СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Экономике домашнего хозяйства" 6 класс.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Экономике домашнего хозяйства" 6 класс.»

I. Пояснительная записка.

1. Обоснование разработки рабочей программы по коррекционному курсу «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс.

Учебная программа по «Экономике домашнего хозяйства» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного  хозяйства, «домашней бухгалтерией».

Данная программа разработана и составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – формирование жизненных компетенций, овладение ими учебной деятельностью, а также формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Основной целью социально-экономического образования и воспитания школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начальной экономической культуры.

Цели  курса 

  • Дать школьникам общее представление об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей – потребитель, производитель, гражданин.

  • Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.

  • Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.

  • Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.

  • Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.


Задачи курса

  1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.

  2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.

  3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.

  4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.

  5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

  6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональномусамоопределению.



Коррекционная работа по «Экономике» носит элементарно-практический характер и направлена на разрешения следующих основных (коррекционных) задач:

- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;

- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;

- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;

- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;

- развитие познавательной активности;

- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.

Главная особенность и принципиальное отличие данного курса «Экономики домашнего хозяйства» – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Данная программа «Экономика домашнего хозяйства» основана 6 класс на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодёжи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель экономического образования и воспитания на данном этапе – формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня, «что должен знать каждый» об экономике. Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных этапах обучения школьников им разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Он предусматривает ознакомление школьников с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучение простейшим навыкам потребителя.





2. Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;

4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».


3. УМК (учебники и рабочие тетради).

В связи с отсутствием учебников по коррекционному курсу «Экономика домашнего хозяйства», составленной по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010., допускается частичное использование учебников по «Экономике» для 6 класса:

1. Экономика: «Я и школа»: Учебное пособие для 6 класса общеобразоват. учр./Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева, М.В.Головин; под ред. И.А.Сасовой .-М.: ВИТА–ПРЕСС,2010.


4. Количество часов на коррекционный курс «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс

(1 час в неделю 34 часа в год).

Коррекционный курс «Экономика» в специальной коррекционной школе  является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса. Программа по «Экономике» в 6 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Коррекционный курс «Экономика» изучается в 6 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения занятие по «Экономике» в 6 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 6 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 6 класс – 34 учебные недели.








II. Планируемые результаты освоения коррекционного «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс.

В рамках курса «Экономика домашнего хозяйства» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География», «Технология», «Природоведение», «Окружающий мир» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.

Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и аргументации (пояснения или комментария) своей позиции оценки по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, гражданского самосознания и социально-профессиональной ориентации.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные:

  • на решение проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности;

  • на организацию сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат;

  • на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;

  • на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по «экономике домашнего хозяйства» являются:

  • обладать способностью анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.

  • осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества, принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.

  • с учетом имеющегося опыта родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, любимой профессии.

  • анализировать источники доходов семьи и видеть возможность их увеличения.

  • принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учить рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязанности перед самим собой и семьей.

  • осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.

  • анализировать как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов и вкладчиков.

  • при выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативы.


Требования к подготовке учащихся.

Основные знания и умения.

Знать:

какие бывают потребности;

- каковы источники удовлетворения потребностей;

- почему все потребности нельзя удовлетворить;

- необходимость выбора;

- деньги и их роль в жизни человека и общества;

- доходы и расходы в семье;

- где можно приобрести товары и услуги;

- права потребителя;

- взаимоотношения покупателя и продавца;

- значение труда в удовлетворении потребностей;

- что такое собственность;

- представление о школьном хозяйстве;

- представление о домашнем хозяйстве;

- представление об особенностях регионального хозяйства;

- возможности местного хозяйства в удовлетворении потребности людей.

Уметь:

- анализировать свои потребности;

- выделять жизненно важные потребности;

- определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;

- пользоваться деньгами;

- определять источники доходов и расходов;

- объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

- совершать элементарные покупки в магазине;

- анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

























III. Содержание коррекционного курса «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс.


Проблема выбора 8 ч.

Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. Хочу и могу. Вещи первой необходимости в вашем доме.

Деньги 7 ч.

Происхождение денег. Что такое деньги. Зачем нужны деньги. Потребность людей в деньгах. Деньги в твоей семье. Где хранят деньги. Деньги в разных странах.

Доходы и расходы 10 ч.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов. Твой вклад в приумножении доходов семьи.

Расходы семьи: на питание, одежду,оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование.

Что сколько стоит. Что значит экономить. Бюджет.

Покупатель и продавец 9 ч.

Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания. Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки. Как вам известны цены на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция.































IV. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс (1 час в нед.-34 часа в год).

п/п

Тема урока


Формы организации и виды деятельности.

Кол-во

часов.

Дата

план.

Дата

факт.

1.

Понятия «экономика», «экономность», «бережливость». Основные экономические вопросы.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



2.

Разнообразие потребностей. Отличие нужды от потребностей.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. Работа с литературными источниками «Сказка о рыбаке и рыбке».

1



3.

Возможности удовлетворения потребностей.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



4.

РесурсыПриродные, трудовые ресурсы.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



5.

Экономические ресурсы.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



6.

Ограниченность ресурсов.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



7.

Ограниченность времени.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



8.

Без чего человеку не обойтись.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



9.

Вещи первой необходимости в вашем доме.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



10.

Что такое деньги? Их происхождение.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



11.

Зачем нужны деньги?

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



12.

Потребности людей в деньгах.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



13.

Деньги в семье.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

Участие в игре «Монополия».

1



14.

Где и как хранят деньги.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



15.

Деньги в разных странах.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



16.

Обобщающий урок по теме: «Деньги».

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



17.

Доходы семьи.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



18.

Твой вклад в доходы семьи.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



19.

Доходы предприятий и государства.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



20.

Расходы семьи.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



21.

Расходы предприятий и

государства.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



22.

Бюджет.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



23.

Что значит экономить?

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



24.

Как важно вести учёт доходов и расходов.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



25.

Обобщающий урок по теме: «Доходы и расходы».

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

Участие в игре «Доходы и расходы».

1



26.

Покупатель.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



27.

Продавец.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



28.

Товар. Ассортимент.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



29.

Где покупают товары.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



30.

Ценообразование. Почему цены разные.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



31.

Конкуренция.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



32.

Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



33.

Экономическая деятельность подростков.

Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока.

1



34.

Итоговое занятие по экономике.

Участие в экономической игре.

1












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!