РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА
специальность 09.02.05
Прикладная информатика (по отраслям)
2015г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 2 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Дискретная математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии «Оператор ЭВМ».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав математического и общего естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять методы дискретной математики;
- строить таблицы истинности для формул логики;
- представлять булевы функции в виде формул заданного типа;
- выполнять операции над множествами, применять аппарат теории множеств для решения задач;
- выполнять операции над предикатами;
- исследовать бинарные отношения на заданные свойства;
- выполнять операции над отображениями и подстановками;
- выполнять операции в алгебре вычетов;
- применять простейшие криптографические шифры для шифрования текстов;
- генерировать основные комбинаторные объекты;
- находить характеристики графов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;
- основные классы функций, полноту множеств функций, теорему Поста;
- основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями;
- логику предикатов, бинарные отношения и их виды;
- элементы теории отображений и алгебры подстановок;
-основы алгебры вычетов и их приложение к простейшим криптографическим шифрам;
- метод математической индукции;
- алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;
- основы теории графов;
- элементы теории автоматов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов;
консультации 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 84 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
для закрепления, систематизации знаний и формирования умений: - работа с конспектами лекций - работа с материалом учебных пособий - подготовка к выполнению практических заданий - выполнение тестовых заданий - решение задач и упражнений | 26 |
для самостоятельного овладения учебным материалом: - изучение материала учебника, пособия, дополнительного источника; - конспектирование текста; - работа со справочниками; | 10 |
Консультации | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Дискретная математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Введение в дисциплину. Основы теории множеств. | 9 (6 ауд + 3 сам) | 2 |
Тема 1.1. Основные понятия теории множеств. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Содержание предмета дискретной математики. Основные задачи и области применения дискретной математики. |
2 | Понятие «множество». Конечные и бесконечные множества. Пустое множество. Подмножество. Количество подмножеств конечного множества. Операции над множествами и их свойства. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Решение задач на выполнение теоретико-множественных операций». | 2 | 2 |
Тема 1.2. Формулы количества элементов в объединении нескольких множеств. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Формула количества элементов в объединении двух конечных множеств; соответствующая формула для трех множеств. |
2. | Декартово произведение множеств. Декартова степень множества. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания «Подсчет количества элементов в объединении нескольких конечных множеств». | 1 | 2 |
Раздел 2. | Формулы логики. | 23 (18 ауд + 5 сам) | |
Тема 2.1. Основные логические операции. Формулы логики. Таблица истинности. Дизъюнктивная нормальная форма. | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Понятие «высказывание». Основные логические операции. Формулы логики. Таблица истинности и методика ее построения. Тождественно-истинные формулы. |
2 | Понятие «элементарное произведение». Понятие «дизъюнктивная нормальна форма». |
Практическое занятие 1. «Построение таблицы истинности для формулы логики». | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Построение таблицы истинности для ДНФ упрощенным методом» | 2 | 2 |
Тема 2.2. Законы логики. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Равносильные формулы; свойства. Законы логики. Методика упрощения формул логики с помощью равносильных преобразований. Методика проверки двух формул на равносильность с помощью их предварительного упрощения. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований». | 1 | 2 |
Тема 2.3. Проверка теоретико-множественных отношений с помощью формул логики. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Соответствие между теоретико-множественными и логическими операциями. Перевод теоретико-множественных выражений в соответствующую формулу логики. Методика проверки теоретико-множественных соотношений с помощью формул логики. |
Практическое занятие 2. «Проверка двух формул на равносильность». | 2 |
| 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Проверка теоретико-множественных соотношений с помощью формул логики». | 2 | 2 |
Раздел 3. | Булевы функции. | 22 (16 ауд+6 сам) | |
Тема 3.1. Булевы векторы. Понятие булева функция. Совершенная ДНФ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «булев вектор». Понятие «булева функция». Способы задания булевой функции. Совершенная ДНФ. Представление булевой функции в виде совершенной ДНФ, |
Практическое занятие 3. «Представление булевой функции в виде совершенной ДНФ». | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Составление таблицы истинности булевых функций двух переменных». | 2 | 2 |
Тема 3.2. Операция двоичного сложения. Многочлен Жегалкина. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Операция двоичного сложения и ее свойства. Многочлен Жегалкина. Представление булевой функции в виде многочлена Жегалкина. |
Практическое занятие 4. «Представление в виде полинома Жегалкина булевой функции, заданной формулой». | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Представление в виде полинома Жегалкина булевой функции, заданной таблично». | 2 | 2 |
Тема 3.3. Полнота множества функций. Важнейшие замкнутые классы. Теорема Поста. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Полнота множества функций. Важнейшие замкнутые классы T0, T1, S, L, M. Теорема Поста. |
Практическое занятие 5. «Проверка булевой функций на принадлежность к классам T0, T1, S, L, M». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Проверка множества булевых функций двух переменных на полноту». | 2 | 2 |
Раздел 4. | Предикаты. Бинарные отношения. | 10 (6 ауд+4 сам) | |
Тема 4.1. Предикаты. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «предикат». Область определения и область истинности предиката. Обычные логические операции над предикатами. Квантарные операции над предикатами. |
Практическое занятие 6. «Решение задач на определение области истинности предиката». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Формализация предложений с помощью логики предикатов». | 2 | 2 |
Тема 4.2. Бинарные отношения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «бинарное отношение». Рефлексивные, симметричные и транзитивные бинарные отношения. Отношения эквивалентности. Теорема о разбиении множества на классы эквивалентности. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Исследование бинарных отношений на рефлексивность, симметричность и транзитивность». | 2 | 2 |
Раздел 5. | Отображения. Подстановки. | 9 (6 ауд+3 сам) | |
Тема 5.1. Отображения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | «Понятие «отображение». Способы задания отображения. Композиция отображений. Обратные отображения. | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Решение задач на выполнение операции композиции отображений, на запись обратного отображения». | 1 | |
Тема 5.2. Подстановки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «подстановка». Формула количества подстановок. Произведение подстановок. Обратная подстановка. Четные и нечетные подстановки. Методика решения простейших уравнений с подстановками. Порядок подстановки. |
Практическое занятие 7. «Решение простейших уравнений с подстановками». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Определение порядка и четности подстановки». | 2 | 2 |
Раздел 6. | Алгебра вычетов по модулю N. | 6 (4 ауд+2 сам) | |
Тема 6.1. Алгебра вычетов по модулю N. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Понятие «вычет по модулю N». Система вычетов по модулю N. Операции над вычетами и их свойства. Обратимые вычеты. Методика решения уравнений в алгебре вычетов. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Решение простейших уравнений в алгебре вычетов». | 2 | 3 |
Раздел 7. | Некоторые элементы теории и практики шифрования. | 3 (2 ауд+1 сам) | |
Тема 7.1. Некоторые элементы теории и практики шифрования. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «шифрование». Задачи теории шифрования и области ее применения. Шифры замены. Шифр Цезаря и шифр Виженера. Абсолютно стойкий шифр однократного использования. Понятие о шифросистемах с «открытым ключом». |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Шифрование текста с помощью шифра Виженера». | 1 | 2 |
Раздел 8. | Метод математической индукции. | 8 (6 ауд+2 сам) | |
Тема 8.1. Метод математической индукции. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Принцип метода математической индукции. |
Практическое занятие 8. «Доказательство утверждений с помощью метода математической индукции». | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Доказательство некоторых теорем элементарной алгебры методом математической индукции». | 2 | 2 |
| | |
Раздел 9. | Алгоритмическое перечисление некоторых видов комбинаторных объектов. | 6 (4 ауд+2 сам) | |
Тема 9.1. Алгоритмическое перечисление некоторых видов комбинаторных объектов. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Понятие «алгоритмическое перечисление» элементов конечного множества. Генерирование двоичных слов заданной длины в порядке следования. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Генерирование комбинаторных объектов заданного типа». | 2 | 2 |
Раздел 10. | Основы теории графов. | 16 (10 ауд+6сам) | |
Тема 10.1. Неориентированный граф. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «неориентированный граф». Способы задания графа. Матрица сложности. Полный граф. Путь в графе. Степень вершины. Теорема о сумме степеней вершин графа. Формула количества ребер в полном графе. Характеристики графа и методика их нахождения. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Нахождение метрических характеристик графа». | 2 | 2 |
Тема 10.2. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Плоские графы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Эйлеров граф. Теорема Эйлера (критерий эйлеровости графа). Алгоритм нахождения эйлерова цикла в эйлеровом графе. Гамильтонов граф. Некоторые теоремы о распознавании гамильтоновости графа. Понятие «плоский граф». Примеры неплоских графов. |
Практическое занятие 9. «Распознавание графов на эйлеровость и гамильтоновость ». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Распознавание графа на плоскость». | 2 | 2 |
Тема 10.3. Ориентированный граф. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «ориентированный граф». Матрица смежности для орграфа. Степень входа и степень выхода вершины. Ориентированный путь. Ориентированный цикл. Матрица достижимости. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Запись матрицы достижимости для орграфа». | 1 | 3 |
Тема 10.4. Деревья. Код Пруфера. Бинарные деревья. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Деревья и их свойства. Деревья с пронумерованными вершинами. Код Пруфера. Понятие «бинарное дерево». Кодирование бинарных деревьев. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение практического задания: «Построение бинарного дерева сортировки». | 1 | 3 |
Раздел 11. | Элементы теории автоматов. | 8 (6 ауд+2 сам) | |
Тема 11.1. Элементы теории автоматов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Базовые множества для автомата: входной алфавит, выходной алфавит, множество состояний. Таблица автомата. Принцип работы автомата. Диаграмма автомата. Автомат, распознающий свойство слова, и его построение. |
Практическое занятие 10. «Построение автоматов, распознающих заданные свойства слова ». | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов на темы, например: «Классификация автоматов»; «Автоматы и компьютеры, область применения в современном мире». | 2 | |
Консультации | 6 | |
Всего: | 126 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика», объединяющего цикл дисциплин: Математика, Теория вероятностей и математическая статистика, Дискретная математика.
Оборудование и обеспечение кабинета:
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий с образцами документов по выполнению практических, контрольных и самостоятельных работ;
комплект методических указаний по выполнению практических работ и самостоятельных работ.
Технические средства обучения: принтер, проектор, мультимедийное обеспечение по содержанию дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- С.В. Судоплатов, Е.В. Овчинникова «Дискретная математика»: учебник НГТУ – 2-е издательство, переработанное – М.:ИНФА-М, 2010.
- В.В. Куликов «Дискретная математика»: учебное пособие – М.:РИОР, 2010.
- С.А. Канцедал «Дискретная математика»: учебное пособие – М.:ИНФА-М:ФОРУМ, 2010.
- В.А. Осипова «Основы дискретной математики»: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2006.
Дополнительные источники:
- М.С. Спирина, П.А. Спирин «Дискретная математика» - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
- Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. «Теория графов» - М.: Высшая школа, 1976.
- Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. «Сборник задач по дискретной математике» - М.: Наука, 1977.
- Горбатов В.А. «Основы дискретной математики». – М.: Высшая школа, 1987.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
-применять методы дискретной математики; | |
-строить таблицы истинности для формул логики; | экспертная оценка; защита работы |
-представлять булевы функции в виде формул заданного типа; | экспертная оценка; защита работы |
-выполнять операции над множествами, применять аппарат теории множеств для решения задач; | экспертная оценка; защита работы |
-выполнять операции над предикатами; | экспертная оценка; защита работы |
- исследовать бинарные отношения на заданные свойства; | экспертная оценка; защита работы |
-выполнять операции над отображениями и подстановками; | экспертная оценка; защита работы |
- выполнять операции в алгебре вычетов; | тестирование; зачет |
-применять простейшие криптографические шифры для шифрования текстов; | тестирование; зачет |
-генерировать основные комбинаторные объекты; | тестирование; зачет |
- находить характеристики графов | экспертная оценка; защита работы |
Знать: | Формы и методы контроля результатов обучения |
-логические операции, формулы логики, законы алгебры логики; | тестирование; дифференцированный зачет |
-основные классы функций, полноту множеств функций, теорему Поста; | тестирование; дифференцированный зачет |
-основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями; | тестирование; дифференцированный зачет |
- логику предикатов, бинарные отношения и их виды; | тестирование; дифференцированный зачет |
-элементы теории отображений и алгебры подстановок; | тестирование; дифференцированный зачет |
-основы алгебры вычетов и их приложение к простейшим криптографическим шифрам; | тестирование; дифференцированный зачет |
- метод математической индукции; | тестирование; дифференцированный зачет |
-алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов; | тестирование; дифференцированный зачет |
- основы теории графов; | тестирование; дифференцированный зачет |
- элементы теории автоматов. | тестирование; дифференцированный зачет |
Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.14 №1001, и примерной программы учебной дисциплины «Дискретная математика».
Автор: Долгова И.М., преподаватель математики центра – колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных, математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № 10 от « 26 » мая 2014 г.
Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии аграрного колледжа ФГБОУ ВПО МичГАУ
Протокол № 10 от « 24 » июня 2014 г.
Программа переработана и дополнена в соответствии с требованиями ФГОС СПО
Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 9 от « 13 » апреля 2015 г.
Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии центра-колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Протокол № 8 от « 24 » апреля 2015 г.
4