СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ программа по физике 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи курса : формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования  с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни... 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ программа по физике 10 класс»


Муниципальное образовательное учреждение

Синьковская средняя общеобразовательная школа №1


Утверждаю

Директор школы

____________М. М.Степанова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

10 класс


Срок реализации: 2018/2019 учебный год.




Составитель: Синдяшкина Л.П.





п. Новосиньково 2018 г.



Данная программа является рабочей программой по предмету «Физика» для учащихся 10 класса МОУ Синьковской средней школы №1». Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Физика» в 10 классе, в соответствии с которыми, непосредственно, осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем физики высшей квалификационной категории Синдяшкиной Лидией Петровной в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом рекомендаций авторской программы О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова Программы образовательных учреждений «Физика» 10-11 классы. Москва «Просвещение», 2014 г. Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта (2004г) и Основной образовательной программе школы.


Рабочая программа включает следующие разделы:

1. пояснительную записку;

2. содержание учебного предмета;

3. требования к уровню подготовки учащихся;

4. календарно-тематическое планирование;

5.литература;

6. лист изменений и дополнений в рабочую программу.


Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе. Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы:


Целью изучения курса физики 10 класса является освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений; оценивать достоверность естественнонаучной информации.

Задачи курса:

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • понимание возрастающей роли науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества;

  • осознание взаимодействия человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

  • воспитание убеждённости в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта.


Содержание учебного предмета

1. Механика.

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира..

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы и практикум:

Определение дальности и высоты подъема тела

Измерение коэффициента трения с помощью параллелепипеда

определение ускорения тела при равноускоренном движении

Измерение ускорения свободного падения.

Измерение жесткости пружины.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

2 . Молекулярная физика.

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы и практикум:

Измерение поверхностного натяжения жидкости

Измерение влажности воздуха.

Исследование изотермического процесса

Исследование изобарного процесса

Исследование изохорного процесса

Измерение удельной теплоемкости вещества

3 . Электродинамика.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы Фарадея. Электрический ток в газах. Плазма. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в полупроводниках.

Демонстрации:

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Лабораторные работы и практикум:

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Определение элементарного заряда методом электролиза.

Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса физики 10-го класса учащиеся должны знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, идеальный газ, звезда,

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел.

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Применять полученные знания для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов.

  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.





Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Механика

30

2

Молекулярная физика

20

3

Электродинамика

19

3

Повторение

1


Итого за год

70



Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Тема

Сроки прохождения программы

общее

По разделу


план

факт



Раздел 1 Механика (30 ч)



1

1

Физика- наука о природе. Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь.

03.09-07-09


2

2

Вектора и линейные операции над векторами. Проекции векторов


3

3

Равномерное прямолинейное движение. Решение задач

10-09-14-09


4

4

Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения. Сложение скоростей


5

5

Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

17.09-21.09


6

6

Лабораторная работа №1 « Определение ускорения тела при равноускоренном движении»



7

7

Свободное падение тела. Ускорение свободного падения тел. Решение задач.

24.09-28.09


8

8

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»


9

9

Решение графических задач по теме «Различные виды механического движения».

01.10-05.10


10

10

Контрольная работа по теме «Кинематика»


11

11

Поступательное и вращательное движение тела. Движение тела по окружности.

08.10-12.10


12

12

Принципы относительности Галилея. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета.


13

13

Три закона Ньютона.

15.10-19.10


14

14

Инертность и масса.


15

15

Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №3 «Измерение жесткости пружины»

22.10-26.10


16

16

Сила трения. Практикум №1 «Измерение коэффициента трения с помощью параллелепипеда»


17

17

Открытие закона всемирного тяготения. Сила всемирного тяготения. Решение задач

06.11-09.11


18

18

Сила тяжести. Вес тела.


19

19

Применение законов Ньютона. Решение задач на движение и равновесие тел под действием нескольких сил

12.11-16.11


20

20

Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости»


21

21

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Решение задач на применение закона сохранения импульса

19.11-23.11


22

22

Практикум №2 «Исследование упругого и неупругого столкновений»


23

23

Решение задач на применение закона сохранения импульса

26.11-30.11


24

24

Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергия


25

25

Практикум №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии»

03.12-07.12


26

26

Мощность. Решение задач по теме «Работа. Мощность. Механическая энергия»


27

27

Законы сохранения в механике. Решение задач

10.12-14.12


28

28

Лабораторная работа №5 « Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости»


29

29

Равновесие тел. Момент силы. Решение задач.

17.12-21.12


30

30

Контрольная работа по теме «Динамика»




Раздел 2. Молекулярная физика (20ч)



31

1

Строение атома. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

24.12-28.12


32

2

Агрегатные состояния вещества. Решение задач по теме «МКТ»


33

3

Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ

09.01-11.01


34

4

Температура и способы ее измерения. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии


35

5

Уравнение состояния идеального газа.

14.01-18.01


36

6

Изопроцессы в газах. Решение задач.


37

7

Практикум №4 «Исследование изотермического процесса»

21.01-25.01


38

8

Лабораторная работа №6 «Исследование изобарного процесса»


39

9

Практикум №5 «Исследование изохорного процесса»

28.01-01.02


40

10

Строение и свойства жидкостей. Испарение и конденсация.


41

11

Насыщенный пар. Влажность воздуха. Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха» Решение задач

04.02-08.02


42

12

Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования


43

13

Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел.

11.02-15.02


44

14

Контрольная работа по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории»



45

15

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

18.02-22.02


46

16

Работа газа при изо процессах. Количество теплоты.


47

17

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

25.02-01.03


48

18

Устройство и принципы действия тепловых машин. Технический прогресс и охрана окружающей среды


49

19

Второй закон термодинамики. Решение задач

04.03-08.03


50

20

Контрольная работа по теме: «Основы термодинамики»




Радел 3. Электродинамика (19 ч)



51

1

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

11.03-15.03


52

2

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Решение задач.


53

3

Работа поля по перемещению электрического заряда. Потенциал.

18.03-22.03


54

4

Решение задач по теме: «Связь между потенциалом и напряженностью электрического поля».


55

5

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

02.04-05.04


56

6

Конденсаторы. Виды конденсаторов Емкость конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора. Применения конденсатора.


57

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика»

08.04-12.04


58

8

Контрольная работа по теме: «Электростатика»




Законы постоянного тока ( 5 часов)


59

1

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Закон Ома для полной цепи

15.04-19.04





60

2

Практикум №6 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»


61

3

Лабораторная работа №8 «Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи»

22.04-26.04


62

4

Решение задач по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи»


63

5

Работа и мощность тока. Решение задач

29.04-08.05




Электрический ток в различных средах (6 часов)


64

1

Электрический ток в металлах. Электрический ток в полупроводниках.


65

2

Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы Фарадея

13.05-17.05


66

3

Практикум №7 «Определение элементарного заряда методом электролиза»


67

4

Электрический ток в газах. Плазма



20.05-24.05


68

5

Электрический ток в вакууме


69

6

Контрольная работа по теме «Электродинамика»

27.05-31.05


70


Итоговая контрольная работа




Литература

1. Программа для общеобразовательных учреждений «Физика» 10-11 классы П.Г. Саенко, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов М. «Просвещение» 2014г

2 Г.Я. Мякишев , Б.Б. Буховцев ., Н.Н. Сотский «Физика 10 », М. «Просвещение» 2016 г.

3. А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике. 10-11 классы». – М. «Просвещение» 2016г

4. Г.Ш. Гоциридзе «Практические и лабораторные работы по физике 7-11 класс», М. «Классик Стиль , 2014г.







Лист изменений и дополнений в рабочую программу

пп

Виды дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений

Дата согласования с заместителем директора по УВР

Дата утверждения и № приказа директора, подпись












































СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей математики и физики

Протокол № __1___ от «____» _________ 2018 г.


____________/ /



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ / /

«_____»______________2018г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!