Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО МБОУ СОШ № 1 Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 1
протокол № ________ _____________/ Жигулина Е. Д. ________/ Еськова Н. Р.
от «____» ___________2019 г. «_____» _____________2019 г. «_____» ___________2019 г.
Рекомендовано к работе
педагогическим советом школы
протокол № ____ от ________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
для 10-11 классов
Уровень: профильный
Рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по физике, рабочей программы по физике предметной линии учебников Г.Я.Мякишева, 2013г.
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г).
2019г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; дисперсию, интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; - применять полученные знания для решения физических задач;
- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
- измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание (340 часов)
Физика как наука. Методы научного познания природы. (3ч)
Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.
Механика (57 ч)
Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.
Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов динамики, закона всемирного тяготения, законов сохранения импульса и механической энергии.
Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств.
Демонстрации
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Инертность тел.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Взаимодействие тел.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Виды равновесия тел.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Изменение энергии тел при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
2.Изучение закона сохранение механической энергии.
Молекулярная физика (51ч)
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики.
Проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
- при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ;
- для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления.
Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Модель опыта Штерна.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели дефектов кристаллических решеток.
Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.
5.Измерение модуля упругости резины.
Электродинамика (74 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле.
Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции, объяснение этих явлений.
Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи. ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, индуктивности катушки, показателя преломления вещества, длины световой волны; выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного и переменного тока, явлений отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода, электромагнитного реле.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.
Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Термоэлектронная эмиссия.
Электронно-лучевая трубка.
Явление электролиза.
Электрический разряд в газе.
Люминесцентная лампа.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитные свойства вещества.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Лабораторные работы
6.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
7.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
8. Определение заряда электрона.
9.Наблюдение действия магнитного поля на ток
10.Изучение явления электромагнитной индукции
Колебания и волны(31 час)
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения. Наблюдение и описание электромагнитных колебаний, излучения и приема электромагнитных волн, объяснение этих явлений. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: динамика, микрофона, электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора.
Демонстрации
Свободные колебания груза на нити и на пружине.
Запись колебательного движения.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Автоколебания.
Поперечные и продольные волны.
Отражение и преломление волн.
Дифракция и интерференция волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Сложение гармонических колебаний.
Генератор переменного тока.
Трансформатор.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Лабораторные работы
11.Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Оптика(25 часов)
Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Наблюдение и описание отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; объяснение этих явлений. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:, лупы, микроскопа, телескопа, спектрографа.
Демонстрации
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция электромагнитных волн.
Поляризация электромагнитных волн.
Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Детекторный радиоприемник.
Интерференция света.
Дифракция света.
Полное внутреннее отражение света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Спектроскоп.
Фотоаппарат.
Проекционный аппарат.
Лупа
Лабораторные работы
12. Измерение показателя преломления стекла.
13. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
14. Измерение длины световой волны при помощи дифракционной решётки.
15.Наблюдение интерференции и дифракции света.
16. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Основы специально теории относительности(4 часа)
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.
Квантовая физика (36 ч)
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.
Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.
Проведение экспериментальных исследований явления фотоэффекта, линейчатых спектров.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: фотоэлемента, лазера, газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Камера Вильсона.
Фотографии треков заряженных частиц.
Лабораторные работы
17. Изучение треков заряженных частиц.
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества(3ч)
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Лабораторные работы
18.Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.
Строение Вселенной (20ч)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. "Красное смещение" в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Демонстрации
1. Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.
2. Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей.
3. Фотографии галактик.
Наблюдения
1. Наблюдение солнечных пятен.
2. Обнаружение вращения Солнца.
3. Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик.
4. Компьютерное моделирование движения небесных тел.
Лабораторный практикум (15 ч)
Обобщающее повторение (21 ч)
10 класс
(170 часов, 5 часов в неделю)
Физика как наука. Методы научного познания природы. (3ч)
Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.
Механика (57 ч)
Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.
Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов динамики, закона всемирного тяготения, законов сохранения импульса и механической энергии.
Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, взаимодействия тел.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств.
Демонстрации
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Инертность тел.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Взаимодействие тел.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Виды равновесия тел.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Изменение энергии тел при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
2.Изучение закона сохранение механической энергии.
Молекулярная физика (51ч)
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики.
Проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
- при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ;
- для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления.
Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Модель опыта Штерна.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели дефектов кристаллических решеток.
Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.
5.Измерение модуля упругости резины.
Электродинамика (45 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи. ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного тока.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.
Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Термоэлектронная эмиссия.
Электронно-лучевая трубка.
Явление электролиза.
Электрический разряд в газе.
Люминесцентная лампа.
Лабораторные работы
6.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
7.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
8. Определение заряда электрона.
Лабораторный практикум (8 ч)
Обобщающее повторение (6 ч)
11 класс
(170 часов, 5 часов в неделю)
Электродинамика (29 ч)
Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле.
Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции, объяснение этих явлений.
Проведение измерений индуктивности катушки. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электромагнитного реле, динамика, микрофона.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитные свойства вещества.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Лабораторные работы
1.Наблюдение действия магнитного поля на ток
2.Изучение явления электромагнитной индукции
Колебания и волны(31 час)
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения. Наблюдение и описание электромагнитных колебаний, излучения и приема электромагнитных волн, объяснение этих явлений. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора. Выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей переменного тока.
Демонстрации
Свободные колебания груза на нити и на пружине.
Запись колебательного движения.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Автоколебания.
Поперечные и продольные волны.
Отражение и преломление волн.
Дифракция и интерференция волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Сложение гармонических колебаний.
Генератор переменного тока.
Трансформатор.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Лабораторные работы
3.Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Оптика(25 часов)
Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Наблюдение и описание отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; объяснение этих явлений. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:, лупы, микроскопа, телескопа, спектрографа. Проведение измерений показателя преломления вещества, длины световой волны; выполнение экспериментальных исследований явлений отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света.
Демонстрации
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция электромагнитных волн.
Поляризация электромагнитных волн.
Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Детекторный радиоприемник.
Интерференция света.
Дифракция света.
Полное внутреннее отражение света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Спектроскоп.
Фотоаппарат.
Проекционный аппарат.
Лупа
Лабораторные работы
4. Измерение показателя преломления стекла.
5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Измерение длины световой волны при помощи дифракционной решётки.
7.Наблюдение интерференции и дифракции света.
8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Основы специально теории относительности(4 часа)
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.
Квантовая физика (36 ч)
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.
Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.
Проведение экспериментальных исследований явления фотоэффекта, линейчатых спектров.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: фотоэлемента, лазера, газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Камера Вильсона.
Фотографии треков заряженных частиц.
Лабораторные работы
9. Изучение треков заряженных частиц.
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества(3ч)
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Лабораторные работы
10.Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.
Строение Вселенной (20ч)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. "Красное смещение" в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Демонстрации
1. Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.
2. Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей.
3. Фотографии галактик.
Наблюдения
1. Наблюдение солнечных пятен.
2. Обнаружение вращения Солнца.
3. Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик.
4. Компьютерное моделирование движения небесных тел.
Лабораторный практикум (7 ч)
Обобщающее повторение (15 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
10 КЛАСС
(5 часов в неделю, всего - 170 часов, в том числе итоговое повторение - 6 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Количество |
часов | работ |
лабораторных | контрольных |
1 | Физика как наука. Методы научного познания природы. | 3 | - | - |
2 | Механика | 57 | 2 | 4 |
3 | Молекулярная физика | 51 | 3 | 4 |
4 | Электродинамика | 45 | 3 | 3 |
5 | Лабораторный практикум | 8 | 8 | - |
6 | Итоговое повторение | 6 | - | 1 |
Всего | 170 | 16 | 12 |
11 КЛАСС
(5 часов в неделю, всего - 170 часов, в том числе повторение - 15 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Количество |
часов | работ |
лабораторных | контрольных |
1 | Электродинамика | 29 | 2 | 2 |
2 | Колебания и волны | 31 | 1 | 2 |
3 | Оптика | 25 | 5 | 3 |
4 | Основы специально теории относительности | 4 | - | - |
5 | Квантовая физика | 36 | 1 | 2 |
6 | Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 3 | 1 | - |
7 | Строение и эволюция Вселенной | 20 | - | - |
8 | Лабораторный практикум | 7 | 7 | |
9 | Итоговое повторение | 15 | - | 1 |
Всего | 170 | 17 | 10 |
Основное содержание | 10 класс | 11 класс | Всего по факту |
Физика как наука. Методы научного познания природы. | 3 | | 3 |
Механика | 57 | | 57 |
Молекулярная физика | 51 | | 51 |
Электродинамика | 45 | 29 | 74 |
Колебания и волны | - | 31 | 31 |
Оптика | - | 25 | 25 |
Основы специально теории относительности | - | 4 | 4 |
Квантовая физика | - | 36 | 36 |
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | - | 3 | 3 |
Строение и эволюция Вселенной | - | 20 | 20 |
Лабораторный практикум | 8 | 7 | 15 |
Итоговое повторение | 6 | 15 | 21 |
Всего | 170 | 170 | 340 |
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ.
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО МБОУ СОШ № 1 Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 1
протокол № ________ _____________/ Жигулина Е. Д. ________/ Еськова Н. Р.
от «____» ___________2019 г. «_____» _____________2019 г. «_____» ___________2019 г.
Рекомендовано к работе
педагогическим советом школы
протокол № ____ от ________ 2019 г.
Календарно- тематическое планирование
Класс: 10-11
Предмет: физика
Учитель: Чарикова Р.Р. высшая квалификационная категория
2019г
10 класс
№ | Дата | Тема учебного занятия | Демонстрационный зксперимент |
По плану | Фактичес-ки |
ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа) |
1(1) | | | Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете физике. Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. | |
2(2) | | | Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. | |
3(3) | | | Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира. | |
МЕХАНИКА(57) 1.Кинематика (20 часа) |
4(1) | | | Механическое движение. | |
5(2) | | | Основные понятия кинематики. | Зав-ть траектории движ-я тела от выбора системы отсчета. |
6(3) | | | Решение задач по теме «Элементы векторной алгебры». Путь и перемещение. | |
7(4) | | | Прямолинейное равномерное движение. Скорость. | |
8(5) | | | Входная контрольная работа | |
9(6) | | | Относительность механического движения. Принцип относительности. Средняя скорость. Мгновенная скорость. | |
10(7) | | | Решение задач на относительность механического движения. | |
11(8) | | | Решение задач на характеристики равномерного движения. | |
12(9) | | | Ускорение. Равноускоренное движение. | |
13(10) | | | Скорость при движении с постоянным ускорением. | |
14(11) | | | Движение с постоянным ускорением. | |
15(12) | | | Решение графических задач на равноускоренное движение. | |
16(13) | | | Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. | Падение тел в воздухе и в вакууме. |
17(14) | | | Движение с постоянным ускорением свободного падения. | |
18(15) | | | Решение задач на свободное падение тел. | |
19(16) | | | Баллистическое движение, траектория и скорость при баллистическом движении. | |
20(17) | | | Равномерное движение точки по окружности. | |
21(18) | | | Решение задач на равномерное движение точки по окружности. | |
22(19) | | | Вращательное движение твёрдого тела. Угловая и линейная скорости. | |
23(20) | | | Контрольная работа №1 по теме « Кинематика» | |
2.Законы механики Ньютона(10ч) |
24(1) | | | Основное утверждение механики. Материальная точка. | |
25(2) | | | Первый закон Ньютона. | Явление инерции. |
26(3) | | | Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. | Инертность тел. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. |
27(4) | | | Третий закон Ньютона. | |
28(5) | | | Решение задач на первый закон Ньютона . | |
29(6) | | | Решение задач на второй закон Ньютона. | |
30(7) | | | Решение задач на третий законы Ньютона . | |
31(8) | | | Решение задач на законы Ньютона . | |
32(9) | | | Инерциальные системы отсчета и принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. | |
33(10) | | | Обобщающее учебное занятие «Что мы узнаем из законов Ньютона». | |
3.Силы в механике (12ч) |
34(1) | | | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон Всемирного тяготения. | Измерение сил. Сложение сил. Взаимодействие тел. |
35(2) | | | Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. | |
36(3) | | | Сила тяжести и вес. Невесомость. | Невесомость и перегрузка. |
37(4) | | | Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела» | |
38(5) | | | Деформация. Силы упругости. Закон Гука. | Зависимость силы упругости от деформации. |
39(6) | | | Лабораторная работа № 1 « Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | |
40(7) | | | Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести» | |
41(8) | | | Силы трения. | Силы трения. |
42(9) | | | Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств | |
43(10) | | | Решение комплексных задач по динамике | |
44(11) | | | Решение комплексных задач по динамике | |
45(12) | | | Контрольная работа № 2 по теме «Динамика». | |
4.Законы сохранения в механике. (10 часов) |
46(1) | | | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | |
47(2) | | | Реактивное движение. | Реактивное движение. |
48 (3) | | | Решение задач на ЗСИ | |
49 (4) | | | Работа силы. Мощность. | |
50(5) | | | Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. | Изменение энергии тел при совершении работы. |
51(6) | | | Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. | |
52(7) | | | Закон сохранения энергии в механике. | Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. |
53(8) | | | Решение задач на теоремы о кинетической и потенциальной энергиях и закон сохранения полной механической энергии | |
54(9) | | | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». | |
55(10) | | | Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике» | |
5.Статика (5ч) |
56(1) | | | Равновесие тел. | Виды равновесия тел. |
57(2) | | | Условия равновесия твердого тела. | Условия равновесия тел. |
58(3) | | | Решение задач на равновесие тел. | |
59(4)- 60(5) | | | Комплексный зачет по теме: «Механика» | |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. (51) 1.Основы МКТ (9 часов) |
61(1) | | | Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. | |
62(2) | | | Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование | Механическая модель броуновского движения. |
63(3) | | | Масса молекул. Количество вещества. | |
64(4) | | | Решение задач на характеристики молекул. | |
65(5) | | | Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | |
66(6) | | | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. | |
67(7) | | | Опыты Штерна по определению скоростей молекул газа. | Модель опыта Штерна. |
68(8) | | | Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа. | |
69(9) | | | Обобщающее занятие по теме «Основы МКТ» | |
2.Температура. Энергия теплового движения молекул (5ч) |
70(1) | | | Температура и тепловое равновесие. | |
71(2) | | | Определение температуры. Абсолютная температура. | |
72(3) | | | Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. | |
73(4) | | | Решение задач «Температура. Энергия теплового движения молекул». | |
74(5) | | | Решение задач «Температура. Энергия теплового движения молекул». | |
3.Уравнение состояния идеального газа (9 часов) |
75(1) | | | Контрольная работа за 1 полугодие. | |
76(2) | | | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона). | |
77(3) | | | Газовые законы. | Изменение Р газа с изменением Т при постоянном V.Изменение V газа с изменением Т при пост-м Р. Изменение V газа с изменением Р при пост-й Т. |
78(4) | | | Решение задач на уравнение Менделеева– Клапейрона и газовые законы. | |
79(5) | | | Решение задач на уравнение Менделеева– Клапейрона и газовые законы. | |
80(6) | | | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | |
81(7) | | | Решение графических задач по теме « Основы МКТ идеального газа». Лабораторная работа №4 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта». | |
82(8) | | | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основы МКТ идеального газа» | |
83(9) | | | Контрольная работа №4по теме «Основы МКТ идеального газа». | |
4.Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (10 часов) |
84(1) | | | Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей. | Кипение воды при пониженном давлении. |
85(2) | | | Влажность воздуха и ее измерение. | Психрометр и гигрометр. |
86(3) | | | Поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения. | Явление поверхностного натяжения жидкости. |
87(4) | | | Решение задач на свойства жидкости | |
88(5) | | | Кристаллические тела. Аморфные тела. | Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели дефектов кристаллических решеток. |
89(6) | | | Механические свойства твердых тел. Лабораторная работа №5 «Измерение модуля упругости резины» | |
90(7) | | | Решение задач на механические свойства твердых тел | |
91(8) | | | Решение задач по теме «Жидкие и твёрдые тела» | |
92(9) | | | Обобщающее повторение по теме «Жидкие и твердые тела» | |
93(10) | | | Контрольная работа № 5 «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела» | |
5.Термодинамика (18ч) |
94(1) | | | Внутренняя энергия. | |
95(2) | | | Работа в термодинамике. | |
96(3) | | | Изменения агрегатных состояний вещества. Количество теплоты. | |
97(4) | | | Решение задач на уравнение теплового баланса | |
98(5) | | | Решение задач на уравнение теплового баланса. | |
99(6) | | | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе. | |
100(7) | | | Адиабатный процесс. Его значение в технике | Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении. |
101(8) | | | Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | |
102(9) | | | Необратимость процессов в природе. | |
103(10) | | | Второй закон термодинамики. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. | |
104(11) | | | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей и холодильника. | Модели тепловых двигателей. |
105(12) | | | Значение тепловых двигателей. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. | |
106(13) | | | Решение задач на характеристики тепловых двигателей. | |
107(14) | | | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Термодинамика» | |
108(15) | | | Контрольная работа№6 «Основы термодинамики». | |
109(16) | | | Повторительно- обобщающий урок по теме: « Молекулярная физика. Термодинамика» | |
110-111(17-18) | | | Зачет по теме « Молекулярная физика. Термодинамика» | |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.(45) 1.Электростатика (17ч) |
112(1) | | | Электрический заряд и элементарные частицы. | Электрометр. |
113(2) | | | Закон Кулона. Единица электрического заряда. | |
114(3) | | | Решение задач на закон Кулона. | |
115(4) | | | Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. | |
116(5) | | | Силовая характеристика электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. | |
117(6) | | | Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции. | |
118(7) | | | Проводники в электростатическом поле. | Проводники в электрическом поле. |
119(8) | | | Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. | Диэлектрики в электрическом поле. |
120(9) | | | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. | |
121(10) | | | Потенциал электростатического поля, разность потенциалов | |
122(11) | | | Связь между напряженностью поля и напряжением. | |
123(12) | | | Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля | |
124(13) | | | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы | Конденсаторы. |
125(14) | | | Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. | Энергия заряженного конденсатора. |
126(15) | | | Обобщение по теме «Электрическое поле». | |
127(16) | | | Решение задач по теме «Электрическое поле» | |
128(17) | | | Контрольная работа№7 по теме «Электрическое поле». | |
2.Законы постоянного тока.(14ч) |
129(1) | | | Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. | Электроизмерительные приборы. |
130(2) | | | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | |
131(3) | | | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. | |
132(4) | | | Решение задач на расчет электрических цепей | |
133(5) | | | Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | |
134(6) | | | Работа и мощность постоянного тока. Устройство и принцип действия мультиметра | |
135(7) | | | Решение задач на расчет работы и мощности тока | |
136(8) | | | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | |
137(9) | | | Решение задач на закон Ома для полной цепи | |
138(10) | | | Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами. | |
139(11) | | | Лабораторная работа № 7 «Измерение внутреннего сопротивления и ЭДС источника тока». | |
140(12) | | | Решение комбинированных задач по теме «Постоянный электрический ток» | |
141(13) | | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока». | |
142(14) | | | Контрольная работа№ 8 по теме «Законы постоянного тока». | |
3.Электрический ток в различных средах (14 часов) |
143(1) | | | Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. | |
144(2) | | | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. |
145(3) | | | Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. | Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения. |
146(4) | | | Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. | Собственная и примесная проводимость полупроводников. |
147(5) | | | Полупроводниковый диод. Транзистор. | Полупроводниковый диод. Транзистор. |
148(6) | | | Электрический ток в вакууме. | Термоэлектронная эмиссия. Электронно-лучевая трубка. |
149(7) | | | Решение задач на движение электронов в электронно-лучевой трубке | |
150(8) | | | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Лабораторная работа №8 «Определение заряда электрона» | Явление электролиза. |
151(9) | | | Решение задач на закон электролиза | |
152(10) | | | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. | Электрический разряд в газе. Люминесцентная лампа. |
153(11) | | | Плазма. | |
154(12) | | | Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах» | |
155(13) | | | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | |
156(14) | | | Контрольная работа № 9 «Электрический ток в различных средах» | |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (8 часов) |
157 (1) | | | Практическая работа №1 «Измерение скорости и дальности полёта шарика» | |
158 (2) | | | Практическая работа №2 «Изучение закона сохранения импульса» | |
159(3) | | | Практическая работа №3 «Определение числа молекул в металлическом теле» | |
160(4) | | | Практическая работа №4 «Изучение закона Гей-Люссака» | |
161(5) | | | Практическая работа №5 «Определение удельной теплоёмкости вещества» | |
162(6) | | | Практическая работа №6 «Определение электроёмкости конденсатора» | |
163(7) | | | Практическая работа №7 «Определение удельного сопротивления проводника» | |
164(8) | | | Практическая работа №8 «Построение вольт-амперной характеристики полупроводникового диода» | |
ПОВТОРЕНИЕ (6 часов) |
165(1) | | | Промежуточная аттестация: контрольная работа | |
166(2) | | | Повторительно-обобщающий урок. | |
167(3) | | | Повторительно-обобщающий урок. | |
168(4) | | | Повторительно-обобщающий урок. | |
169 (5) | | | Итоговая контрольная работа №10 | |
170(6) | | | Итоговый урок. | |
11 класс
Электродинамика (продолжение) (29 ч)
I Магнитное поле (13ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 1/1 | Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете физики. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитные свойства вещества. | Магнитное взаимодействие токов. |
| | 2/2 | Индукция магнитного поля. | |
| | 3/3 | Решение задач на тему: «Стационарное магнитное поле» | Применение правила буравчика (правила правого обхвата) для соленоида. |
| | 4/4 | Сила Ампера. Устройство и принцип действия динамика, микрофона | |
| | 5/5 | Входная контрольная работа | |
| | 6/6 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | |
| | 7/7 | Сила Лоренца | Опыт. Действие магнитного поля на электрические заряды. |
| | 8/8 | Решение задач по теме «Силы Ампера и Лоренца» | |
| | 9/9 | Магнитные свойства вещества | См. презентацию Магнитная запись информации |
| | 10/10 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Магнитное поле» | |
| | 11/11 | Решение задач «Стационарное магнитное поле» | |
| | 12/12 | Решение задач на расчет силы Ампера и Лоренца. | |
| | 13/13 | Зачет по теме «Магнитное поле» | |
II Электромагнитная индукция (16 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 14/1 | Открытие электромагнитной индукции. | Опыты Фарадея. Опыт. Получение индукционного тока при движении постоянного магнита относительно контура . Опыт. Получение индукционного тока при изменении магнитной индукции поля, пронизывающего контур . |
| | 15/2 | Индукционное электрическое поле (вихревое) | |
| | 16/3 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | Опыт. Демонстрация правила Ленца. |
| | 17/4 | Решение задач на применение правила Ленца | |
| | 18/5 | Магнитный поток. | |
| | 19/6 | Закон электромагнитной индукции. | Опыт. Получение индукционного тока при изменении площади контура, находящегося в постоянном магнитном поле. |
| | 20/7 | Решение задач на закон электромагнитной индукции и расчет магнитного потока. | |
| | 21/8 | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |
| | 22/9 | Решение задач на закон электромагнитной индукции | |
| | 23/10 | ЭДС индукции в движущихся проводниках. | |
| | 24/11 | Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | Опыт. Самоиндукция при замыкании цепи . Опыт . Самоиндукция при размыкании цепи . |
| | 25/12 | Электромагнитное поле. | |
| | 26/13 | Устройство и принцип действия электромагнитного реле. | |
| | 27/14 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Электромагнитная индукция» | |
| | 28/15 | Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» | |
| | 29/16 | Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | |
III КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (31 ч)
Механические колебания (6 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 30/1 | Свободные и вынужденные механические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях | Опыт. Примеры колебательных движений . Опыт. Примеры вынужденных колебаний .Опыт . Преобразование энергии в процессе свободных колебаний . Опыт. Затухание свободных колебаний . |
| | 31/2 | Динамика колебательного движения. Уравнения движения маятников | |
| | 32/3 | Гармонические колебания. Решение задач на характеристики пружинного и математического маятников | Опыт. Амплитуда свободных колебаний . Опыт. Частота и период свободных колебаний . Опыт . Период колебаний пружинного маятника. |
| | 33/4 | Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | |
| | 34/5 | Вынужденные механические колебания. Автоколебания. Резонанс. | Опыт. Явление резонанса. Опыт. Маятниковые часы как пример автоколебательной системы. |
| | 35/6 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Механические колебания» | |
Электромагнитные колебания (9 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 36/1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | Опыт. Колебательные системы . Опыты. Осциллограмма колебаний . Опыты. Затухание колебаний в реальных колебательных системах . |
| | 37/2 | Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями | |
| | 38/3 | Уравнение свободных электромагнитных колебаний в закрытом контуре | |
| | 39/4 | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний | |
| | 40/5 | Переменный электрический ток | Опыт. Устройство и принцип работы индукционного генератора. |
| | 41/6 | Сопротивления в цепи переменного тока | Опыт. Демонстрация активного сопротивления . Опыт. Демонстрация емкостного сопротивления . Опыт. Демонстрация индуктивного сопротивления . |
| | 42/7 | Резонанс в электрической цепи | Опыты. Амплитуда вынужденных колебаний. Резонанс. Опыт. Резонанс в последовательном контуре . |
| | 43/8 | Электрические автоколебания. Генератор на транзисторе | |
| | 44/9 | Контрольная работа №2 «Переменный ток» | |
Производство, передача и использование электрической энергии (4 ч) |
| | 45/1 | Генерирование энергии. Передача электрической энергии. | |
| | 46/2 | Трансформаторы | Опыт. Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. |
| | 47/3 | Передача электрической энергии. | |
| | 48/4 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электромагнитные колебания» | |
Механические волны (4ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 49/1 | Волна. Свойства волн и основные характеристики. | Опыт . Наблюдение поперечных волн . Опыт. Наблюдение продольных волн . Опыт. Отражение поверхностных волн . Опыт. Отражение волн. Опыт. Преломление волн . Опыт. Интерференция волн . Опыт. Дифракция волн. |
| | 50/2 | Уравнение гармонической волны. | |
| | 51/3 | Звуковые волны | Опыт . Источники звука. Опыт. Приемники звука . Опыт. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний . Опыт. Звуковой резонанс. Опыт. Характеристики звука. |
| | 52/4 | Решение задач на свойства волн | |
Электромагнитные волны (8 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 53/1 | Электромагнитные волны. Опыты Герца. | Опыт. Электромагнитные волны. |
| | 54/2 | Свойства электромагнитных излучений. | |
| | 55/3 | Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи | Опыт. Устройство и принцип работы простейшего радиоприемника |
| | 56/4 | Распространение радиоволн. Радиолокация. | |
| | 57/5 | Телевидение. | |
| | 58/6 | Решение задач на расчет характеристик электромагнитных волн. | |
| | 59/7 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Механические и электромагнитные волны» | |
| | 60/8 | Контрольная работа №3 «Механические и электромагнит-ные волны». | |
IV ОПТИКА (25 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 61/1 | Методы определения скорости света | |
| | 62/2 | Закон отражения света. Закон преломления света. | Опыт. Преломление света в призме. Опыт. Законы отражения света. Опыт. Изображение в плоском зеркале. Опыт. Законы преломления света. |
| | 63/3 | Решение задач «Основные законы геометрической оптики» | |
| | 64/4 | Решение задач «Основные законы геометрической оптики» | |
| | 65/5 | Явление полного отражения света. Волоконная оптика | Опыт. Полное отражение света. Опыт. Модель световода. |
| | 66/6 | Решение задач по геометрической оптике | |
| | 67/7 | Линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | Оптические приборы: микроскоп, кодоскоп, телескоп, лупа, фотоаппарат, глаз человека, проекционный фонарь |
| | 68/8 | Формула тонкой линзы | |
| | 69/9 | Решение задач с использованием формулы тонкой линзы. | |
| | 70//10 | Лабораторная работа №4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | |
| | 71/11 | Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | |
| | 72/12 | Решение задач по геометрической оптике | |
| | 73/13 | Контрольная работа №4 «Отражение и преломление света» | |
| | 74/14 | Дисперсия света | Опыт. Явление дисперсии. |
| | 75/15 | Интерференция волн | Опыт. Интерференция света в тонких пленках. |
| | 76/16 | Контрольная работа за 1 полугодие | |
| | 77/17 | Дифракция световых волн | Опыт. Дифракция волн. Опыт. Дифракция света на щели . Опыт. Получение дифракционного спектра. |
| | 78/18 | Решение задач на волновые свойства света | |
| | 79/19 | Поперечность световых волн. Поляризация света | Опыт. Поляризация света. |
| | 80/20 | Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» | |
| | 81/21 | Лабораторная работа №7 «Наблюдение интерференции, дифракции света» | |
| | 82/22 | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений | Опыт. Приемники теплового излучения . Демонстрация рентгеновских снимков |
| | 83/23 | Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | |
| | 84/24 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Волновая оптика» | |
| | 85/25 | Контрольная работа №5 «Волновая оптика» | |
Основы специальной теории относительности (4) |
| | 86/1 | Элементы специальной теории относительности . Постулаты Эйнштейна | |
| | 87/2 | Элементы релятивистской динамики | |
| | 88/3 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности » | |
| | 89/4 | Тест и коррекция знаний по теме «Элементы специальной теории относительности» | |
VI КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (36 ч)
Световые кванты (9 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 90/1 | Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект.Опыты А.Г. Столетова. | |
| | 91/2 | Законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. | Опыт. Законы внешнего фотоэффекта . |
| | 92,93/3,4 | Решение задач на законы фотоэффекта | |
| | 94/5 | Фотоны. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. | Опыты Вавилова. |
| | 95/6 | Решение задач на расчет фотонов. | |
| | 96/7 | Применение фотоэффекта на практике. | Опыт.Обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора. |
| | 97/8 | Давление света. Опыты П.Н. Лебедева . | |
| | 98/9 | Химическое действие света. | Опыт. Фотохимические реакции |
Атомная физика (6 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 99/1 | Строение атома. Опыты Резерфорда | |
| | 100/2 | Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом | Линейчатые спектры излучения. |
| | 101/3 | Решение задач на модели атомов и постулаты Бора | |
| | 102/4 | Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры | Лазер |
| | 103/5 | Обобщающе-повторительное занятие по темам «Световые кванты», «Атомная физика» | |
| | 104/6 | Контрольная работа №6 «Квантовая физика» | |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (21 ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 105/1 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | Счетчик ионизирующих частиц. Камера Вильсона. Фотографии треков заряженных частиц. |
| | 106/2 | Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | |
| | 107/3 | Радиоактивность. Правила смещения. | |
| | 108/4 | Радиоактивные превращения | |
| | 109/5 | Закон радиоактивного распада | |
| | 110/6 | Решение задач на закон радиоактивного распада | |
| | 111/7 | Изотопы | |
| | 112/8 | Открытие нейтрона | |
| | 113/9 | Состав ядра атома | |
| | 114/10 | Энергия связи атомных ядер | |
| | 115/11 | Решение задач на расчет энергии связи атомных ядер | |
| | 116/12 | Деление ядер урана | |
| | 117/13 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций | |
| | 118/14 | Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор | |
| | 119/15 | Решение задач на расчет энергетического выхода ядерной реакции | |
| | 120/16 | Термоядерные реакции | |
| | 121/17 | Решение задач на законы физики атомного ядра | |
| | 122/18 | Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений. Дозиметрия. | Дозиметр |
| | 123/19 | Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире. | |
| | 124/20 | Открытие позитрона. Античастицы | |
| | 125/21 | Контрольная работа №7 «Физика атомного ядра» | |
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества(3ч) |
| | 126/1 | Физическая картина мира | |
| | 127/2 | Физика и научно-техническая революция | |
| | 128/3 | Физика как часть человеческой культуры | |
VII СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (20ч)
Дата | № урока с начала года и в теме | Тема урока | демонстрационный эксперимент |
По плану | Фактически |
| | 129/1 | Наблюдение и описание движения небесных тел. | Небесная сфера. Карта звездного неба. |
| | 130/2 | Законы движения планет | |
| | 131/3 | Решение задач на законы Кеплера. | |
| | 132/4 | Определение расстояний в астрономии (расстояний до тел Солнечной системы и их размеров | |
| | 133/5 | Решение задач на определение расстояний до тел Солнечной системы. | |
| | 134/6 | Решение задач на определение размеров тел Солнечной системы. | |
| | 135/7 | Система Земля — Луна | |
| | 136/8 | Физика планет земной группы | Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами. Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей. |
| | 137/9 | Физика планет-гигантов |
| | 138/10 | Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение |
| | 139/11 | Физическая природа звезд |
| | 140/12 | Звезды и источники их энергии. |
| | 141/13 | Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. |
| | 142/14 | Наша Галактика. | |
| | 143/15 | Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение | Фотографии галактик. |
| | 144/16 | Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной. | |
| | 145/17 | Применение законов физики в астрономических процессах. | |
| | 146/18 | Развитие космических исследований. | |
| | 147/19 | Лабораторная работа №10 «Моделирование орбит космических объектов с помощью компьютера» | |
| | 148/20 | Обобщающе-повторительное занятие по темам «Строение и эволюция Вселенной». | |
Лабораторный практикум (7 часов) |
| | 149/1 | Практическая работа №1 «Изучение электромагнитных колебаний с помощью осциллографа» | |
| | 150/2 | Практическая работа №2 «Изучение резонанса в колебательном контуре» | |
| | 151/3 | Практическая работа №3 «Определение длины световой волны» | |
| | 152/4 | Практическая работа №4 «Определение показателя преломления стекла» | |
| | 153/5 | Практическая работа №5 «Определение фокусного расстояния рассеивающей линзы» | |
| | 154/6 | Практическая работа №6 «Изучение явления фотоэффекта» | |
| | 155/7 | Практическая работа №7 «Использование закона сохранения импульса при изучении треков заряженных частиц» | |
Обобщающее повторение (15 ч)
| | 156/1 | Кинематика материальной точки | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 157/2 | Динамика материальной точки | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 158/3 | Законы сохранения | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 159/4 | Динамика периодического движения | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 160/5 | Промежуточная аттестация: контрольная работа | |
| | 161/6 | МКТ идеального газа | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 162/7 | Термодинамика | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 163/8 | Механические и звуковые волны | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 164/9 | Электростатика | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 165/10 | Закон Ома | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 166/11 | Тепловое действие тока | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 167/12 | Электромагнетизм | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 168/13 | Колебания и волны | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 169/14 | Оптика | Решение задач по материалам ЕГЭ |
| | 170/15 | Квантовая физика | Решение задач по материалам ЕГЭ |
Приложение 2
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТОВ.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.