СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 6 класс (пропедевтика)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа используется для пропедевтики обучающихся 6 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 6 класс (пропедевтика)»

МБОУ «Слободская школа им. Г.Н.Пономарева»

Принято:

Педагогический совет МБОУ

«Слободская школа им. Г.Н.Пономарёва»

Протокол № 2 от 28. 08. 2019г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР__________/И.А.Грузинцева/

28 08. 2019г.

Утверждаю: Директор МБОУ «Слободская школа им. Г.Н. Пономарёва»

____________/ З.С. Марагаева/

Приказ № 258 от 30.08.2019г.













Рабочая программа «Физика»

для 5 – 6 классов на 2019-2020 год

Рабочая программа учебного курса по физике составлена на основе авторской программы пропедевтического курса «Физика. Химия» (Авторы программы: А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак




6 класс:

В неделю – 0,5 час

Всего – 17 часов



Учитель - Грязнова Екатерина Валентиновна











Слобода, 2019


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Взаимосвязь результатов освоения предмета «Физика и химия» можно системно представить в виде схемы.


Л ичностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.


Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Физика. Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.


Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;

- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.


Диалектический метод познания природы:

- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.


Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.


Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления измерительного прибора;

- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.


Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Планируемые результаты изучения программы

«Физика!» в 5 и 6 классах

В результате изучения пропедевтического курса физики обучающиеся: научатся:

  • Приводить примеры и различать физические и химические явления;

  • Объяснять строение вещества на основе молекулярно - кинетической теории;

  • Объяснять строение атома;

  • Находить химические элементы в периодической таблице;

  • Рассказывать о современной науке и производстве, средствах связи;

  • Объяснять, как люди познают окружающий мир;

  • Приводить примеры о роли автоматики, электроники, компьютеризации производства;

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, плавание тел;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда;

  • решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, плотность вещества, давление); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физическую величину - температура;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы;

  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

  • распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов;

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы;

  • Рассказывать о средствах связи и передачи информации.

получат возможность:

  • обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;

  • производить простейшие измерения;

  • снимать показания со шкалы прибора;

  • обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни: для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием

математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении: с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности: при обращении с приборами, и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

  • разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях.

Предметными результатами являются следующие умения:

  1. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления: различать экспериментальный и теоретический способ познания природы; характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

  2. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов: оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов; проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.

  3. Диалектический метод познания природы:

обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.

  1. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни: определять цену деления измерительного прибора; измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей; на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.


    1. Механические явления:

Обучающийся научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, плавание тел;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, сила трения, импульс тела, кинетическая и потенциальная энергии, КПД простого механизма, механическая работа; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон Паскаля, закон Архимеда и т.д., при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, плотность вещества, давление); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни: для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

•  разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.


    1. Тепловые явления:

Обучающийся научится:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины–температура, удельная теплота сгорания топлива, КПД теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении: с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

•  разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях.


    1. Электромагнитные явления:

Обучающийся научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их

обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• решать задачи, используя физические законы на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности: при обращении с приборами, и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

•  разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях.

    1. Световые явления:

Обучающийся научится:

• распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: отражения и преломления, затмения солнца илуны, получение изображений с помощью тонкой линзы; работа с рычагом и блоками;


Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о световых явлениях и механизмах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при работе с простыми механизмами, при долговременном нахождении на солнце

• приводить примеры практического использования физических знаний о механизмах и использовать на практике простые механизмы

•  определять влажность воздуха и объяснить ее роль для жизнедеятельности человека, применять полученные знания для решения физических задач.


    1. Химические явления:

Обучающийся научится:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений):

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества:

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. Многообразие химических реакций:

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

Многообразие веществ:

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа.


Обучающийся научится:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений):

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результата в выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества:

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций:

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

Многообразие веществ:

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.


    1. Человек дополняет природу:

Обучающийся научится:

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: температура, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использования возобновляемых источников энергии;

• приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание учебного предмета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.

5 класс

Введение (3 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).


Лабораторные работы

  • Определение размеров и объема физического тела.

  • Измерение объемов с помощью мензурки.

В результате изучения темы «Введение» обучающиеся должны знать понятия:

1. Природа живая и неживая, явления природы;

2. Тела и вещества;

3. Приводить примеры физических (механических, тепловых, световых, электромагнитных) явлений;

4. Знать методы исследования природы (наблюдение, опыт, теория).

16

Обучающиеся должны уметь:

1. Вычислять цену деления шкалы измерительного прибора,

2. Измерять размеры тела (длину, ширину, высоту),

3. Измерять объём жидкости и тела с помощью мензурки.


Тела и вещества (3 ч)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Состояние вещества: твердое, жидкое и газообразное. Масса тела. Массы различных тел в природе. Правила работы с рычажными весами. Весы. Температура. Термометры.


Лабораторные работы

  • Сравнение характеристик различных тел.

  • Наблюдение различных состояний вещества.

  • Измерение массы на рычажных весах.

  • Измерение температуры воды и воздуха.

В результате изучения темы «Тела и вещества» обучающиеся должны знать:

1. Характеристики тел и веществ (форма, цвет, объём, запах);

2. Характеристики состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное);

3. Правила измерения массы тела на рычажных весах;

4. Понятие массы, температуры тела;

5. Строение твёрдых тел, жидкостей и газов, основные свойства веществ;

6. Знать определение плотности вещества.

Обучающиеся должны уметь:

1. Измерять массу и температуру тела, плотность вещества;

2. Решать простые задачи на расчёт плотности, объёма и массы вещества;

3. Описывать основные особенности состояния твёрдых тел, жидкостей и газов (сохраняют ли объём, форму)

4. Пользоваться таблицей Менделеева для определения заряда ядра атома.


Строение вещества. Строение атома (3 ч)

Строение вещества (молекулы, атомы, ионы). Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества в разных состояниях. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества. Связь между массой тела, его объемом и плотностью.


Лабораторные работы

  • Измерение плотности вещества.

  • Наблюдение явления диффузии.


В результате изучения темы «Строение вещества. Строение атома» обучающиеся должны знать:

1. Строение вещества (молекула, атом, ион), строение твёрдых тел, жидкостей и газов, основные свойства веществ;

2. Строение молекул водорода, кислорода и воды.

Обучающиеся должны уметь:

1. Описывать основные особенности состояния твёрдых тел, жидкостей и газов (сохраняют ли объём, форму);

2. Пользоваться таблицей Менделеева для определения заряда ядра атома.


Химические элементы (3 ч)

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).
Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Воздух – смесь газов.


В результате изучения темы «Химические элементы» обучающиеся должны знать:

1. Химические элементы, знаки их;

2. Строение молекул водорода, кислорода и воды.

Обучающиеся должны уметь:

1. Различать химические элементы, растворы и взвеси;

2. Пользоваться таблицей Менделеева для определения заряда ядра атома.


Взаимодействие тел. Силы в природе. (2 ч)

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Измерение сил.

Всемирное тяготение. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Трение. Силы трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Электрические силы. Электроскоп. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Применение постоянных магнитов.


Лабораторные работы

  • Измерение силы трения.

  • Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия.

  • Изучение магнитного взаимодействия.

В результате изучения темы «Взаимодействие тел» обучающиеся должны знать:

1. Определения сил тяжести, упругости, трения, силы всемирного тяготения; направление и проявления этих сил, точки приложения;

2. Определение электрических и магнитных сил;

3. Деформации в природе и технике;

4. Формулы для вычисления силы тяжести, давления твёрдого тела на опору;

Обучающиеся должны уметь:

1. Измерять силы динамометром;

2. Изображать силы на чертеже;

3. Решать простые задачи на расчёт силы тяжести по известным формулам;

4. Объяснять причины падения тел на Землю.


Давление (2 ч)

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

В результате изучения темы «Давление» обучающиеся должны знать:

1. Определения давления, закона Паскаля, архимедовой силы и соответствующие формулы;

2. Условия плавания тел в жидкости;

3. Формулы для вычисления давления твёрдого тела на опору, архимедовой силы;

4. Единицы давления;

5. Закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов;

6. Применение сообщающихся сосудов.

Обучающиеся должны уметь:

1. Измерять силу, выталкивающую тело из жидкости;

2. Решать простые задачи на расчёт давления по известным формулам;

5. Объяснять причины плавания тел в жидкостях.


6 класс

Механические явления (2 ч).

Механическое движение. Виды механических движений. Траектория. Путь. Скорость.

Относительность механического движения.

Звук. Источники звука. Эхолот.


В результате изучения темы «Механические явления» обучающиеся должны знать:

  1. Понятия механического движения, траектории, пройденного пути, скорости, времени движения;

  2. Относительность движения;

  3. Источники звука, явление отражения звука;

  4. Формулы для расчёта скорости, пути и времени движения.

Обучающиеся должны уметь:

Решать простые задачи на расчёт пройденного пути, скорости и времени равномерного прямолинейного движения по известным формулам.


2. Тепловые явления (2 ч).

Тепловое расширение тел. Учет и использование теплового расширения.

Плавление и отвердевание. Температура плавления.

Испарение и конденсация. Скорость испарения жидкости.

Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение.


Лабораторные работы.

  1. Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении.

  2. Нагревание стеклянной трубки.

  3. Наблюдение охлаждения жидкости и ее испарения.

  4. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.


В результате изучения темы «Тепловые явления» обучающиеся должны знать:

  1. Понятия теплового явления, плавления, отвердевания, испарения, конденсация;

  2. Изменение объёма тел при нагревании (охлаждении);

  3. Виды и способы теплопередач;

  4. Зависимости скорости диффузии от температуры;

  5. От чего зависит скорость испарения жидкости.


3. Электромагнитные явления (4 ч).

Электрический ток. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Источники тока.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения.

Действия электрического тока. Электромагниты и их применение.


Лабораторные работы.

  1. Последовательное соединение проводников.

  2. Параллельное соединение проводников.


В результате изучения темы «Электромагнитные явления» обучающиеся должны знать:

1.Понятия электрического тока, напряжения, электрической силы;

2.Основные виды источников тока;

3.Основные элементы электрической цепи;

4.Законы последовательного и параллельного соединения проводников;

5.Действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);


Обучающиеся должны уметь:

1.Собирать цепи по схемам;

2.Чертить схемы по предложенным цепям;

3.Изучать последовательное и параллельное соединения проводников.


4. Световые явления (3 ч).

Свет. Источники света. Распространение света. Свет и тень.

Отражение света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Линзы. Наблюдение изображений в линзе.

Оптические приборы. Глаз и очки.


Лабораторные работы.

  1. Отражение света.

  2. Получение изображения в плоском зеркале.

  3. Наблюдение за преломлением света.


В результате изучения тем «Световые явления» обучающиеся должны знать:

1.Явления отражения и преломления света;

2.Зеркала и их применение;

3.Свойство линз, оптические приборы, очки, глаз;

4.Понятия цвета, светового луча, дисперсии;

5. Законы преломления и отражения.


Обучающиеся должны уметь:

1. Наблюдать за преломлением света;

2.Измерять фокусное расстояние линзы;

3.Наблюдать и строить изображения, даваемые линзой;

4.Изготавливать камеру-обскуру;

5.Строить преломленные и отраженные лучи.


5. Химические явления (3 ч).

Химические реакции. Распад веществ.

Реакции соединения и разложения.

Оксиды. Кислоты. Основания.

Соли.

Белки. Жиры. Углеводы.

Природный газ. Нефть и нефтепродукты.


Лабораторные работы.

  1. Наблюдение химических реакций.

  2. Действие кислот и оснований на индикаторы.

  3. Проверка растворимости солей в воде.

  4. Распознавание крахмала.


В результате изучения тем «Химические явления» обучающиеся должны знать:

  1. примеры химических явлений;

  2. закон сохранения массы;

  3. реакции соединения и разложения, понятия оксидов, кислот, солей, оснований;

  4. понятия крахмала, белков, углеводов.

Обучающиеся должны уметь:

  1. наблюдать химические явления;

  2. проверять действия кислот и оснований на индикаторы;

  3. уметь распознавать крахмал.


5. Человек дополняет природу (2 ч).

Простые механизмы. Механическая работа.

Энергия. Механическая энергия. Источники энергии.

Наука в жизни общества. Ученые, их вклад в развитие науки и техники.

Автоматика. Средства связи.

Двигатели. Электростанции.

Материалы для современной техники. Природные и химические волокна.


В результате изучения тем «Человек дополняет природу» обучающиеся должны знать:

  1. Понятие простых механизмов и их практическое применение;

  2. Понятие света и тени, энергии;

  3. Источники энергии;

  4. Понятие тепловых двигателей (двигатель внутреннего сгорания).

  5. Устройство микрофона,

  6. Принцип работы радио, телевидения;

  7. Современные материалы с заданными параметрами;

  8. Примеры искусственных волокон, кристаллов, полимеров.


Обучающиеся должны уметь:

  1. Определять условие равновесия рычага;

  2. Работать с неподвижным блоком.

  3. Распознавать природные и химические волокна;

  4. Изучать свойства полиэтилена.


3. Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


5 класс


1

Введение.

3

1.1

Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики. Введение. Природа. Человек – часть природы.

1

1.2

Тела, вещества, явления. Что изучает физика. Что изучает химия. Методы исследования природы.

1

1.3

Лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Лабораторная работа «Определение размеров и объёма тела с помощью мензурки, линейки»

1

2

Тела и вещества

3

2.1

Характеристики тел и веществ. Состояние вещества. Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества»

1

2.2

Масса. Весы. Правила работы с рычажными весами. Измерение массы. Лабораторная работа «Измерение массы на рычажных весах»

1

2.3

Температура. Лабораторная работа «Измерение температуры воды и воздуха»

1

3

Строение вещества. Строение атома.

3

3.1

Строение вещества (молекулы, атомы, ионы). Движение частиц вещества. Лабораторная работа «Наблюдение диффузии»

1

3.2

Плотность вещества. Связь между массой тела, его объёмом и плотностью. Лабораторная работа «Измерение плотности вещества»

1

3.3

Строение атома. Ионы.

1

4

Химические элементы

3

4.1

Химические элементы. Периодическая таблица Д.И. Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода.

1

4.2

Растворы и взвеси.

1

4.3

Повторение и обобщение по теме «Химические элементы»

1

5

Взаимодействие тел. Силы природы

2

5.1

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Измерение сил. Всемирное тяготение. Сила тяжести. Деформации. Сила упругости. Трение. Силы трения. Лабораторная работа «Измерение силы трения»

1

5.2

Электрические силы. Электроскоп. Лабораторная работа «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел». Магнитное взаимодействие. Лабораторная работа «Изучение магнитного взаимодействия»

1

6

Давление

2

6.1

Давление. Задачи на вычисление давления. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды.

1

6.2

Архимедова сила. От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила? Условия плавания тел.

1

7

Повторение

1

7.1

Обобщающее занятие

1



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


6 класс


1

Механические явление

2

1.1

Механическое движение и его характеристики (путь, скорость, время). Решение задач на расчёт скорости, пути и времени движения.

1

1.2

Звук. Скорость распространения звука. Обобщающий урок по теме «Механические явления»

1

2

Тепловые явления

2

2.1

Тепловое расширение. Учёт и использование теплового расширения

Лабораторная работа «Наблюдение изменения объёма тел при нагревании и охлаждении»

1

2.2

Плавление и отвердевание. Лабораторная работа «Нагревание стеклянной трубки» Испарение и конденсация. Лабораторная работа «Наблюдение охлаждения жидкости и её испарения»

1

3

Электромагнитные явления

4

3.1

Электрический ток. Источники тока. Напряжение. Электрические цепи.

1

3.2

Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа «Последовательное соединение проводников»

1

3.3

Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа «Параллельное соединение проводников»

1

3.4

Обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления»

1

4

Световые явления

3

4.1

Свет. Источники света. Свет и тень. Отражение света. Лабораторная работа «Отражение света». Преломление света. Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света»

1

4.2

Изображение в плоском зеркале. Лабораторная работа «Получение изображения в плоском зеркале»

1

4.3

Линзы. Наблюдение изображений в линзе. Оптические приборы. Глаз. Очки.

1

5

Химические явления

3

5.1

Химические реакции. Распад веществ. Реакции соединения и разложения.

1

5.2

Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.

1

5.3

Белки, жиры и углеводы. Природный газ. Нефть и нефтепродукты

1

6

Человек дополняет природу

3

6.1

Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. Источники энергии.

1

6.2

Наука в жизни общества. Учёные, их вклад в развитие науки и техники. Автоматика. Средства связи. Двигатели. Электростанции

1

6.3

Обобщающее занятие

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!