СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному общеобразовательному курсу «Играем, пишем, читаем» для детей 6-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Играем, пишем, читаем» имеет социально-педагогическую направленность. Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо- речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному общеобразовательному курсу «Играем, пишем, читаем» для детей 6-7 лет»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №





ПРИНЯТО

Решением Педагогического

совета ГБОУ СОШ №

Протокол № ______

от «___» ______ 20___г




УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ СОШ №

Приказ № ________

от «___» _____ 20___г.

_____







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Играем, пишем, читаем»



Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год


Разработчик:

Скапцова Елена Ивановна
















20__г.



Пояснительная записка

Направленность образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Играем, пишем, читаем» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо- речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.

Личностная готовность характеризуется:

  • ориентировкой ребёнка в окружающем мире,  запасом его знаний;

  • отношением к школе;

  • самостоятельности ребёнка;

  • его активности и инициативы;

  • развитие потребности в общении;

  • умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие.

Адресат программы. Дети в возрасте 6-7 лет.

Цель:

Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму.

Задачи:

Развивать устную и письменную речь;

Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;

Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.

Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.

Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.

Основные принципы работы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

  • уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход;

  • систематичность и последовательность;

  • вариативность занятий;

  • наглядность.

  Продолжительность занятий: 30  минут  

Прогнозируемый результат:

  • Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;

  • формирование комфортной образовательной среды.

  • снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;

  • эмоциональное благополучие ребенка в классе;

  • развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

  • выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;

  • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно  пользоваться языком в различных ситуациях общения:

  • развивать интерес  к учебным занятиям:

  • расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;

  • развитие фонематического слуха.

  • включение родителей в образовательный процесс.

Перечень оборудования:

1. Дидактический материал по обучению грамоте .

2. Литература по предметам.

3. Компьютер, проектор.

Занятия по обучению грамоте построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить  на два этапа: разговорная часть урока и письмо.

Предложенная система занятий обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи - дислексии и дисграфии. Тетрадь может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи. Занятия  по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях  на печатной основе.

Цели:

  • развивать  у детей  готовности  к обучению  чтению  в первом  классе;

  • развивать  фонематический  слух  и речевую  активность;

  • укреплять  мелкую моторику.

Задачи:

  • усвоение правил гигиены  письма, сохранение  правильного  положения  головы, корпуса, рук, тетради, ручки  в руке;

  • умение  ориентироваться  в пространстве  листа, строки, в элементах письма.

Подготовительные занятия  не ставят  своей целью научить  ребенка  писать. На них осуществляется этап  подготовки  детей  к письму, укрепление  руки, улучшение координации движений, усвоение  правил  гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки  ребенка.

В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:

  • владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;

  • уметь  различать  звуки речи  на слух;

  • уметь  составлять простые предложения;

  • пересказывать  по серии картин или  по наводящим  вопросам;

  • конструировать буквы;

  • штриховать  по образцу.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в тетрадях на печатной основе;

  • находить ответы на вопросы на иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.


Учебный план

1 года обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Подготовительный период

1

1


наблюдение

Наша речь.

2

1

1

наблюдение

Гласные звуки и буквы, их обозначающие.

10

2

8

наблюдение

Согласные звуки и буквы, их обозначающие.

50

8

41

наблюдение

Итого






Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год




56

2 раза в неделю по 1 часу


Рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа «Изучаем, пишем, читаем» обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи - дислексии и дисграфии. Тетрадь может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи. Занятия  по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях  на печатной основе.

Цели:

  • развивать  у детей  готовности  к обучению  чтению  в первом  классе;

  • развивать  фонематический  слух  и речевую  активность;

  • укреплять  мелкую моторику.

Задачи:

  • усвоение правил гигиены  письма, сохранение  правильного  положения  головы, корпуса, рук, тетради, ручки  в руке;

  • умение  ориентироваться  в пространстве  листа, строки, в элементах письма.

Подготовительные занятия  не ставят  своей целью научить  ребенка  писать. На них осуществляется этап  подготовки  детей  к письму, укрепление  руки, улучшение координации движений, усвоение  правил  гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки  ребенка.

В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:

  • владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;

  • уметь  различать  звуки речи  на слух;

  • уметь  составлять простые предложения;

  • пересказывать  по серии картин или  по наводящим  вопросам;

  • конструировать буквы;

  • штриховать  по образцу.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в тетрадях на печатной основе;

  • находить ответы на вопросы на иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.


Содержание учебного курса


Подготовительный период

Знакомим ребенка с цветами радуги и последовательностью их расположения. Уточняем и закрепляем знания о цветах, не входящих в радугу. Учим ориентироваться на листе бумаги, понимать словосочетания: вверху листа и внизу листа; снизу вверх и сверху вниз; справа от и слева от; за ним, перед ним и между ними. Развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух; учим выделять первый звук в слове. Учим дорисовывать изображение по точкам. Учим обводить карандашом предложенную петляющую линию. Знакомим ребенка с названиями пальцев. Учим определять и называть их как на самой руке, так и на ее изображении. Развиваем слуховое и зрительное внимание, координированность и точность мелкой моторики. Учим ориентироваться на листе бумаги, закрепляем понимание и правильное употребление словосочетаний, над которыми работали в игре «Радуга», а также словосочетаний: слева направо, справа налево; в середине (в центре) листа; в левом верхнем (в правом верхнем, в левом нижнем, в правом нижнем) углу листа.

Наша речь.

Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т. д.).

Закрепляем правильное употребление предлогов НА, ЗА, ПОД. Учим ребенка дифференцировать звуки: глухие 47 и звонкие согласные, гласные. Учим узнавать буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о звуке и букве Л. Тренируем в составлении и записи слов из предложенных букв.

Гласные звуки и буквы, их обозначающие.

Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у... и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью. Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]

Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие детали. Учим ребенка правильно образовывать и употреблять прилагательные. Закрепляем тему «Животные Севера»

Познакомим ребенка с правильным написанием слога ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук [ш] всегда только твердый, поэтому и в этом слоге Ш звучит твердо.

Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд, столбик и различать их. Учим правильно определять порядковый номер ряда (слева направо) и столбика (сверху вниз). Учим находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика

Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного («B доме один этаж — дом одноэтажный» и т. д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание.

Согласные звуки и буквы, их обозначающие.

Закрепляем правильное написание слогов ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—З, З—С, звуко-буквенном анализе и синтезе на примере двусложных слов.

Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и З.

Тренируем ребенка в умении находить слова с заданными звуками ([в], [в’]) и определять их место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове.

Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез на примере слов стол, стул

Закрепляем узнавание и правильное написание буквы В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем зрительное внимание — умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок.

Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их основные свойства (темы «Мебель» и «Электроприборы»). Учим определять нужную парную согласную в конце слова с помощью подбора слов-родственников, изменения слова.

Закрепляем умение согласовывать существительное с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и читать изографы.

Закрепляем умение правильно писать изученные буквы. На примере чтения и написания слова посуда закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!