Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Приложение. Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа курсу « Физическая культура» для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями компанента федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);
-с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
-учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 -11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
-с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010)
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» №329-Ф3 (ред. От 21.04 2011 г.);
-Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г.
Цель: формирование и развитие разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
-обучение основам базовых видов двигательных действий;
-дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцировании основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
-формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработка представлений о физической культуре личности и приемах
самоконтроля;
-углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
-воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными вилами спорта в свободное время;
-формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
-содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Объем программы
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса рассчитана на 3 часа в неделю, 34 учебных недели.
Педагогические технологии
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации рабочей программы, направлены на достижение соответствующих уровню основного общего образования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В соответствии с системно-деятельностным подходом используются технологии деятельностного типа, в т.ч. технологии игровой деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации, групповые способы обучения и др.
Формы контроля
Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, тестирование. Промежуточная аттестация запланирована в форме тестирования.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
Личностные:
-наличие чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
-наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-наличие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-наличие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
-наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения резульшха,
-умение понимать причины успехаили неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять общую цель и пути ее достижения;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса В результате изучения физической культуры в 6 классе учащийся должен знать или понимать:
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-основные показатели физического развития;
-правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
уметь:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; - использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
-соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
-организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
-выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять
их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
В результате изучения физической культуры в 6 классе учащийся должен знать и понимать:
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-основные показатели физического развития;
-правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Уметь:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
-использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
-оказывать посильную помощь и моря пытую поддержку опоретшиаш при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
-организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
3. Содержание учебного курса
Тема 1. Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры.
Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Тема 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы теття, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Тема 4. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. Упражнения на перекладине: висы прогнувшись и согнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе (мальчики)', смешанные висы; подтягивание в висе лежа (девочки). Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат. Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и польки). Упражнения общей физической подготовки.
К.Р. Сдача контрольных нормативов.
Тема 5. Легкая атлетика. Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега). Упражнения общей физической подготовки.
К.Р. Сдача контрольных нормативов.
Тема 6. Спортивные игры Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину одной и двумя руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча. Тактика свободного нападения, позиционное нападение и нападение быстрым прорывом. Игра по упрощенным правилам в мини - баскетбол. Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево, лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча над собой и через сетку. Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Тема 7. Лыжная подготовка Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъём «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3 км.
Подвижные игры для использования в 6 классах.
Виды испытаний | Преимущественное проявление качеств | Средства развития физических качеств (подвижные игры и эстафеты) |
Челночный бег (3Х10 м). Бег 30 м с высокого старта. Бег 60 м с опорой на одну руку. | Быстрота. | Два мороза. К своим флажкам. Салки с выручкой. Пустое место. Линейная эстафета. День и ночь. Белые медведи. Вызов номеров. Бегуны. |
Прыжки в длину и высоту с разбега. | Скоростно – силовые. | Веревочка под ногами. Волк во рву. Зайцы в огороде. Лиса и куры. Прыжки по полоскам. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Прыжок за прыжком. Парашютисты. Не оступись. |
Метание мяча 150 г. на дальность. Метание теннисного мяча в цель. | Скоростно – силовые. | Метко в цель. Подвижная цель. Попади в мяч. Снайперы. Охотники и утки. Кто дальше бросит. Защита укрепления. Застава отступить. |
Кросс, бег на лыжах. | Выносливость. | Не давая мяча водящему. Салки простые. Салки по кругу. Ветряная эстафета. Команда быстроногих. Мяч ловцу. Гонка с выбыванием. |
Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре. Вис на согнутых руках. | Сила. | Тяни в круг. Бой петухов. Выталкивание из круга. Перетягивание в парах. Перетягивание каната. Бег раков. Эстафета с набивными мячами. |
6. Полоса препятствий. | Ловкость. | Прыгунки и ползунки. Кувырок с мячом. Навстречу удочке. Эстафета с лазаньем и перелезанием. Бег пингвинов. Эстафета с преодолением препятствий. |
Наклон вперед из положения стоя, сидя. | Гибкость. | Палку за спину. Гонки мячей. Бег раков. Мостик и кошка. Кувырки и перекаты. |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Вид программного материала | Класс |
6 |
1 | Базовая часть | 48 |
| Основы знаний | В процессе урока |
| Легкая атлетика | 16 |
| Гимнастика | 14 |
| Спортивные игры | 18 |
2 | Вариативная часть | 54 |
| Лыжная подготовка | 20 |
| Подвижные игры | 34 |
| Всего | 102 |
5. Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Тема уроков | План | Факт. |
1 | 1 | Техника безопасности на уроках легкой атлетики | | |
2 | 1 | Низкий старт и стартовый разгон Бег 3 мин | | |
3 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
4 | 1 | Бег по дистанции, финиширование Бег 4 мин | | |
5 | 1 | Бег 60 м Бег 5 мин | | |
6 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
7 | 1 | Прыжки в длину с разбега Бег 6 мин | | |
8 | 1 | Прыжки в длину с разбега Бег 7 мин | | |
9 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
10 | 1 | Метание мяча 150г на дальность Бег 8 мин | | |
11 | 1 | Кросс 1500 м | | |
12 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
13 | 1 | Техника безопасности на уроках баскетбола | | |
14 | 1 | Ловля и передачи мяча на месте и в движении | | |
15 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
16 | 1 | Ведение мяча с изменением направления | | |
17 | 1 | Броски мяча в кольцо после ведения | | |
18 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
19 | 1 | Учебная игра 3х3 | | |
20 | 1 | Учебная игра 5х5 | | |
21 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
22 | 1 | Игра «Школьный баскетбол» | | |
23 | 1 | Учебная игра 5х5 | | |
24 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
25 | 1 | Техника безопасности на уроках гимнастики | | |
26 | 1 | 2-3 кувырка вперед слитно | | |
27 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
28 | 1 | 2-3 кувырка назад | | |
29 | 1 | Мост из положения стоя девочки, лежа мальчики. | | |
30 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
31 | 1 | Перекатом назад в стойку на лопатках | | |
32 | 1 | Акробатическая комбинация | | |
33 | | Подвижные игры и эстафеты | | |
34 | 1 | Перекладина, жердь: подьем переворотом махом одной и толчком другой ноги | | |
35 | 1 | Соскок боком назад с поворотом из упора | | |
36 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
37 | 1 | Вис согнувшись и прогнувшись | | |
38 | 1 | Соединение из двух элементов | | |
39 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
40 | 1 | Опорный прыжок: ноги врозь через козла в ширину (высота100-110см) | | |
41 | 1 | Опорный прыжок: ноги врозь через козла в длину (высота100-110см) | | |
42 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
43 | 1 | Упражнения ритмической гимнастики | | |
44 | 1 | Упражнения ритмической гимнастики | | |
45 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
46 | 1 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки | | |
47 | 1 | Попеременный двухшажный ход | | |
48 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
49 | 1 | Одновременный двухшажный ход | | |
50 | 1 | Одновременный одношажный ход | | |
51 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
52 | 1 | Одновременный бесшажный ход | | |
53 | 1 | Попеременный четырехшажный ход | | |
54 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
55 | 1 | Переход с одного хода на другой | | |
56 | 1 | Коньковы ход: одновременный одношажный | | |
57 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
58 | 1 | Коньковы ход: одновременный двухшажный | | |
59 | 1 | Подьем «елочкой», спуск в низкой стойке | | |
60 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
61 | 1 | Торможение плугом, поворот плугом | | |
62 | 1 | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах | | |
63 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
64 | 1 | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах | | |
65 | 1 | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах | | |
66 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
67 | 1 | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах | | |
68 | 1 | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах | | |
69 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
70 | 1 | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах | | |
71 | 1 | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах | | |
72 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
73 | 1 | Лыжные гонки на 1 км | | |
74 | 1 | Лыжные гонки на 2 км | | |
75 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
76 | 1 | Техника безопасности на уроках волейбола | | |
77 | 1 | Стойка игрока, передвижение | | |
78 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
79 | 1 | Передача мяча сверху | | |
80 | 1 | Прием мяча снизу | | |
81 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
82 | 1 | Нижняя прямая подача | | |
83 | 1 | Игра «Пионербол» | | |
84 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
85 | 1 | Учебная игра | | |
86 | 1 | Учебная игра | | |
87 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
88 | 1 | Учебная игра | | |
89 | 1 | Техника безопасности на урока легкой атлетики | | |
90 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
91 | 1 | Прыжок в высоту способом «перешагивание» | | |
92 | 1 | Прыжок в высоту способом «перешагивание» | | |
93 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
94 | 1 | Низкий старт и стартовый разгон, бег по дистанции финиширование | | |
95 | 1 | Бег 60 м | | |
96 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
97 | 1 | Прыжки в длину с разбега согнув ноги | | |
98 | 1 | Метание мяча 150 г на дальность | | |
99 | 1 | Подвижные игры и эстафеты | | |
100 | 1 | Кросс 1500 м | | |
101 | 1 | Игра «Русская лапта» | | |
102 | 1 | Подвижные игры и эстафеты Подведение итогов четверти, года. Задание на каникулы. | | |