СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии 10 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии составлена на 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии 10 класс»


Пояснительная записка


Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

В 10 классе изучается раздел «Общая экология» в течение 34 часов. В нем рассматривается закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Изучение этой главы основано на рассмотрении вопросов, касающихся организмов, популяций (сообществ) и, наконец, экосистем, т.е. от частного к общему.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Уровень усвоения программы: базовый

Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. 
 Задачи:  
 - формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии; 
-  развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
 - формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
 - закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней;
 - научить выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы.






Распределение учебных часов по разделам курса


Разделы учебной программы

Количество часов (всего)

Лабораторная работа

Контроль знаний

1

Введение

1



2

Организм и среда

9

2

1

3

Сообщества и популяции

11

1 (пр.работа)

1

4

Экосистемы

10


1

5

Проектная деятельность

3




Итого:

34

3

3


Тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

1

Введение

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками. Уметь: давать определения «экология», знать классификацию экологии как науки, формулировать задачи экологии.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

Организм и среда (9 часов)

2

Потенциальные возможности размножения организмов

Геометрическая прогрессия

размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами

среды. Практическое значение

потенциала размножения

организмов.





Знать: понятие

«потенциальная

возможность размножения

организмов»; о зависимости видов от окружающей среды. Уметь: сопоставлять способности организмов к беспредельному росту численности и условий окружающей среды, которые сдерживают эти возможности

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

3

Общие законы зависимости организма от факторов среды.

Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающих» фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека

Знать: общие законы зависимости организмов от факторов среды; о значении всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь: объяснять механизм действия закона оптимума и использовать его для развития представлений об экологическом разнообразии видов;

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

4

Основные пути приспособления организмов к среде

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза в практике.

Давать определение понятиям: глубокий анабиоз, скрытая жизнь. Знать: об основных путях приспособления организмов к среде.

Уметь: раскрывать физиолого-физические основы адаптации; показывать многообразие путей приспособления к среде.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

5

Основные среды жизни

Условия обитания организмов. Основные среды жизни. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва. Живые организмы как среда жизни.

Знать: основные среды

жизни. Уметь: доказывать, что условия среды обитания «диктуют» наличие определенных

экологических

приспособлений у

организмов, ее населяющих.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

6

Пути воздействия организмов на среду обитания.

Л/р №1 «Почвенные обитатели и их средообразующая

деятельность»

Газовый и водный обмен, Пищевая активность. Рост, Роющая деятельность. Фильтрация, Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности

Знать: пути воздействия организмов на среду

обитания.

Уметь: показывать изменения организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений

жизнедеятельности, а также связь биосферных процессов и жизни отдельных особей.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

7

Приспособительные формы организмов.

Л/р №2 «Жизненные формы

животных»

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.

Знать: приспособительные формы организмов. Уметь: объяснять что такое морфологические адаптации; конвергенция.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

8

Приспособительные ритмы жизни

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Знать: о приспособительных ритмах жизни.

Уметь: объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер (настройка на ритмику внешней среды), от множества других биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание, сердцебиение, работа желез внутренней секреции и т.д.). Характеризовать на примере приспособительных ритмов

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

9

Обобщение по теме «Организм и среда»

Геометрическая прогрессия

размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

10

Зачёт по теме «Организм и среда»



Сообщества и популяции (10ч.)

11

Типы взаимодействия организмов

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений.

Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.

Знать: типы взаимодействия

организмов.

Уметь: характеризовать

биотические связи (прямые,

косвенные, односторонние,

двусторонние).

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

12

Законы и следствия пищевых отношений

Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв. Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.

Знать: законы и следствия пищевых отношений

Уметь: характеризовать разнообразие пищевых отношений в природе.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.


13

Законы конкурентных отношений в природе

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная

практика. » Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные

отношения и

экологическая инженерия.

Знать: законы

конкурентных отношений в

природе.

Уметь: объяснять понятие

конкуренция и ее роль в природе.


Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

14

Популяции

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

Знать: что такое популяция, ее динамику роста численности.

Уметь: характеризовать популяцию, не просто как сумму особей на определенной территории, а как закономерно организованную систему, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения.


Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Приводить примеры видов и популяций Сарапульского района

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

15

Демографическая структура популяций

Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание

оптимальной структуры природных популяций.

Знать: демографическую структуру популяции. Уметь: объяснять, что знание демографических характеристик любой популяции позволяет прогнозировать изменение ее численности.

16

Рост численности и плотность популяций

Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.

Знать: как регулируется численность в природе.

Уметь: давать понятие о факторах- регуляторах численности; показывать, что результат их действия возрастает с повышением плотности популяции (внутривидовые отношения). Уметь отличать двустороннее

взаимодействие от одностороннего.

17

Численность популяций и ее регуляция в природе

18

Практическая работа «Вычисление плотности и роста популяции»

Применять на практике полученные знания.

Уметь делать выводы и обобщать.

19

Биоценоз и его устойчивость

Видовой состав биоценозов.

Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования

Искусственных сообществ.

Знать: структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь: характеризовать виды-доминанты; объяснять то, что виды-доминанты формируют тот или иной тип сообщества; объяснять значение видового разнообразия

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

20

Обобщение темы


Знать: материал темы «Сообщества и популяции»

Уметь: обобщать,

анализировать.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

21

Зачет №2 по теме «Сообщества и популяции»


Экосистемы (10ч.)

22

Законы организации экосистем

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания

искусственных экосистем

Давать определение понятиям: экосистема, поток вещества и энергии, биогенные вещества, продуценты, консументы, редуценты, биологический круговорот веществ.

Знать: законы организации экосистем; что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот: понятия поток вещества и энергии.

Уметь: объяснять значение круговорота веществ, как необходимого условия для поддержания жизни.


Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

23

Законы биологической продуктивности

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Давать определение понятиям: цепи питания, сеть питания, трофические уровни, биологическая продукция, биомасса, белковое голодание.

Знать: законы биологической продуктивности.

Уметь: показывать разницу между понятием «сети питания» и «цепи питания», объяснять причины быстрой потери энергии в цепях питания и связывать это явление с практическими вопросами жизни.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

24

Агроценозы и агроэкосистемы

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.

Давать определение понятиям: агроценозы, агроэкосистемы, биологические методы борьбы.

Знать: особенности

агроценозов и

агроэкосистем.

Уметь: характеризовать

агроценозы как сообщества, создаваемые человеком; показать их функционирование по природным законам, несмотря на специфику агроценоза.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

25

Обобщение и промежуточный контроль


Знать: законы организации экосистем, законы биологической продуктивности, материал об агроценозах и агроэкосистемах.

Уметь: характеризовать агроценозы как сообщества.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

26

Саморазвитие экосистем – сукцессии

Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Смена видов и изменение, продуктивности. Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ.

Давать определение понятию: сукцессия.

Знать: как формируются устойчивые экосистемы в природе.

Уметь: характеризовать пожары, которые являются естественной причиной нарушения экосистем; давать представления о низовых и верховых пожарах, их последствиях; указывать общие закономерности саморазвития биоценозов.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

27

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем

Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности в функционировании биологических систем. Взаимная

дополняемость видов в биоценозах. Взаимная регуляция численности и распределения в пространстве. Снижение устойчивости экосистем при уменьшении видового разнообразия в природных и антропогенных условиях.

Знать: что такое биологическое разнообразие, каковы причины его уменьшения.

Уметь: характеризовать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

28

Биосфера

В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ. Устойчивость жизни на Земле в геологической истории Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы

Знать: понятие биосферы, как общепланетарной оболочки.

Уметь: характеризовать роль живого вещества в преобразовании Земли; Выделять глобальные экологические ситуации и показывать необходимость экологических знаний для их решения.

Давать определение понятиям: биосфера, биокосные тела, живое вещество

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

29

Экология как научная основа природопользования

Экологическая наука на службе человека. Практическая значимость экологии. Экологическое образование.

Знать: особенности и причины сложности экологизации производств.

Уметь: подводить итоги изучения курса «Основы экологии», подчеркивать практическую значимость знания общих экологических законов в различных областях человеческой деятельности.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

30

Обобщение

Экология – многогранная и универсальная наука, затрагивающая все формы взаимоотношений человека с природой.

Знать: материал темы «Экосистемы»

Уметь: обобщать,

анализировать.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

31

Зачет №3 Экосистемы


32-34

Проектная деятельность

Мониторинг, исследование, продукт, этапы проекта

Уметь: применять полученные знания на практике, работать в условиях природы, проводить исследования.

Формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирую­щие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экс­тремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; ко­личественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исклю­чения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популя­ций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее ре­гуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экоси­стем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторич­ная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пи­рамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водо­ема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости попу­ляций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные осо­бенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Зем­ли, возможности влияния и перспективы управления демографическими про­цессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила ох­раны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные соору­жения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расхо­дование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффектив­ность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сы­рья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лес­ных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Удмуртии и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воз­действие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Удмуртии и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и ус­тойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хо­зяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природ­ных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и обще­ства;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

- бороться с ускоренной эрозией почв;

- охранять пресноводных рыб в период нереста;

- охранять полезных насекомых;

- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.

- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.



Список литературы для учителя и учащихся


1. Алексеев С.В. Экология 10-11 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

2. Алексеев С.В. Экология 9 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 – 11 классы. – М.: «НЦ ЭНАС», 2002

4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 классы.- М.: «ОНИКС 21 век», 2004

5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. – М.: Просвещение, 1998

6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: «Творческий центр», 2005

7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана-Граф», 2004

8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс - М.: «Дрофа», 2012

9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2004



Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. СD «1С: Образование. Экология. 10-11 кл.

  2. Учебно - электронное пособие «Экология» Московский Государственный институт электроники и математике. 10-11кл.

  3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.







Контрольно-измерительные материалы


Зачёт по теме: «Организм и среда».

I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организм

А - биотический фактор Б - абиотический фактор В - ограничивающий фактор Г - экологический фактор

2. Состояние мнимой смерти А - клиническая смерть Б – анабиоз В – спячка Г - скрытая жизнь

3. Пределы положительного влияния на живые организмы

А - закон оптимума Б - закон пессимума В - закон ограничения Г - закон воздействия

4. Условия, близкие к критическим точкам, особенно тяжелы для выживания

А – экстремальные Б - оптимальные В – пессимальные Г - ограничивающие

5. Состояние организмов, близкое к анабиозу, называют

А - мнимой смертью Б - явной смертью В - неявной жизнью Г - скрытой жизнью или криптобиозом

6. Закон большого числа яиц характерен для А – хищников Б - одноклеточных организмов В - бактерий Г – паразитов

7. Питание, в результате которого происходит самоочищение водоемов

А - процеживающее питание Б - осадкообразующее питание В - фильтрационное питание Г - очищающее питание

8. Совокупность мелких водных обитателей А – бентос Б - нектон В - планктон Г - замор

9. Массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода А – заморы Б – заторы В - заводи Г - голодание

10. Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими требованиями

А - закон Гаузе Б – закон Вернадского В - правило Тинеманна Г - закон Ч.Элтона

11. Лишайник - это

А - симбиоз грибов и простейших Б - симбиоз грибов и водорослей В - симбиоз простейших и водорослей Г - симбиоз растений и грибов

12. Способность организмов реагировать на изменение длины дня называется

А - суточным ритмом Б – фотопериодизм В - фотопериод Г - годовым ритмом

13. Изменения в соотношении дня и ночи называется

А - суточным ритмом Б – фотопериодизм В - фотопериод Г - годовым ритмом

14. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в океане на глубине 6000 м:

А – вода Б – температура В - соленость воды Г – свет

15. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в пустыне летом:

А – вода Б – температура В - давление Г – свет

II. Выберите правильные ответы из предложенных.

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:

биотические

абиотические

антропогенные




Хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.


Зачёт по теме «Сообщество и популяция»

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1. Взаимовыгодные отношения в экологии ещё называются

А – мутуализмом Б - симбиозом В - трофическими связями Г - альтруизмом

2. Чем беднее видами сообщество, тем выше численность отдельного вида – это правило

А – Геккеля Б - Жаккара В - Докучаева Г - Тинеманна

3. Связи между разными организмами называют:

А - прямыми Б - косвенные В - нейтральными Г – биотическими

4.  Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов

А - щука и карась Б - лев и зебра В - песец и лемминг Г - ворона и сорока

5. Биоценоз – это совокупность организмов:

А -  одного вида, обитающих на определенной территории

Б - разных видов, обитающих на разнородных участках ареала
В - одного вида, обитающих на разнородных участках ареала
Г - разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом

6. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

А - изначально поступает от солнца
Б - расходуется в процессе дыхания 
В - идет на построение новых тканей 
Г - превращается в бесполезное тепло
Д - выделяется в экскрементах

7. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

А - от продуцентов к консументам и далее к редуцентам

Б - от редуцентов к консументам и далее к продуцентам
В - от консументов к продуцентам и далее к редуцентам
Г - от продуцентов к редуцентам и далее к консументам

8. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:

А – корова Б - белый гриб В - клевер луговой Г - человек

Задание 2.

1. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего проявляется в природе при взаимодействии следующих организмов: волк – заяц, корова – жук-навозник, лесная мышь – дуб (желудь), дятел – личинка короеда, рыжая лесная полевка – лесная мышь, рыжий муравей – гусеница пяденицы, ондатра – полевка, сойка – рыжий муравей, взрослая ель – проросток березы, белый гриб – ель.

2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой (название организмов можно использовать только один раз).

Ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

3. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.

Пары организмов: ландыш – сосна, полевая мышь – обыкновенная полевка, волк – лисица, окунь-щука, канюк – сова-неясыть.

Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.


Зачёт по теме «Экосистемы»

Задание № 1. Выберите один правильный ответ:

1. Термин «экология» в 1866 году предложил

1) Ю. Сакс 2) Э. Геккель 3) И. Сеченов 4) Ф. Мюллер

2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания  - фактор

1) биотический 2) антропогенный 3) абиотический 4) экологический

3. Ограничивающий фактор в биоценозе

1) свет 2) воздух 3) пища 4) почва

4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

1) биоценоз 2) биогеоценоз 3) экосистему 4) фитоценоз

5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества 2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества 4) выполняют все перечисленные функции

6.Самая высокая продуктивность

1) смешанные леса 2) лиственные леса 3) хвойные леса 4) тропические леса

7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

1) продуценты 2) консументы 3) редуценты 4) детритофаги

8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

1) пищевая цепь 2) пищевая сеть 3) пищевой уровень 4) пирамида численности

9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

1) правило экологической пирамиды 2) закон гомологических рядов 3) ограничивающий фактор 4) оптимальный фактор

10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

1) микроорганизмов 2) растений 3) хищников 4) консументов 3-го порядка

11. Наиболее подвержены изменениям  компоненты биоценоза

1) продуценты 2) консументы 3) редуценты 4) нет правильного ответа

12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

1) фотопериодизм 2) биологические ритмы 3) биологические часы 4) биотические факторы

13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид 2) развивающий вид 3) исчезающий вид 4) эндемичный вид

14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

1) зимний покой 2) зимняя спячка 3) остановка физиологических процессов 4) анабиоз

15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

1) флора 2) фауна 3) экосистема 4) сообщество

16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические 2) антропогенные и биотические 3) абиотические и биотические 4) антропогенные, биотические, абиотические

17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости

1) особи разных видов не связаны между собой 2) большое число видов ослабляют конкуренцию

3) особи разных видов используют разную пищу 4) в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом

18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

1) круговорот не замкнутый 2) цепи питания короткие

3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

4) поглощенные растениями элементы из почвы,  не все в нее снова возвращаются

19.  Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

1) привлечение плотоядных животных 2) привлечение животных – редуцентов

3) внесение органических удобрений 4) уничтожение сорняков пропалыванием       

 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

1) заказник 2) заповедник 3) национальный парк 4) памятник природы

Задание № 2

В заданиях 1 – 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

1. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

2. Консументом леса является волк   

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Г) хищник

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

 Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания 3  установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

Пары животных

 

Типы взаимоотношений

А) острица – человек

Б) волк – заяц

В) сова – мышь

Г) гидра - дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

 

1) хищник – жертва

2) паразит - хозяин

 Задание № 3 При выполнении заданий, необходимо дать развернутый ответ.

1.Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!