СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма дисциплины "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Психология личности и профессиональное самоопределение"»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

А.03 Психология личности и профессиональное самоопределение




































2024 г.



Программа адаптированной учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» для программы профессиональной подготовки профессии 19601 «Швея»

Программа разработана на основе профессионального стандарта «Мастер растениеводства» (Приказ Минтруда России от 17.06.2019 N 408н, зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2019 N 55229).




СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология личности и профессиональное самоопределение»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Адаптированная учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» является обязательной частью адаптационного учебного цикла ППО 19601 «Швея». Адаптированная учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» обеспечивает формирование общих компетенций в соответствии с профессиональным стандартом «Мастер растениеводства».

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Программа адаптированной учебной дисциплины разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.

Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано отдельно от других обучающихся.

Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием электронного обучения.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания


Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1-6

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

- необходимой терминологии, основы и сущности профессионального самоопределения;

- простейших способов и приемов развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основными механизмами психической регуляции поведения человека;

- современного состояния рынка труда, мира профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

- основных принципов и технологии выбора профессии;

- методов и форм поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в том числе:

теоретическое обучение

12

лабораторные работы

-

практические занятия

20

курсовая работа (проект)

-

контрольная работа

-

самостоятельная работа

-

Итоговая аттестация

-

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3


Тема 1.

Психология профессиональной деятельности. Сущность профессионального самоопределения

Содержание учебного материала

2

ОК 1-6

1. Методологические основы психологии профессиональной деятельности. Сущность и содержание профессионального самоопределения.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Тема 2.

Проблемы выбора. Профессиональная непригодность Технология выбора профессии. Правильные ориентиры

Содержание учебного материала

2


ОК 1-6

1. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Тема 3.

Личностные регуляторы выбора профессии. Понятие о личности, ее структуре

Содержание учебного материала

8

ОК 1-6

Личность, направленность, структура, потребности личности. Уникальность и неповторимость личности каждого человека: многообразие личностных особенностей, профессиональная деятельность как способ реализации личности.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

8

Практическая работа № 1. Диагностика акцентуаций характера по Личко

8

Практическая работа № 2. Диагностика на выявление типа темперамента Айзенка.

Практическая работа № 3. Тест Голланда «Определение типа профессиональной направленности личности»

Практическая работа № 4. Методика «Карта интересов».

Тема 4.

Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. Характер, темперамент и направленность личности

Содержание учебного материала

12


ОК 1-6

1. Свойства нервной системы и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности. Темперамент: понятие, его типы и свойства, психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности

Строение и функции нервной системы, способы реагирования человека на сигналы внешней среды (процессы возбуждения и торможения); основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

10

Практическая работа № 5. Тест «Каков Ваш характер».

10

Практическая работа № 6. Практическое занятие «Темперамент в профессиональном становлении личности»


Практическая работа № 7. Тренинговое занятие «Я и мой характер»

Практическая работа № 8. Методика Басса-Дарки «Тест эмоций».

Практическая работа № 9. «Коррекция агрессивного поведения»

Тема 5.

Познание задатков и способностей.

Самопознание. Самовоспитание личности

Содержание учебного материала


2

ОК 1-6

1. Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности. Общие и специальные способности. Самооценка индивидуальных способностей. Представление человека о самом себе, о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная), ее проявления в учебной деятельности и межличностных отношениях. Роль адекватной 3 самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Диагностические и развивающие процедуры в самопознании, самоописании, самооценке личности.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа № 10. Диагностика уровня самооценки.

2

Тема 6.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека. Особенности юношеского периода

Содержание учебного материала

2


ОК 1-6

1. Этапы профессионального самоопределения: дошкольный; первая ступень основной школы; вторая ступень основной школы; полное среднее учебное заведение; профессиональное учебное заведение; профессиональная деятельность. Особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. Способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся. Составить викторину по теме.

1

Тема 7.

Профессия, специальность, специализация. Основные классификации профессий

Содержание учебного материала

4


ОК 1-6

1. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

2. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Курсовой проект (работа)

-


Промежуточная аттестация

-


Всего:

32=12+20



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Психологии личности и профессионального самоопределения», оснащенный оборудованием:

- посадочные места по количеству обучающихся,

- рабочее место преподавателя,

- стенды,

- шкафы для хранения дидактических пособий, учебники и учебные пособия, карточки-задания, тесты проверочные, учебные тексты.

Технические средства обучения: компьютер для преподавателя, мультимедийное оборудование.

Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно–психические нарушения, соматические заболевания).

Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).

Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе


3.2.1. Печатные издания

1. Психология: учебник и практикум для СПО / А. С. Обухов [и др.] ; под общ.ред. А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.

2. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология: учебник для СПО / В. А. Сластенин [и др.]; отв. ред. В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 232 с.

3. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для СПО / В. А. Сластенин [и др.]; под общ.ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М.:Издательство Юрайт, 2019. — 374 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы).

1. http: //www.psychology.ru - Портал психологии.

2.http://www.psychologies.ru -Журнал «Psychologies».

3.http://studentam.net/ - Библиотека Гумер - гуманитарные науки.

4.http://www.gumer.info/ - Электронный ресурс.

5.http://psylib.kiev.ua/ - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

6.http://psychology.net.ru – сайт Мир психологии.

7.http://azps.ru/handbook/k/koif429.html – сайт Психология.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;

- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; - основные принципы и технологии выбора профессии;

- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

Критерии оценки устного опроса

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся показывает знания программного материала по поставленным вопросам.

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся твердо знает программный материал, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос.

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, допускает отдельные неточности.


Устный опрос


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

Критерии оценки практических работ

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся показывает знания программного материала по поставленным вопросам.

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся твердо знает программный материал, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос.

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, допускает отдельные неточности.


Практическая работа


С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.). В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!