Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины
БД.11 «География»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины БД.11 География является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3+ по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл базовых дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные понятия, которыми обучающийся должен оперировать в процессе обучения по разделам программы дисциплины.
Объяснять закономерности размещения природных ресурсов, различия в естественном приросте, отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
Основные средства и методы получения географической информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Характеризовать политико-географическое, экономико-географическое положение стран (ы).
Анализировать ресурсообеспеченность стран мира и делать выводы.
Объяснять (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.
Составлять экономико-географическую характеристику отраслей промышленности мира.
Работать с контурными картами.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 59 часов,
в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 19 часов;
Консультации 4 часа.
1.5. Содержание дисциплины:
Введение в курс «Экономическая и социальная география мира».
Политическая карта мира. Многообразие стран.
Раздел 1.Современная карта мира.
Раздел 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Раздел 3. География населения мира.
Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства.
Раздел 6. Зарубежная Европа.
Раздел 7. Зарубежная Азия.
Раздел 8. Африка.
Раздел 9. Северная Америка.
Раздел 10. Латинская Америка.
Раздел 11. Австралия и Океания.
Заключение. Глобальные проблемы мира.
Содержание
Паспорт программы учебной дисциплины 7
Структура и содержание учебной дисциплины 10
Условия реализации программы дисциплины 16
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 18
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
БД.11 «География»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины БД.11 География является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3+ по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл базовых дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные понятия, которыми обучающийся должен оперировать в процессе обучения по разделам программы дисциплины.
Объяснять закономерности размещения природных ресурсов, различия в естественном приросте, отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
Основные средства и методы получения географической информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Характеризовать политико-географическое, экономико - географичес-кое положение стран (ы).
Анализировать ресурсообеспеченность стран мира и делать выводы.
Объяснять (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.
Составлять экономико-географическую характеристику отраслей промышленности мира.
Работать с контурными картами.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 59 часов,
в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 19 часов;
Консультации 4 часа.
Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 19 |
теоретическое обучение | 17 |
Самостоятельная работа | 19 |
Консультации | 4 |
Итоговая аттестация в форме ДФК | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.11 «География»
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Введение в курс «Экономическая и социальная география мира». Политическая карта мира. Многообразие стран. | 1 | |
Раздел 1. | Современная карта мира | 3 | |
Тема 1.1. | Формы правления. Административно-территориальное устройство. | 1 | 1 |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
| «Политико-географическая характеристика стран (ы)». | | |
| Контрольная работа по теме: «Введение. Современная карта мира». | 1 | 3 |
Раздел 2. | География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. | 2 | |
Тема 2.1. | География мировых природных ресурсов. Проблемы взаимодействия природы и человека. | 1 | 2 |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
| «Сравнительная характеристика ресурсообеспеченности двух стран (развитой и развивающейся)». | | |
Раздел 3. | География населения мира | 5 | |
Тема 3.1. | Население мира. Численность и воспроизводство населения. Состав населения мира. Практическое занятие «Определение типа воспроизводства стран». | 1 1 | 1 2 |
| Практическое занятие в контурной карте | 1 | 2 |
| «Сравнительная характеристика половозрастных пирамид». | | |
Тема 3.2. | Расовый и этнический состав. Религиозный состав. Размещение населения и формы расселения. Миграции. | 2 | 2 |
Раздел 4. | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 1 | |
Тема 4.1. | НТР. Влияние НТР на мировое хозяйство. Основные факторы размещения в эпоху НТР. | 1 | 1 |
Раздел 5. | География отраслей мирового хозяйства | 5 | |
Тема 5.1. | Топливно-энергетическая промышленность. Черная и цветная металлургия. Машиностроение. Химическая, лесная, текстильная промышленность. | 1 | 1 |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
| «Экономико-географическая характеристика отрасли промышленности мира». | | |
Тема 5.2. | Практическое занятие в контурной карте География мирового сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. | 1 | 1 |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
| «Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран». | | |
Тема 5.3. | Всемирные экономические отношения. | 1 | 1 |
Раздел 6. | Зарубежная Европа | 3 | |
Тема 6.1. | Зарубежная Европа. Экономико-географическое положение. Население. Природные ресурсы и условия. Хозяйство. | 1 | 1 |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
| «Субрегионы Зарубежной Европы. Сравнительная характеристика экономико-географического положения стран «большой семёрки». | | |
| Практическое занятие в контурной карте Обобщение по теме: «Зарубежная Европа». | 1 | 3 |
Раздел 7. | Зарубежная Азия | 5 | |
Тема 7.1. | Зарубежная Азия. Общая характеристика региона. Практическое занятие в контурной карте Китай. Экономико-географическое положение. Население. Природные ресурсы и условия. Хозяйство. | 1 1 | 1 2 |
Тема 7.2. | Япония. Индия. Экономико-географическая характеристика стран. Население. Природные ресурсы и условия. Хозяйство. | 2 | 1 |
| Практическая работа | 1 | 2 |
| «Комплексная характеристика стран Зарубежной Азии». | | |
Раздел 8. | Африка | 3 | |
Тема 8.1. | Африка. Общая характеристика региона. Практическая работа в контурной карте Субрегионы Африки. Южно-Африканская республика. | 1 1 | 1 2 |
| Практическое занятие Обобщение по теме: «Африка». | 1 | 2 |
Раздел 9. | Северная Америка | 3 | |
Тема 9.1. | США. Экономико-географическое положение страны. Население. Природные ресурсы и условия. Хозяйство. Практическое занятие «Канада. Экономико-географическое положение страны. Население. Природные ресурсы и условия. Хозяйство». | 1 1 | 1 2 |
| Практическое занятие в контурной карте Тематический контроль знаний и умений. | 1 | 2 |
Раздел 10. | Латинская Америка | 3 | |
Тема 10.1. | Общая характеристика стран Латинской Америки. Практическая работа в контурной карте Субрегионы: Центральная Америка, страны северной части материка. Страны Анд. Страны Ла-Платы. Бразилия. | 1 1 | 1 |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
| «Комплексная характеристика стран Латинской Америки». | | |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
Раздел 11. | Австралия и Океания. | | |
| Практическое занятие | 1 | 2 |
Заключение | Глобальные проблемы человечества. | | |
| Административная контрольная работа. ДФК. | 1 | 3 |
Итого часов, в т. ч. практических занятий | | 36 19 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся при изучении учебной дисциплины. Тематика совпадает с названиями тем по данной учебной дисциплине. | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературой, справочными материалами. Выполнение домашних заданий по работе с контурными картами, разработкой тематических кроссвордов. Подготовка рефератов, сообщений, докладов, электронных презентаций, видеосюжетов по темам учебной дисциплины. | 19 | |
Консультации | Ответы на вопросы обучающихся | 4 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.--продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий)
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- настенные карты по регионам и странам мира;
- географические атласы для средней школы;
- контурные карты для средней школы;
- статистические справочники по зарубежным странам.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература
Баранчиков. Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.- М.: Академия, 2017г.
Гладкий Ю. Н. Общая экономическая и социальная география; Учебник/ Ю. Н. Гладкий. – М.: Академия, 2018 г. - 240 с.
Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник /Ю. Н. Гладкий.- М.: Академия, 2018 г. – 176 с.
Атлас с комплектом контурных карт. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. ФГОС. Издательство: ФГУП Омская картографическая фабрика, 2018 г.
Дополнительные источники:
Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие / Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Клевцова. - Люберцы: Юрайт, 2016 г. – 537 с.
Мартынов В. Л. Социально- экономическая география современного мира / В. Л. Мартынов. – М.: Academia, 2017 г. – 640 с.
Интернет-ресурсы
Страны мира: географический справочник http://geo. historic. ru
Общественная география современного мира /http://cor.edu.27.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/01.htm
Страноведческий каталог "EconRus" http://catalog. fmb. ru/
Страны мира http://www. mir-geo. ru/
Периодические издания
Журнал «География в школе»
Журнал «Наука и жизнь».
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: | |
Основные понятия, изучаемые в курсе «География» | Контрольная работа Домашняя работа |
Объяснение закономерностей размещения природных ресурсов, отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | Практическая работа Контрольная работа |
Основные средства и методы получения географической информации | Практическая работа |
Умения: | |
Характеризовать политико-географическое и экономического положения стран (ы) | Контрольная работа Практическая работа |
Анализировать ресурсообеспеченность стран мира и делать выводы | Практическая работа |
Объяснять процессы воспроизводства населения развитых и развивающихся стран | Практическая работа |
Составлять экономико-географическую характеристику отраслей промышленности мира | Практическая работа |
Работать с контурными картами | Домашняя работа Практическая работа |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; наличие положительных отзывов по итогам практики. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Рациональность организации профессиональной деятельности, выбора типовых методов и способов решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Рациональность принятия решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Оперативность поиска и результативность использования информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Результативность и широта использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач; четкое выполнение обязанностей при работе в команде и/или выполнении задания в группе; соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы; рациональность организации работы подчиненных, своевременность контроля и коррекции (при необходимости) процесса и результатов выполнения ими заданий. | учебной |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Позитивная динамика достижений в процессе освоения ВПД; результативность самостоятельной работы. | дисциплины. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Объективность и обоснованность оценки возможностей новых технологий. | |