РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
специальность 38.02.02 Страховое дело (по отраслям)
2015г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 2 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 9 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 10 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01. Математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.02 Страховое дело (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав профессиональной подготовке по профессии 20034 Агент страховой.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит всостав математического и общего естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 62 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 17 час;
консультации – 3 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрено) | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы (не предусмотрено) | - |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | - |
подготовка сообщений, рефератов, докладов | 3 |
выполнение творческих заданий | 3 |
проведение исследований | 7 |
решение задач | 8 |
Консультации | 3 |
Итоговая аттестация по текущим оценкам. |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины«Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Роль и значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы. | 2 | 1 |
Раздел 1. Математический анализ | | 26 | |
Тема 1.1 Дифференциальное и интегральное исчисление | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Понятие предела функции. Теоремы о пределах. Предел функции при х→ ∞. Первый и второй замечательные пределы. | 2 |
2 | Понятие производной функции, её геометрический и физический смысл. Основные правила и формулы дифференцирования. Сложная функция, дифференцирование сложных функций. | 1 |
3 | Частные производные. | 2 |
4 | Неопределенный интеграл и его свойства. Таблица интегралов. Основные методы интегрирования: непосредственное, замена переменной, интегрирование по частям | 1 |
5 | Определенный интеграл. Формула Ньютона- Лейбница. Способы вычисления определенных интегралов. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Вычисление пределов. Отработка техники дифференцирования. Решение прикладных задач: определение максимальной и минимальной скорости движения агрегата, задачи на поиск оптимального решения. Вычисление частных производных. |
2 | Вычисление простейших определенных интегралов. Решение прикладных задач: вычисление статистических моментов и центра масс плоской кривой, плоских фигур, вычисление массы стержня переменной плотности. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Тема 1.2 Дифференциальные уравнения | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Определение дифференциального уравнения и дифференциального уравнения в частных производных. Общее и частное решение дифференциального уравнения. | 2 |
2 | Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. | 2 |
3 | Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменнымии линейных однородных дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Тема 1.3 Ряды | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Определения числовых и функциональных рядов. Сходимость и расходимость рядов. Необходимый и достаточный признаки сходимости рядов. Свойства сходящихся рядов. | 2 |
2 | Понятия положительных и знакочередующихся рядов. Признак Даламбера. Абсолютная и условная сходимость. | 2 |
3 | Метод представления функций в степенные ряды с помощью ряда Маклорена. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Определение сходимости по признаку Даламбера. Разложение функции в ряд Маклорена. | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | |
Раздел 2. Основы дискретной математики | | 5 | |
Тема 2.1 Множества и отношения | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Понятие множества. Операции и свойства операций над множествами. Способы задания множеств. Диаграммы Эйлера. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Решение задач с использованием понятия множества и операций над ними. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Тема 2.2 Основные понятия теории графов | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Определение графов и его элементов. | 2 |
2 | Виды графов и операции над ними. | 2 |
Практические занятия (не предусмотрено) | | |
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрено) | | |
Раздел 3. Линейная алгебра | | 10 | |
Тема 3.1 Матрицы | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Понятие матрицы и её определителя. Сложение, вычитание, умножение матриц, умножение матрицы на число. Элементарные преобразования над матрицами. | 2 |
2 | Вычисление определителей второго и третьего порядков по правилу Саррюса. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Действия над матрицами. Вычисление определителей. | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений на тему: «Обратная матрица, методы её нахождения»; решение упражнений на нахождение обратной матрицы различными способами; решение матричных уравнений. | 1 | |
Тема 3.2 Системы линейных уравнений | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Определение системы линейных уравнений. Общее и фундаментальное решения систем линейных уравнений. | 2 |
2 | Метод Гаусса. Формулы Крамера. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Решение систем линейных уравнений. | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Раздел 4. Теория комплексных чисел | | 5 | |
| Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Определение комплексного числа. Действия над комплексными числами. | 2 |
2 | Тригонометрическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Действия над комплексными числами. | |
Самостоятельная работа обучающихся: составление конспекта по параграфу: «Полярные координаты точки на плоскости. Геометрическая интерпретация комплексных чисел». выполнение операций над комплексными числами, заданными в показательной форме. | 1 | |
Раздел 5. Теория вероятностей и математическая статистика | | 11 | |
Тема 5.1 Вероятность | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Основные понятия комбинаторики. | 2 |
2 | Предмет теории вероятностей. Виды случайных событий. Классическое определение вероятности случайных событий. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Решение задач на комбинаторику.Решение простейших задач на определение вероятностей. | |
|
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач с использованием теоремыумножения вероятностей; решение задач с использованием формулы полной вероятности; составление кроссворда на тему: «Комбинаторика». | 1 | |
Тема 5.2 Случайная величина, её функция распределения | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Способы задания случайной величины. Понятия непрерывной и дискретной случайных величин. Закон распределения случайной величины. | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Нахождение закона распределения случайной величины по заданному условию. | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Тема 5.3 Числовые характеристики случайной величины | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Определения математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины. | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Нахождение математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины, заданной законом распределения. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Консультации | 3 | |
Всего: | 62 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебногокабинета «Математика».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- таблицы;
- стенды;
- модели;
- калькуляторы;
- чертёжные инструменты.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска «HITACHIStarBoard»;
- проектор;
- слайдовые презентации.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Баврин И.И. Высшая математика: учеб.для студ. естественнонаучных специальностей педагогических вузов/И.И. Баврин.- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - 616 с.
Дополнительные источники:
Дадаян А.А. Математика: учеб. / А.А. Дадаян. – М.: Форум: Инфра -М, 2007. – 544 с.
Дадаян А.А. Сборник задач по математике / А.А. Дадаян. – М.: Форум: Инфра – М, 2007. – 352 с.
Куланин Е.Д. 3000 конкурсных задач по математике / Е.Д. Куланин. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 624 с.
Пехлецкий И.Д. Математика: учеб. / И.Д. Пехлецкий. – М.: Академия, 2002. – 304 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; | - тестовый контроль; - оценка результатов выполненияпрактических работ; - устный (письменный) опрос; - оценка результатов выполнения самостоятельных работ; |
Знания: - значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; | - устная проверка; |
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; | - письменная проверка; - тестовый контроль; |
- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; | - устная проверка; - письменная проверка; - решение задач; - защита слайдовой презентации; |
- основы интегрального и дифференциального исчисления. | - письменная проверка; - тестовый контроль; - решение задач. |
Рабочая программа учебной дисциплины Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.02 Страховое дело (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.14 №833.
Автор: Долгова И.М., преподаватель математики центра – колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных, математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № 10 от « 26 » мая 2014 г.
Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии аграрного колледжа ФГБОУ ВПО МичГАУ
Протокол № 10 от « 24 » июня 2014 г.
Программа переработана и дополнена в соответствии с требованиями ФГОС СПО
Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 9 от « 13 » апреля 2015 г.
Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии центра-колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Протокол № 8 от « 24 » апреля 2015 г.
3