ЗЛЫНКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ А.С.ЗАЙЦЕВА»
«Утверждаю»
Директор Злынковского филиала ГБПОУ
«БАТ имени Героя России А.С. Зайцева»
_____________________О.М. Позднякова
«31» августа 2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 Физическая культура
35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
г. Злынка, 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии (по специальности) среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское, рыбное и лесное хозяйство 35.01.13 Тракторист-машинист с/х производства
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Брянский аграрный техникум имени Героя России А.С. Зайцева»
Разработчик:
Григорьева Татьяна Сергеевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ БАТ
| |
Рассмотрена и одобрена предметной (цикловой) комиссией: Протокол № « » __________2022г. председатель комиссии ________________ С.В. Романова | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР __________ О.А. Осипова «_____»___________2022г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Право» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО по профессии/специальности на основе примерных программ среднего общего образования, а также в соответствии требованиям:
- приказа Министерства образования РФ от 14.06.2013г. №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО».
- приказ Департамента образования и науки Брянской области от 16.04.2015г. №1018/1 «Об организации мероприятий по обеспечению СОО в пределах освоения ППКРС, ППССЗ на базе ООО на основе требований ФГОС СОО и ФГОС СПО».
- Положением об УМК дисциплин (модуля), практики.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей к занятиям физкультурно- оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление.
Достижение поставленных целей при реализации программы предусматривает решение следующих задач:
укреплять здоровья, воспитывать всесторонне развитой личности обучающихся.
формировать осознанные потребности в ведении здорового образа жизни.
обучить основным двигательным действиям из различных видов спорта.
формировать основные физические качества : силы ,быстроты ,ловкости ,гибкости и выносливости повышение уровня общей работоспособности обучающихся.
повышать устойчивость организма обучающихся к физическим нагрузкам, стрессоустойчивость.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего образования.
Содержание рабочей программы рассчитано на 256 часов. В ней предусмотрена самостоятельная работа студентов 85 часов, учебная нагрузка в объеме 171 часов.
В процессе изучения тем по учебной дисциплине «Физическая культура» предусмотрен дифференцированный зачет, сдача учебного норматива.
Тематический план учебной дисциплины «Физическая культура»
По профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
Вид учебной работы | Количество часов | Внеаудиторная самостоятельная работа |
Аудиторные занятия Содержание обучения | | профессии СПО |
Теоретическая часть | 10 | 30 |
Ведение. Физическая культура в обшекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | 1 | 5 |
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья | 1 | 5 |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | 2 | 5 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | 2 | 5 |
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | 2 | 5 |
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | 2 | 5 |
Практическая часть | 161 | 55 |
Учебно- тренировочные занятия | | |
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | 33 | 8 |
Гимнастика | 17 | 6 |
Спортивные игры (по выбору) | 51 | |
Волейбол | 15 | 6 |
Баскетбол | 12 | 6 |
Ручной мяч | 9 | 4 |
Футбол | 15 | 5 |
Виды спорта по выбору | 55 | |
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах | 15 | 7 |
Греко-римская борьба | 16 | 5 |
Вольная борьба | 16 | 5 |
Дыхательная гимнастика | 8 | 3 |
| 171 | 85 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка докладов, рефератов, презентаций по заданным темам с использованием информационных технологий, освоение физических упражнений различной направленности; занятия дополнительными видами спорта, подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), индивидуальный проект | 85 | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | | |
Всего | 256 | |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСПЛИНЫ …………. 7
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………20
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………22
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физическая культура
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, утвержденных Министерством образования и науки РФ по профессии начального профессионального образования
35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина ОУД.05 «Физическая культура» входит в общеобразовательный цикл основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист с\х производства.
1.3. Цели и планируемы результаты освоения дисциплины:
1.3.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей: развитие у обучающихся двигательных навыков, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, гармоничное физическое развитие, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни будущего квалифицированного специалиста, на основе национально – культурных ценностей и традиций, формирование мотивации и потребности к занятиям физической культурой у будущего квалифицированного специалиста. Данные цели реализуются в рабочей программе по трём основным направлениям:
1. Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
2. Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно-достиженческой и прикладно-ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
3. Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить приобщение обучающихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования рабочей программы и её планируемых результатов в среднем профессиональном образовании является воспитание целостной личности обучающихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системно-структурной организации учебного содержания, которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые структурными компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование»
1.3.2.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
В рамках освоения программы дисциплины обучающиеся достигают дисциплинарных результатов базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04, ОК 08 по профессии 35.01.13 Мастер сельскохозяйственного производства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, самостоятельной работы обучающихся 85 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и вида учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
В том числе: | |
теоретические занятия | 10 |
практический занятия | 161 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета, контрольного норматива | |
2.2.. Тематический план учебной дисциплины Физическая культура
1 курс 98 часов
Раздел 1. | | 1 |
Тема 1.1. Физическая культура в ОУ | Содержание учебного материала | 1 |
Физическая культура в профессиональной деятельности квалифицированного рабочего. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. | 1 |
Раздел 2. | Легкая атлетика | 20 |
Тема 2.1. Бег на короткие дистанции | Содержание учебного материала | 10 |
Специальные беговые упражнения на скорость. Техника низкого старта. Стартовый разгон. Бег с ходу. Финиширование. Челночный бег 3x10м. Техника разгона, коротких ускорений и торможения. Контрольные упражнения в беге на 50, 100, 250,500 метров и челночном беге. Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. | 1 |
Практические занятия | 7 |
Специальные беговые упражнения на скорость | 1 |
Обучение техники низкого старта. Отработка старта, финиша. | 2 |
Совершенствование техники челночного бега 3x10м. | 2 |
Совершенствование техники, тактики бега на короткие дистанции. | 2 |
Сдача контрольных нормативов | 2 |
Тема 2.2. Бег на длинные дистанции | Содержание учебного материала | 10 |
Высокий старт. Тактика бега на длинные дистанции. Упражнения на выносливость. Финишный рывок. Контрольные упражнения в беге на 1000, 1500, 3000 метров (юноши) и 1000, 1500, 2000 метров (девушки). | 1 |
Практические занятия | 7 |
Совершенствование физических качеств в беге | 2 |
Обучение техники высокого старта, стартовый разгон. | 2 |
Развитие скоростной выносливости в беге | 2 |
Совершенствование техники, тактики бега на длинные дистанции | 1 |
Сдача контрольных нормативов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
Раздел 3 | Профессионально-прикладная физическая подготовка | 11 |
Тема 3.1. Атлетическая гимнастика | Содержание учебного материала | 11 |
Упражнения с отягощениями. Упражнения с собственным весом тела. Планирование тренировок и нагрузок в атлетической гимнастике. Инструктаж по ТБ на уроках атлетической гимнастики. | 1 |
Практические занятия | 8 |
Разучивание техники выполнения упражнений со штангой (жим, приседание и т.п.). Совершенствование техники отжимания. | 4 |
Разучивание подъема силой в упор на перекладине. Учет техники в выходе силой на перекладине. | 4 |
Сдача контрольных нормативов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся «Техника выполнения силовых упражнений» | 10 |
Раздел 4 | Лыжная подготовка | 20 |
Содержание учебного материала | 20 |
Тема 4.1. Лыжная подготовка | Одновременные и попеременные лыжные ходы. Попеременный двухшажный, одновременный бесшажный ходы. Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Преодоления препятствий. Инструктаж по ТБ на уроках лыжной подготовки. | 1 |
Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и до 5 км (юноши). Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. | 1 |
Практические занятия | 16 |
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом | 2 |
Первая помощь при травмах и обморожениях | 2 |
Разучивание техники попеременных лыжных ходов. | 2 |
Обучение техники преодоления подъемов и препятствий. | 1 |
Элементы тактики лыжных гонок | 1 |
Обучение правилам соревнований | 1 |
Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши). | 7 |
Сдача контрольных нормативов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
Раздел 5 | Гимнастика с основами акробатики | 13 |
Тема 5.1. Акробатика | Содержание учебного материала | 13 |
Кувырки, березка, стойка на руках, упражнения в парах. | 1 |
Практические занятия | 11 |
Разучивание техники стойки на руках. | 2 |
Совершенствование техники кувырков | 3 |
Разучивание подъема махом назад на параллельных брусьях. | 2 |
Совершенствование акробатических элементов в комбинации. | 4 |
Сдача контрольных нормативов | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
Раздел 6 | Спортивные игры | 24 |
Тема 6.1. Баскетбол | Содержание учебного материала | 11 |
Ведение мяча. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками, одной рукой. Бросок по кольцу двумя руками сверху. Бросок одной рукой сверху. Передвижения. Стойка защитника, выбивание и вырывание мяча. Учебная игра. Инструктаж по ТБ на уроках спортивных игр. | 1 |
Практические занятия | 9 |
Совершенствование техники ведения и передачи мяча | 1 |
Совершенствование техники бросков по кольцу | 2 |
Обучение тактическим действиям игроков в нападении. Учебная игра в баскетбол. | 2 |
Обучение тактическим действиям игроков в защите. Учебная игра в баскетбол. | 2 |
Совершенствование техники комбинаций из изученных элементов техники баскетбола. | 2 |
Сдача контрольных нормативов | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
Тема 6.2. Волейбол | Содержание учебного материала | 20 |
| Верхняя прямая подача. Прием мяча снизу после подачи. Передача вперед. Учебная игра. | 4 |
Практические занятия | 16 |
Совершенствование техники подач мяча. Варианты подач мяча. Учебная игра в волейбол. | 4 |
Совершенствование техники приема мяча. Учебная игра в волейбол. | 4 |
Совершенствование техники нападающего удара. Учебная игра в волейбол. | 4 |
Совершенствование техники комбинаций из изученных элементов техники волейбола. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
| Дифференцированный зачет | 2 |
Всего | 98 |
2 курс 73 часа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Физическая культура, как часть культуры общества и человека | 12 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Основное содержание | 8 | |
Тема 1.1. Современное состояние физической культуры и спорта | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. Современное представление о физической культуре: основные понятия; основные направления развития физической культуры в обществе и их форм организации. | | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – программная и нормативная основа системы физического воспитания населения. Характеристика нормативных требований для обучающихся СПО. |
Тема 1.2. Здоровье и здоровый образ жизни | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
1. Понятие «здоровье» (физическое, психическое, социальное). Факторы, определяющие здоровье. Психосоматические заболевания. | |
2. Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и отдыха, профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание. |
3. Влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное воздействие физических упражнений на организм занимающихся. Двигательная рекреация и ее роль в организации здорового образа жизни современного человека. |
Тема 1.3. Современные системы и технологии укрепления и сохранения здоровья | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
1. Современное представление о современных системах и технологиях укрепления и сохранения здоровья (дыхательная гимнастика, антистрессовая пластическая гимнастика, йога, глазодвигательная гимнастика, стрейтчинг, суставная гимнастика; лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба, северная или скандинавская ходьба и оздоровительный бег и др.) | |
2 . Особенности организации и проведения занятий в разных системах оздоровительной физической культуры и их функциональна направленность. |
Тема 1.4. Основы методики самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой и самоконтроль за индивидуальными показателями здоровья | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
1.Формы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой и их особенности; соблюдение требований безопасности и гигиенических норм и правил во время занятий физической культурой | |
2. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности: подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Нагрузка и факторы регуляции нагрузки при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями |
3. Самоконтроль за индивидуальными показателями физического развития, умственной и физической работоспособностью, индивидуальными показателями физической подготовленности. Дневник самоконтроля |
4. Физические качества, средства их совершенствования |
* Профессионально ориентированное содержание | 4 | 2 |
Тема 1.5 Физическая культура в режиме трудового дня | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
1. Зоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности. Рациональная организация труда, факторы сохранения и укрепления здоровья, профилактика переутомления. Составление профессиограммы. | |
2. Определение принадлежности выбранной профессии/специальности к группе труда Подбор физических упражнений для проведения производственной гимнастики |
Тема 1.6 Профессионально прикладная физическая подготовка | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08, ПК 2.5 |
1.Понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка», задачи профессионально-прикладной физической подготовки, средства профессионально-прикладной физической подготовки | |
2. Определение значимых физических и личностных качеств с учётом специфики получаемой профессии/специальности; определение видов физкультурно-спортивной деятельности для развития профессионально-значимых физических и психических качеств |
Раздел 2 | Методические основы обучения различным видам физкультурно-спортивной деятельности | 58 | ОК 01, ОК 04, ОК 08, ПК 2.5 |
Методико-практические занятия | 16 | |
*Профессионально ориентированное содержание | 16 | |
Тема 2.1 Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08, ПК 2.5 |
Практические занятия (1-2) | 2 |
1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, комплексов упражнений для коррекции осанки и телосложения | |
2. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений различной функциональной направленности |
Тема 2.2. Составление и проведение самостоятельных занятий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08, ПК 2.5 |
Практические занятия (3-4) | 2 |
3-4. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для подготовки к выполнению тестовых упражнений Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО» | |
Тема 2.3 Методы самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 ПК… |
Практические занятия (5-6) | 2 |
5-6. Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособности | |
Тема 2.4. Составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессиональноориентированных задач | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08, ПК 2.5 |
Практические занятия (7-8) | 2 |
7. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для производственной гимнастики, комплексов упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности | |
8. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности |
Тема 2.5 Профессионально- прикладная физическая подготовка | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 04, ОК 08, ПК 2.5 |
Практические занятия (9-16) | 8 |
9-12. Характеристика профессиональной деятельности: группа труда, рабочее положение, рабочие движения, функциональные системы, обеспечивающие трудовой процесс, внешние условия или производственные факторы, профессиональные заболевания | |
13-16. Освоение комплексов упражнений для производственной гимнастики различных групп профессий (первая, вторая, третья, четвертая группы профессий) |
Основное содержание | 42 | |
Учебно-тренировочные занятия | 42 | |
Тема 2.6. Физические упражнения для оздоровительных форм занятий физической культурой | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08, |
Практические занятия (17-18) | 2 |
17-18. Освоение упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, поддержания работоспособности, 5 развитие основных физических качеств. | |
2.7. Гимнастика | 8 | |
Тема 2.7 (1) Основная гимнастика | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия(19-20) | 2 |
19. Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов построений и перестроений, передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте. | |
20. Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с предметом; в парах, в группах, на снарядах и тренажерах. Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега, упражнений в равновесии, лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска груза, прыжки |
3. Опорные прыжки: через коня углом с косого разбега толчком одной ногой | 3. Опорные прыжки: через коня ноги врозь |
Тема 2.7 (5) Атлетическая гимнастика | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия (21-26) | 6 |
21-22.Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с использованием собственного веса. Выполнение упражнений со свободными весами | |
23-24.Выполнение упражнений и комплексов упражнений с использованием новых видов фитнесс оборудования. |
25-26.Выполнение упражнений и комплексов упражнений на силовых тренажерах и кардиотренажерах. | | |
2.8 Спортивные игры | 18 | |
Тема 2.8 (1) Футбол | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия(27-32) | 6 |
27. Техника безопасности на занятиях футболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры: удар по мячу носком, серединой подъема, внутренней, внешней частью подъема; остановки мяча внутренней стороной стопы; остановки мяча внутренней стороной стопы в прыжке, остановки мяча подошвой. | |
28.Правила игры и методика судейства. Техника нападения. Действия игрока без мяча: освобождение от опеки противника |
29-30.Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся игровых ситуациях |
31-32.Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности (учебная игра) |
Тема 2.8 (2) Баскетбол | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия (34-38) | 6 |
34-34. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры: перемещения, остановки, стойки игрока, повороты; ловля и передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в движении, с отскоком от пола; ведение мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты отскока и направления, по зрительному и слуховому сигналу; броски одной рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча, бросок мяча. | |
35-36.Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии; способы овладения мячом при «спорном мяче»; выполнение штрафных бросков |
37-38.Выполнение правил 3—8—24 секунды в условиях игровой деятельности Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности. |
Тема 2.8 (3) Волейбол | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия (39-42) | 4 |
39-40.Техника безопасности на занятиях волейболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры: стойки игрока, перемещения, передача мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении | |
41-42.Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения тактических приёмов в игровой деятельности. |
Тема 2.8 Спортивные игры, отражающие национальные, региональные или этнокультурные особенности" | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия (43-44) | 2 |
43-44. Гиревой спорт. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов Толчок гирь двумя руками. Рывок гири одной и другой рукой. | |
Тема 2.9. Лёгкая атлетика | Содержание учебного материала | 15 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия (45-58) | 15 |
45.Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования. | |
46.Совершенствование техники спринтерского бега. |
47-48. Совершенствование техники кроссового бега, средние и длинные дистанции (2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши) |
49-50. Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м, 4*400 м; бега по прямой с различной скоростью) |
51-52. Совершенствование техники прыжка в длину с места. |
53-54. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега |
55-56. Совершенствование техники метания гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); |
57-58. Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики. |
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет) | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Всего | 171 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия спортивного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Оборудование спортивного зала:
Мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные;
Скакалка;
Обручи;
Шведская лестница;
Гимнастические маты.
Технические средства обучения: секундомер, табло механическое, фотоаппарат.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Блеер А. Н., Суслов Ф. П., Тышлер Д. А., Терминология спорта: толковый словарь-справочник. М. 2011. – 288 с.
- Бутин И. М. Лыжный спорт: Учебн. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 348 с.
- Гик Е. Я., Гупало Е. Ю., Популярная история спорта М. 2011. – 343 с.
- Гимнастика: Учебник для техникумов физической культуры. под. редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина. М., «Физкультура и спорт», 2012. – 422 с.
- Желеняк Ю. Д., Юный волейбол М. 2011. – 156 с.
- Игнашенко А. М. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт. 2012. – 159 с.
- Марков А. М. Лёгкая атлетика. М.; Просвещение, 2011. – 186 с.
- Нестеровский Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский: – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 356 с.
- Физическая культура для профессионально-технических и учебных заведений – М.: «Высшая школа», 2011. – 389 с.
- Фохтин В. Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 77 с.
- Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М. С., Выжгина В. А. – М.: Физкультура, образование и наука, 2011. – 274 с.
Дополнительные источники:
1. http://spo.1september.ru/ - газета «Здоровье детей»
2. www.zdd.1september.ru/ - газета «Спорт в школе»
4.www.infosport.ru – Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры
5. www.minsport.gov.ru – Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики России
8. http://kzg.narod.ru/ - журнал «Культура здоровой жизни»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов.
личностных:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, к целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как составляющей доминанты здоровья;
приобретение личного опыта творческого использования профессионально – оздоровительных средств и методов двигательной активности;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры.
способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физической самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
готовность к служению Отечеству, его защите;
метапредметных:
способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия ( регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии ( возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий ( далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
предметных:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса « Готов к труду и обороне» (ГТО»)
№ п/п | физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, Лет | Уровень |
Юноши | Девушки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скоростные | Вег 30 м, с | 16 17 | 5,2 -и ниже 5,1 | 5,1—4,8 5,0—4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,95,3 5,9—5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
2 | Координационные | Челночный бег 3 х 10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0—7,7 7,9—7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3—8,7 9,3—8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 | 180 и ниже 190 | 195—210 205—220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170—190 170—190 | 210 и выше 210 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1300 и выше 1300 | 1050—1200 1050—1200 | 900 и ниже 900 | 1500 и выше 1500 | 1300—1400 1300—1400 | 1100 и ниже 1100 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9—12 9—12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12—14 12—14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8—9 9—10 | 11 и выше 12 | | | |
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 16 17 | | | | 6 и ниже 6 | 13—15 13—15 | 18 и выше 18 |
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Тесты | Оценка в баллах |
5 | 4 | 3 |
Бег 3000м (мин, с) | 12,30 | 14,00 | б/вр |
Приседание на одной ноге с опорой о стену ( количество раз на каждой ноге) | 10 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места (см) | 230 | 210 | 190 |
Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м) | 9,5 | 7,5 | 6,5 |
Силовой тест- подтягивание на высокой перекладине ( количество раз) | 13 | 11 | 8 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) | 12 | 9 | 7 |
Координационный тест- челночный бег 3х10м (с) | 7,3 | 8,0 | 8,3 |
Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) | 7 | 5 | 3 |
Гимнастический комплекс упражнений: - утренней гимнастики; -производственной гимнастики; -релаксационной гимнастики | до 9 | до 8 | до 7,5 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых.
Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
Уметь применять на практике приёмы массажа и самомассажа.
Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта.
Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы её регуляции.
Уметь выполнять упражнения:
- сгибание и выпрямление рук в упоре лежа ( для девушек – руки на опоре высотой до 50см);
- подтягивание на перекладине (юноши);
- поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
- прыжки в длину с места;
- бег 100 м;
- бег: юноши-3 км, девушки – 2 км (без учёта времени).
12