РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «МИКРОБИОЛОГИЯ» НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ( ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Микробиология» предназначена для химико-биологического профиля и составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программы элективного курса Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: М.: Вентана – Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов). Вид элективного курса: предметно - ориентированный.
Цели курса:
1.Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
2.Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
3.Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
4.Расширить представление учащихся о вирусах:
- вызывающих заболевания растений;
- бактериофагах;
- вызывающих заболевания у животных и человека;
5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.
6.Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.
Задачи курса:
1.Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
Рабочая программа элективного курса реализуется в течение одного года в профильном химико - биологическом классе, 1 час в неделю, в 10 или в 11 классе 34 часа. Планирование соответствует авторской программе, уменьшено количество уроков с 35 до 34часов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Учебно – методический комплекс:
1. Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана – Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов).
2. Шапиро Я.С. Микробиология : 10-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений \ Я.С. Шапиро .-М. : Вентана- Граф, 2008 . -272 с. : ил.-
( Библиотека элективных курсов).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из них на изучении теоретических основ микробиологии- 22 часа, 12- уроков практических работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
-Владеть определениями основных понятий и терминологией;
-Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.
-Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
-Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты
для микроскопических исследований;
-Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол - во | В том числе |
п/п | | час | теоретич. | практич. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
Вирусы (9 ч) |
2 | Вирусы | 9 | 8 | 1 |
3 | Бактерии | 10 | 5 | 5 |
3 | Грибы | 12 | 6 | 6 |
4 | Роль микроорганизмов в генетической инженерии | 2 | 2 | - |
5 | Микроскопические растения и животные | Дополнительный материал |
6 | Итого | 34 | 22 | 12 |
Содержание программы элективного курса «Микробиология»
Вводное занятие
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Примерные темы практических занятий:
Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).
3. Грибы
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.
Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
Морфология и размножение грибов.
Важнейшие классы грибов и их представители.
Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов).
Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
Обнаружение и количественный учет грибов.
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
Генетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные
(дополнительный материал)
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.
Учебно- методические средства обучения
1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.
2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.
3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.
4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003.
5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни растений. - М.: Изд-во МСХА, 1990.
6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Практикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.
7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.
8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.
9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.
10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов вузов. — М: Дрофа, 2006.
11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.
13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.
15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995.
16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997.
17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984.
18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994.
19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вредителям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986.
20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов вузов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 1994.
Оборудование и приборы
№ | Наименование объектов и средств Материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
необходимое | В наличии |
| | | | |
| 1.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | | | |
| Таблицы | | | |
1 | Анатомия, физиология и гигиена человека | 1 | 1 | |
2 | Биотехнология | 1 | 1 | |
3 | Генетика | 1 | 1 | |
5 | Основы экологии | 1 | 1 | |
6 | Портреты ученых биологов | 1 | 1 | |
7 | Правила поведения в учебном кабинете | 1 | 1 | |
8 | Правила поведения на экскурсии | 1 | 1 | |
9 | Правила работы с микроскопом | 1 | 1 | |
10 | Систематика животных | 1 | 1 | |
12 | Систематика растений | 1 | 1 | |
13 | Строение, размножение и разнообразие животных | 1 | 1 | |
14 | Строение, размножение и разнообразие растений | 1 | 1 | | |
15 | Схема строения клеток живых организмов | 1 | 1 | |
16 | Уровни организации живой природы | 1 | 1 | |
| Карты | | | |
1. | Биосферные заповедники и национальные парки мира | 1 | 1 | |
2 | Население и урбанизация мира | 1 | 1 | |
3 | Природные зоны России | 1 | 1 | |
4 | Центры происхождения культурных растений и домашних животных | 1 | 1 | |
| Атласы | | | |
1 | Анатомия человека | 1 | 1 | |
2 | Беспозвоночные животные | 1 | 1 | |
3 | Позвоночные животные | 1 | 1 | |
4 | Растения. Грибы. Лишайники | 1 | 1 | |
| 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | | | |
1 | Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии | 1 | 1 | Для учителя, учащихся и домашнего пользования |
2 | Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии | 1 | 1 | Для учителя, учащихся и домашнего пользования |
| 3.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом и компьютерном виде) | | | |
| Видеофильмы | |
1 | Фраг Фрагментарный видеофильм о сельссельскохозяйственных животных Живо | 1 | 1 | |
2. | Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов | 1 | 1 | |
3 | Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных | 1 | 1 | |
4 | Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных | 1 | 1 | |
5 | Фрагментарный видеофильм по генетике | 1 | 1 | |
6 | Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов | 1 | 1 | |
7 | Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам) | 1 | 1 | |
8 | Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | 1 | 1 | |
9 | Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека | 1 | 1 | |
10 | Фрагментарный видеофильм по гигиене человека | 1 | 1 | |
11 | Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи | 1 | 1 | |
12 | Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам | 1 | 1 | |
13 | Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов | 1 | 1 | |
14 | Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле | 1 | 1 | |
| 4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | | | |
1 | Копировальный аппарат | 1 | 1 | |
2 | Мультимедийный проектор | 1 | 1 | |
3 | Экран проекционный | 1 | 1 | |
| 5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |
| Приборы, приспособления |
1 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | 13 | 13 | |
2 | Микроскоп лабораторный | 13 | 13 | |
3 | Термометр наружный | 1 | 1 | |
| Реактивы и материалы |
1 | Комплект реактивов для базового уровня | 1 | 1 | |
| 6.МОДЕЛИ | | | |
| Модели объемные | | |
1 | Модели цветков различных семейств | 1 | | |
2 | Набор «Происхождение человека» | 1 | | |
3 | Набор моделей органов человека | 1 | 1 | |
4 | Торс человека | 1 | 1 | |
| Модели остеологические | | | |
1 | Скелет человека разборный | 1 | 1 | |
2 | Скелеты позвоночных животных | 1 | 1 | |
3 | Череп человека расчлененный | 1 | 1 | |