БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 427-р от 20.10.2017г.
РАБОЧАЯ программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01
Основы философии
для специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и
архивоведение
Покачи
2017
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Разработчики:
Пашаев Ш. Н., преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Протокол № 5 от 06. 06. 2017 г.
Рассмотрена ПЦК преподавателей общеобразовательного цикла Протокол № 5 от 20. 05. 2017 г. | «Согласовано» Заведующий очным отделением ___________ С.Н. Каращук |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
2.1 паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
2.1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности – 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
2.1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
2.1.3. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
1. Специалист по документационному обеспечению управления, архивист (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2.1.4 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
2.1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 72 ч., в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 ч.;
-самостоятельной работы обучающегося 14 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 14 |
в том числе: | |
1. сообщение 2. эссе 3. опорные конспекты по темам 4. самостоятельная работа с учебной литературой, Интернет-ресурсами 5. творческое задание 6. семинар | 2 2 2 4 2 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Самостоятельная работа | Уровень освоения |
Раздел I. Предмет философии и ее история | | | |
| Содержание учебного материала | | | |
Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии | 1 | Становление философии из мифологии | 1 | | 1 |
2 | Практическое занятие: Характерные черты философии | 1 | | 2 |
3 | Предмет и определение философии | 1 | | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» | | 2 | |
Тема 1.2. Философия Древнего мира и Средневековая философия | Содержание учебного материала |
4 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия) | 1 | | 2 |
5 | Практическое занятие: Становление философии в Древней Греции | 1 | | 1 |
6 | Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 1 | | |
7 | Практическое занятие: Философия Древнего Рима | 1 | | |
8 | Средневековая философия: патристика и схоластика | 1 | | |
Самостоятельная работа обучающихся: - составить опорный конспект по теме: «Философские школы Древней Индии и Китая»; - сообщение «Портрет философа» периода античной философии (идеи, взгляды, афоризмы, роль и место в истории философии) | | 2 | |
Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового и времени | Содержание учебного материала | | | |
9 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения | 1 | | 1 |
10 | Практическое занятие: Особенности философии Нового времени | 1 | | 2 |
11 | Практическое занятие: Немецкая классическая философия | 1 | | 2 |
12 | Философия позитивизма и эволюционизма | 1 | | |
Самостоятельная работа обучающихся: составить сравнительную таблицу «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» по методам познания Ф. Бэкона, Р. Декарта». Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX веке?» | | 2 | |
Тема 1.4 Современная философия | Содержание учебного материала | | | |
13 | Практическое занятие: Основные направления философии ХХ века | 1 | | 1 |
14 | Практическое занятие: Философия бессознательного | 1 | | 2 |
15 | Контрольная работа по разделу I | 1 | | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: составить опорный конспект «Философия экзистенциализма и психоанализа». Подготовить сообщение о представителе философии экзистенциализма. | | 2 | 2 |
Раздел II. Структура и основные направления философии | | | |
Тема 2.1. Методы философии и ее строение | Содержание учебного материала | 1 | | 1 |
16 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени | 1 | | 2 |
17 | Практическое занятие: Основные картины мира: философская, религиозная, научная | 1 | | 2 |
18 | Методы философии: формально-логический, диалектический | 1 | | 1 |
19 | Практическое занятие: Методы философии: прагматический, системный | 1 | | 2 |
20 | Строение философии и ее основные направления | 1 | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: эссе «Философская система нашего времени: основные черты». | | 2 | 2 |
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | | | |
21 | Практическое занятие: Онтология - учение о бытии | 1 | | 1 |
22 | Материя, движение, пространство | 1 | | 1 |
23 | Практическое занятие: Гносеология – учение о познании | 1 | | 2 |
24 | Методология научного познания | 1 | | 2 |
25 | Практическое занятие: Философия о происхождении и сущности человека | 1 | | 2 |
26 | Основные антропологические константы | 1 | | 1 |
27 | Практическое занятие: Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". | 1 | | 2 |
28 | Практическое занятие: Проблема сознания. Сознание, мышление, язык | 1 | | 1 |
29 | Практическое занятие: Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга | 1 | | 1 |
30 | Контрольная работа по разделу II | 1 | | 2 |
Тема 2.3 Этика | Содержание учебного материала | | | |
31 | Общезначимость этики. Религиозная этика | 1 | | 1 |
32 | Практическое занятие: Свобода и ответственность | 1 | | 2 |
33 | Социальная структура общества. | 1 | | 1 |
34 | Практическое занятие: Типы общества. | 1 | | 2 |
35 | Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие | 1 | | 2 |
36 | Практическое занятие: Эволюционное развитие. | 1 | | 2 |
37 | Философия и глобальные проблемы современности | 1 | | 2 |
38 | Практическое занятие: Влияние природы на общество | 1 | | 2 |
39 | Контрольная работа по разделу III | 1 | | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе по выбору: «Свобода и ответственность как программа жизни человека в обществе: личное, профессиональное, гражданское», «Россия в эпоху глобализации». Выполнение индивидуального творческого задания: «Идея покорения природы и её результаты в ХХ веке», «Глобализация и антиглобализм». | | 2 | 2 |
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | | | |
40 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры | 1 | | 1 |
41 | Практическое занятие: Сходство и различия философии от искусства, религии, науки | 1 | | 2 |
42 | Философия и религия | 1 | | 2 |
43 | Практическое занятие: Философия и искусство | 1 | | 2 |
44 | Практическое занятие: Структура философского творчества | 1 | | 2 |
45 | Практическое занятие: Философия и мировоззрение | 1 | | 2 |
46 | Философия как учение о целостной личности | 1 | | 1 |
47 | Практическое занятие: Роль философии в современном мире. | 1 | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: составить сравнительную таблицу «Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и идеологии». Выполнение индивидуального творческого задания - эссе по теме: «Философия и смысл жизни человека» | | 2 | 2 |
48 | Дифференцированный зачет | 1 | | 3 |
Всего | 48 | 14 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете №20
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения компьютер, проектор
3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебная литература:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - 12-е изд., испр. - М., 2015
Учебно-методическая литература:
1. Философия: учебник для вузов / под ред. Г.В. Стельмашука. – 3-е изд. – СПб.
2. Алексеев П.В., Панин П.В. Философия: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2015
Интернет – ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/philos1.htm
http://www.mavicanet.com/directory/rus/23135.html
http://www.aonb.ru/iatp/guide/nauka.html#10
http://edu-navigator.ru/res/14872/
http://www.internet-biblioteka.ru/philosophy
3.3. Используемые образовательные технологии
С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | Формы контроля обучения: - устный индивидуальный и фронтальный опрос; - тестовые задания по темам; - защита творческого задания; - письменная проверочная работа; - эссе; - участие в семинаре. Методы оценки результатов обучения: - накопительная оценка; - дифференцированный зачет. |
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
- основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственно- сти за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
2