СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Элективному курсу "Дизайн" 11 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Элективному курсу "Дизайн" 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Элективному курсу "Дизайн" 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крайненская средняя школа» Сакского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_____________Н.С.Велиляева

Протокол заседания ШМО

« ____» _________2021 г. № _____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ

«Крайненкая средняя школа»

_____________М. В. Тарасова


«____» _____________2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Крайненская средняя школа»

_____________ /Г.В. Кучерявая

Приказ № ___________

от ____ _______________ 2021 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет__ Элективный курс «Дизайн»______

Уровень ___________базовый__________

Учитель __Адилова Зоре Эюбовна_

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс __________________11________________


Срок реализации: 1 год



Количество часов:

Всего_______34_______ч.; в неделю _______1_____ ч.


Рабочая программа по элективному курсу «Дизайн» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе Основой образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Крайненская средняя школа» с учетом авторской программы. Программа Дизайн. 10-11 классы: методическое пособие/Г.Е. Гуров. М.: Просвещение 2017 г.

2021г


Планируемые результаты изучения элективного курса «Дизайн»


Обучение по курсу учебного предмета «Дизайн среды» для 11 класса (курс по выбору обучающихся) предполагает достижение определенных результатов.

Предметные результаты:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся;

  • деятельностное освоение законов композиции, формообразования и колористики, имеющие аналитическо- поисковую и творческую составляющую и дающее возможность обучающемуся осознать значение дизайна в жизни общества;

  • развитие умения анализировать начертания различных шрифтов и использовать букву как элемент графической композиции;

  • овладение приёмами стилизации, создания обобщённых изображений предметов, растений, животных и людей;

  • овладение навыками пространственного макетирования ландшафта;

  • развитие индивидуальных способностей обучающихся путём освоения

  • дизайна как вида конструктивных искусств внутри пространственных искусств, основы которых изучались на протяжении основной школы;

  • формирование подготовленности к последующему профессиональному образованию.


Личностные результаты:

  • развитие готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности;

  • приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно- исследовательской и творческой дизайнерской деятельности;

  • развитие готовности и способности к самообразованию, сознательному отношению к непрерывному образованию в сфере дизайна как условию будущей успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, личного дизайнерского творчества и общественных отношений;

  • готовность к осознанному выбору будущей профессии и к возможности реализации собственных жизненных планов;

  • формирование отношения к профессиональной дизайнерской деятельности как к возможности участия в решении творческих, общественных и государственных проблем;

  • формирование экологического мышления, аналитического изучение и копирование природных структур и конструкций для применения этих принципов в дизайнерском творчестве.


Метапредметные результаты:

  • развитие самостоятельно определять цели своей учебной дизайнерской деятельности, планировать работу, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность в освоении дизайнерских навыков, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;

  • формирование целостных представлений о мире через освоение на метапредметной основе систематических знаний о природе дизайна как конструктивного искусства, как неотъемлемой части мировой художественной культуры;

  • развития умения продуктивно общаться и взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместной работы над дизайнерским и архитектурными макетами;

  • овладение навыками исследовательской деятельности в начальной дизайнерской практике, формирование способности к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационно- коммуникационных технологий в решении познавательных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением искусства дизайна;

  • овладение навыками познавательной рефлексии в процессе практической творческой работы и мыслительных процессов.



Содержание элективного курса «Дизайн среды» в 11 классе



ГРАФИЧЕСКИЙ И СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН. ДИЗАЙНЕРСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Раздел 1. Графический дизайн и реклама

  • «Реклама. Плакат. Композиционное построение плаката»

  • Дизайн книги. Элементы книги как объекта дизайна. Принципиальный макет книги

  • Графический дизайн на трёхмерных объектах. Упаковка товаров

  • Реклама в городе. Дизайн в наружной рекламе. Реклама на различных носителях

  • Сочетание текста и реального предмета в рекламе. Инсталляция. Витрина

  • Дизайн-проект «Макет витрины

Раздел 2. Пространственное формообразование в дизайне. Композиция в объёме

  • От плоскостного изображения к объёму и пространству. «Драматургия» геометрии.

  • Поверхность фактура. Усложнение плоскости. Прикладные свойства бумаги в композиции рельефа

  • Композиционная организация пространства. Ландшафт. Натурализм и метафора в макете

Раздел 3. Дизайн городской среды

  • Архитектурный дизайн и его значение в эстетизации городской среды

  • Садово-парковое проектирование. Ландшафтный дизайн

  • Дизайнерское решение экспозиционного пространства. Выставочные конструкции и экспонаты

  • Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки (музея)»

Раздел 4. Взаимное сочетание объёмов в композиции

  • Поиск гармонии между функцией и красотой в дизайне

  • Учимся у природы. Бионика. Опыт формообразования и строительства в живой природе

  • Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная конструкции


Тематическое планирование


Раздел

Кол часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные и практические работы

1

Графический дизайн и реклама


10




2

Пространственное формообразование в дизайне. Композиция в объёме


6



3

Дизайн городской среды

10



4

Взаимное сочетание объёмов в композиции

8




Итого

34







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крайненская средняя школа» Сакского района Республики Крым




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______/Н.С.Велиляева

подпись ФИО

Протокол № _______

заседания ШМО

от «____» ____________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ

«Крайненская средняя школа»

___________/_М. В. Тарасова

подпись ФИО

«____» ______________2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Крайненская средняя школа»

__________ /Г.В. Кучерявая

подпись ФИО

Приказ № ________

От « ____» ________ 2021 г.





Календарно-тематическое планирование


Предмет ____Элективный курс «Дизайн»_

Уровень ______базовый________________

_Адилова Зоре Эюбовна _

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс _______________11_______________


2021/2022 учебный год


Количество часов:

Всего__34___ч.; в неделю _1_ ч.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе: рабочей программы по элективному курсу «Дизайн»для 11 класса, утвержденного приказом МБОУ «Крайненская средняя школа» от «____» _____________2021г. №_______.






2021 г.

Календарно-тематическое планирование


Номер урока

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Количество часов

Дата

План

факт

«Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки» (34 ч)




Раздел 1. Графический дизайн и реклама (10 часов)





1-2

Реклама. Плакат. Композиционное построение плаката

Актуальность искусства плаката. Психология восприятия плаката. Основы выразительности искусства плаката. Синтетическая природа и образно-информационная цельность. Классификация плаката по его тематической направленности. Рекламная идея плаката и его визуальный образ как этапы поиска дизайнерского решения композиции.

Фотоизображения и графика в создании визуального образа плаката. Стилистика изображения и способы композиционного расположения элементов в пространстве плаката.

Задание: создать макет плаката (тематика плаката выбирается учащимся самостоятельно или

определяется преподавателем).

Материалы: бумага, графические материалы, фотовырезки, клей. Возможно выполнение работы на компьютере.

2

03.09

10.09


3.

«Дизайн книги. Элементы книги

как объекта дизайна.

Принципиальный макет книги»

История искусства книги. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги. Роль иллюстрации и шрифта в создании художественно-дизайнерского образа книги.


Задание: создать принципиальный макет книги. Первый вариант: создание макета из бумаги; второй вариант: разработка макета на компьютере (в том числе с использованием редакторских программ). Работа может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Материалы: цветная и белая бумага, вырезки из фотографий, ткань и пр., клей резиновый или «Момент- кристалл».

1

17.09


4-5

«Графический дизайн

на трёхмерных объектах.

Упаковка товаров»

История развития упаковки. Упаковка товаров - активная часть маркетинга. Информационное и эстетическое значение упаковки. Композиционные элементы упаковки: изображение, шрифт, цвет, торговая марка и т. д. Разработка развёртки - важная часть воплощения композиционного замысла.


Задание: создать макет упаковки.

Материалы: цветная и белая бумага, вырезки из журналов, ткань и пр.; возможен вариант выполнения работы на компьютере.

2

24.09.

01.10.




6-7

«Реклама в городе. Дизайн в наружной рекламе. Реклама на различных носителях»

Коммуникативная роль рекламы в современной общественной жизни. Направления и виды рекламной деятельности.

Размещение рекламы, наружная реклама в городе. Реклама в интерьерах общественных зданий.

Задание: выполнить эскиз рекламы на транспорте (на корпусе грузовика, автобуса, троллейбуса и пр.).

Материалы: материалы для коллажа, графические материалы (по выбору), бумага; возможно выполнение работы на компьютере.

2

08.10.

15.10.


8

«Сочетание текста и реального предмета в рекламе. Инсталляция. Витрина»

Использование объёмных элементов в плоскостных рекламных плакатах. Понятие инсталляции. Инсталляция как художественный приём в арт-дизайне. Применение инсталляции в рекламных плакатах и в оформлении витрин.

Функции витрины как части магазина. Образование витринистики как дизайнерской специализации.

Задание: выполнить эскиз витрины Материалы: материалы для коллажа, графические материалы (по выбору), бумага; возможно выполнение работы на компьютере.

1

22.10


9-10

Дизайн-проект «Макет витрины»

Открытые, полузакрытые и закрытые типы витрин. Определение концептуальной идеи оформления витрины. Выбор эмоционально-психологического фона, настроя, рекламного послания, обращённого к целевой аудитории.


Выполнение дизайн-проекта. Витрины товарные, сюжетные и акционные (распродажи, праздники и пр.). Элементы дизайнерского оформления витрины.

Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, ткани, геометрические формы-подставки и пр., ножницы, клей; возможен вариант выполнения работы на компьютере.

2

29.10

12.11.



Раздел 2. Пространственное формообразование в дизайне. Композиция в объёме

(6 часов)





11-12

«От плоскостного изображения к объёму и пространству. «Драматургия» геометрии»

От плоскостного изображения - к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Пространственное взаимоотношение объёмов. Выстраивание сюжетной линии восприятия форм в пространстве как организация среды. Влияние архитектурной среды, которое испытывает человек, «негласная команда пространства». Силуэт как первооснова впечатления от объекта. Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве (создание объёмно-пространственных макетов).


Задания: 1) придумать, нарисовать, а затем сделать небольшие макеты двух-трёх разных по конфигурации домов, крыши которых сливаются при виде сверху в простой прямоугольник. Сделать подобные зарисовки возможной «расшифровки» произвольной (одной и той же) композиции из прямоугольников, кругов и линий (две-три штуки). Наиболее удачную зарисовку воплотить в пространственном макете;

2) создать ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметра путём противопоставления сгущённости и разрежённости в их расположении; добиться динамического равновесия форм и пространства. Цилиндр можно сделать из полоски бумаги, а вертикаль - из палочки или трубочки. Для создания зрительного контраста в композицию может быть включён шар, соразмерный остальным элементам и пространству поля.

Материалы: бумага, фломастер, ножницы, клей; задания можно выполнять на компьютере, осваивая 3D- программы.

2

19.11

26.11


13-14

«Поверхность и фактура.

Усложнение плоскости.

Прикладные свойства бумаги в композиции рельефа»

Использование разными способами обработанной бумаги в эскизах, макетах, а также в рекламе и

арт-дизайне. Некоторые техники обработки бумаги. Использование различных фактурных материалов в дизайн-проектах.

Задания: 1) выполнить рельеф из фактур бумаги и других материалов (в технике коллажа);

2) выполнить пейзаж (или натюрморт, портрет) в технике аппликации из рваной цветной бумаги и обрывков текстовых материалов (можно использовать старые газеты и журналы);

3) создать рельефные орнаменты (элементы орнамента) при помощи процарапывания и сгибания бумаги;

4) добиться фактурной поверхности при помощи бумажной полоски, приклеенной ребром;

5) создать тематическую композицию в технике коллажа с использованием различных приёмов работы с бумагой, а также разнофактурных материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

2

03.12

10.12


15-16

«Композиционная организация пространства. Ландшафт. Натурализм и метафора в макете»

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.

Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Усложнение рельефа вертикальных элементов. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Работа с потолочным пенопластом. Имитирующие материалы и материалы- метафоры.


Задания: 1) нарисовать на плотной бумаге несколько линий (плавных, ломанных, пересекающихся), затем при помощи разновеликих полос бумаги, приклеенных на ребро, «вырастить» ритмическую абстракцию или дом, пейзаж (по желанию);

2) создать объёмно-пространственный макет из двух-трёх объёмов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях (ступенях), и отдельных или пересекающихся вертикальных плоскостей (стен). Расположением и

формой этих элементов добиться целостности и динамического равновесия всей композиции. В макет ввести два-три цвета (пастельных оттенков); 3) подобрать различные природные материалы и искусственные фактуры, которые в дальнейшем можно использовать при создании макета ландшафта.

Материалы: бумага, потолочный пенопласт, макетный нож, ножницы, клей.

2

17.12.

24.12


Раздел 3. Дизайн городской среды (10 часов)




17-18

«Архитектурный дизайн и его значение в эстетизации городской среды»

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установлении связи между человеком и архитектурой.

Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Социальные и функциональные предпосылки организации среды.

Задание: сделать эскиз пешеходной зоны. Выполняется любым способом (рисунок, фотоколлаж, макет, компьютер). Вариант: подобрать достаточного размера фотографию улицы, затем, используя технику коллажа и графики, сделать эту улицу пешеходной, добавив уличную мебель, фонари, вазоны, павильоны, киоски ит. д.).

Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, вырезки из журналов, клей; возможен вариант выполнения работы на компьютере.

2

14.01

21.01


19-21

«Садово-парковое проектирование. Ландшафтный дизайн»

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Садово-парковое искусство. Ландшафтный дизайн. Элементы композиции садово- паркового дизайна (растения, оборудование, парковая скульптура ит. д.). Регулярные и пейзажные школы ландшафтного дизайна. Слияние в наши дни двух сфер деятельности - работы архитектора и дизайнера в одну - архитектурно-дизайнерское проектирование. Условные обозначения, применяемые в ландшафтном проекте.


Задания (на выбор): 1) сделать графический план всей территории небольшого городского или детского парка, сквера, а затем в любой технике (рисунок, фотоколлаж, макет, компьютер) выполнить эскиз основного фрагмента парка или сквера;

2) задание выполнить в той же последовательности, но сделать план и эскиз усадебного участка.

Материалы: бумага, ножницы, клей (для макетирования); можно также выполнить работу на компьютере.

3

28.01

04.02

11.02


22-24

«Дизайнерское решение экспозиционного пространства. Выставочные конструкции и экспонаты»

Дизайн выставочной среды. Организация композиционного единства и информационного комфорта крупной выставки. Роль организатора. Дизайн выставочного пространства: разработка оригинальной и удобной планировки, единого для всех участников выставки оформительского элемента, доминанты (основного визуального акцента) и т. д. Постоянные выставочные экспозиции и организация музейной экспозиции. Перевод языка фактологии всех музейных элементов на язык художественной образности.

Музейный дизайн. Традиционная музейная экспозиция и новые типы музейных экспозиций.

Диалог со зрителем.

Задания (на выбор): 1) выполнить эскиз основного фрагмента парка или сквера в нашем городе; 2) найти информацию наиболее интересных проектных решений дизайнеров для организации выставочной среды

Материалы: бумага, ножницы, клей (для макетирования); можно также выполнить работу на компьютере.

3

18.02

25.02

04.03.


25-26

Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки (музея)»


Выполнить эскиз выставочного или музейного пространства. Все макеты текстовых блоков вырезаются произвольно, но важно, чтобы их фон по возможности совпадал с фоном стенда или стены. Тема экспозиции - по выбору учащихся и учителя.


Задание: 1) сделать предварительный набросок карандашом или на компьютере; 2) выклеить макет одного из экспозиционных помещений музея или небольшой тематической выставки из плотной цветной бумаги и журнальных вырезок

Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, природные материалы; возможно выполнение работы на компьютере с помощью 3D-nporpамм

2

11.03

01.04


Раздел 4. Взаимное сочетание объёмов в композиции (8 часов)





27-28

«Поиск гармонии между функцией

и красотой в дизайне»

Прослеживание структур вещи или здания. Выявление простых объёмов, образующих вещь, агрегат или здание. Влияние взаимосочетаний объёмов на образный характер постройки или вещи. Баланс функциональности и художественной красоты. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции.


Задания: 1) графическими материалами (чёрно-белыми или цветными) изобразить любой предмет в четырёх-пяти разных «эмоциональных» состояниях (по выбору: удивление, настороженность, замкнутость, агрессия, депрессия, восторг и т. д.) Сначала создать простой по форме предмет, а затем - более сложный (например, стул: грустный, весёлый, высокомерный, агрессивный и т. п.);

2) сделать аналитический рисунок геометрического «состава» любого предмета, взятого в виде фотографии; в рисунке показать, из каких геометрических форм состоит этот предмет;

3) выполнить из бумаги или потолочного пенопласта три макета конкретных или условных зданий, состоящих из различных объёмов, соединённых способом: а) примыкания;

б) врезания или пронизывания;

в) обтекания. Можно сделать один макет, совместив в нём все три способа.

Материалы: бумага, потолочный пенопласт, макетный нож, ножницы, клей.

2

08.04

15.04


29-30

«Учимся у природы. Бионика.

Опыт формообразования

и строительства в живой природе»


Бионика - прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Применение бионических принципов в дизайне и архитектуре.


Задание: сделать зарисовки с натуры или с любой фотографии, на которой запечатлены представители флоры или фауны (постараться применить их форму и конструкцию в проектном эскизе какого-либо дизайнерского объекта).

Материалы: бумага, графические материалы, фломастер, ножницы, клей.

2

22.04

29.04





31-34

Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная конструкция»


Выполнение проекта конструкции, сочетающей в себе и плоскости, несущие некую информацию, и объёмы, включённые в пространство конструкции. Рекламная конструкция перед входом в выставочный павильон (на земле, на крыше, над входом) или сооружение, находящееся внутри павильона и даже являющееся центром, доминантой всей экспозиции.


Работа может быть как индивидуальной, так и коллективной, включающей в себя ряд этапов:

1) поисковый этап;

2) сбор, обработка информации по выбранной тематике;

3) выбор технологии изготовления дизайн-проекта; 4) изготовление макета в материале;

5) коллективное обсуждение дизайн-проекта.

Материалы: плотная цветная

бумага (пастельных оттенков), пенокартон или пенопласт,

фотоиллюстрации и т. д.

4

06.05.

13.05

20.05

27.05





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!