движения. | 1 |
8 | | | Решение задач: «Прямолинейное равномерное движение» | 1 |
9 | | | Относительность движения. | 1 |
10 | | | Решение задач: «Закон сложения скоростей» | 1 |
11 | | | Мгновенная скорость. Ускорение. | 1 |
12 | | | Скорость равноускоренного движения. Уравнение равноускоренного движения. | 1 |
13 | | | Решение задач: «Прямолинейное равноускоренное движение». | 1 |
14 | | | Свободное падение. | 1 |
15 | | | Л.р.№1 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 |
16 | | | Движение тела, брошенного горизонтально с высоты h . | 1 |
17 | | | Л.р.№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» | 1 |
18 | | | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 1 |
19 | | | Решение задач: «Движение тел с ускорением свободного падения» | 1 |
20 | | | Равномерное движение по окружности. | 1 |
21 | | | Кинематика твердого тела. | 1 |
22 | | | Решение задач: «Кинематика» | 1 |
23 | | | Контр. работа №1 «Кинематика» | 1 |
Динамика(20ч) |
24 | | | Основное утверждение динамики.I закон Ньютона. | 1 |
25 | | | Сила. | 1 |
26 | | | II закон Ньютона. | 1 |
27 | | | Решение задач: «I,II законы Ньютона». | 1 |
28 | | | III закон Ньютона. | 1 |
29 | | | Принцип относительности в механике (Галилея). | 1 |
30 | | | Решение задач: «Законы Ньютона» | 1 |
31 | | | Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. | 1 |
32 | | | Первая космическая скорость. | 1 |
33 | | | Решение задач: «Силы гравитации» | 1 |
34 | | | Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. | 1 |
35 | | | Сила упругости. Закон Гука. | 1 |
36 | | | Л.р.№3 «Изучение движения тела по окружности» | 1 |
37 | | | Решение задач: «Вес тела. Сила упругости» | 1 |
38 | | | Сила трения. | 1 |
39 | | | Сила сопротивления. | 1 |
40 | | | Л.р.№4 «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 |
41 | | | Обобщение темы «Законы механики. Силы в природе» | 1 |
42 | | | Решение задач: «Силы в природе» | 1 |
43 | | | Контр.работа№2 «Основы динамики» | 1 |
Законы сохранения. Статика.(20 ч) |
44 | | | Импульс тела. | 1 |
45 | | | Закон сохранения импульса. | 1 |
46 | | | Решение задач: «Импульс Закон сохранения импульса» | 1 |
47 | | | Реактивное движение. | 1 |
48 | | | Решение задач: «Реактивное движение» | 1 |
49 | | | Работа силы. Мощность. | 1 |
50 | | | Энергия. | 1 |
51 | | | Кинетическая энергия. | 1 |
52 | | | Решение задач: «Кинетическая энергия. Работа силы. Мощность». | 1 |
53 | | | Работа силы тяжести силы упругости. | 1 |
54 | | | Потенциальная энергия. | 1 |
55 | | | Закон сохранения энергии. | 1 |
56 | | | Решение задач: «Закон сохранения энергии» | 1 |
57 | | | Л.р.№5 «Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости» | 1 |
58 | | | Обобщение темы «Законы сохранения» | 1 |
59 | | | Статика. Момент силы. | 1 |
60 | | | Условия равновесия тел. | 1 |
61 | | | Решение задач: «Основы статики» | 1 |
62 | | | Контр. раб. №3 «Законы сохранения. Статика». | 1 |
Релятивистская механика (4 ч). |
63 | | | Законы электродинамики и принцип относительности .Постулаты СТО Эйнштейна | 1 |
64 | | | Пространство и время в СТО | 1 |
65 | | | Релятивистский закон сложения скоростей. | 1 |
66 | | | Взаимосвязь энергии и массы. | 1 |
Молекулярная физика. Тепловые явления. (38 ч.) |
Основы МКТ (14 ч.) |
67 | | | Масса молекул. Количества вещества. | 1 |
68 | | | Решение задач: «Масса молекул. Количество вещества». | 1 |
69 | | | Агрегатные состояния вещества | 1 |
70 | | | Идеальный газ. Скорость движения молекул. | 1 |
71 | | | Основное уравнение МКТ. | 1 |
72 | | | Решение задач: «Основное уравнение МКТ». | 1 |
73 | | | Температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. | 1 |
74 | | | Измерение скоростей молекул газа. | 1 |
75 | | | Решение задач: «Средняя кинетическая энергия движения молекул, скорость». | 1 |
76 | | | Уравнение состояния. | 1 |
77 | | | Газовые законы. | 1 |
78 | | | Л.р.№6 «Изучение изо термического процесса в газе». | 1 |
79 | | | Решение задач: «Уравнение состояния. Газовые законы». | 1 |
80 | | | Контр. раб. №4 « Основные положения МКТ газов». | 1 |
Основы термодинамики (12 ч.) |
81 | | | Внутренняя энергия | 1 |
82 | | | Работа газа в термодинамики. | 1 |
83 | | | Решение задач: «Внутренняя энергия. Работа газа». | 1 |
84 | | | Количество теплоты | 1 |
85 | | | Решение задач: «Количество теплоты». | 1 |
86 | | | Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Адиабатный процесс. | 1 |
87 | | | Решение задач: «Первый закон термодинамики». | 1 |
88 | | | Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. | 1 |
89 | | | Решение задач: «КПД двигателей». | 1 |
90 | | | Второй закон термодинамики. | 1 |
91 | | | Решение задач: «Основы термодинамики». | 1 |
92 | | | Контр. раб. №5«Основы термодинамики». | 1 |
Жидкость и пар (7ч) |
93 | | | Фазовый переход пар-жидкость. | 1 |
94 | | | Испарение, конденсация. | 1 |
95 | | | Давление насыщенного пара. Влажность воздуха. | 1 |
96 | | | Решение задач: «Давление насыщенного пара. Влажность воздуха». | 1 |
97 | | | Кипение жидкости. | 1 |
98 | | | Поверхностное натяжение. Смачивание, капиллярность. | 1 |
99 | | | Л.р.№7 «Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением». | 1 |
Твердое тело ( 5 ч). |
100 | | | Кристаллизация и плавление твердых тел. | 1 |
101 | | | Структура твердых тел. Кристаллическая решетка. | 1 |
102 | | | Механические свойства твердых тел. | 1 |
103 | | | Л.р.№8 «Измерение удельной теплоемкости вещества». | 1 |
104 | | | Контр. работа. №6 «Взаимное превращение жидкостей и газов. Свойства твердого тела». | 1 |
Основы электродинамики (49ч.) |
Электростатика (8 ч.) |
105 | | | Электрический заряд. Квантование заряда. Закон сохранения заряда. | 1 |
106 | | | Закон кулона. | 1 |
107 | | | Решение задач: «Закон Кулона». | 1 |
108 | | | Электростатическое поле. Равновесие зарядов. | 1 |
109 | | | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 1 |
110 | | | Силовые линии электрического поля. | 1 |
111 | | | Решение задач: «Напряженность электрического поля». | 1 |
112 | | | Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости. | 1 |
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов ( 11 ч). |
113 | | | Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. | 1 |
114 | | | Связь напряженности и разности потенциалов. | 1 |
115 | | | Решение задач: «Напряженность, потенциал электрического поля» | 1 |
116 | | | Проводники в электрическом поле. | 1 |
117 | | | Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | 1 |
118 | | | Электроемкость уединенного проводника. Конденсаторы. | 1 |
119 | | | Соединение конденсатор. | 1 |
120 | | | Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля. | 1 |
121 | | | Л.р.№9 «Измерение электроемкости конденсатора». | 1 |
122 | | | Решение задач: «Электростатика». | 1 |
123 | | | Контр. раб. №7 «Основы электростатики». | 1 |
Законы постоянного тока (15 ч.) |
124 | | | Электрический ток. Сила тока. | 1 |
125 | | | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 |
126 | | | Соединение проводников. Электрическая цепь. | 1 |
127 | | | Решение задач: «Последовательное соединение проводников». | 1 |
128 | | | Решение задач: «Параллельное соединение проводников». | 1 |
129 | | | Л.р.№10 «Исследование смешанного соединения проводников». | 1 |
130 | | | Работа и мощность тока. Закон Джоуля- Ленца. | 1 |
131 | | | Решение задач: «Работа и мощность тока». | 1 |
132 | | | Закон Ома для полной цепи. | 1 |
133 | | | Л.р.11 «Изучение закона Ома для полной цепи». | 1 |
134 | | | Решение задач: «Закон Ома для полной цепи». | 1 |
135 | | | Измерение силы тока и напряжения. | 1 |
136 | | | Шунтирование приборов: амперметра, вольтметра. | 1 |
137 | | | Решение задач: «Законы постоянного тока». | 1 |
138 | | | Контр. раб. №8 «Законы постоянного тока». | 1 |
Электрический ток в различных средах (15 ч.) |
139 | | | Электрическая проводимость металлов Сверхпроводимость. Зависимость сопротивления металлов от температуры. | 1 |
140 | | | Решение задач: « Зависимость сопротивления металлов от температуры». | 1 |
141 | | | Полупроводники. Собственная и примесная проводимость. | 1 |
142 | | | Свойства p – n перехода. | 1 |
143 | | | Полупроводниковый диод. | 1 |
144 | | | Электрический ток в вакууме. | 1 |
145 | | | Электроннолучевая трубка. | 1 |
146 | | | Электрический ток в жидкостях. | 1 |
147 | | | Законы электролиза. | 1 |
148 | | | Решение задач: «Законы электролиза». | 1 |
149 | | | Электрический ток в газах. | 1 |
150 | | | Применение самостоятельного разряда в газах. | 1 |
151 | | | Плазма. | 1 |
152 | | | Решение задач: «Электрический ток в различных средах» | 1 |
153 | | | Контр. раб. №9 «Электрический ток в различных средах». | 1 |
Лабораторный практикум (13 ч). |
154 | | | Исследование движения под действием постоянной силы. | 2 |
155 | | |
156 | | | Измерение работы сил тяжести, упругости, трения. | 2 |
157 | | |
158 | | | Изучение равновесия тела при действии нескольких сил. | 2 |
159 | | |
160 | | | Определение универсальной газовой постоянной методом взвешивания шара в воздухе. | 2 |
161 | | |
162 | | | Измерение изменения внутренней энергии тела при совершении работы. | 2 |
163 | | |
164 | | | Измерение модуля упругости резины. | 2 |
165 | | |
166 | | | Зачет практикума. | 1 |
Повторение (8 ч). |
167 | | | Кинематика. | 1 |
168 | | | Основы динамики. | 1 |
169 | | | Законы сохранения. | 1 |
170 | | | Основы МКТ. | 1 |
171 | | | Термодинамика. | 1 |
172 | | | Электростатика. | 1 |
173 | | | Итоговая контрольная работа за 10 класс. | 1 |
174 | | | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 |
175 | | | Анализ итоговой контрольной работы. | |