РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физическая культура
4 класс
2022-2023 учебный год
Составил: учитель физической культуры Карачаков Геннадий Ефимович
Аал Красный Ключ
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена на основе:Основной образовательной программы основного начального образования МБОУ
«БондаревскаяСОШ»МаломонокскаяНОШ»;Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-9классов» В. И.Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2023); Рабочая программа разработана на основе.Рабочая программа 1-4 классы В.И. Ляха (М.: Просвещение, 2020).
Курс рассчитан на 102 часа, 3 раза в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Лях В. И.Физическая культура. 1-4кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2022.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укреплениездоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формированиеобщих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитиеинтереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучениепростейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Универсальными компетенциямиобучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатамиосвоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметнымирезультатамиосвоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатамиосвоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; характеризовать роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; познавать индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными обучающимися, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
Универсальные результаты.
Выпускник научится: организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Выпускник получит возможность научиться: доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты.
Выпускник научится:проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Выпускник получит возможность научиться: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты.
Выпускник научиться:характеризовать действия и поступки, давать им оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Выпускник получит возможность научиться: планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;видеть красоту, выделять эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты.
Выпускник научится:планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;познавать индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Выпускник получит возможность научиться: организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание предмета «Физическая культура»
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Знания о физической культуре Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. | 1 |
2 | Легкая атлетика | 31 |
3 | Подвижные игры на материале легкой атлетике | 9 |
4 | Подвижные игры на материале футбола. | 18 |
5 | Гимнастика с основами акробатики | 19 |
6 | Подвижные игры на материале волейбола | 10 |
7 | Подвижные игры на материале футбола | 14 |
| Итого: | 102 |
Календарно-тематическое планирование 4кл
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Организационно-методические требования на уроках физической культуры | 1 | | |
Легкая атлетика (16 ч) |
2 | Тестирование бега на 30м с высокого старта | 1 | | |
3 | Челночный бег | 1 | | |
4 | Тестирование челночного бега3/10м | 1 | | |
5 | Тестирование бега на60м с высокого старта | 1 | | |
6 | Тестирование метания мешочка на дальность | 1 | | |
7 | Техника паса в футболе | 1 | | |
8 | Спортивная игра в футбол | 1 | | |
9 | Техника прыжка в длину с разбега | 1 | | |
10 | Прыжок в длину с разбега на результат | 1 | | |
11 | Прыжки в длину по заданным ориентирам | 1 | | |
12 | Прыжок в длину с разбега на точность приземления | 1 | | |
13 | .Прыжок в длину способом «согнув ноги». | 1 | | |
14 | Тройной прыжок с места. | 1 | | |
15 | Бросок теннисного мяча в цель . | 1 | | |
16 | Бросок теннисного мяча на дальность | 1 | | |
17 | Броски набивного мяча из разных и.п. | 1 | | |
Подвижные игры на материале легкой атлетики (9 ч) |
18 | Игры «Космонавты», «Разведчики и часовые». | 1 | | |
19 | Игры «Белые медведи», «Космонавты». | 1 | | |
20 | Игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву». | 1 | | |
21 | Игры «Прыгуны и пятнашки», «Заяц, сторож, Жучка». | 1 | | |
22 | Игры «Удочка», «Зайцы в огороде». | 1 | | |
23 | Игры «Удочка», «Мышеловка», «Невод». | 1 | | |
24 | Игры «Эстафета зверей», «Метко в цель», «Кузнечики». | 1 | | |
25 | Эстафеты с предметами. Игра «Парашютисты». | 1 | | |
26 | Эстафеты с предметами. Игра «Парашютисты». | 1 | | |
Подвижные игры на материале футбола (6 ч) |
27 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. Ведение мяча по прямой иостановка. | 1 | | |
28 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте | 1 | | |
29 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. | 1 | | |
30 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. | 1 | | |
31 | Ведение мяча на месте с высоким и средним отскоком. | | | |
32 | Ведение мяча на месте с низким отскоком. | 1 | | |
Гимнастика с основами акробатики (19 ч) |
33 | Развитие физической культуры в России в 17-19 вв. | 1 | | |
34 | Инструктаж по ТБ . Кувырок вперед | 1 | | |
35 | 2-3 кувырка вперед слитно | 1 | | |
36 | Кувырок вперед из стойки на лопатках согнув ноги переход в упор присев | 1 | | |
37 | Кувырок назад. Мост из положения стоя с помощью | 1 | | |
38 | Комбинация из ранее изученных элементов | 1 | | |
39 | Акробатическая комбинация | 1 | | |
40 | Вис завесам, вис на согнутых руках, согнув ноги. | 1 | | |
41 | Вис прогнувшись, поднимание ног в висе. | 1 | | |
42 | Опорный прыжок на горку матов. | 1 | | |
43 | Опорный прыжок: вскок в упор на коленях, соскок со взмахом рук. | 1 | | |
44 | Опорный прыжок ноги врозь через козла. | 1 | | |
45 | Прыжки со скакалкой | 1 | | |
46 | Прыжки группами на длинной скакалке | 1 | | |
47 | Лазание по наклонной скамейке в упоре присев. | 1 | | |
48 | Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками | 1 | | |
49 | Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки | 1 | | |
50 | Переноска партнера в парах. | 1 | | |
51 | Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | | |
Подвижные игры на материале футбола (12 ч) |
52 | Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью | 1 | | |
53 | Ведение мяча на месте с низким отскоком. | 1 | | |
54 | Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. | 1 | | |
55 | Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. | 1 | | |
56 | Эстафеты с ведением и передачами мяча. Игра «Подвижная цель». | 1 | | |
57 | Эстафеты с ведением и передачами мяча. Игра «Подвижная цель». | 1 | | |
58 | Ловля и передача мяча в кругу. Игра «Снайперы». | 1 | | |
59 | Ловля и передача мяча в кругу. Игра «Снайперы». | 1 | | |
60 | Броски мяча в ворота двумя руками от груди. | 1 | | |
61 | Эстафеты с мячами. Игра «Перестрелка». | 1 | | |
62 | Тактические действия в защите и нападении. | 1 | | |
63 | Игра в мини-футбол. | 1 | | |
Подвижные игры на материале волейбола (10 ч) |
64 | Перемещения ходьбой и бегом, с остановками по сигналу. | 1 | | |
65 | Передача мяча подброшенного партнером | 1 | | |
66 | Передача мяча подброшенного партнером | 1 | | |
67 | Передачи у стены | 1 | | |
68 | Передачи у стены | 1 | | |
69 | Передача в парах | 1 | | |
70 | Передача в парах | 1 | | |
71 | Прием снизу двумя руками | 1 | | |
72 | Передачи в парах через сетку. | 1 | | |
73 | Двухсторонняя игра | 1 | | |
Подвижные игры на материале футбола (14 ч) |
74 | Правила контроля за физической нагрузкой по ЧСС | 1 | | |
75 | Нижняя прямая подача в стену | 1 | | |
76 | Нижняя прямая подача с расстояния 5м | 1 | | |
77 | Двухсторонняя игра | 1 | | |
78 | Двухсторонняя игра | 1 | | |
79 | Ведение мяча | 1 | | |
80 | Ведение мяча | 1 | | |
81 | Ведение мяча с ускорением | 1 | | |
82 | Ведение мяча с ускорением | 1 | | |
83 | Удар по неподвижному мячу | 1 | | |
84 | Удар с разбега по катящемуся мячу | 1 | | |
85 | Остановка катящегося мяча | 1 | | |
86 | Тактические действия в защите | 1 | | |
87 | Игра Мини-футбол | 1 | | |
Легкая атлетика (15 ч) |
88 | Бег на скорость 30м. | 1 | | |
89 | Бег ( 60 м). | 1 | | |
90 | Встречная эстафета. Круговая эстафета. | 1 | | |
91 | Равномерный бег (6 мин). Развитие выносливости | 1 | | |
92 | Равномерный бег (6 мин). Развитие выносливости | 1 | | |
93 | Равномерный бег (7 мин). Развитие выносливости | 1 | | |
94 | Равномерный бег (7 мин). Развитие выносливости | 1 | | |
95 | Равномерный бег (8 мин). Развитие выносливости | 1 | | |
96 | Кросс (1 км) | 1 | | |
97 | Прыжок в длину с места | 1 | | |
98 | Прыжок в длину с разбега. | 1 | | |
99 | Прыжок в высоту с прямого разбега | 1 | | |
100 | Бросок в цель с расстояния 4-5 метров | 1 | | |
101 | Бросок мяча на дальность. | 1 | | |
102 | Бросок набивного мяча. | 1 | | |
Научатся: демонстрировать уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег1000 м, мин. с | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |