муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена:
на заседании научно - Приказ по школе
методического совета от ___________2017 г.
протокол № __________2017 г. Директор школы:
Председатель научно - Винокурова Е.А.
методического совета
Ларченко А.В.
___________________ ____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного учебного предмета по обществознанию
«Правовая культура »
Для 11 общеобразовательного класса
среднего (полного) общего образования.
Срок реализации: 1 год
Составила:
Жаренова Марина Георгиевна,
учитель истории и обществознания
первая квалификационная категория
п. Дюдьково,
2017 год
Пояснительная записка к преподаванию элективного учебного предмета «Правовая культура » (11класс. Базовый уровень)
Гражданское образование - это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активнее участвовал в политической жизни, был лояльным к политическим и правовым основам существования государства. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, этому научить нелегко, но необходимо. Особенно, если долгое время население страны не имело никакой возможности участвовать в демократическом управлении государством. Американский педагог Г. Манн писал, что «великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».
Участие граждан в управлении страной (как непосредственно, так и через своих представителей) – один из основных признаков демократии. Но это не только право, но и обязанность. Участие в выборах — проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости каждого гражданина.
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитан на 35 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
направлен на удовлетворение познавательных и специфических интересов учащихся, превышающих базовый уровень, с целью приобретения практических знаний по вопросам избирательного права.
Цели курса:
формирование на основе научного материала, усвоенного
ранее и изученного вновь, политического мышления, которое поможет учащимся правильно ориентироваться в жизни современного общества;
-формирование интереса к теоретическому осмыслению правовых явлений и избирательных технологий, развитие положительной мотивации к участию в общественной жизни на основе понимания ее правовых и политических основ.
Задачи курса:
- развитие интереса к изучению истории избирательного права;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
- развитие творческого мышления и познавательной активности;
- воспитание политико-правовой культуры учащихся.
В результате изучения вопросов курса учащиеся
должны знать:
- историю избирательного права;
основные этапы развития избирательного права;
современные избирательные технологии;
основы правовой культуры;
должны уметь:
- работать с дополнительной литературой;
- принимать участие в дискуссии;
- анализировать политическую речь;
- писать эссе;
- применять полученные знания на практике.
Виды деятельности учащихся:
- теоретические занятия
- практикум
- работа с дополнительной литературой;
- игра «Мы учимся выбирать».
Содержание программы
Тема 1. Из истории избирательного права (5ч.)
Люди всегда выбирают или Вечные выборы. Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства. Древняя Греция. Древний Рим. Английский парламент. Генеральные штаты. Кортесы. Конгресс США .
Тема 2. Из истории избирательного права в России (5 ч.)
Выборы на Руси. От вече к Земскому собору. Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года. Манифест 17 октября 1905 года. Выборы в СССР. Выборы высшей власти в России в 1999-2000 гг. - современные выборы в Российской Федерации.
Тема 3. Демократия и демократические выборы (5 ч.)
Демократия как таковая. Путь к демократии. Представительная демократия. Непосредственная демократия. Политический плюрализм. Парламентаризм. Референдум. Политическая демократия. Политические выборы. Гражданское общество.
Тема 4. Избиратель - кто он? (4 ч.)
Избирательное право. Гражданин. Демократическая политическая культура. Сложна ли роль избирателя? Как осуществить политический выбор?
Тема 5. Избирательный процесс (5 ч.)
Основные этапы избирательного процесса. Избирательные системы. Современные технологии избирательных кампаний. Социологические исследования. Построение имиджа кандидата. Политическая реклама. Лоббирование. Пропаганда, Паблисити.
Тема 6. Деловая игра «Мы учимся выбирать» (3ч.)
Тема 7. Подготовка к ЕГЭ .Специфика заданий С5-С8 (3 ч).
С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
Тема 8. Эссе как творческая работа выпускника (4ч).
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания. Подведение итогов работы(1ч.)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Всего часов | В том числе |
Формы контроля |
лекции | семинар | практическое занятие |
Тема 1. Из истории избирательного права (5 ч.) |
1.Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства |
3 |
1 |
1 |
1 |
сообщения |
2.История избирательного права. |
2 |
1 | |
1 |
Сообщения тесты |
Тема 2. Из истории избирательного права в России (5ч.) |
3.Выборы на Руси. |
2 |
1 |
|
1 | Сообщения диспут |
4.Выборы в СССР Современные выборы в Российской Федерации. |
3 |
1 | 1 |
1 | Эссе Сообщения диспут |
. Тема 3. Демократия и демократические выборы (5ч.) |
5. Путь к демократии. | 2 | 1 | | 1 | лекция |
6. Политическая демократия. | 3 | 1 | |
2 |
Круглый стол |
Тема 4. Избиратель - кто он? (4 ч.) |
7. Избирательное право. Гражданин. |
2 |
1 | |
1 |
лекция |
8. Демократическая политическая культура |
1 | |
1 | | Сообщения выступления |
9. Как осуществить политический выбор? |
1 |
| |
1 | диспут |
Тема 5. Избирательный процесс (5 ч.) |
10. Основные этапы избирательного процесса |
1 |
1 | |
| лекция |
11. Избирательные системы |
1 | | 1 | | Сообщения тесты |
12-13 Современные технологии избирательных кампаний. | 2 |
1 | |
1 | Лекция выступления сообщения |
14. Социологические исследования | 1 | | |
1 | Составление анкет. опрос, подведение итогов |
Тема 6. Деловая игра «Мы учимся выбирать» (3ч.) |
15.Подготовительный этап игры | 1 |
| |
1 | игра |
16. Выдвижение кандидатов | 1 |
| |
1 | игра |
17. Голосование и подведение итогов. | 1 | | |
1 | игра |
Подготовка к ЕГЭ. Специфика заданий С5-С8.(7 ч.) |
18.Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. | 2 | 1 | | 1 | контрольно-тренировочные задания ЕГЭ |
19.Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. | 2 | 1 | | 1 | контрольно-тренировочные задания ЕГЭ |
20 .Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
21. Подведение итогов работы | 3
1 | 1 | | 1 | контрольно-тренировочные задания ЕГЭ |
Итого: | 35 | | | | |
В результате изучения элективного курса ученик должен
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Тип рабочей программы : адаптированная
Методический блок
На уроках используется деятельностный подход, технологии проблемного обучения, развивающего обучения, с целью формирования навыков самостоятельной активной творческой деятельности. В определенных ситуациях, на уроках с трудным материалом достаточно применение только репродуктивного метода работы.
Методы и принципы работы на уроках
Обучающийся - активный участник урока.
Обязательная смена видов деятельности на уроке, осуществление возможности выбора заданий обучающимися.
3. Самостоятельная постановка и решение поставленных задач.
Результат деятельности обучающихся на каждом уроке.
Самостоятельное оценивание собственной деятельности.
На уроках возможны, в зависимости от темы такие виды деятельности как:
«Мозговой штурм».
Составление алгоритмов, схем, таблиц, кластеров.
Решение проблемных задач и заданий.
Работа с деформированным текстом.
Создание логических цепочек.
Создание проектов
Литература:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2015.
Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2015.
ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2015
ЕГЭ-2014: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
ЕГЭ 2015.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2015.
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2015.
ЕГЭ 2015. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2015.
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
ЕГЭ-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2015.
Кишенкова О.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2015.
Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2015: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2015
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2014.- № 10.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2015.- № 6.
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель,2015
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2052.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2017-2018 уч. г.