МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. Жилино
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ____________ Сергеева М.К.. « »___________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________Кузнецова В.В. « »_______________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ пос.Жилино _______________________Щур Н.К. Приказ№_______________ От « »_______________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по духовно-нравственному воспитанию
в 3 классе МБОУ СОШ п.Жилино
(базовый уровень)
учителя начальных классов
Васильевой Татьяны Ивановны
(первая квалификационная категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___
от «___» _____2016г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Я – гражданин России» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России»
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны.Историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Реализация программы предполагает разнообразие деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии.
Объём курса в 3 классе 14ч. из расчета 1 ч. в неделю в III - IVчетверти.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Обучающийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Содержание курса
Раздел I. Я живу в России (14 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Календарно - тематическое планирование
№ темы п/п | Тема/ раздел курса | Кол-во часов | Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Дата |
По плану | Факт |
Я живу в России (14 часов) |
1-2 | От Москвы и до окраин | 1 | Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего села» | | |
3 | Москва – столица России | 1 | Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи | | |
4-5 | Россия - многонациональное государство. Народы России | 2 | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России | | |
6-7 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях | 2 | Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» | | |
8 | Праздники России | 1 | Традиции нашего класса | | |
9 | Гражданин России | 1 | Исследовательский мини-проект: «Символика страны и родного края» | | |
10-11 | Имена и фамилии | 2 | Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» | | |
12 | Чудеса света | 1 | Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» | | |
13-14 | Сохранить прекрасное, вечное | 3 | География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) | | |
Ресурсное обеспечение программы
Литература основная и дополнительная
Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
4. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.