Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № |
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета ГБОУ СОШ № Протокол № ______ от «___» ______ 20___г | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № Приказ № ________ от «___» _____ 20___г. _____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Играем, пишем, читаем»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Скапцова Елена Ивановна
20__г.
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Играем, пишем, читаем» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо- речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.
Личностная готовность характеризуется:
ориентировкой ребёнка в окружающем мире, запасом его знаний;
отношением к школе;
самостоятельности ребёнка;
его активности и инициативы;
развитие потребности в общении;
умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие.
Адресат программы. Дети в возрасте 6-7 лет.
Цель:
Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму.
Задачи:
Развивать устную и письменную речь;
Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.
Основные принципы работы:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход;
систематичность и последовательность;
вариативность занятий;
наглядность.
Продолжительность занятий: 30 минут
Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
формирование комфортной образовательной среды.
снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
эмоциональное благополучие ребенка в классе;
развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;
развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения:
развивать интерес к учебным занятиям:
расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
развитие фонематического слуха.
включение родителей в образовательный процесс.
Перечень оборудования:
1. Дидактический материал по обучению грамоте .
2. Литература по предметам.
3. Компьютер, проектор.
Занятия по обучению грамоте построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: разговорная часть урока и письмо.
Предложенная система занятий обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи - дислексии и дисграфии. Тетрадь может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи. Занятия по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях на печатной основе.
Цели:
развивать у детей готовности к обучению чтению в первом классе;
развивать фонематический слух и речевую активность;
укреплять мелкую моторику.
Задачи:
усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. На них осуществляется этап подготовки детей к письму, укрепление руки, улучшение координации движений, усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки ребенка.
В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:
владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
уметь различать звуки речи на слух;
уметь составлять простые предложения;
пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
конструировать буквы;
штриховать по образцу.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Учебный план
1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Подготовительный период | 1 | 1 | | наблюдение |
| Наша речь. | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
| Гласные звуки и буквы, их обозначающие. | 10 | 2 | 8 | наблюдение |
| Согласные звуки и буквы, их обозначающие. | 50 | 8 | 41 | наблюдение |
Итого | | | | |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | | | | 56 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа «Изучаем, пишем, читаем» обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи - дислексии и дисграфии. Тетрадь может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи. Занятия по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях на печатной основе.
Цели:
развивать у детей готовности к обучению чтению в первом классе;
развивать фонематический слух и речевую активность;
укреплять мелкую моторику.
Задачи:
усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. На них осуществляется этап подготовки детей к письму, укрепление руки, улучшение координации движений, усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки ребенка.
В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:
владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
уметь различать звуки речи на слух;
уметь составлять простые предложения;
пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
конструировать буквы;
штриховать по образцу.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Содержание учебного курса
Подготовительный период
Знакомим ребенка с цветами радуги и последовательностью их расположения. Уточняем и закрепляем знания о цветах, не входящих в радугу. Учим ориентироваться на листе бумаги, понимать словосочетания: вверху листа и внизу листа; снизу вверх и сверху вниз; справа от и слева от; за ним, перед ним и между ними. Развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух; учим выделять первый звук в слове. Учим дорисовывать изображение по точкам. Учим обводить карандашом предложенную петляющую линию. Знакомим ребенка с названиями пальцев. Учим определять и называть их как на самой руке, так и на ее изображении. Развиваем слуховое и зрительное внимание, координированность и точность мелкой моторики. Учим ориентироваться на листе бумаги, закрепляем понимание и правильное употребление словосочетаний, над которыми работали в игре «Радуга», а также словосочетаний: слева направо, справа налево; в середине (в центре) листа; в левом верхнем (в правом верхнем, в левом нижнем, в правом нижнем) углу листа.
Наша речь.
Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т. д.).
Закрепляем правильное употребление предлогов НА, ЗА, ПОД. Учим ребенка дифференцировать звуки: глухие 47 и звонкие согласные, гласные. Учим узнавать буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о звуке и букве Л. Тренируем в составлении и записи слов из предложенных букв.
Гласные звуки и буквы, их обозначающие.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у... и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью. Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]
Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие детали. Учим ребенка правильно образовывать и употреблять прилагательные. Закрепляем тему «Животные Севера»
Познакомим ребенка с правильным написанием слога ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук [ш] всегда только твердый, поэтому и в этом слоге Ш звучит твердо.
Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд, столбик и различать их. Учим правильно определять порядковый номер ряда (слева направо) и столбика (сверху вниз). Учим находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика
Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного («B доме один этаж — дом одноэтажный» и т. д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание.
Согласные звуки и буквы, их обозначающие.
Закрепляем правильное написание слогов ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—З, З—С, звуко-буквенном анализе и синтезе на примере двусложных слов.
Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и З.
Тренируем ребенка в умении находить слова с заданными звуками ([в], [в’]) и определять их место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове.
Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез на примере слов стол, стул
Закрепляем узнавание и правильное написание буквы В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем зрительное внимание — умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок.
Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их основные свойства (темы «Мебель» и «Электроприборы»). Учим определять нужную парную согласную в конце слова с помощью подбора слов-родственников, изменения слова.
Закрепляем умение согласовывать существительное с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и читать изографы.
Закрепляем умение правильно писать изученные буквы. На примере чтения и написания слова посуда закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.