Муниципальное образовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю
Директор школы
____________М. М.Степанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
10 класс
Срок реализации: 2018/2019 учебный год.
Составитель: Синдяшкина Л.П.
п. Новосиньково 2018 г.
Данная программа является рабочей программой по предмету «Физика» для учащихся 10 класса МОУ Синьковской средней школы №1». Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Физика» в 10 классе, в соответствии с которыми, непосредственно, осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем физики высшей квалификационной категории Синдяшкиной Лидией Петровной в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом рекомендаций авторской программы О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова Программы образовательных учреждений «Физика» 10-11 классы. Москва «Просвещение», 2014 г. Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта (2004г) и Основной образовательной программе школы.
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. пояснительную записку;
2. содержание учебного предмета;
3. требования к уровню подготовки учащихся;
4. календарно-тематическое планирование;
5.литература;
6. лист изменений и дополнений в рабочую программу.
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе. Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы:
Целью изучения курса физики 10 класса является освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений; оценивать достоверность естественнонаучной информации.
Задачи курса:
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
понимание возрастающей роли науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества;
осознание взаимодействия человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
воспитание убеждённости в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта.
Содержание учебного предмета
1. Механика.
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира..
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации:
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы и практикум:
Определение дальности и высоты подъема тела
Измерение коэффициента трения с помощью параллелепипеда
определение ускорения тела при равноускоренном движении
Измерение ускорения свободного падения.
Измерение жесткости пружины.
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
2 . Молекулярная физика.
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации:
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и практикум:
Измерение поверхностного натяжения жидкости
Измерение влажности воздуха.
Исследование изотермического процесса
Исследование изобарного процесса
Исследование изохорного процесса
Измерение удельной теплоемкости вещества
3 . Электродинамика.
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы Фарадея. Электрический ток в газах. Плазма. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в полупроводниках.
Демонстрации:
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Лабораторные работы и практикум:
Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Определение элементарного заряда методом электролиза.
Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса физики 10-го класса учащиеся должны знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, идеальный газ, звезда,
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел.
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Применять полученные знания для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов.
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Механика | 30 |
2 | Молекулярная физика | 20 |
3 | Электродинамика | 19 |
3 | Повторение | 1 |
| Итого за год | 70 |
Календарно-тематическое планирование
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы |
общее | По разделу | | план | факт |
| | Раздел 1 Механика (30 ч) | | |
1 | 1 | Физика- наука о природе. Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь. | 03.09-07-09 | |
2 | 2 | Вектора и линейные операции над векторами. Проекции векторов | |
3 | 3 | Равномерное прямолинейное движение. Решение задач | 10-09-14-09 | |
4 | 4 | Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения. Сложение скоростей | |
5 | 5 | Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. | 17.09-21.09 | |
6 | 6 | Лабораторная работа №1 « Определение ускорения тела при равноускоренном движении» | | |
7 | 7 | Свободное падение тела. Ускорение свободного падения тел. Решение задач. | 24.09-28.09 | |
8 | 8 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» | |
9 | 9 | Решение графических задач по теме «Различные виды механического движения». | 01.10-05.10 | |
10 | 10 | Контрольная работа по теме «Кинематика» | |
11 | 11 | Поступательное и вращательное движение тела. Движение тела по окружности. | 08.10-12.10 | |
12 | 12 | Принципы относительности Галилея. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. | |
13 | 13 | Три закона Ньютона. | 15.10-19.10 | |
14 | 14 | Инертность и масса. | |
15 | 15 | Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №3 «Измерение жесткости пружины» | 22.10-26.10 | |
16 | 16 | Сила трения. Практикум №1 «Измерение коэффициента трения с помощью параллелепипеда» | |
17 | 17 | Открытие закона всемирного тяготения. Сила всемирного тяготения. Решение задач | 06.11-09.11 | |
18 | 18 | Сила тяжести. Вес тела. | |
19 | 19 | Применение законов Ньютона. Решение задач на движение и равновесие тел под действием нескольких сил | 12.11-16.11 | |
20 | 20 | Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости» | |
21 | 21 | Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Решение задач на применение закона сохранения импульса | 19.11-23.11 | |
22 | 22 | Практикум №2 «Исследование упругого и неупругого столкновений» | |
23 | 23 | Решение задач на применение закона сохранения импульса | 26.11-30.11 | |
24 | 24 | Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергия | |
25 | 25 | Практикум №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии» | 03.12-07.12 | |
26 | 26 | Мощность. Решение задач по теме «Работа. Мощность. Механическая энергия» | |
27 | 27 | Законы сохранения в механике. Решение задач | 10.12-14.12 | |
28 | 28 | Лабораторная работа №5 « Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости» | |
29 | 29 | Равновесие тел. Момент силы. Решение задач. | 17.12-21.12 | |
30 | 30 | Контрольная работа по теме «Динамика» | |
| | Раздел 2. Молекулярная физика (20ч) | | |
31 | 1 | Строение атома. Основные положения молекулярно-кинетической теории. | 24.12-28.12 | |
32 | 2 | Агрегатные состояния вещества. Решение задач по теме «МКТ» | |
33 | 3 | Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ | 09.01-11.01 | |
34 | 4 | Температура и способы ее измерения. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии | |
35 | 5 | Уравнение состояния идеального газа. | 14.01-18.01 | |
36 | 6 | Изопроцессы в газах. Решение задач. | |
37 | 7 | Практикум №4 «Исследование изотермического процесса» | 21.01-25.01 | |
38 | 8 | Лабораторная работа №6 «Исследование изобарного процесса» | |
39 | 9 | Практикум №5 «Исследование изохорного процесса» | 28.01-01.02 | |
40 | 10 | Строение и свойства жидкостей. Испарение и конденсация. | |
41 | 11 | Насыщенный пар. Влажность воздуха. Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха» Решение задач | 04.02-08.02 | |
42 | 12 | Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования | |
43 | 13 | Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. | 11.02-15.02 | |
44 | 14 | Контрольная работа по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории» | | |
45 | 15 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии | 18.02-22.02 | |
46 | 16 | Работа газа при изо процессах. Количество теплоты. | |
47 | 17 | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам | 25.02-01.03 | |
48 | 18 | Устройство и принципы действия тепловых машин. Технический прогресс и охрана окружающей среды | |
49 | 19 | Второй закон термодинамики. Решение задач | 04.03-08.03 | |
50 | 20 | Контрольная работа по теме: «Основы термодинамики» | |
| | Радел 3. Электродинамика (19 ч) | | |
51 | 1 | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 11.03-15.03 | |
52 | 2 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Решение задач. | |
53 | 3 | Работа поля по перемещению электрического заряда. Потенциал. | 18.03-22.03 | |
54 | 4 | Решение задач по теме: «Связь между потенциалом и напряженностью электрического поля». | |
55 | 5 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | 02.04-05.04 | |
56 | 6 | Конденсаторы. Виды конденсаторов Емкость конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора. Применения конденсатора. | |
57 | 7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика» | 08.04-12.04 | |
58 | 8 | Контрольная работа по теме: «Электростатика» | |
| | Законы постоянного тока ( 5 часов) | |
59 | 1 | Электрический ток. Условия существования электрического тока. Закон Ома для полной цепи | 15.04-19.04
| |
60 | 2 | Практикум №6 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | |
61 | 3 | Лабораторная работа №8 «Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи» | 22.04-26.04 | |
62 | 4 | Решение задач по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи» | |
63 | 5 | Работа и мощность тока. Решение задач | 29.04-08.05 | |
| | Электрический ток в различных средах (6 часов) | |
64 | 1 | Электрический ток в металлах. Электрический ток в полупроводниках. | |
65 | 2 | Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы Фарадея | 13.05-17.05 | |
66 | 3 | Практикум №7 «Определение элементарного заряда методом электролиза» | |
67 | 4 | Электрический ток в газах. Плазма |
20.05-24.05 | |
68 | 5 | Электрический ток в вакууме | |
69 | 6 | Контрольная работа по теме «Электродинамика» | 27.05-31.05 | |
70 | | Итоговая контрольная работа | |
Литература
1. Программа для общеобразовательных учреждений «Физика» 10-11 классы П.Г. Саенко, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов М. «Просвещение» 2014г
2 Г.Я. Мякишев , Б.Б. Буховцев ., Н.Н. Сотский «Физика 10 », М. «Просвещение» 2016 г.
3. А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике. 10-11 классы». – М. «Просвещение» 2016г
4. Г.Ш. Гоциридзе «Практические и лабораторные работы по физике 7-11 класс», М. «Классик Стиль , 2014г.
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Виды дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений | Дата согласования с заместителем директора по УВР | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СОГЛАСОВАНО ШМО учителей математики и физики Протокол № __1___ от «____» _________ 2018 г. ____________/ / |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ / / «_____»______________2018г. |