СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Измерение физических величин"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа с содержанием и тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Измерение физических величин"»

МБОУ « Краснооктябрьская СШ»







Рассмотрено
Руководитель МО

_____________/Н.В. Сухотин/

Протокол № ___
от «__» __________20___г.


Согласовано

Заместитель директора по УР

_____________/С.А. Бондарева/

ФИО

«__»____________20___г.


Утверждено

Приказом директора

№ ______


от «__»_________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН»

10-11 класс

Сухотин Н.В.учитель первой категории

Ф.И.О., категория









2017 - 2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЭЛЕКТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН» 10 – 11 КЛАСС

Учитель : Сухотин Н.В.

Количество часов:

Всего__67__часов; в неделю___1____час

Лабораторных работ 28

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта (Федеральный компонент ГОС, 2004г.). За основу взята программа по элективному курсу «Измерение физических величин» ; авторы С. И. Кабардина, Н.И. Шефер

Место курса в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение элективного предмета отводит: 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, всего 67 уроков, по 34 часа в год в 10 классе и 33 в 11 классе.

Общая характеристика курса

Для всестороннего развития личности необходимы такие понятия и методы исследования, с помощью которых могут быть установлены научные факты. А для установления научных фактов в физике вводится объективная количественная характеристика свойств тел и природных процессов, независящая от субъективных ощущений человека. Введение таких понятий является процессом создания особого языка – языка науки физики. Основу языка физики составляют понятия, называемые физическими величинами. А любая физическая величина должна быть измерена, так как без измерений физических величин нет и физики. Решением данной проблемы является элективный курс: «Физические величины. Единицы измерения и методы измерения физических величин».

Данный элективный предмет ставит своей целью: дать возможность учащимся познакомиться с разными системами измерения физических величин (в частности таких как СГС, СИ), основными методами физической науки, овладеть измерительными и экспериментальными умениями и навыками, так как Федеральный компонент государственного стандарта общего; образования включает умения и навыки использования физических приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин и представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость.

Задачи предмета:

  • Познакомить учащихся девятого класса со сведениями из истории метрической системы мер.

  • Расширить знания учащихся о физических понятиях: физическая величина, измерительные приборы,   методы измерения, погрешности измерения, экспериментальные исследования.

  • Привить учащимся навыки использования измерительных приборов и обеспечить понимание ими того факта, что ни один прибор не даёт абсолютно точных значений измеряемой величины.

  •  Научить учащихся делать вывод в соответствии; с поставленной задачей исследования,  анализируя результаты эксперимента.

  • Раскрыть  роль измерений в технике; показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других, связанных с ними величин.

  • Сформировать навык соблюдения правил техники безопасности.

  • Формировать коммуникативные способности учащихся, умения работать в группах и парах сменного состава.

  • Развивать способности к созидательной деятельности, толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, выступать перед коллективом.

  • Предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.



Методологические положения программы

Предмет адаптирован на стандартную программу изучения физики в средней школе и привлекает к использованию увлекательную учебную и научно-популярную литературу.

Задачи элективного предмета реализуются через индивидуальные и групповые формы работы, построенные на широком использовании эвристических методов обучения и заданий когнитивного, креативного и деятельностного типа. Проведение занятий по предмету предполагается в виде уроков-лекций с элементами беседы и СЛС (структурно-логических схем); практических занятий с выполнением лабораторных работ и экспериментальных заданий.

 Основной формой контроля приобретённых знаний является публичная защита лабораторных работ, демонстрация приборов, созданных учащимися.

Текущий контроль проводится через тестирование, подготовку сообщений, компьютерных презентаций.

Содержание программы.



Глава 1.Методы измерения физических величин.

Основные и производные физические величины и их измерение. Единицы и эталоны единиц физических величин. Система СИ. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные и отсчетные погрешности. Классы приборов.

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведения эксперимента. Учёт влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерения и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений.

Измерение времени, массы. Методы измерения тепловых, электрических, световых величин.



Лабораторные работы.

1. Оценка границ погрешности при измерении силы тока.

2. Изучение движения системы связанных тел.

3. Исследование зависимости силы тока от напряжения.

4. . Исследование зависимости периода колебаний маятника от его длины.

5.Измерение электрических величин с помощью мультиметра.

6. измерение длины с помощью масштабной линейки.

7. Измерение длины с помощью масштабной линейки.

8.Измерение коэффициента трения.

Глава 2.Физические измерения в повседневной жизни.

Измерение температуры в быту. Влажность воздуха и способы её измерения. Атмосферное давление и приборы для измерения давления. Методы измерения электрических величин. Методы измерения магнитных величин. Методы измерения световых величин. Исследование работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.

Лабораторные работы.

  1. Измерение теплоты плавления льда.

  2. Исследование полупроводникового диода.

  3. Измерение индукции магнитного поля.

  4. Измерение освещенности.

  5. Регистрация ядерных излучений.

  6. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

  7. . Измерение влажности.

  8. Измерение артериального кровяного давления.

  9. Принцип работы газовой зажигалки.

  10. Изучение принципа работы лампы дневного света.

  11. Измерение кинетической энергии тела.

  12. Измерение индуктивности катушки.

  13. Измерение амплитуды и периода электрических колебаний.

  14. Исследование явления термоэлектронной эмиссии

  15. Измерение работы выхода электрона.

  16. Исследование свойств лазерного излучения.

  17. Исследование линейчатого спектра излучения

  18. Определение периода полураспада изотопа.



Тематическое планирование 10 класс

Тема

Количество часов


Методы измерения физических величин.

34 часа






Тематическое планирование 11 класс

Тема

Количество часов


Физические измерения в повседневной жизни.

33 часа








Ожидаемые результаты

  • Как показала практика, что недостаточное количество часов отведенное на изучение темы «Физические величины. Единицы измерения и способы их измерения», вызывает трудности при переводе физических величин в Международную систему единиц (СИ). Это сказывается на качестве решений задач и вычислении погрешностей при выполнении лабораторных работ.

  • Предлагаемый элективный предмет позволит избежать допускаемых ошибок при решении расчетных задач, выполнения практических работ и сократит длительность времени на переводы физических величин и вычисление погрешностей.

  • Знакомство с историей метрических мер, активного участия ребят на семинарских занятиях, выполнения самостоятельных практических заданий повысит их интерес к изучаемому курсу физики. Ведь не для кого не секрет, что многие ребята считают физику предметом трудным и неинтересным. Наша задача состоит в том, чтобы доказать обратное, и выполнить главную заповедь врачей: «Не навреди!»









В конце изучения предмета ученики должны:

Знать понятия: физическая величина, единица физической величины, дольные и кратные единицы, система СИ, основные единицы, производные единицы, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения, граница абсолютной погрешности, погрешность отсчета, инструментальная погрешность, прямые измерения, косвенные измерения.

Уметь: вычислять абсолютную погрешность измерения, относительную погрешность измерения, границу абсолютной погрешности, погрешность отсчета, инструментальную погрешность, работать с графиками и таблицами, переводить все единицы в СИ, пользоваться дольными и кратными приставками, делать и оформлять лабораторные работы.

Производить измерения температуры, массы, длины, влажности, давления атмосферного и артериального, силы, мощности, силы тока, напряжения, ёмкости.

Пользоваться приборами: амперметром, вольтметром, динамометром, термометром, психрометром, барометром, тонометром, штангенциркулем, линейкой, весами.























Календарно тематическое планирование по элективному курсу

«Измерение физических величин»

10 класс

34 ч.

Номер урока

Тема урока

Сроки проведения

1.1

Основные и производные физические величины


2.2

Физические величины и их измерение.


3.3

Единицы и эталоны величин.


4.4

Абсолютные погрешности измерений


5.5

Относительные погрешности измерений


6.6

Измерительные приборы


7.7

Измерительные инструменты,меры.


8.8

Инструментальные погрешности


9.9

Отсчётные погрешности.


10.10

Классы приборов


11.11

Границы систематических погрешностей , их оценка.


12.12

Случайные погрешности, оценка их границ.


13.13

Этапы планирования эксперимента


14.14

Этапы выполнения эксперимента


15.15

Меры предосторожности при проведении эксперимента


16.16

Учёт влияния измерительных приборов на исследуемый процесс


17.17

Выбор метода измерений и измерительных приборов


18.18

Способы контроля результатов измерений


19.19

Запись результатов измерений


20.20

Таблицы и графики


21.21

Обработка результатов измерений


22.22

Обсуждение и представление полученных результатов


23.23

Л.Р. «Оценка границ погрешности при измерении силы тока»


24.24

Л.Р. «Изучение движения системы связанных тел»


25.25

Л.Р. «Изучение движения системы связанных тел»


26.26

Л.Р. «Исследование зависимости силы тока от напряжения»


27.27

Л.Р. «Исследование зависимости периода колебаний маятника от его длины»


28.28

Л.Р. «Исследование зависимости периода колебаний маятника от его длины»


29.29

Л.Р. «Измерение электрических величин с помощью мультиметра»


30.30

Л.Р. «Измерение длины с помощью масштабной линейки»


31.31

Л.Р. «Измерение коэффициента трения»


32.32

Обобщающий урок


33.33

Резерв учителя


34.34

Резерв учителя






















Календарно тематическое планирование по элективному курсу

«Измерение физических величин»

11 класс

33 ч.





Номер урока

Тема урока

Сроки проведения

1.

Л.Р. «Измерение времени реакции человека на световой сигнал»


2.

Методы измерения тепловых величин


3.

Л.Р. «Измерение теплоты плавления льда»


4.

Методы измерения электрических величин


5.

Л.Р. «Исследование полупроводникового диода»


6.

Методы измерения магнитных величин


7.

Л.Р. «Измерение индукции магнитного поля»


8.

Методы измерения световых величин


9.

Л.Р. «Измерение освещённости при помощи фотоэлемента»


10.

Методы измерения в атомной и ядерной физике


11.

Л.Р. «Регистрация ядерных излучений»


12.

Измерения температуры в быту


13.

Л.Р. «Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий»


14.

Влажность воздуха и способы её измерения


15.

Л.Р. «Измерение влажности воздуха


16.16

Исследование работы сердца


17.17

Л.Р. «Измерение артериального давления»


18.18

Источники электрического напряжения вокруг нас


19.19

Л.Р. «Принцип работы электрической зажигалки»


20.20

Бытовые электроприборы


21.21

Бытовые источники света


22.22

Л.Р. «Изучение принципа работы лампы дневного света»


23.23

Л.Р. «Измерение кинетической энергии тела»


24.24

Л.Р. «Измерение индуктивности катушки»


25.25

Л.Р. «Измерение амплитуды и периода электрических колебаний»


26.26

Л.Р. «Исследование явления термоэлектронной эмиссии»


27.27

Л.Р. «Измерение работы выхода электрона»


28.28

Л.Р. «Исследование свойств лазерного излучения»


29.29

Л.Р. «Исследование линейчатого спектра излучения»


30.30

Л.Р. «Определение периода полураспада радиоактивного изотопа»


31.31

Изготовление модели газового термометра


32.32

Исследование параметров «чёрного ящика» на постоянном токе


33.33

Исследование параметров «чёрного ящика» на переменном токе




























Учебно – методические средства обучения.

Кабардин О. Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-10 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вербум, 2001. – 148 с.

Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике.7-11кл. –М.: Дрофа,2004.-112 с.

Практикум по физике в средней школе : Дидакт. Материал: Пособие для учителя / Л. И. Анциферов , В. А. Буров , Ю. И. Дик и др.; Под ред. В.А. Буров, Ю. И. Дика . – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение , – 1987. – 191 с.

Физика: Учебник для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изучением физики/ О. Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е Эвенчик и др.; Под ред. А.А. Пинского.-6-е изд. – М.:Просвещение, 2001. – 415 с.

Измерения физических величин. С.И.Кабардина, Н.И.Шефер Учебное пособие. М., Бином,2005 г


Измерения физических величин. С.И.Кабардина, Н.И.Шефер Методическое пособие. М., Бином,2005 г


Экспериментальные задания. Готовимся к ЭГЕ по физике. Г.Г.Никифоров. М., Школьная пресса, 2004г


Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. Г.Г.Никифоров, М., Дрофа, 2004г


лабораторный практикум в средней школе. Под ред. А.А. Покровского. М., просвещение, 1992г


Эрик Раджерс. Физика для любознательных. Т.1. Материя, движение, сила./ Под ред. Л.А. Арцимовича.-М.: Мир,1969г


Физика 10. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2008г
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!