СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности 10 кл (1 час в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности 10 кл (1 час в неделю)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоильинский агротехнический лицей»


Согласовано

Руководитель ЦТН «Эврика»

_____ __Марзунова О.Ю.

Протокол № от 24.08.2023

«24» августа 2023 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ НАТЛ

______________Зубарева Н.И.

«25» августа 2023 г.

Утверждаю

Директор МАОУ НАТЛ

___________Ардаева Г.С.

Приказ № 80 от

«26» августа 2023г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу

«Финансовая грамотность»



для 10 класса




Составитель: Ткачева Оксана Николаевна

учитель обществознания

МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

Учебник: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.

Финансовая грамотность: материалы для

учащихся . 10-11 класс. ООО «ВАКО», 2018







2023-2024 уч.год

с.Новоильинск




  1. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

• сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современным научным представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах;

• понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а также возможностей их практического осуществления;

• понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых инструментов.

Метапредметные результаты:

• владение компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи:

◊ анализировать практическую задачу в сфере финансов;

◊ ставить цели финансовой деятельности;

◊ планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;

◊ предлагать варианты решения финансовой задачи;

◊ оценивать варианты решения финансовой задачи и делать оптимальный выбор;

• владение коммуникативными компетенциями:

◊ вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

◊ анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

• владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя, осуществляющего расчёт безналичным

и наличным способом, заёмщика, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика и др.);

• владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.

Предметные результаты:

• владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, финансовые риски);

• владение знаниями:

◊ об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

◊ о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

◊ об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

◊ об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

◊ об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

◊ о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;

◊ o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.

МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ

Личностные характеристики и установки:

• понимание принципа функционирования любого банка, сути банковских вкладов, зависимости доходности по вкладам от многих условий, связи процентной ставки по вкладу и инфляции;

• понимание различий между дебетовой и кредитной картой;

• понимание сути кредита, основных условий кредитования и основания, почему кредит даётся под проценты;

• понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возникновения дополнительной финансовой нагрузки при взятии кредита;

• понимание финансовой ответственности при взятии ипотечного кредита и последствий, к которым может привести неисполнение своих кредитных обязательств;

• знание факторов, позволяющих уменьшить финансовые риски.

Умения:

• различать срочные вклады и вклады до востребования, рассчитывать доходность вкладов, сравнивать ставку по вкладу с уровнем инфляции;

• рассчитывать реальный банковский процент, простой и сложный процент;

• читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры;

• различать виды кредитов, соотносить вид кредита с целью кредита;

• рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость кредита, рассчитывать стоимость кредита в случае досрочного погашения,

пользоваться кредитным калькулятором и калькулятором вкладов;

• рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные

сроки;

• рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной карте;

• пользоваться банкоматом;

• находить в сети Интернет информацию о программах инвестирования;

• находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих банков, находить и интерпретировать информацию о рейтинге банков.

Компетенции:

• оценка надёжности банка, сравнение условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач;

• поиск видов вкладов и анализ вариантов решения задачи по выбору конкретного вклада в конкретном банке;

• сравнение и оценка условий кредита;

• оценка необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбор подходящего варианта;

• пользование разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, в целях повышения благосостояния семьи;

• принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования.

МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНКИ: КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ

Личностные характеристики и установки:

• понимание утверждения, что деньги могут работать и приносить доход;

• понимание рискованности операций на фондовом рынке и условия, что их осуществление требует знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений;

• понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам.

Умения:

• искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку;

• различать виды ценных бумаг;

• сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доходность акций (при известных показателях);

• рассчитывать курс валют.

Компетенции:

• оценка необходимости использования ценных бумаг как финансового инструмента в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;

• выбор оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях, оценка степени риска в приобретении конкретного инвестиционного продукта;

• выбор агента для осуществления инвестирования на фондовом рынке;

• критическое отношение к рекламным предложениям об участии в деятельности фондового рынка;

• критическое отношение к рекламным предложениям инвестиционных фондов.

МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ

Личностные характеристики и установки:

• понимание необходимости уплаты налогов, а также своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;

• понимание целей и задач налоговой политики государства;

• понимание различий между налогами, пошлинами и сборами;

• понимание механизма налогового вычета;

• понимание ответственности за неуплату налогов.

Умения:

• рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;

• находить информацию о местоположении инспекции ФНС;

• заполнять налоговую декларацию;

• рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом, определять размер налогового вычета;

• получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы и сайте государственных услуг;

• рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов.

Компетенции:

• оценка приобретаемых вещей и дохода с точки зрения налогового бремени;

• взаимодействие с налоговыми органами для решения налоговых вопросов, в том числе для оформления налоговых вычетов, налоговых деклараций, получения отсрочки по уплате налогов;

• быстрое реагирование на изменения налогового законодательства (по общим вопросам) и определение своего поведения в соответствии с законодательными изменениями.

Национально-региональный компонент

При изучении курса «Финансовая грамотность» учитывается национально -региональный компонент. Он реализуется: при изучении нового материала, решении проектных задач, выполнении домашнего задания (сообщения, рефераты, доклады, лэпбуки) .

  1. Содержание учебного предмета

Модуль «Банки: чем они могут быть полезны в жизни» (14 часов)

Личные финансы. Управление личными финансами и выбор банка. Как сберечь накопления с помощью депозитов. Проценты по вкладу: большие и маленькие. Банковская система и банковские операции. Виды банков. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Виды кредитов. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть? Сроки кредитования. Платежи по кредитам и штрафные санкции за их не уплату. Банковские проценты. Банковские карты. Виды банковских карт. Механизм выпуска и обращения банковской карты. Как управлять деньгами с помощью банковской карты. Возможности использования банковских карт. Финансовые активы. Вклады. Виды вкладов. Проценты по вкладам.

Модуль «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. ( 8 часов)

Инвестирование и доходность. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Инвестиционная стратегия и инвестиционные финансовые инструменты. Инвестиционный портфель. Что такое ценные бумаги и какими они бывают. Рынок ценных бумаг. Риски инвестирования в ценные бумаги. Способы оценки доходности ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды. Стратегии управления инвестициями. Механизм формирования инвестиционного портфеля. Принцип анализа рынка ценных бумаг. Способы инвестирования на рынке ценных бумаг. Паевые инвестиционные фонды. Коллективные инвестиции в России.

Модуль «Налоги: почему их надо платить» (6 часов)

Что такое налоги. Налогообложение и налоговая система. Виды налогов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами в России. Основания для взимания налогов с граждан России. Способы расчёта сумм налога к уплате. Налоговая льгота и налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Влияние налоговых вычетов и льгот на величину семейного бюджета.

Модуль «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (6 часов)

Страховой рынок России. Страхование. Страховой полис. Правила страхования. Структура и особенности страхового рынка России и Бурятии. Основные участники страховых отношений. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: личное страхование. Алгоритм действия при наступлении страховых случаев.

  1. Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания

«Гражданское становление личности» МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»



В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в лицее – личностное развитие школьников.

Воспитательный потенциал учебного предмета финансовая грамотность на уровне среднего общего образования обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Календарно -тематическое планирование

Раздел (модуль)

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Управление личными финансами и выбор банка

2



 

Как сберечь накопления с помощью депозитов

2



 

Проценты по вкладу: большие и маленькие

2



 

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

2



 

Кредит: зачем он нужен и где его получить

2



 

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

2




Как управлять деньгами с помощью банковской карты

2



Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Финансовые риски и стратегии инвестирования

2



 

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

2



 

Граждане на рынке ценных бумаг

2



 

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

2



Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Что такое налоги

2



 

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

2



 

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

2



Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Страховой рынок России: коротко о главном

2



 

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

2



 

Здоровье и жизнь - высшие блага: личное страхование

2



Обобщение


1



Всего


35



























УМК:

Основная литература

1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобр. орг., . М.: ООО «ВАКО», 2018.

2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ООО «ВАКО», 2018.

3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобр. орг.,М.: ООО «ВАКО», 2018.

4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобр. орг., М.: ООО «ВАКО», 2018.

  1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобр. орг., М.: ООО «ВАКО» 2016.



Дополнительная литература

1. Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Страхование». 10–11 классы общеобр. орг., М.: ООО «ВАКО», 2018.

2. Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Страхование». 10–11 классы общеобр. орг., М.: ООО «ВАКО», 2018.

3. Архипов А.П. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Модуль «Страхование». 10–11 классы общеобр. орг., М.: ООО «ВАКО», 2018.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!