СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективного курсу «Основы финансовой грамотности» 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективного курсу «Основы финансовой грамотности» 10-11 класс»

Аннотация

к рабочей программе элективного курса «Основы финансовой грамотности»

10-11 класс


Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности» составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 05.04.2021г.;

  2. Примерной основной образовательной программой среднего общего образования.(Реестр. Протокол №2/16-з от 28.06.2016);

  3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 .05. 2012 г № 413, в ред. от 11.12.2020 приказ №712 Минпросвещения РФ (далее – ФГОС среднего общего образования);

  4. Авторской программы среднего общего образования по экономике (Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовате.орг/ Ю .В. Брехова, А.П.Алмосов, Д,Ю.Завьялов.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020)

  5. Авторской программы среднего общего образования по экономике (Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций, Толкачева С.В.),2019;

  6. Учебного плана МАОУ СОШ №69 города Тюмени на 2022-2023 учебный год.



Общая характеристика элективного курса


Курс помогает ученикам разобраться, как управлять деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Знание финансовые инструментов (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) может помочь ученикам в реальных жизненных ситуациях. Главная задача – научить ученика критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

Место учебного предмета

Программа рассчитана на 1 час в неделю в 10 и 11 классах (34 часа в год).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Основные источники:

  1. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2017.

Дополнительные источники:

  1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу для 10-11 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

  2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

  3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2020.

  4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2017.

  5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2016.

  6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2014.

  7. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.10-11 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

  8. Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 10-11 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018.

  9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы: учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015.

  10. Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.




  1. Планируемые результаты освоения элективного курса


1.1.Личностные результаты освоения элективного курса


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А.Г.Асмолов).

Самоопределение включает в себя:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование включает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

1.2.Метапредметные результаты освоения элективного курса

В соответствии с требованиями Стандарта метапредметные планируемые результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и

готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

1.3.Предметные результаты освоения элективного курса

В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предметные результаты изучения учебных предметов «Обществознание» и «Экономика» отражают:

1) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

2) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;

3) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика).

Личное финансовое планирование

Выпускник научится:

– характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

– различать экономические явления и процессы общественной жизни;

– выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

– понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

– применять способы анализа индекса потребительских цен;

– анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

– объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

– знать и конкретизировать примерами виды налогов;

– различать сферы применения различных форм денег;

– характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

– формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

– анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

– применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

– разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Банковские и брокерские услуги

Выпускник научится:

– различать виды ценных бумаг;

– находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

– определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

– различать виды кредитов и сферу их использования;

– уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

– определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

– оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов.

Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Выпускник научится:

– знать и классифицировать виды предоставляемых страховых услуг;

– рассчитывать страховые взносы в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхований и других факторов;

– выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

– применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.


II. Содержание элективного курса


Личное финансовое планирование (24 часа)

Человеческий капитал. Перспективные профессии и компетенции будущего. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Виды, причины и последствия инфляции. Налоговая система в РФ. Предпринимательство.

Банковские и брокерские услуги (28 часа)

Банковская система. Кредитно-денежная система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Фондовый рынок, его инструменты. Акции облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.

Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке (16 часа)

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций.


III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Целевым приоритетом на уровне СОО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

1.опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

2.трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

3. опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

4.опыт природоохранных дел;

5. опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

6.опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

7.опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

8.опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

9.опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

10.опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.



10-11 класс (68 часов)

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формируемые социально значимые и ценностные отношения

Глава I. Личное финансовое планирование

24 часа.

1-2

Человеческий капитал

2

1,2,3

3-4

Перспективные профессии и компетенции будущего в Тюменской области

2

4,5

5-6

Источники доходов и расходов семьи

2

6

7-8

Активы и пассивы

2

4,9

9-10

Личный финансовый план

2

6,9

11-12

Сбережения

2

3,9

13-14

Виды, причины и последствия инфляции

2

1,2,3

15-16

Налоговая система в РФ. Налоговая система в Тюменской области.

2

5,8

17

Налоговые декларации

1

7,8

18-19

Налоговые вычеты

2

6

20-21

Предпринимательство



2

1,2,3

22-23

Стартап: идеи и планы. Развиваем Тюменской области. НРЭО

2

1,4

24


Повторительно-обобщающий урок по главе I. Личное финансовое планирование

1

6

Глава II. Банковские и брокерские услуги

10 часов

25-26

Банковская система

2

6,7

27-28

Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России

2

1,2,3

29-30

Кредитно-денежная система российской федерации

2

5

31-32

Эволюция денег в XXI веке

2

10

33

Финансовые институты

1

4,9

34

Повторение по теме Банковские и брокерские услуги

1

6


11 класс- 34 часа



Глава I. Банковские и брокерские услуги

18 часов.

35-36

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит


2

1,2,3

37-38

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: потребительские кредиты

2

6

39-40

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: ипотечные кредиты

2

7,9

41

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: платежная карта

1

5,7

42

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: платежная карта. Предложения, доступные в Тюменской области. НРЭО

1

4,6

43-44

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: электронные деньги

2

2,8

45-46

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: денежный перевод, обмен валюты

2

5,7

47-48

Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг

2

1,2,3

49-50

Фондовый рынок, его инструменты

2

1,9

51-52

Акции облигации и другие ценные бумаги

2

5

Глава II. Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке

16 часов

53-54

Проектная деятельность по теме: Страховые услуги: страхование жизни, здоровья

2

8,9,10

55-56

Страховые услуги: страхование имущества, ответственности

2

4,5

57-58

Пенсионное обеспечение

2

7,9

59-60

Дополнительное пенсионное страхование

2

3,4

61-62

Защита прав потребителей в Тюменской области

2

1,2,3

63-64

Защита от финансовых махинаций: банковские услуги

2

9,10

65-66

Защита от финансовых махинаций: финансовые пирамиды

2

6

67

Защита от финансовых махинаций: риски в сети Интернет

1

5,6

68

Повторительно-обобщающий урок

1

6


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!