СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности»

Пояснительная записка

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются раз­витие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для ре­шения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курса­ми математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки ра­боты учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамот­ность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных свя­зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зре­ния и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в со­вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

результатами изучения курса «Финансовая грамот­ность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се­мейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финан­сов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 2 класс

:

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства дра­гоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные ме­таллы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.


Беседа.


Эвристическая беседа.

Комбинированное тематическое занятие. Выполняют задания по работе с информацией

Активно участвуют в

обсуждении.

Обсуждают вопрос,

опираясь на свой опыт и информацию из Интернета.


Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бу­мажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.


Комбинированное

Тематическое занятие.

Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

Групповая работа.

Углубление знаний о том, как определять настоящие деньги от подделок Уметь применять в жизни общие правила безопасности.

Знать правила поведения людей при обнаружении подделок

3.

. Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей­ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.


Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

 Расширить знания о том, какие были деньги раньше



4. Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появ­ление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.



Индивидуальная работа.

Работа в группах.

Углубление представлений о истории появления денег других стран.

Понять понятия Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.







3 класс


Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства дра­гоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные ме­таллы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.


Беседа.


Эвристическая беседа.

Комбинированное тематическое занятие. Выполняют задания по работе с информацией

Активно участвуют в

обсуждении.

Обсуждают вопрос,

опираясь на свой опыт и информацию из Интернета.


Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бу­мажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.


Комбинированное

Тематическое занятие.

Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

Групповая работа.

Углубление знаний о том, как определять настоящие деньги от подделок Уметь применять в жизни общие правила безопасности.

Знать правила поведения людей при обнаружении подделок

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей­ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.


Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

 Расширить знания о том, какие были деньги раньше



4. Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появ­ление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.



Индивидуальная работа.

Работа в группах.

Углубление представлений о истории появления денег других стран.

Понять понятия Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.


Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от про­фессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, се­мьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взай­мы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработ­ная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пен­сия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.


Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

Дать понятия - семейный бюджет.

Углубление представлений как можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы быва­ют обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, день­ги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.


Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

Знать куда и на что тратить много денег



Различать планируемые и непредвиденные расходы

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и рас­ходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.


Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

Учить сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.


Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.



Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

Расширить знания, учить сравнивать разные виды сбережений

4 класс



Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

1.Что такое деньги и какими они бывают

Тема 1. Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В ре­зультате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен не­удобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных ре­гионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными то­варными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.


Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты поя­вились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государ­ственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цен­трализованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен­ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать устройство монеты.

• Приводить примеры первых монет.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначаль­но бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи­щают от подделок. Изготовление фальшивых денег является престу­плением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ку­пюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомо­нетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

• Оценивать преимущества и недостатки использования бумаж­ных денег.

• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безна­личные деньги являются информацией на банковских счетах. Современ­ные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Пла­тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

• Сравнивать виды денег.

• Объяснять роль банков.

• Объяснять условия вкладов и кредитов.

• Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хра­нят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотова­лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

• Приводить примеры валют.

• Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.


Беседа.


Эвристическая беседа.

Комбинированное тематическое занятие. Выполняют задания по работе с информацией

Активно участвуют в

обсуждении.

Обсуждают вопрос,

опираясь на свой опыт и информацию из Интернета.












Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.























• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать устройство монеты.
































Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением





















































Сравнивать виды денег.

• Объяснять роль банков.

• Объяснять условия вкладов и кредитов.

• Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.


2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за­работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, слож­ности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный раз­мер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми­нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при­водить примеры пособий.


Комбинированное

Тематическое занятие.

Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

Групповая работа.

Углубление знаний о том, как определять настоящие деньги от подделок Уметь применять в жизни общие правила безопасности.

Знать правила поведения людей при обнаружении подделок










Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.




3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком­мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар­ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас­ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Составлять собственный план расходов.


Практические

занятия.

Индивидуальная

работа.

Работа в

малых группах.

 Расширить знания о том, какие были деньги раньше



















Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Составлять собственный план расходов.



4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превыша­ют расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В против­ном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.





Индивидуальная работа.

Работа в группах.

Углубление представлений о истории появления денег других стран.

Понять понятия Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.













• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах



Тематическое планирование для 2 класса

(Материалы для учащихся. Автор — С. Н. Федин)

№пп


Тема

Количество часов


1.Что такое деньги и откуда они взялись-10ч.

1

1.1

Появление обмена товара

1

2

1.2

Первые деньги

1

3

1.3

Монеты

1

4

1.4

Древние монеты

1

5

1.5

Бумажные деньги СССР

1

6


1.6

Бумажные деньги России

1

7

1.7

Бумажные деньги других стран

1

8

1.8

Драгоценные камни.

1

9


1.9

Проект «Деньги»


1

10

1.10

Викторина «Товар и деньги»


1


2

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок-6ч.


11

2.1

Гурт. Подделка монет.

1

12

2.2

Номинал. Аверс и реверс.

1

13

2.3

Это интересно.

1

14

2.4

Номинал банкнот.

1

15

2.5

Защита от подделок


1

16

2.6

Проверочная работа

1


3

3. Какие деньги были раньше в России -6ч


17

3.1

Клады. Меховые деньги

1

18

3.2

Первые русские монеты

1

19

3.3

Рубль, гривенник и полтинник

1

20

3.4

Коллекционные монеты.

1

21

3.5

Урок – игра «Старинные монеты»

1

22

3.6

Урок –викторина «Откуда пришли эти названия»

1


4

4.Современные деньги России и других стран -12


23

4.1

Современные деньги России -монеты

1

24

4.2

Современные деньги России -монеты

1

25

4.3

Современные деньги России -купюры

1

26

4.4

Современные деньги России -купюры

1

27

4.5

Доллар и евро самые известные иностранные деньги.

1

28

4.6

Это интересно.

1

29

4.7

Банки. Наличные и безналичные деньги.

1

30

4.8

Банки. Наличные и безналичные деньги.

1

31

4.9

Занимательный материал – урок –игра.

1

32

4.10

Проверочная работа

1

33

4.11

Защита проекта

1

34

4.12

Обобщающий урок -игра

1































Тематическое планирование для 3 класса

(Материалы для учащихся. Автор — С. Н. Федин)

№пп


Тема

Количество часов


1.Что такое деньги и откуда они взялись 4ч.

1

1.1

Повторение изученного во 2 кл Появление обмена товара

1

2

1.2

Монеты

1

3

1.3

Бумажные деньги

1

4

1.4

Бумажные деньги других стран

1


2

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок-2ч.


5

2.1

Номинал. Аверс и реверс.

1

6

2.2

Защита от подделок


1


3

3. Какие деньги были раньше в России -3ч

1

7

3.1

Первые русские монеты

1

8

3.2

Рубль, гривенник и полтинник

1

9

3.3

Урок – игра «Старинные монеты»

1


4

4.Современные деньги России и других стран -4ч.


10

4.1

Современные деньги России -монеты

1

11

4.2

Современные деньги России -купюры

1

12

4.3

Доллар и евро самые известные иностранные деньги.

1

13

4.4

Проект «Денежные знаки»

1


5

Откуда в семье берутся деньги – 5ч.


14

5.1

Клады, лотереи, наследство.

1

15

5.2

Заработная плата.

1

15

5.3

Пенсии, пособия, стипендия.

1

17

5.4

Аренда и проценты в банке. Кредиты.

1

18

5.5

Практическое занятие - ролевая игра

1


6

На что тратятся деньги – 6ч.


19

6.1

Расходы на самое необходимое

1

20

6.2

Расходы на самое необходимое

1

21

6.3

Сбережения и непредвиденные расходы.

1

22

6.4

Вредные привычки

1

23

6.5

Хобби.

1

24

6.6

Проект «мои расходы»

1


7

Как с умом управлять своими деньгами-4ч.


25

7.1

Расходы и доходы. Считаем деньги.

1

26

7.2

Расходы и доходы. Считаем деньги.

1

27

7.3

Учимся экономить.

1

28

7.4

Урок – игра «Копейка рубль бережет»

1


8

Как делать сбережения -6ч


29

8.1

Как откладывать деньги.

1

30

8.2

Как распорядится своими сбережениями.

1

31

8.3

Это интересно.

1

32

8.4

Проверочная работа

1

33

8.5

Защита проекта

1

34

8.6

Обобщающий урок - викторина

1
































Тематическое планирование 4 класс

пп


Тема

Количество часов


1. Что такое деньги и какими они бывают (15 ч)

1


1.1


Как появились деньги


1


2

1.2

Как появились деньги, покупательная способность

1

3


1.3


История монет


1


4

1.4

История российских денег



1

5

1.5

Представление творческих работ

1

6


7

1.6


1.7

Какие бывают деньги Бумажные деньги


Необычные наличные деньги в России

1


1

8


1.8

Безналичные деньги


1


9

1.9

Банкоматы. Кредитные карточки

1

10



1.10



Связь наличных и безналичных денег. Представление результатов исследований


1



11

1.11

Урок –игра «Финансовые советники»

1

12


1.12


Валют- что это?


1


13

1.13

Откуда появились евро, доллар

1

14


1.14


Проект «Что мы узнали о деньгах»


1


15

1.15

Викторина «Деньги»

1


2. Из чего складываются доходы в семье (4 ч)

16


2.1


Откуда в семье берутся деньги


1


17


2.2


Что такое прожиточный минимум


1


18


2.3


Посчитаем доходы семьи.


1


19



2.4

Игра «Чей доход больше»

1


3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (6 ч)

20

3.1

На что семьи тратят деньги.

1


21



3.2



Обязательные и необходимые расходы.



1


22


3.3


Сезонные расходы.


1


23


3.4


Проект «Мои расходы ежемесячные или годовые»


1


24


3.5


Дорогие вещи – всегда ли их надо покупать.


1


25

3.6

Урок – игра «Без чего нельзя обойтись»


1

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал 9ч

26


4.1


Как правильно планировать семейный бюджет


1


27


4.2


Бюджет государства


1


28


4.3


Планирование семейного бюджета.


1


29


4.4

Урок – игра «Быстрее всех»

1

30

4.5

Итоговая работа

1

31


4.6


Обзорный урок. Рефлексия


1


32


4.7


Проект «Моя профессия и мой доход»


1


33

4.8

Викторина «Финансовый словарь»


1

34

4.9


Резервный урок

1


.






Формы оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

• тестовое задание;

• решение задач;

• решение кроссворда и анаграммы;

• мини-исследование;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

• проект.


Система оценивания

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

А. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

В. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

С. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

Е. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразитель­ных средств, качество оформления.


А

B

C

D

Е

F

G

Макси-


(5

(5

(5

(5

(5

(5

(5

мальное

Вид работы

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

коли-


лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

чество









баллов

Тест, кроссворд,

V







5

анаграмма









Задача

V


V





5-10

Графическая работа

V

V





V

15

Кейс

V

V

V


V

V


20-25

Доклад, сообщение

V


V

V


V


20

Ролевая игра

V

V

V


V


V

15-20

Постер

V


V



V

V

20

Компьютерная пре­зентация

V


V



V

V

20

Мини-исследование

V

V


V




15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15-35


Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или ино­го задания. Например, сложность задач может варьировать от простого зна­ния формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставлен­ной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература:

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!