СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине Естествознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная программа с практико-ориентированным подходом для обучения людей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Естествознание»

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.14 Естествознание
для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка)





















2017


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания Зам. директора по УР

предметно-цикловой комиссии ____________ Н.Л.Мелкова

общепрофессиональных и «____» сентября 2017 г.

специальных дисциплин

от «___» сентября 2017 г. №____

Адаптированная рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины (ОУД) Естествознание разработана:

- с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО и профиля профессионального образования;

- на основе Примерной программы ОУД Естествознание для профессиональных образовательных организаций (Рекомендовано ФГАУ "ФИРО" в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., рег. номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ "ФИРО");

- методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденного Министерством науки и образования от 20.04.2015 № 06-830;

- учебного плана группы, утвержденного директором ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России, от 29.08.2017 г.


Организация-разработчик: ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России

Разработчик: Алексеев Е.А. - преподаватель ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России.



Содержание

  1. Паспорт адаптированной рабочей программы дисциплины……………3

  2. Структура и содержание дисциплины……………………………………6

  1. Условия реализации дисциплины……………………………………….15

  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины………………..16



  1. паспорт АДАПТИРОВАННОЙ рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 Естествознание


1.1. Область применения рабочей программы

Адаптированная рабочая программа дисциплины Естествознание является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО социально-экономического профиля.

Квалификация выпускника – бухгалтер.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина Естествознание входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным дисциплинам.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы дисциплины Естествознание направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления биологии, физики, химии;

  • обеспечение сформированности логического, алгоритмического и мышления;

  • обеспечение сформированности умений применять полученные знания при ре­шении различных задач;

  • обеспечение сформированности представлений о биологии, физике и химии как частей обще­человеческой культуры, универсальных языках науки, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления.

Содержание учебной дисциплины разработано в соответствии с основными содержательными линиями обучения биологии, физике, химии:

  • биологическая линия, включающая в себя изучение строения клетки; знакомство с классификациями животного и растительного миров в соответствии с признаками принадлежности, изучение теорий происхождения всего живого, в том числе эволюционной теории Ч. Дарвина;

  • физическая линия, включающая в себя изучение законов классической механики, включающей в себя механику, динамику и статику; законов физики тепловых процессов, электромагнитных явлений, атомов и молекул, ядра;

  • химическая линия, включающая в себя изучение периодической таблицы Д. Менделеева, видов химических связей, характеристик металлов и неметаллов, основ органической химии;

Освоение содержания учебной дисциплины Естествознание обеспечивает достиже­ние студентами следующих результатов:

  • личностных:

- сформированность представлений о естествознании как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах;

- понимание значимости естествознания для научно-технического прогресса, сформированность отношения к естествознанию как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития биологии, физики и химии, эволюцией естественнонаучных идей;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгорит­мической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

- овладение знаниями и умениями, необходимыми в по­вседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному об­разованию как условию успешной профессиональной и общественной дея­тельности;

- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в обра­зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в реше­нии личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек­тивно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;

- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность вос­принимать красоту и гармонию мира;

  • предметных:

- сформированность представлений о естествознании как части мировой культуры и месте естествознания в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на естественнонаучном языке;

- сформированность представлений о биологических, физических и химических понятиях как важней­ших естественнонаучных моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;

- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их приме­нять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- владение стандартными приемами решения биологических, физических и химических задач;

- владение основными понятиями о клеточной теории строения вещества, растительном и животном мире, физических и химических свойствах вещества;

- сформированность представлений о процессах и явлениях в окружающем мире, законов, которым они подчиняются.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины Естествознание:


максимальной учебной нагрузки обучающегося - 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 54 часа.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Содержание адаптированной программы дисциплины разрабатывается с учетом требований профессионального стандарта и в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:


практические работы

54

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа


подготовка к промежуточной и итоговой аттестации


поиск необходимой информации


Промежуточная и итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.14 Естествознание

№ тем

Наименование тем

Содержание занятия

Кол-во часов

Уровень освоения

 

Введение

Понятие дисциплины "Естествознание".

2

1

 

Раздел № 1. Учение о клетке.

 

16

 

1.1.

Химическая организация клетки.

Органические и неорганические вещества в клетке. Строение и функции клетки.

2

1,2

1.2.

Строение и функции органоидов

клетки.

Особенности строения растительной клетки.

2

1,2

1.3.

Неклеточные формы жизни.

Характеристика вирусов. Виды вирусов в клетках.

2

1,2

1.4.

Обмен веществ.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

2

1,2

1.5.

Практическая работа № 1.

Жизненный цикл клетки.

2

2

1.6.

Практическая работа № 2.

Митоз и мейоз.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Фотосинтез».

4

3

 

Раздел № 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 

14

 

2.1.

Формы размножения организмов.

Бесполое и половое размножение организмов.

2

1,2

2.2.

Эмбриональное развитие организмов.

Эмбриональный этап онтогенеза.

2

1,2

2.3.

Постэмбриональное развитие.

Биологическое значение в развитии животных. Влияние окружающей среды на развитие организмов.

2

1,2

2.4.

Практическая работа № 3.

Влияние курения, алкоголя, наркотических средств на организм человека.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Вредные привычки и современность».

6

3

 

Раздел № 3. Основы генетики и селекции.

 

16


3.1.

Основные понятия генетики.

Закономерности наследственности.

2

1,2

3.2.

Практическая работа № 4.

Хромосомная теория. Взаимодействие генов.

2

2

3.3.

Закономерности изменчивости.

Виды наследственности человека. Генетика и медицина.

2

1,2

3.4.

Практическая работа № 5.

Материальные основы наследственности.

2

2

3.5.

Практическая работа № 6.

Генетика и эволюционная теория.

2

2

3.6.

Методы современной селекции.

Селекция растений. Селекция животных.

2

1,2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Искусственная мутация».

4

3

 

Раздел № 4. Эволюционное учение.

 

7


4.1.

Общая характеристика биологии в

додарвиновский период.

Эволюционные идеи в античном мире. Предшественники дарвинизма.

2

1,2

4.2.

Эволюционное учение Дарвина.

Жизнь и научные труды Ч.Дарвина.

1

1,2

4.3.

Практическая работа № 7.

Концепция вида. Механизмы эволюции. Возникновение приспособлений.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Атавизмы».

2

3

 

Раздел № 5. Физические основы механики.

 

12


5.1.

Общие сведения о движении.

Понятие классической механики. Пространство и время.

2

1,2

5.2.

Неравномерное прямолинейное движение.

Характеристика средней скорости. Мгновенная скорость.

2

1,2

5.3.

Практическая работа № 8.

Особенности криволинейного движения.

2

2

5.4.

Практическая работа № 9.

Равномерное движение тела. Угловая скорость.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание эссе: «Пространство и время».

4

3

 

Раздел 6. Основы динамики.

 

6


6.1.

Практическая работа № 10.

Основная задача динамики. Первый закон Ньютона. Силы в природе.

2

2

6.2.

Применение законов динамики.

Применение законов динамики в природе. Третий закон Ньютона.

2

1,2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Возможность управления силами природы».

2

3

 

Раздел 7. Законы сохранения в механике.

 

10


7.1.

Импульс тела.

Закон сохранения импульса. Общая характеристика законов сохранения. Импульс силы.

2

1,2

7.2.

Практическая работа № 11.

Понятие работы и энергии. Закон сохранения механической энергии.

2

2

7.3.

Практическая работа № 12.

Основные понятия и выводы. Решение задач.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Энергия и ее источники в настоящее время».

4

3

 

Раздел 8. Элементы специальной теории относительности.

 

8


8.1.

Основные положения теории относительности.

Классические представления о пространстве и времени. Преобразования Галилея.

2

1,2

8.2.

Практическая работа № 13.

Моделирование взаимосвязей пространства и времени.

2

2

8.3.

Следствия, вытекающие из теории относительности Лоренца.

Относительность одновременности. Относительность промежутков времени. Относительность пространственных расстояний.

2

1,2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Особенности измерений».

2

 

Раздел 9. Молекулярно - кинетическая теория строения вещества.

 

14

 

9.1.

Основные положения экспериментального обоснования молекулярно-кинетической теории.

Три постулата теории. Молекулы и атомы.

Постоянная Авогадро. Броуновское движение.

2

1,2

9.2.

Практическая работа № 14.

Хаотичность Броуновского движения.

2

2

9.3.

Взаимодействие молекул.

Частота столкновений и длина свободного пробега молекул.

2

1,2

9.4.

Практическая работа № 15.

Модель идеального газа. Абсолютная температура.

2

2

9.5.

Практическая работа № 16.

Средняя квадратичная скорость молекул. Термодинамическая температура газа.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка сообщения на тему: «Цельсий и Фаренгейт».

4

 

Раздел 10. Основы термодинамики.

 

8

 

10.1.

Термодинамика идеального газа

Характеристика термодинамики идеального газа. Работа газа при его изменении.

2

1,2

10.2.

Практическая работа № 17.

Термодинамическая система. Два способа изменения внутренней энергии системы.

2

2

10.3.

Практическая работа № 18.

Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве и охрана природы.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата на тему: «Современные двигатели».

2

 

Раздел 11. Агрегатные состояния и фазовые переходы.

 

4

 

11.1.

Агрегатные состояния.

Диаграмма состояния вещества.

2

1,2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка сообщения на тему: «Возможные состояния вещества».

2

 

Раздел 12. Электрическое поле.

 

4

 

12.1.

Практическая работа № 19.

Электростатика. Закон Кулона.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Составления перечня конкретных примеров применения закона Кулона.

2

 

Раздел № 13. Общие понятия и законы химии.

 

8

 

13.1.

Чистые вещества и смеси, основные законы химии.

Методы разделения смесей, их характеристика. Закон постоянства и закон сохранения.

2

1,2

13.2.

Практическая работа № 20.

Состав вещества. Особенности строения вещества, измерение вещества.

2

2

13.3.

Практическая работа № 21.

Обмен веществ и превращение энергии в

клетке.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Изучение понятия «Аденозинтрифосфат».

2

 

Раздел 14. Периодический закон.

 

4

 

14.1.

Состав атома.

Состав атома, характеристика. Строение

электронов в атоме.

2

1,2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка сообщения на тему: «Атомарная теория».

2

 

Раздел 15. Строение вещества.

 

4

 

15.1.

Практическая работа № 22.

Виды химических связей. Дисперсные системы.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка сообщения на тему: «Химические связи».

2

 

Раздел 16. Теории электролитической диссоциации.

 

4

 

16.1.

Практическая работа № 23.

Электролиты, кислоты, основания, соли, гидролиз солей. Химические связи оснований.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка сообщения на тему: «Применение электролитов в настоящее время».

2

 

Раздел 17. Окислительно-восстановительные процессы.

 

4

 

17.1.

Практическая работа № 24.

Окислители, восстановители, электролиз.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка сообщения на тему: «Применение окислителей в настоящее время».

2

 

Раздел 18. Химическая кинетика.

 

6

 

18.1.

Характеристика и основное понятие химической кинетики.

Обратимость химических реакций.

2

1,2

18.2.

Практическая работа № 25.

Виды химических реакций.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка реферата на тему: «Разнообразие химических реакций».

2

 

Раздел 19. Неметаллы.

 

4

 

19.1.

Характеристика неметаллов.

Водород, соединения неметаллов, вода, их особенности.

2

1,2

 

Самостоятельная работа студентов.

Изучение понятия «Кристаллизация воды».

2

 

Раздел 20. Металлы.

 

4

 

20.1.

Практическая работа № 26.

Характеристика металлов. Химические свойства металлов.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка сообщения на тему: «Особо прочные металлы».

2

 

Раздел 21. Основы органической химии.

 

3

 

21.1.

Органическая химия.

Теория Бутлерова.

1

1,2

21.2.

Практическая работа № 27.

Состав органической химии.

2

2

 

Всего:

 

162

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета Естествознание


Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по биологии, физике, химии.


Технические средства обучения:

- мультимедиапроектор.


    1. Педагогические технологии обучения

В целях реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: образовательные игры, лекция с разбором конкретных ситуаций, с заранее запланированными ошибками, обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм»), работа в малых группах.


3.3. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

Учебная литература


  1. А.Г.Резанов «Биология» М., "Академия", 2011 г.;

  2. П.И.Самойленко "Физика" М., "Академия",2011 г.;

  3. О.С.Габриэлян "Химия" М.,"Академия",2011 г.;


Дополнительные источники:


  1. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2011 г.;

  2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности – М.Проф. Образ, 2011 г.;


Интернет – ресурсы:


  1. http://Estestvo-Znanie.ru

  2. http://naturalscience.ru







4. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОУД.14 Естествознание, осуществляется преподавателем в ходе текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, промежуточной и итоговой аттестации.

Текущий контроль проводится преподавателем следующими формами и методами: устный опрос, тестирование, контрольные работы, математические диктанты, самостоятельные работы, проверочные работы, индивидуальные аудиторные и домашние работы, решение проблемных ситуаций, беседа, выполнение практических работ, проверка выполненных самостоятельных внеаудиторных работ.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется входной контроль, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в форме тестирования. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Форма контроля для обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в зачета в виде тестирования со смешанными заданиями. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, проверочных работ, индивидуальных аудиторных и домашних работ, практических работ, тестирования, а также выполнения контрольных работ, тестов.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • решать задачи по генетике;

  • совмещать знания об изменчивости с практикой (видеть внешние проявления наследственной и ненаследственной изменчивости у человека;

  • приводить собственные примеры, объясняющие роль популяций изменчивости;

  • приводить примеры результатов естественного и искусственного отбора;

  • использовать знание физических законов при решении задач;

  • моделировать ситуацию с условием действия физических законов;

  • использовать знание химических законов при составлении уравнений химических реакций, решении задач.


Практические работы № 1-5


Практическая работа № 6





Практическая работа № 7


Практическая работа № 7



Практические работы № 8-19


Практические работы № 8-19


Практические работы № 20-27



Текущий контроль: выполнение письменных, самостоятельных, проверочных, тестовых заданий; математических диктантов, индивидуальных аудиторных и домашних заданий.


Знать:

  • предмет, метод и функции биологии;

  • классификации животного и растительного мира;

  • основные типы размножения;

  • основные способы деления клетки;

основные этапы формирования эмбрионального и постэмбрионального развития;

  • основные термины по генетике;

  • теорию эволюции Ч. Дарвина;

  • предмет, метод и функции физики;

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • предмет, метод и функции химии;

  • смысл понятий: атом, ядро, протон, электрон, нейтрон, химическая связь, валентность, электроотрицательность, полярность, газ, металл, неметалл, оксид, основание, кислота, соль, органика, аллотропия;

  • смысл химических законов взаимодействия веществ, сохранения массы, сохранения качества и количества.
















Устный и письменный контроль по тестам с открытыми и закрытыми вопросами, содержащими не проблемные и проблемные вопросы и задания.



Промежуточная и итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!