СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации", 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу "Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации", 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации", 11 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Видновская средняя общеобразовательная школа №11"

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

«Видновская СОШ №11»


/_________/ О.В. Доманевская

от «03 » сентября 2018 г.

Рабочая программа

по элективному курсу

«Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации»

уровень среднего общего образования

(базовый уровень)

11 класс

Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, образовательной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 11 класса под М.Т.Баранов (базовый уровень, на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах», разделов "Синтаксис и пунктуация " , В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.

Составила: Нарышкина Л.Ю., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

2018 -2019 учебный год



1.Пояснительная записка

Программа элективного курса подготовки  по русскому языку «Всемогущий и занимательный синтаксис»   предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам основной школы подготовиться к сдаче письменного и устного экзамена.

Программа основана на программах по русскому языку, рекомендованных МО РФ, что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс основной школы.

В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность.
Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволяют реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.
Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть, прежде всего, грамотными людьми, свободно владеть родным языком.

Цели курса:

  1. Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.

  2. Развитие интереса к изучению русского языка.

  3. Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.

  2. Сформировать общеграмматические умения:

    • определять структуру предложения;

    • анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;

    • обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;

    • определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.

  3. Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного курса ученик должен знать:


- основные труды отечественных и зарубежных ученых по синтаксису русского языка, традиционные и новые направления в развитии синтаксической науки;

- основные теоретические положения данного раздела;

принципы организации синтаксической системы современного русского языка;

- нормы и особенности русской пунктуации;

- специфику пунктуационных средств;

- тенденции в оформлении печатного текста;

- следующие сведения, понятия, правила:


Синтаксис и пунктуация, их связь с другими разделами курса.

Синтаксические единицы, их роль в речи.

Богатство и разнообразие структуры и значений сложнопод­чиненных предложений. Трудные случаи разграничения видов придаточных предложений.

Способы передачи чужой речи (прямая, косвенная, несобственно прямая речь, диалог): трудные случаи.

Синтаксические синонимы. Сфера их использования.

Знаки препинания, их функции: завершение, выделение, от­деление. Парные знаки препинания. Сочетания знаков препина­ния. Авторская постановка знаков препинания. Исторические сведения о времени появления знаков препинания, их названи­ях и функции.

Синтаксические средства выразительности: инверсия, попарное соединение однородных членов, параллелизм предложений, анафора, эпифора, именительные представления, сравнение, не­досказанность и т.д.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Нарушение границ предложения (парцелляция).

Синтаксическая бедность и синтаксическое богатство речи.


уметь:


- анализировать основные единицы синтаксиса;

- разграничивать функционально-соотносительные синтаксические единицы; - самостоятельно наблюдать и анализировать живую речь, отмечая при этом особенности различных синтаксических построений, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- грамотно, с соблюдением орфографических, пунктуационных,
грамматических и речевых норм, писать текст;

находить ошибки в построении сложного предложения, в предложениях с косвенной речью;

правильно ставить знаки пре­пинания и обосновывать их постановку в трудных случаях слож­ных предложений.

- прокомментировать любой современный текст с точки зрения его пунктуационного оформления;

- разумно применять пунктуационные правила на практике;

- отличать ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике;

- письменно общаться на пунктуационно грамотном языке.



2.Содержание программы

1.Текст.

Признаки текста. Способы и средства связи между частями текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова. Анализ текстов различных типов и стилей.

2. Синтаксис и пунктуация

Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения.

Предложение с точки зрения его структуры (модели). Семантические признаки предложения. Понятие о предикативности как об основном признаке предложения. Коммуникативные признаки предложения. Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции. Роль порядка слов в определении структуры и семантики простого предложения. Типы русской интонации. Предложение и словосочетание. Словосочетание и второстепенные члены предложения. Синтаксически нечленимые словосочетания в роли одного члена предложения. Анализ лирического текста.

Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого.

Наличие предикативной основы – главный признак простого предложения. Особенности связи сказуемого с подлежащим. Трудные случаи определения сказуемого. Неглагольные связочные компоненты составных глагольных сказуемых. Типы именных связок. Сложное сказуемое. Приёмы определения сказуемых в трудных случаях. Тренировочные и исследовательские упражнения.

Трудные случаи определения составных сказуемых.

Анализ текстов, содержащих трудные случаи выделения составных глагольных и составных именных сказуемых. Анализ текста романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами.

Фразеологизмы разной структуры в роли главных членов предложения. Трудности работы с фразеологическими сочетаниями. Трудности работы со словосочетаниями первичного уровня фразеологизации (дал гудок – дал залп). Приёмы расчленения фразеологизованных членов предложения и компонентов свободных словосочетаний.

Состав простого предложения. Изучение семантики предложения как основы синтаксической синонимии.

Семантические типы простого предложения: бытийные (Москва), квалификативные (Москва – столица России), оценочные (Москва – красивый город; Красавица; Красота!), состояния (Красиво!), активного действия (Москва интенсивно строится; Пойдём в кино). Семантические типы простого предложения как основа для синтаксической синонимии. Связь семантических типов с описанием и повествованием. Описание оформляется предложениями бытийными, квалификативными, оценочными, состояния. Повествование оформляется предложениями активного действия (двусоставными, односоставными определённо-личными, неопределённо-личными, инфинитивными). Анализ текстов разных типов.

Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство.

Вопрос о полноте – неполноте структурной схемы предложения. Трудные случаи определения неполного предложения. Роль неполного предложения в художественном тексте. Эллиптические предложения. Виды неполных предложений, формирующих прерванный текст. Анализ прозаического и лирического текста.

Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, парцелляция.

Роль парцелляции в художественном тексте. Парцелляция как черта индивидуального стиля. Лирика М. Цветаевой, И. Бродского.

Синкретичные второстепенные члены предложения.

Понятие о синкретизме (многозначности). Грамматические основы синкретизма. Смысловые и грамматические вопросы. Разновидности синкретичных определений и дополнений. Разновидности синкретичных обстоятельств. Понятие о переходности. Функциональные омонимы и их синтаксические функции.

Роль синкретизма в художественном тексте.

Инфинитив в роли главных и второстепенных членов предложения.

Трудные случаи определения приложения.

Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство.

Система осложнения простого предложения. Уточняющие и поясняющие члены предложения. Вводные и вставные компоненты, их художественная роль в тексте. Обращение как синтаксическое экспрессивное средство.

Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса.

Сгущение однородных членов предложения в лирическом тексте как экспрессивное средство. Анализ стихотворений.

Сгущение обособленных определений и обстоятельств как экспрессивное средство. Анализ прозаических текстов.

Типология и анализ сложного предложения.

Система сложных союзных и бессоюзных предложений. Роль союзов в типологии сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными.

Трудные случаи типологии предложений. Предложения, содержащие однородные сказуемые разных типов. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения, включающие подчинительный союз и одно сказуемое. Сложные предложения с частицами в связующей функции. Предложения, совмещающие признаки сочинения и подчинения.

Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи.

Трудности анализа многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи. Понятие о смысловой части МСП и о ведущей связи в нём. Закономерности вычленения ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении с разными типами связи. Многокомпонентное сложное предложение с разными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях. «Онегинская строфа» как МСП.

Предложения с несобственно-прямой речью.

Понятие о несобственно-прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановости, многоголосия повествования в художественном тексте. Несобственно-прямая речь как средство самохарактеристики персонажа. Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке. Анализ отрывков из романа Л.И. Толстого «Война и МИР», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Принципы русской пунктуации.

Структурный и семантический принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания и систематизирование основных пунктуационных правил. Систематизация знаков препинания в простом предложении. Систематизация знаков препинания в сложном предложении.

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания при цитатах. Варианты пунктуации.

Авторские знаки.

Авторские знаки как один из способов актуализации, акцентирования смысловых фрагментов предложения. Авторские знаки как признак индивидуального стиля (лирика М.Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, И. Бродского и др.). авторские знаки препинания в прозаических произведениях



















3.Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Текст

10

2

Синтаксис и пунктуация

23


Итого

33



































4. Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел

Тема урока

Дата

урока

план

Дата

по

факту

Примечание

(корректировка КТП)

I

Текст

06.09.18 - 15.11.18


Признаки текста. Способы и средства связи между частями текста.


06.09.18


Способы и средства связи между частями текста.


13.09.18


Типы речи: повествование.


20.09.18


Типы речи: описание.


27.09.18


Типы речи: рассуждение.


04.10.18


Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова.


18.10.18


Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова.


25.10.18


Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова.


01.11.18


Анализ текстов различных типов и стилей.


08.11.18.


Проверочная работа по теме "Текст".


15.11.18


II

Синтаксис и пунктуация

29.11.18 -



Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения.


29.11.18



Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого.


13.12.18


Трудные случаи определения типов сказуемого.


20.12.18


Трудные случаи определения типов сказуемого.


27.12.18


Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами.




Состав простого предложения. Изучение семантики предложения как основа синтаксической синонимии.




Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство.




Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство.




Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, парцелляция.




Синкретичные второстепенные члены предложения.




Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство.




Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса.




Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса.




Типология и анализ сложного предложения.




Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными.




Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными.




Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи.




Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи.




Предложения с несобственно-прямой речью.




Принципы русской пунктуации.




Принципы русской пунктуации.




Авторские знаки.




Авторские знаки.






Рассмотрено:


Согласовано:

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

Заместитель директора


_______/Робу И.В.


_____/Нарышкина Л.Ю.


Протокол №_______



от «03» сентября 2018


от «03» сентября 2018




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!