Рабочая программа по физической культуре разработана на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Примерная программа среднего (полного) общего образования по «Физической культуре» 1 - 11 классы / под общ. ред. В.И.Ляха, А.А. Зданевича — М.: Просвещение, 2007 и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования; программа ориентирована на использование учебника: «Физическая культура». 5-7 классы/ М.Я.Виленский И.М Туревский и др. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа рассчитана на данное количество часов:
5 класс | 105 часов |
Итого | 105 часов |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Легкая атлетика (24 часов)
На овладение техники спринтерского бега (8 часа) Высокий старт от 10 - 15м. Бег с ускорением от 30 - 40м. Скоростной бег от 30 до 40м. Бег на результат 60м. Эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью
На овладение техники метания малого мяча в цель и на дальность (8 часа) Метание тенистого мяча с места на дальность отскока от стены, на дальность, в коридор 5-6 м в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6-8 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.
На развитие координационных способностей (8 часа) Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов, из различных и.п. в цель и на дальность (обеими руками).
Раздел 2. Кроссовая подготовка (14 часов)
На овладение техники длительного бега (14 часов) Бег в равном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м. На развитие выносливости. Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. На развитие скоростно-силовых способностей. Эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью
Учащиеся 5 класса научится:
С максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 12 мин; после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину;
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м;
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Раздел 3. Спортивные игры. «Волейбол» (26 часов)
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек (5 часов) Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.) Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: приема, передача, удар. Терминологии избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча, удара или броска, тактика нападения (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционные нападения) и защиты (зонная и личная защита) Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятии спортивными играми соблюдение основных правил игры.
На освоение техники приема и передач мяча (14 часов) Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течении 7-10сек. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками в цель и на дальность. На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму). Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 сек до 12 минут. . Нижняя прямая подача с расстояния 3 – 6 м. от сетки
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. На овладение организаторскими умениями. (7 часов) Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствования технических приемов (ловля, передача, броски и удары в цель, введения, сочетания приемов). Подвижные игры, игровые задания приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр, правила самоконтроля.
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков(2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. Организация проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды ,подготовка места проведения игры
Учащиеся 5 класса научится:
В спортивных играх: играть в «Волейбол» (по упрощенным правилам), выполнять технические приёмы.
Раздел 4. Гимнастика (25 часов)
На освоение висов и упоров (5 часа) М. – висы, согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Д. - смешанные висы, подтягивание из виса лежа. На знания о физической культуре: значения гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкостей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимн. упр.
На освоение опорных прыжков (5 часов) Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100см. На развитие скоростно-силовых способностей: опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча. Самостоятельные занятия: упражнения и простейшие программы по развитию силовых координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физ. нагрузки.
На освоение акробатических упражнений (10 часов) Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках. На развитие координационных способностей: ОРУ без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, прыжков, бега, вращений. Упражнения на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического моста в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимн. упражнений и инвентаря. На развитие силовых способностей и силовой выносливости: лазанье по гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами. На развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами
На освоение строевых упражнений (5 часов) Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении. На освоение ОРУ без предметов на месте и в движении: сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки ОРУ в парах. На освоение ОРУ с предметами: мальчики - с большим мячом, гантелями. Девочки - с обручами, большими мячами, палками.
Учащиеся 5 класса научится
В гимнастических и акробатических упражнениях: вскок в упор присев, соскок прогнувшись; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на лопатках,
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Раздел 5. Лыжная подготовка (16 часов)
Попеременный двухшажный ход (3 часа) Техника исполнения лыжного хода. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности.
Одновременный бесшажный ход (3 часа)
Техника исполнения лыжного хода. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей.
Подъем «полуелочкой» (3 часа)
Техника исполнения подъёма. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами.
Торможение «плугом» (3часа)
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.
Повороты переступанием (2 часа) Оказание помощи при обморожениях и травмах. Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений, правила самоконтроля и гигиены
Прохождение дистанции (2часа) На овладение организаторских умениями: измерение результатов; демонстрация упражнений, помощь в оценке результатов и проведений соревнований подготовки места проведения занятий
Учащиеся 5 класса научится:
На освоение техники лыжных ходов . Знать технику исполнения лыжных ходов и уметь их выполнять.
Физическая подготовленность: должна соответствовать среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
«Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
Учебно- тематический план
№ |
Разделы |
Количество часов | В том числе |
лабораторных и практических работ | Контроль ных работ |
1. | Лёгкая атлетика | 24 | - | 8 |
2. | Кроссовая подготовка | 14 | - | 2 |
3 | Спортивные игры | 26 | - | 5 |
4 | Гимнастика | 25 | - | 5 |
5. | Лыжная подготовка | 16 | - | 3 |
| Итого | 105 | - | 23 |
Распределение программного материала
Вид программного материала | Всего | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Лёгкая атлетика | 24 | 12 | - | - | 12 |
Кроссовая подготовка | 14 | 8 | - | - | 6 |
Спортивные игры | 26 | 5 | - | 14 | 7 |
Гимнастика | 25 | - | 25 | - | - |
Лыжная подготовка | 16 | - | - | 16 | - |
Итого | 105 | 25 | 25 | 30 | 25 |