СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс по ФГОС.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 7 класса согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс по ФГОС.»

Рабочая программа по физике для 7 класса

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  7. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Выпускник научится:

• распознавать механические, тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел; диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;

• описывать изученные свойства тел и механические, тепловые явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические, тепловые явления и процессы, используя физические законы (закон сохранения энергии) и принципы: равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел; суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

• решать задачи, используя физические законы (закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Использовать знания о механических, тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях и физических законах;

  • Различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

  • Приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • Разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата.

Содержание учебного курса

7 класс (70ч, 2ч в неделю)

I. Введение (4ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел (21ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объёма тела.

5. Измерение плотности твёрдого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (18ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы.

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (14ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

VI. Повторение – 8ч

Демонстрации.

  • Равномерное движение.

  • Прямолинейное и криволинейное движение.

  • Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.

  • Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

  • Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

  • Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  • Обнаружение атмосферного давления.

  • Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  • Передача давления жидкостями и газами.

  • Устройство и действие гидравлического пресса.

  • Сжимаемость газов.

  • Диффузия газов, жидкостей.

  • Модель хаотического движения молекул.

  • Объём и форма твёрдого тела, жидкости.

  • Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.

  • Способы измерения плотности вещества.

  • Сцепление свинцовых цилиндров.






































Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

I.

Введение

4

1/1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты.

1

2/2

Измерение физических величин. Физика и техника.


1

3/3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

4/4

Решение задач по теме: «Что изучает физика».

1

II.

Первоначальные сведенья о строении вещества.

5

5/1

Строение вещества. Молекулы.

1

6/2

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

7/3

Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие молекул.

1

8/4

Агрегатные состояния вещества.

1

9/5

Обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

III.

Взаимодействие тел

21

10/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.


11/2

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

1

12/3

Графики движения.

1

13/4

Решение задач по теме: «Механическое движение».

1

14/5

Контрольная работа по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества. Механическое движение».

1

15/6

Инерция. Взаимодействие тел.

1

16/7

Масса тела. Измерение массы тела на весах.

1

17/8

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

18/9

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

1

19/10

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

20/11

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

1

21/12

Решение задач по теме: «Плотность вещества».

1

22/13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

23/14

Сила упругости. Закон Гука.

1

24/15

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1

25/16

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

26/17

Сложение двух сил. Равнодействующая сил.

1

27/18

Сила трения. Трение в природе и технике.

1

28/19

Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»

1

29/20

Решение задач по теме: «Взаимодействие тел»

1

30/21

Контрольная работа по теме: «Сила. Взаимодействие тел».

1

IV.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

18

31/1

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления.


32/2

Решение задач по теме: «Расчет давления твердого тела».


33/3

Давление газа. Закон Паскаля.

1

34/4

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.

1

35/5

Атмосфера и атмосферное давление.

1

36/6

Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид.

1

37/7

Решение задач «Давление. Атмосферное давление».

1

38/8

Зачет по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

39/9

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1

40/10

Гидравлический пресс.

1

41/11

Решение задач по теме: Гидравлический пресс».

1

42/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

1

43/13

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

44/14

Плавание тел. Плавание судов.

1

45/15

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

46/16

Воздухоплавание.

1

47/17

Решение задач по теме: «Закон Архимеда. Плавание тел».

1

48/18

Контрольная работа по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

V.

Работа и мощность. Энергия.

14

49/1

Механическая работа. Единицы работы

1

50/2

Мощность. Единицы мощности

1

51/3

Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.


1

52/4

Момент силы. Правило моментов.

1

53/5

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

54/6

Решение задач по теме: «Работа, мощность, простые механизмы».

1

55/7

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

56/8

Центр тяжести. Условия равновесия тел.

1

57/9

КПД механизма.

1

58/10

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

59/11

Решение задач по теме: «Простые механизмы. КПД механизма».

1

60/12

Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергий.

1

61/13

Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия»

1

62/14

Контрольная работа по теме: «Работа и мощность. Энергия».

1

VI.

Повторение.

8

63/1

Повторение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

64/2

Повторение темы: «Механическое движение».

1

65/3

Повторение темы: «Виды сил».

1

66/4

Повторение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

67/5

Повторение темы: «Работа и мощность. Энергия».

1

68/6

Итоговая контрольная работа.

1

69/7

Решение расчетных и экспериментальных задач.

1

70/8

Обобщение материала по изученному курсу.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!