СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Искусство оригами» на 2021 – 2022 учебный год 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по духовно-нравственному направлению «Искусство оригами» на 2021 – 2022 учебный год 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Искусство оригами» на 2021 – 2022 учебный год 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»





Рассмотрено

на заседании МО классных руководителей

Протокол № ___01___ от 31август 2021 г.

Руководитель МО_____/Парахина О.В./




Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № 01 от 31 августа 2021 г.

Приложение №_____ к ООО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021 учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

Строчинский С.А. _____________________

приказ № 452 от 31 августа 2021 г.


Рабочая программа

по духовно-нравственному направлению

(указывается направление внеурочной деятельности)

«Искусство оригами»

(наименование кружка, секции, клуба и т.д.)

на 2021 – 2022 учебный год

(срок реализации программы)

5 класс

(возраст обучающихся)

Составитель: Новотарская Н.В.

Должность: учитель изобразительного искусства

Квалификация: высшая


Согласовано: заместитель директора по учебной работе: Шитова О.В./__________________./ «____»______________20___г.


город Нижневартовск, 2021 год

Пояснительная записка


Программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Искусство оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта.

Актуальность изучение программы обусловлена с новыми жизненными условиями, в которые поставлены современные учащиеся. В условиях современного общества роль культуры и искусства как важнейший механизм саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром.

В настоящие время учащиеся выдвигают свои актуальные требования:

  • Быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

  • Быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

  • Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многочисленных видов творческой деятельности конструирование занимает один из ведущих положений.

  • Этот вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.

  • Одним из видов конструирования является оригами. Это интересное занятие к тому же и очень полезное.

Оригами:

  • С его помощью развивает актуальность, пространственное воображение, художественный вкус, память, логика, чертежные навыки, уверенность в своих силах и способностях, активируется мысленный процесс;

  • Знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);

  • Улучшает способность следовать устным инструкциям

  • Воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;

Введение программы обуславливается тем, что, несомненно, способствует интеллектуальному развитию ребенка и создают приятную атмосферу взаимного понимания и сотрудничества в школе и в кругу одноклассников, в семье. И главное, оригами может понравиться каждому независимо от возраста, пола, национальности и языка.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;

  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой;

  • знакомятся со свойствами бумаги;

  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;

  • знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Программа «Искусство оригами» адресована учащимся 5-м классам.





1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Искусство оригами»

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса

Цель занятий оригами: состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески резвится, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:

  • знакомство с понятиями как: модуль оригами, круговая мозаика, круг, архитектурная оригами, изучение объемных оригами – условными обозначениями, складывание модулей, базовыми формами оригами;

  • знакомство с элементами квадрата – основными геометрическими понятиями, применяемыми в оригами;

  • приобретение знаний, умений и навыков по складыванию базовых модулей оригами;

  • навыки самостоятельного складывания наиболее распространённых и простых в изготовлении моделей оригами;

  • приобретение умений и навыков по складыванию фигур оригами с использованием схем («чтение чертежей»);

  • приобретение знаний, умений и навыков

  • технология складывания бумаги, рациональное, эффективное использование бумаги;

  • способы изготовления необходимых для работы бумажных квадратов.

  • развитие внимание, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображении.


Личностными результатами изучения курса «Искусство оригами» является формирование следующих умений:

  • воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

  • научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку;

  • развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

  • воспитать уважение к труду старших поколений;

  • познакомить с элементами технической и информационной информацией;

  • развить понимание необходимости декоративной переработке изображаемых предметов и образов реального мира;

  • воспитать вкус и пробуждать фантазию.

  • научиться самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи.

  • Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми курса «Искусство оригами» являются:

  • обобщение знаний об оригами;

  • объективное оценивание результатов работы в группах с точки зрения эстетических и технологических требований;

  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о оригами

  • изучить историю появления оригами;

  • закрепить умения выполнять простейшую круговую мозаику;

  • развить у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на заготовленном листке бумаги.

  • научить изготавливать модули, используя знания, полученные на уроках математики;

  • дать представление об архитектурном оригами;

  • научить подбирать бумагу с позиции экологии и домашней экономики;

  • научить создавать объемные изделия, имеющие значимую потребительскую стоимость.

  • выбор для решения поставленных задач различных источников информации, включая энцикло­педии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

Предметными результатами освоения учащимися основ­ной школы программы «Искусство оригами» являются:

  • научить приготовление модулей и их нему последовательности соединения;

  • научить приемам нарезки нужной формой детали;

  • научить экономному расходованию материалов;

  • научить организации рабочего места и приемам безопасного труда при работе с бумагой, ножницами и канцелярским ножом.

  • научить последовательности изготовления кусудама;

  • научить работать с инструкционными картами;

  • научить техническим приемам и условиям выполнения оригами;

  • развить моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и бумагой;

  • достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро­вания и создания объектов труда;

  • применение элементов простейших форм оригами;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой и технологической дисципли­ны;

  • формирование рабочей группы для выполнения проек­та с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • презентация и защита проекта изделия;

  • сочетание образного и логического мышления в про­цессе проектной деятельности.


2. Содержание курса «Искусство оригами»

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Вводная беседа

Краткая история возникновения бумаги. Необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой. Техника безопасности при работе с клеем, ножницами.

Раздел 1.

Техника безопасности. Базовые формы оригами. Краткая история оригами. Условные обозначения. Выполнение основных базовых форм в оригами.

Оригами «сложенная бумага» — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона. Разновидности оригами — модульное оригами и кусудама.

Практические занятия

  1. Изготовление цветов.

  2. Изготовление листьев.

  3. Коробочек

  4. Транспорта

  5. Изготовление ваз.

  6. Животные и многое другое.

Раздел 2.

Модульное оригами. Последовательность изготовления треугольных модулей оригами. Благоприятные цветовые сочетания. Последовательность складывания игрушки по выбору из модулей оригами.

Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами — придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Практическое занятие

  1. Изготовление треугольных модулей оригами.

  2. Выполнение стрекозы. Изготовление игрушки из модулей.

  3. Животные и птицы.

  4. Корзины.

  5. Куклы.

Раздел 3.

Кусудама. История и виды кусудама. Последовательность складывания форм из модулей оригами.

Кусудама «лекарственный шар» — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

Однако, кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами. Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ, создали новые конструкции кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса).

Практическое занятие

Изготовление кусудама из модулей.



3. Тематическое планирование курса


Тема

Количество часов

По плану

Фактически

Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, канцелярским ножом.

Условные обозначения способов складывания. Базовые формы.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «треугольник». Работа - котик, щенок, колечко.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «треугольник». Работа - игрушка для театра, снегирь, рыбка, колпачок, цветок.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «треугольник». Работа - зонтик, летящая птица, курица.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «книжка». Работа – карман, складывание салфеток, елочка, пирамида, снеговик, Снегурочка.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «книжка». Работа – куклы гном и петрушка, цыпленок, волк, снежинка, рыбка.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «дверь». Работа – лодка, автомобиль, бантик-бабочка, сюрикэн, гриб, домики, кубик.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «двойной дом». Работа – пианино, сумочка для нот, диван, пилотка, кошельки.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «двойной дом». Работа – самолет, корона, говорящие мордочки.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «воздушный змей». Работа – клюющая птичка, сова, кубик без четырех углов, змея.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «воздушный змей». Работа – слоненок, поросенок, тигренок, бельчонок, камышовый кот.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «воздушный змей». Работа –динозавр, крокодил, мышонок, птица, утка, лисенок, котенок.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «воздушный змей». Работа – снежинка, звезда, воробей, ворона, обезьяна, овечка.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «блинчик». Работа – кораблик, пароход, ниндзя, говорящий лис, дед, рыба, подвеска, кубы.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Совмещение базовых форм «блинчик» и «дверь». Работа – корона, коробочка - тато, гномик.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Совмещение базовых форм «блинчик» и «воздушный змей». Работа –орнамент.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «рыба». Работа – карп, золотая рыбка, галчонок, бычок, еж, попугай, морской котик, пантера.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Совмещение базовых форм «блинчик» и «рыба». Работа – звезда

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «двойной треугольник». Работа – орнамент, карман, звезда, прыгающая лягушка.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «двойной квадрат». Работа – орнамент, вертушки, подвеска, цветок, танк.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Совмещение базовых форм «блинчик» и «двойной квадрат». Работа – кресло, коробочки – санбо.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Прием «вытянуть из кармана». Работа – корзина, грибы, чашка, кувшин.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Прием «вывернуть наружу». Работа – кувшинка, моторная лодка, парусник, туфли.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «катамаран». Работа – бабочка, собачка, теленок, конвертик с сердечком.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «птица». Работа – журавлик счастья, фазан, ласточка, улитка, крыса, кенгуру..

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Прием «растянуть». Работа – цветок, избушка, звезда.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Совмещение базовых форм «птица» и «блинчик». Работа – цветы.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Базовая форма «лягушка». Работа – лягушка, ирис, гвоздика из трех ирисов, ворон.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Совмещение базовых форм «блинчик» и «лягушка». Работа – лотос, гвоздика

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Гофрировка. Работа – гофрированные листья, цветок, веер и гирлянда, самовар, гармошка, кактус.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Модульное оригами. Модуль.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Стрекозы.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Цветущий кактус из модулей.

1

5б -

5в -

5б -

5в -

Лебедь.

1

5б -

5в -

5б -

5в -




СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Материалы:

  1. Офисная цветная и белая бумага.

  2. Клей ПВА.

  3. Цветной картон.

Инструменты, приспособления и оборудование:

  1. Ножницы.

  2. Линейка, ластик, простой карандаш.

  3. Цветные карандаши, фломастеры, краски.

  4. Деревянная рамка для оформления готовой работы.


Список литературы:


  1. Соколова. Азбука оригами. М. «ЭКСМО», Санкт – Петербург «Терция», Санкт – Петербург «Валерии СПД», 2005г.

  2. Л.В.Иванова. Цветы оригами для любимой мамы. М. «АСТ», Донецк «Сталкер», 2006г.

  3. И. Богатова, Оригами. Цветочные композиции. М. «Мартин»

  4. http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post101642047/

  5. Марен Штейн, Цветы из бумаги. Увлекательное хобби. М. «АРТ - РОДНИК», 2010 г.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!