СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 8 класс. 2023-2024 учебный год

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 8 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 8 класс. 2023-2024 учебный год»


Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Руководитель МО


__________/И.Н.Киржаева/


«31» августа 2023 г.

«Согласовано»

Заместитель директора -заведующий филиалом «Шингаринская СОШ»


__________ /О.Ю.Сечева/


«31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Троицкая СОШ имени Героя Советского Союза А. Г. Котова»


____________/И.А.Заугольнов/


«31» августа 2023 г.




Филиал «Шингаринская средняя общеобразовательная школа» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Троицкая средняя общеобразовательная школа имени

Героя  Советского Союза А.Г. Котова»

Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия





 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физика»

8 класс

на 2023 – 2024 учебный год







Составитель: Горячкина Т.В. - учитель математики,

первая квалификационная категория
















п. Силикатный



Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Целями изучения физики в средней школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;

  • на предметном уровне:

овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;

формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.


Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика». В 8 классе - 68 часов в год, 2 часа в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В 5-6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.


Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;

  • описывать и объяснять физические явления;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;

  • решать задачи на применение физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;

  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.



Содержание и структура дисциплины


8 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Тепловые явления

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

2

Электрические явления.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

3

Электромагнитные явления.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

4.

Световые явления.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.



Тематическое планирование


п/п

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ и зачетов

1

2

Тепловые явления

Электрические явления

23

9

4

-

1+2

-

3

4


5


Электрические явления

Электромагнитные явления

Световые явления


20


5

11


5

2

3

-

1+1

1+1

1+1

-

Итого


68

14

4+5



Календарно - тематическое планирование



Тема урока


Вид занятия


Количество часов



Виды самостоятельной работы


Дата проведения


План

Факт



«Тепловые явления»-23часа



1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

ИНМ

1




2

Способы изменения внутренней энергии.

ИНМ

1




3

Теплопроводность.






4

Конвекция. Излучение.

ИНМ

1




5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

ИНМ





6

Удельная теплоемкость.

ЗНЗ

1




7

Расчет количества теплоты при нагре-вании и охлаждении

ИНМ

1




8

Л.Р. № 1 « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной темпера-туры»

ЗНЗ

1




9

Л.Р. № 2 «Измерение удельной теплоем-кости твердого тела»

ЗНЗ

1




10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

ЗНЗ

1




11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

ИНМ

1




12

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

КУ

1




13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания.

ИНМ

1




14

Удельная теплота плавления.

ИНМ

1




15

Решение задач по теме удельное плавление

ИНМ

1




16

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

ИНМ

1




17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

ИНМ

1




18

Решение задач по теме удельная теплота парообразования

ЗНЗ

1




19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. «Измерение относительной влажности воздуха» Л.Р. № 3

ЗНЗ

1




20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

ИНМ

1




21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

ИНМ

1




22

Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные сос-тояния вещества»

КУ

1




23

Зачет 1 по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

ИНМ

1





«Электрические явления»-28 часов



24


Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.

ИНМ

1




25

Электроскоп. Электрическое поле.

ИНМ

1




26

Делимость электрического заряда. Строение атома.

ИНМ

1




27

Объяснение электрических явлений.

ИНМ

1




28

Проводники, полупроводники и диэлектрики.

ИНМ

1




29

Э/ток. Источники тока.

ЗНЗ

1




30

Электрическая цепь и ее составные части.

ИНМ

1

Самостоятельная работа по теме «Сила тяжести. Сила трения»



31

Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока.

ИНМ

1




32

Сила тока. Единицы силы тока.

ИНМ

1




33

Амперметр. Л.Р. № 4 «Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

ИНМ

1




34


Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения

ИНМ

1

Самостоятельная работа по теме «Давление»



35

Сопротивление. «Измерение напряжения на различных участках цепи» Л.Р. № 5

ЗНЗ

1




36

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

ИНМ

1




37

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

ИНМ

1




38

Реостаты. «Регулирование силы тока реостатом» Л.Р. № 6

ЗНЗ

1




39

«Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра» Л.Р. № 7

ЗНЗ

1




40

Последовательное соединение проводников.

ИНМ

1




41

Параллельное соединение проводников

ИНМ

1




42

Решение задач (на соединение провод-ников, закон Ома)

ИНМ

1




43

Работа э/тока.

ИНМ

1




44

Мощность э/тока.

ИНМ

1




45

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Л.Р. №8

ЗНЗ

1




46

Нагревание проводников э/током. Закон Джоуля-Ленца.

ИНМ

1




47

Конденсатор

ИНМ

1




48

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

ИНМ

1

Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила»



49

Короткое замыкание. Предохранители.

ЗНЗ

1




50

Решение задач по теме «Работа, мощность зл.тока»






51

К.Р. № 3 по теме «Электрический ток. Соединения провод-ников»

КУ

1

Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел»



52

Зачет 2 по теме: «Электрические явления»

КУ

1





«Электромагнитные явления»-6 часов



53

Магнитное поле. Маг-нитное поле прямого тока. Магнитные линии.

ИНМ

1




54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

ИНМ

1




55

«Сборка электромагнита и испытание его действия» Л.Р. № 9

ЗНЗ

1

Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»



56

Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли.

ИНМ

1




57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

ЗНЗ

1




58

Изучение электрического двигателя постоянного тока» Л.Р. № 10

ИНМ

1




59

«Электромагнитные явления» К.Р. № 5

КУ

1





«Световые явления»-9часов



60

Источники света. Распространение света.

ЗНЗ

1




61

Видимое движение светил.

ИНМ

1




62

Отражение света. Законы отражения света.

ИНМ

1




63

Плоское зеркало. Преломление света. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

Л.Р. № 11

ЗНЗ

1

Тест по теме «Работа и мощность, энергия»



64

Линзы. Оптическая сила линзы.

ЗНЗ

1




65

Изображения, даваемые линзой

ЗНЗ

1




66

«Измерение фокусного расстояния соби-рающей линзы. Получение изобра-жений» Л.Р. № 12

ЗНЗ

1




67

Глаз и зрение. Решение задач на построение изображений, даваемых линзой.

ЗНЗ

1




68

«Световые явления» К.Р. № 6

КУ








Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

  1. Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.- 398 с.

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.

        1. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2007. – 88с.

        2. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.


УМК «Физика» 8 класс.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин

  2. Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова; Е.В. Шаронина

  3. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон


Интернет-ресурсы


Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor


Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.

2. CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!