Аннотация
к рабочей программе элективного курса «Основы финансовой грамотности»
10-11 класс
Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности» составлена на основе следующих документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 05.04.2021г.;
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования.(Реестр. Протокол №2/16-з от 28.06.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 .05. 2012 г № 413, в ред. от 11.12.2020 приказ №712 Минпросвещения РФ (далее – ФГОС среднего общего образования);
Авторской программы среднего общего образования по экономике (Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовате.орг/ Ю .В. Брехова, А.П.Алмосов, Д,Ю.Завьялов.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020)
Авторской программы среднего общего образования по экономике (Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций, Толкачева С.В.),2019;
Учебного плана МАОУ СОШ №69 города Тюмени на 2022-2023 учебный год.
Общая характеристика элективного курса
Курс помогает ученикам разобраться, как управлять деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Знание финансовые инструментов (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) может помочь ученикам в реальных жизненных ситуациях. Главная задача – научить ученика критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
Место учебного предмета
Программа рассчитана на 1 час в неделю в 10 и 11 классах (34 часа в год).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Основные источники:
Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2017.
Дополнительные источники:
Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу для 10-11 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2020.
Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2017.
Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2016.
Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2014.
Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.10-11 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 10-11 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы: учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Планируемые результаты освоения элективного курса
1.1.Личностные результаты освоения элективного курса
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А.Г.Асмолов).
Самоопределение включает в себя:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование включает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания;
- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
- ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
- формирование моральной самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
1.2.Метапредметные результаты освоения элективного курса
В соответствии с требованиями Стандарта метапредметные планируемые результаты отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3.Предметные результаты освоения элективного курса
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предметные результаты изучения учебных предметов «Обществознание» и «Экономика» отражают:
1) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
2) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
3) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика).
Личное финансовое планирование
Выпускник научится:
– характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
– различать экономические явления и процессы общественной жизни;
– выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
– понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
– объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
– знать и конкретизировать примерами виды налогов;
– различать сферы применения различных форм денег;
– характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
– формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
– применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
– разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Банковские и брокерские услуги
Выпускник научится:
– различать виды ценных бумаг;
– находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
– определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
– оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов.
Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке
Выпускник научится:
– знать и классифицировать виды предоставляемых страховых услуг;
– рассчитывать страховые взносы в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхований и других факторов;
– выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
– применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
II. Содержание элективного курса
Личное финансовое планирование (24 часа)
Человеческий капитал. Перспективные профессии и компетенции будущего. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Виды, причины и последствия инфляции. Налоговая система в РФ. Предпринимательство.
Банковские и брокерские услуги (28 часа)
Банковская система. Кредитно-денежная система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Фондовый рынок, его инструменты. Акции облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.
Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке (16 часа)
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций.
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Целевым приоритетом на уровне СОО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
1.опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
2.трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
3. опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
4.опыт природоохранных дел;
5. опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
6.опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
7.опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
8.опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
9.опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
10.опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
10-11 класс (68 часов)
Наименование раздела, темы | Количество часов | Формируемые социально значимые и ценностные отношения |
Глава I. Личное финансовое планирование | 24 часа. |
1-2 | Человеческий капитал | 2 | 1,2,3 |
3-4 | Перспективные профессии и компетенции будущего в Тюменской области | 2 | 4,5 |
5-6 | Источники доходов и расходов семьи | 2 | 6 |
7-8 | Активы и пассивы | 2 | 4,9 |
9-10 | Личный финансовый план | 2 | 6,9 |
11-12 | Сбережения | 2 | 3,9 |
13-14 | Виды, причины и последствия инфляции | 2 | 1,2,3 |
15-16 | Налоговая система в РФ. Налоговая система в Тюменской области. | 2 | 5,8 |
17 | Налоговые декларации | 1 | 7,8 |
18-19 | Налоговые вычеты | 2 | 6 |
20-21 | Предпринимательство | 2 | 1,2,3 |
22-23 | Стартап: идеи и планы. Развиваем Тюменской области. НРЭО | 2 | 1,4 |
24 | Повторительно-обобщающий урок по главе I. Личное финансовое планирование | 1 | 6 |
Глава II. Банковские и брокерские услуги 10 часов |
25-26 | Банковская система | 2 | 6,7 |
27-28 | Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России | 2 | 1,2,3 |
29-30 | Кредитно-денежная система российской федерации | 2 | 5 |
31-32 | Эволюция денег в XXI веке | 2 | 10 |
33 | Финансовые институты | 1 | 4,9 |
34 | Повторение по теме Банковские и брокерские услуги | 1 | 6 |
11 класс- 34 часа |
Глава I. Банковские и брокерские услуги 18 часов. |
35-36 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит | | 2 | 1,2,3 |
37-38 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: потребительские кредиты | 2 | 6 |
39-40 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: ипотечные кредиты | 2 | 7,9 |
41 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: платежная карта | 1 | 5,7 |
42 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: платежная карта. Предложения, доступные в Тюменской области. НРЭО | 1 | 4,6 |
43-44 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: электронные деньги | 2 | 2,8 |
45-46 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: денежный перевод, обмен валюты | 2 | 5,7 |
47-48 | Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг | 2 | 1,2,3 |
49-50 | Фондовый рынок, его инструменты | 2 | 1,9 |
51-52 | Акции облигации и другие ценные бумаги | 2 | 5 |
Глава II. Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке 16 часов |
53-54 | Проектная деятельность по теме: Страховые услуги: страхование жизни, здоровья | 2 | 8,9,10 |
55-56 | Страховые услуги: страхование имущества, ответственности | 2 | 4,5 |
57-58 | Пенсионное обеспечение | 2 | 7,9 |
59-60 | Дополнительное пенсионное страхование | 2 | 3,4 |
61-62 | Защита прав потребителей в Тюменской области | 2 | 1,2,3 |
63-64 | Защита от финансовых махинаций: банковские услуги | 2 | 9,10 |
65-66 | Защита от финансовых махинаций: финансовые пирамиды | 2 | 6 |
67 | Защита от финансовых махинаций: риски в сети Интернет | 1 | 5,6 |
68 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 6 |