СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективу "Правовая культура" для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. направлен на удовлетворение познавательных и специфических интересов учащихся, превышающих базовый уро­вень, с целью приобретения практических знаний по вопросам из­бирательного права.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективу "Правовая культура" для 11 класса»

муниципальное образовательное учреждение

Ломовская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена Утверждена:

на заседании научно - Приказ по школе

методического совета от ___________2017 г.

протокол № __________2017 г. Директор школы:

Председатель научно - Винокурова Е.А.

методического совета

Ларченко А.В.

___________________ ____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного учебного предмета по обществознанию

«Правовая культура »

Для 11 общеобразовательного класса

среднего (полного) общего образования.



Срок реализации: 1 год



Составила:

Жаренова Марина Георгиевна,

учитель истории и обществознания

первая квалификационная категория







п. Дюдьково,

2017 год



Пояснительная записка к преподаванию элективного учебного предмета «Правовая культура » (11класс. Базовый уровень)


Гражданское образование - это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активнее участвовал в политической жизни, был лояльным к политическим и правовым основам существования государства. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, этому научить нелегко, но необходимо. Особенно, если долгое время население страны не имело никакой возможности участвовать в демократическом управлении государством. Американский педагог Г. Манн писал, что «великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».

Участие граждан в управлении страной (как непосредственно, так и через своих представителей) – один из основных признаков демократии. Но это не только право, но и обязанность. Участие в выборах — проявление социальной ответственности, совести, поли­тической и правовой зрелости каждого гражданина.

Данный курс предназначен для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена  в форме ЕГЭ и рассчитан на 35 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
направлен на удовлетворение познавательных и специфических интересов учащихся, превышающих базовый уро­вень, с целью приобретения практических знаний по вопросам из­бирательного права.

Цели курса:

  • формирование на основе научного материала, усвоенного
    ранее и изученного вновь, политического мышления, которое по­может учащимся правильно ориентироваться в жизни современно­го общества;

-формирование интереса к теоретическому осмыслению пра­вовых явлений и избирательных технологий, развитие положительной мотивации к участию в общественной жизни на основе понимания ее правовых и политических основ.

Задачи курса:

- развитие интереса к изучению истории избирательного права;

- развитие умения самостоятельно приобретать и применять полу­ченные знания;

- развитие творческого мышления и познавательной активности;

- воспитание политико-правовой культуры учащихся.

В результате изучения вопросов курса учащиеся

должны знать:

- историю избирательного права;

  • основные этапы развития избирательного права;

  • современные избирательные технологии;

  • основы правовой культуры;

должны уметь:

- работать с дополнительной литературой;

- принимать участие в дискуссии;

- анализировать политическую речь;

- писать эссе;

- применять полученные знания на практике.

Виды деятельности учащихся:

- теоретические занятия

- практикум

- работа с дополнительной литературой;

- игра «Мы учимся выбирать».

Содержание программы

Тема 1. Из истории избирательного права (5ч.)

Люди всегда выбирают или Вечные выборы. Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства. Древняя Греция. Древний Рим. Английский парламент. Генеральные штаты. Кортесы. Конгресс США .

Тема 2. Из истории избирательного права в России (5 ч.)

Выборы на Руси. От вече к Земскому собору. Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года. Манифест 17 октября 1905 года. Выборы в СССР. Выборы высшей власти в России в 1999-2000 гг. - современные выборы в Россий­ской Федерации.

Тема 3. Демократия и демократические выборы (5 ч.)

Демократия как таковая. Путь к демократии. Представительная демократия. Непосредственная демократия. Политический плюрализм. Парламентаризм. Референдум. Полити­ческая демократия. Политические выборы. Гражданское общество.

Тема 4. Избиратель - кто он? (4 ч.)

Избирательное право. Гражданин. Демократическая полити­ческая культура. Сложна ли роль избирателя? Как осуществить политический выбор?

Тема 5. Избирательный процесс (5 ч.)

Основные этапы избирательного процесса. Избирательные системы. Современные технологии избирательных кампаний. Со­циологические исследования. Построение имиджа кандидата. По­литическая реклама. Лоббирование. Пропаганда, Паблисити.

Тема 6. Деловая игра «Мы учимся выбирать» (3ч.)

Тема 7. Подготовка к ЕГЭ .Специфика заданий С5-С8 (3 ч).
С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

Тема 8. Эссе как творческая работа выпускника (4ч).
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания. Подведение итогов работы(1ч.)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

В том числе



Формы контроля

лекции

семинар

практическое

занятие



Тема 1. Из истории избирательного права (5 ч.)

1.Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства



3



1



1



1



сообщения

2.История избирательного права.



2



1




1



Сообщения

тесты



Тема 2. Из истории избирательного права в России (5ч.)

3.Выборы на Руси.



2



1






1

Сообщения

диспут


4.Выборы в СССР Современные выборы в Россий­ской Федерации.



3



1

1



1


Эссе

Сообщения

диспут

.

Тема 3. Демократия и демократические выборы (5ч.)

5. Путь к демократии.

2


1


1

лекция

6. Полити­ческая демократия.

3


1





2



Круглый стол



Тема 4. Избиратель - кто он? (4 ч.)

7. Избирательное право. Гражданин.



2



1




1



лекция

8. Демократическая полити­ческая культура



1




1


Сообщения

выступления

9. Как осуществить политический выбор?




1








1


диспут


Тема 5. Избирательный процесс (5 ч.)

10. Основные этапы избирательного процесса



1




1






лекция

11. Избирательные системы



1



1


Сообщения

тесты

12-13 Современные технологии избирательных кампаний.

2




1





1


Лекция выступления

сообщения

14. Социологические исследования

1






1


Составление анкет.

опрос,

подведение итогов


Тема 6. Деловая игра «Мы учимся выбирать» (3ч.)

15.Подготовительный этап игры

1








1


игра

16. Выдвижение кандидатов

1








1



игра

17. Голосование и подведение итогов.

1






1

игра

Подготовка к ЕГЭ. Специфика заданий С5-С8.(7 ч.)

18.Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика.

2

1


1

контрольно-тренировочные задания ЕГЭ

19.Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе.

2

1


1

контрольно-тренировочные

задания ЕГЭ

20 .Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

21. Подведение итогов работы

3









1

1


1

контрольно-тренировочные задания ЕГЭ

Итого:

35





В результате изучения элективного курса ученик должен

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Тип рабочей программы : адаптированная

Методический блок

  1. На уроках используется деятельностный подход, технологии проблемного обучения, развивающего обучения, с целью формирования навыков самостоятельной активной творческой деятельности. В определенных ситуациях, на уроках с трудным материалом достаточно применение только репродуктивного метода работы.

Методы и принципы работы на уроках

  1. Обучающийся - активный участник урока.

  1. Обязательная смена видов деятельности на уроке, осуществление возможности выбора заданий обучающимися.

3. Самостоятельная постановка и решение поставленных задач.

  1. Результат деятельности обучающихся на каждом уроке.

  1. Самостоятельное оценивание собственной деятельности.

На уроках возможны, в зависимости от темы такие виды деятельности как:

  1. «Мозговой штурм».

  1. Составление алгоритмов, схем, таблиц, кластеров.

  1. Решение проблемных задач и заданий.

  1. Работа с деформированным текстом.

  1. Создание логических цепочек.

  1. Создание проектов

Литература:

  Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2015.

  1. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2015.

  2. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2015

  3. ЕГЭ-2014: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

  4. ЕГЭ 2015.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2015.

  5. ЕГЭ-2015. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2015.

  6. ЕГЭ 2015. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2015.

  7. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.

  8. ЕГЭ-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2015.

  9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2015.

  10. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2015: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2015.

  11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2015

  12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2014.- № 10.

  13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2015.- № 6.

  14. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель,2015

  15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

  16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2052.

  17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

  18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

  19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

  20. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

  21. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2017-2018 уч. г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!