Пояснительная записка
Актуальность программы состоит в том, что футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни.
Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Программа «Футбол» создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития физических и духовных способностей воспитанника.
Футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и универсальным средством развития подростка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые в группах, командах, задания с мячом создают возможности для развитиякоординационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно спортивные игры оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов воспитанников (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.Игра повышает интерес к занятию и формирует у воспитанников важные навыки совместной работы, общения. В игре воспитывается ответственность, развиваются способности заботиться о товарищах, сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы.
Систематическая тренировка и участие в соревнованиях способствуют физическому развитиювоспитанников, повышают работоспособность, улучшают работу зрительного аппарата, повышают подвижность нервной системы и развивают волевые качества.
Футбол обладает рядом особенностей, делающих эту игру интересной и заманчивой. Во-первых, здесь каждый игрок значительно чаще работает с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в этой игре забивается довольно много голов, в-третьих, каждый участник должен действовать с полной отдачей сил, успевая обороняться и атаковать. Мяч практически все время находится в игре, что не вызывает вынужденных и утомительных остановок.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Общей целью программы является формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи программы
Образовательные:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе;
- освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоение ударов по мячу и остановок мяча;
-овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;
- освоение техники ведения мяча;
- освоение техники ударов по воротам;
- закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей;
- освоение тактики игры.
Развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
- развитие выносливости;
- развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.
Форма занятий и режим занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 13-17 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, 1 час.
Методы обучения:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение.
- наглядные: показ, наблюдение.
- практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, педагога, команды.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития. Основной показатель секционной работы дополнительного образования по футболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Формы подведения итогов работы по программе:
Основной формой подведения итогов работы по программе являются спортивные соревнования по футболу.
Основными критериями оценки по футболу являются:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими учебно-тренировочных занятий;
- овладение теоретическими знаниями и навыками;
- выполнение контрольных нормативов по физической подготовке;
- уровень освоения занимающимися элементов техники футбола.
По окончании реализации программы воспитанники должны:
- освоить теоретический раздел программы;
- повысить уровень своего физического развития;
- научиться выполнять объемы тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями;
- овладеть базовой и специальной техникой, скоростными, кондиционными и координационными упражнениями, соответствующими этапу обучения.
Кроме того воспитанники должны освоить следующие знания и умения:
Знать:
- значение правильного режима дня спортсмена;
- разбор и изучение правил игры в футбол;
- роль капитана команды, его права и обязанности;
- правила использования спортивного инвентаря;
- причины травм на занятиях по футболу и их предупреждение.
Уметь:
- управлять своими эмоциями;
- владеть игровыми ситуациями на поле;
- уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам;
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время игровых ситуаций на поле.
Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы будут использованы:
- спортивный комплекс «Зенит»;
- открытые спортивные площадки для занятий мини-футболом;
- стойки для обводки;
- скакалки;
- мячи футбольные;
- отбивные сетки;
- сетки для мячей;
- компрессор для накачивания мячей;
- конусы тренировочные;
- игровая формадвух цветов для команды.
Содержание программы
Теоретические знания
1. Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Год рождения мини-футбола. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников. Описание игры.
2. Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в футболе. Рациональный суточный режим. Режим дня и питание. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие систем организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий футболом. Подвижность суставов. Спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций организма. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Травмы и их разновидности. Причины возникновения травм. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок, сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.
3. Правила соревнований. Состав команды, замена игроков. Права и обязанности игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по волейболу среди школьников.
Практические занятия
1. Физическая подготовка:
1.1Строевые упражнения.
Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания, перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
1.2Гимнастические упражнения.
Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
1.3Упражнения с предметами - скакалками, резиновыми мячами, гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по канату.
1.4 Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы).
1.5 Упражнения для мышц ног, таза, брюшного пресса.
Упражнения индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия.
1.6 Акробатические упражнения.
Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо.
1.7Легкоатлетические упражнения.
Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3x20-30 м, 3x30-40 м, 4x50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 50-60 м. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут, кросс. Прыжки в длину с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
1.8Упражнения в висах и упорах.
Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа сгибание и разгибание рук.
1.9Упражнения для развития силы.
Приседания с гантелями с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.Вбрасывание футбольного мяча на дальность. Упражнения в ловле и бросках мяча от груди двумя руками. Броски мяча одной рукой на дальность. Ловля мячей, направляемых 2-3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
1.10Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств. Выпрыгивание вверх с двух ног в заданном темпе.Вращательные движения туловищем с гантелями.Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход). Прыжки через скакалку.
1.11Упражнения для развития быстроты.
Рывки на 5-10 м и 10-15 м из положений стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии из приседа, широкого выпада, седа, лежа, по сигналу. Ускорение без мяча и с мячом. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Обводка стоек на скорость.Бег с быстрым изменением скорости. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед на перегонки. Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или выполнением его.Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.
1.12Упражнения для развития ловкости.
Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы,
1.13 Упражнения для формирования умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега - выпадом, прыжком и переступанием.
2. Основы техники и тактики:
2.1 Техника передвижений.
Бег: по прямой, изменяя направление и скорость, приставным и скрестным шагом (вправо, влево).Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толком двух ног с места и с разбега.Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).
2.2Удары по мячу ногой.
Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.2.3 Удары по мячу головой.
Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу, направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на средние и короткие расстояния. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.
2.4Остановка мяча.
Остановка подошвой, внешней и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч к последующим действиям. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей.
2.5Ведение мяча.
Ведение внутренней и внешней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направление, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
2.6Обманные движения (финты).
Обучение финтам после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону), во время ведения мяча внезапная отдача мяча назад, откидывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади: показать ложный запах для сильного удара по мячу, а вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком, имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание»).
2.7Отбор мяча.
Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, выбивая и останавливая мяч в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой.
2.8Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с шагом вперед до боковой линии. Вбрасывание мяча на точность: под правую, левую ногу партера, на ходу партнеру. Вбрасывание на точность и на дальность.
2.9Техника игры вратаря.
Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставными и скрестными шагами и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивания мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Отбивание в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахом снизу. Выбивание мяча ногой: с земли по неподвижному мячу, с рук с воздуха по выпущенному из рук мячу и подброшенному перед собой мячу на точность.
2.10Тактика нападения.Индивидуальные действия без мяча.
Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться и реагировать правильным образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.
2.11Индивидуальные действия с мячом.
Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки: с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты в зависимости от игровой ситуации.
2.12 Групповые действияс мячом.
Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнеру, на свободное место, под удар: короткую или среднюю передачу, верхом или низом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, при угловом, при штрафном и при свободном ударах, вбрасывание мяча(не менее одной в каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнером при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
2.13Командные действияс мячом.
Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
2.14Тактика защиты. Индивидуальные действия.
Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученными способами. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание». И препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученными способами. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.
2.15 Тактика защиты. Групповые действия.
Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь противодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь противодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.
2.16Тактика защиты. Командные действия.
Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.
2.17 Тактика вратаря.
Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывающемуся партнеру. Занимать правильную позицию при угловом, штрафном, свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот, играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию. Выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.
3. Контрольные упражнения:
Контрольные упражнения содержат подбор упражнений, выполнение которых позволяет определить степень усвоения учебного материала, уровень физического развития и подготовленности обучающихся.
В качестве контрольных упражнений должны использоваться те, которые позволяют оценивать все основные качества по физической и технической подготовке.
Учебно – тематический план
Содержание занятий | Всего часов |
Первый год | Второй год |
Теоретические занятия | 5 | 3 |
Вводное занятие. Возникновение и развитие мини-футбола. | 2 | 1 |
Гигиена. Режим дня и питание. Основы спортивной тренировки. Оснащение спортсмена. | 2 | 1 |
Правила соревнований по футболу. Техника безопасности. | 1 | 1 |
Практические занятия | 89 | 85 |
Физическая подготовка | 40 | 39 |
Техническая и тактическая подготовка | 49 | 43 |
Соревнования и судейство | 11 | 17 |
Выполнение контрольных нормативов | 4 | 3 |
Контрольные игры и соревнования | 4 | 7 |
Инструкторская и судейская практика | 2 | 3 |
Всего часов: | 104 | 99 |
Календарно – тематическое планирование первый год обучения
№ | Содержание занятия | Количество часов | Дата |
1 | Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Первые шаги мини-футбола в мире, в стране. | 2 | |
2 | Гигиена, предупреждение травм, режим дня и питание. Основы спортивной тренировки. Оснащение спортсмена. Техника безопасности. | 2 | |
3 | Правила соревнований по футболу. | 1 | |
4 | Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки). | 2 | |
5 | Контрольные нормативы. | 2 | |
6 | Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Остановки мяча. | 3 | |
7 | Упражнения для развития выносливости. Остановки мяча. | 3 | |
8 | Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча. | 3 | |
9 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча. | 3 | |
10 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча. | 2 | |
11 | Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой. | 2 | |
12 | Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой. | 2 | |
13 | Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой. | 3 | |
14 | Упражнения с набивными мячами. Удары по мячу ногой. | 3 | |
15 | Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой. | 3 | |
16 | Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Удары по мячу ногой. | 2 | |
17 | Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | |
18 | Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | |
19 | Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | |
20 | Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность. | 3 | |
21 | Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу ногой на точность и на дальность | 3 | |
22 | Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой на точность и на дальность. | 3 | |
23 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи в парах, тройках. | 3 | |
24 | Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча в движении. | 2 | |
25 | Контрольная игра. | 2 | |
26 | Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой. | 2 | |
27 | Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча. | 2 | |
28 | Упражнения для мышц шеи и туловища. Отбор мяча. | 2 | |
29 | Упражнения для развития гибкости. Отбор мяча. | 3 | |
30 | Упражнения с набивными мячами. Отбор мяча. | 2 | |
31 | Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные действия). | 2 | |
32 | Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Финты (обманные действия). | 2 | |
33 | Упражнения для развития ловкости. Финты (обманные действия). | 2 | |
34 | Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Вбрасывание из-за боковой линии. | 3 | |
35 | Упражнения для развития силовых качеств. Техника игра вратаря. | 2 | |
36 | Прыжок в высоту способом «перешагивание». Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря. | 2 | |
37 | Упражнения для развития прыгучести. Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря. | 2 | |
38 | Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Тактика нападения: индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря. | 2 | |
39 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Тактика нападения: индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря. | 2 | |
40 | Упражнения для развития ловкости. Тактика нападения: групповые действия. Тактика вратаря. | 2 | |
41 | Упражнения для развития мышц ног и таза. Тактика нападения: командные действия. Тактика вратаря. | 2 | |
42 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика защиты: индивидуальные действия. Тактика вратаря. | 2 | |
43 | Упражнения для развития быстроты. Тактика защиты: групповые действия. Тактика вратаря. | 2 | |
44 | Контрольные нормативы. | 2 | |
45 | Инструкторская и судейская практика. Тактика защиты: командные действия. Тактика вратаря. | 2 | |
46 | Контрольная игра. | 2 | |
Всего:104 часа |
Календарно – тематическое планирование второй год обучения
№ | Содержание занятия | Количество часов | Дата |
1 | Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Год рождения мини-футбола. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире, в стране. | 1 | |
2 | Гигиена, предупреждение травм, режим дня и питание. Основы спортивной тренировки. Оснащение спортсмена. | 1 | |
3 | Техника безопасности. | 1 | |
4 | Правила соревнований по футболу. Инструкторская и судейская практика. | 2 | |
5 | Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки). | 1 | |
6 | Контрольные нормативы. | 2 | |
7 | Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Остановки мяча. | 2 | |
8 | Упражнения для развития выносливости. Остановки мяча. | 2 | |
9 | Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча. | 2 | |
10 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча. | 2 | |
11 | Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча. | 2 | |
12 | Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой. | 2 | |
13 | Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой. | 2 | |
14 | Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой. | 2 | |
15 | Упражнения с набивными мячами. Удары по мячу ногой. | 3 | |
16 | Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой. | 3 | |
17 | Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 3 | |
18 | Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 3 | |
19 | Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | |
20 | Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность. | 2 | |
21 | Контрольная игра. | 2 | |
22 | Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Передачи в парах. | 2 | |
23 | Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Передачи в парах, тройках. | 2 | |
24 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи в парах, тройках. | 2 | |
25 | Акробатические упражнения. Передачи мяча в движении. | 2 | |
26 | Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча в движении. | 2 | |
27 | Инструкторская и судейская практика. Передачи мяча в движении. | 2 | |
28 | Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями. | 2 | |
29 | Контрольная игра. | 2 | |
30 | Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Удары по мячу головой. | 2 | |
31 | Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой. | 2 | |
32 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением. | 2 | |
33 | Упражнения для мышц шеи и туловища. Отбор мяча. | 2 | |
34 | Упражнения для развития гибкости. Отбор мяча. | 2 | |
35 | Упражнения с набивными мячами. Отбор мяча. | 2 | |
36 | Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные действия). | 2 | |
37 | Упражнения для развития ловкости. Финты (обманные действия). | 2 | |
38 | Упражнения для развития быстроты. Вбрасывание из-за боковой линии. | 2 | |
39 | Бег с препятствиями. Кросс. Техника игры вратаря. | 2 | |
40 | Упражнения для развития выносливости. Техника игры вратаря. | 2 | |
41 | Контрольная игра. | 1 | |
42 | Упражнения для развития прыгучести. Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря. | 2 | |
43 | Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Тактика нападения: индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря. | 2 | |
44 | Акробатические упражнения. Тактика нападения: групповые действия. Тактика вратаря. | 2 | |
45 | Упражнения для развития гибкости. Тактика нападения: командные действия. | 2 | |
46 | Контрольные нормативы. | 2 | |
47 | Инструкторская и судейская практика. Тактика защиты: командные действия. Тактика вратаря. | 2 | |
48 | Упражнения для развития ловкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями. | 2 | |
49 | Контрольная игра. | 2 | |
Всего: 99 часов |
Контрольные нормативы по физической подготовке
№ | Наименование упражнений | Уровень для 13-15 лет | Уровень для 15-17 лет |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
1 | Бег 30 м. (сек) | 5.0 | 5.2 | 5.6 | 4.6 | 4.9 | 5.3 |
2 | Бег 60 м. (сек) | 9.8 | 10.3 | 10.8 | 9.2 | 9.7 | 10.2 |
3 | Бег 100 м. (сек) | 15.1 | 15.6 | 16.2 | 15.1 | 15.6 | 16.2 |
4 | Бег 200 м. (сек) | 36 | 39 | 42 | 35 | 38 | 41 |
5 | Кросс 300 м. (сек) | 58 | 1.01 | 1.05 | 54 | 58 | 1.02 |
6 | Кросс 500 м. (мин. сек) | 1.50 | 1.55 | 2.00 | 1.45 | 1.50 | 1.55 |
7 | Кросс 1000 м. (мин. сек) | 4.16 | 4.30 | 4.45 | 4.03 | 4.15 | 4.30 |
8 | Прыжок в длину с места (см) | 190 | 175 | 160 | 205 | 190 | 175 |
9 | Прыжок в длину с разбега (см) | 360 | 330 | 300 | 380 | 350 | 320 |
10 | Прыжок в высоту с разбега (см) | 115 | 110 | 100 | 120 | 115 | 110 |
11 | Метание гранаты 500 гр. (м) | 25 | 21 | 17 | 28 | 24 | 20 |
12 | Подтягивание на перекладине (раз) | 8 | 7 | 5 | 9 | 7 | 5 |
13 | Отжимания в упоре лежа (раз) | 26 | 22 | 18 | 30 | 26 | 22 |
14 | Поднимание туловища (раз за 1') | 34 | 30 | 26 | 36 | 33 | 30 |
15 | Вис на согнутых руках (сек) | 30 | 26 | 22 | 35 | 30 | 25 |
16 | Полоса препятствий (мин.сек) | 1.20 | 1.25 | 1.35 | 1.15 | 1.20 | 1.30 |
17 | Приседания с гирей 8кг. (раз за 30") | - | - | - | 30 | 28 | 25 |
Список литературы
Андреев С.Н. «Мини-футбол в школе». - Москва: «Советский спорт», 2007.
ВерхошанскийЮ.В. «Программирование и организация тренировочного процесса».- Москва: «ФиС», 2003.
Железняк Ю.Д., Портнова Ю.М. «Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения». - Москва: «Академия», 2006.
ЛукашинЮ.С. «Я учусь играть в футбол». - Москва: «Лабиринт Пресс», 2009.
Монаков Г.В. «Подготовка футболистов». - Москва: «Советский спорт», 2007.
Николаев Д.С., Шальнов В.А. «Начальное обучение мини-футболу». Специализированные тренировочные программы: методические указания для специализации «Футбол» / – Ульяновск: «УлГТУ», 2008.
Петухов А.В. «Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения». - Москва: «Советский спорт», 2008.
Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. «Футбол в зале: система подготовки» - Москва: «Академия», 2000.
«Юный футболист: Учеб.пособие для тренеров» / Под ред. А. П. Лаптева и А. А. Сучилина. – Москва:«Физкультура и спорт», 2000.
Интернет ресурсы
1. Ассоциация «Мини футбол в России» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amfr.ru/edu/mishka/
2.Кук М. «101 упражнение для юных футболистов»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/doc39704423_206138034?hash=e63ee3955748fe0b07&dl=3f78e9205e19271e2e
3. Мини футбол в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusfutsal.ru/rusfutsal
4. Национальная Мини – Футбольная Лига [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCiO4kia5RW--ks24XPyaPeQ
5. Полезнаяинфорация по футболу [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://vk.com/doc39704423_206138034?hash=e63ee3955748fe0b07&dl=3f78e9205e19271e2e
6. Чемпионат.ру[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.championat.com/other/_minifootball.html
7. Футбольный тренер [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.championat.com/other/_minifootball.html