СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Дискретной математике для специальности Прикладная информатика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Дискретной математике для специальности Прикладная информатика»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА


специальность 09.02.05

Прикладная информатика (по отраслям)




















2015г


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Дискретная математика


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии «Оператор ЭВМ».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав математического и общего естественнонаучного цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять методы дискретной математики;

- строить таблицы истинности для формул логики;

- представлять булевы функции в виде формул заданного типа;

- выполнять операции над множествами, применять аппарат теории множеств для решения задач;

- выполнять операции над предикатами;

- исследовать бинарные отношения на заданные свойства;

- выполнять операции над отображениями и подстановками;

- выполнять операции в алгебре вычетов;

- применять простейшие криптографические шифры для шифрования текстов;

- генерировать основные комбинаторные объекты;

- находить характеристики графов;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;

- основные классы функций, полноту множеств функций, теорему Поста;

- основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями;

- логику предикатов, бинарные отношения и их виды;

- элементы теории отображений и алгебры подстановок;

-основы алгебры вычетов и их приложение к простейшим криптографическим шифрам;

- метод математической индукции;

- алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;

- основы теории графов;

- элементы теории автоматов.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов;

консультации 6 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

30

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


для закрепления, систематизации знаний и формирования умений:

- работа с конспектами лекций

- работа с материалом учебных пособий

- подготовка к выполнению практических заданий

- выполнение тестовых заданий

- решение задач и упражнений

26

для самостоятельного овладения учебным материалом:

- изучение материала учебника, пособия, дополнительного источника;

- конспектирование текста;

- работа со справочниками;

10

Консультации

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Дискретная математика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в дисциплину. Основы теории множеств.

9

(6 ауд + 3 сам)

2

Тема 1.1. Основные понятия теории множеств.

Содержание учебного материала

4

2

1

Содержание предмета дискретной математики. Основные задачи и области применения дискретной математики.

2

Понятие «множество». Конечные и бесконечные множества. Пустое множество. Подмножество. Количество подмножеств конечного множества. Операции над множествами и их свойства.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Решение задач на выполнение теоретико-множественных операций».


2

2

Тема 1.2. Формулы количества элементов в объединении нескольких множеств.

Содержание учебного материала

2

2

1

Формула количества элементов в объединении двух конечных множеств; соответствующая формула для трех множеств.

2.

Декартово произведение множеств. Декартова степень множества.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания «Подсчет количества элементов в объединении нескольких конечных множеств».

1

2

Раздел 2.

Формулы логики.

23

(18 ауд + 5 сам)


Тема 2.1. Основные логические операции. Формулы логики. Таблица истинности. Дизъюнктивная нормальная форма.

Содержание учебного материала

8

2

1

Понятие «высказывание». Основные логические операции. Формулы логики. Таблица истинности и методика ее построения. Тождественно-истинные формулы.

2

Понятие «элементарное произведение». Понятие «дизъюнктивная нормальна форма».

Практическое занятие 1. «Построение таблицы истинности для формулы логики».

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Построение таблицы истинности для ДНФ упрощенным методом»

2

2

Тема 2.2. Законы логики. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований.

Содержание учебного материала

2

2

1

Равносильные формулы; свойства. Законы логики. Методика упрощения формул логики с помощью равносильных преобразований. Методика проверки двух формул на равносильность с помощью их предварительного упрощения.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований».

1

2

Тема 2.3. Проверка теоретико-множественных отношений с помощью формул логики.

Содержание учебного материала

2

2

1

Соответствие между теоретико-множественными и логическими операциями. Перевод теоретико-множественных выражений в соответствующую формулу логики. Методика проверки теоретико-множественных соотношений с помощью формул логики.

Практическое занятие 2. «Проверка двух формул на равносильность».

2


2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Проверка теоретико-множественных соотношений с помощью формул логики».

2

2

Раздел 3.

Булевы функции.

22

(16 ауд+6 сам)


Тема 3.1. Булевы векторы. Понятие булева функция. Совершенная ДНФ.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие «булев вектор». Понятие «булева функция». Способы задания булевой функции. Совершенная ДНФ. Представление булевой функции в виде совершенной ДНФ,

Практическое занятие 3. «Представление булевой функции в виде совершенной ДНФ».

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Составление таблицы истинности булевых функций двух переменных».

2

2

Тема 3.2.

Операция двоичного сложения. Многочлен Жегалкина.

Содержание учебного материала

2

2

1

Операция двоичного сложения и ее свойства. Многочлен Жегалкина. Представление булевой функции в виде многочлена Жегалкина.

Практическое занятие 4. «Представление в виде полинома Жегалкина булевой функции, заданной формулой».

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Представление в виде полинома Жегалкина булевой функции, заданной таблично».

2

2

Тема 3.3. Полнота множества функций. Важнейшие замкнутые классы. Теорема Поста.

Содержание учебного материала

4

2

1

Полнота множества функций. Важнейшие замкнутые классы T0, T1, S, L, M. Теорема Поста.

Практическое занятие 5. «Проверка булевой функций на принадлежность к классам T0, T1, S, L, M».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Проверка множества булевых функций двух переменных на полноту».

2

2

Раздел 4.

Предикаты. Бинарные отношения.

10

(6 ауд+4 сам)


Тема 4.1. Предикаты.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие «предикат». Область определения и область истинности предиката. Обычные логические операции над предикатами. Квантарные операции над предикатами.

Практическое занятие 6. «Решение задач на определение области истинности предиката».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Формализация предложений с помощью логики предикатов».

2

2

Тема 4.2. Бинарные отношения.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие «бинарное отношение». Рефлексивные, симметричные и транзитивные бинарные отношения. Отношения эквивалентности. Теорема о разбиении множества на классы эквивалентности.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Исследование бинарных отношений на рефлексивность, симметричность и транзитивность».

2

2

Раздел 5.

Отображения. Подстановки.

9

(6 ауд+3 сам)


Тема 5.1. Отображения.



Содержание учебного материала

2

2

1

«Понятие «отображение». Способы задания отображения. Композиция отображений. Обратные отображения.


Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Решение задач на выполнение операции композиции отображений, на запись обратного отображения».

1


Тема 5.2. Подстановки.


Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие «подстановка». Формула количества подстановок. Произведение подстановок. Обратная подстановка. Четные и нечетные подстановки. Методика решения простейших уравнений с подстановками. Порядок подстановки.

Практическое занятие 7. «Решение простейших уравнений с подстановками».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Определение порядка и четности подстановки».

2

2

Раздел 6.

Алгебра вычетов по модулю N.

6

(4 ауд+2 сам)


Тема 6.1. Алгебра вычетов по модулю N.

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие «вычет по модулю N». Система вычетов по модулю N. Операции над вычетами и их свойства. Обратимые вычеты. Методика решения уравнений в алгебре вычетов.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Решение простейших уравнений в алгебре вычетов».

2

3

Раздел 7.

Некоторые элементы теории и практики шифрования.

3

(2 ауд+1 сам)


Тема 7.1. Некоторые элементы теории и практики шифрования.


Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие «шифрование». Задачи теории шифрования и области ее применения. Шифры замены. Шифр Цезаря и шифр Виженера. Абсолютно стойкий шифр однократного использования. Понятие о шифросистемах с «открытым ключом».

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Шифрование текста с помощью шифра Виженера».

1

2

Раздел 8.

Метод математической индукции.

8

(6 ауд+2 сам)


Тема 8.1. Метод математической индукции.

Содержание учебного материала

2

2

1

Принцип метода математической индукции.

Практическое занятие 8. «Доказательство утверждений с помощью метода математической индукции».

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему: «Доказательство некоторых теорем элементарной алгебры методом математической индукции».

2

2




Раздел 9.

Алгоритмическое перечисление некоторых видов комбинаторных объектов.

6

(4 ауд+2 сам)


Тема 9.1. Алгоритмическое перечисление некоторых видов комбинаторных объектов.

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие «алгоритмическое перечисление» элементов конечного множества. Генерирование двоичных слов заданной длины в порядке следования.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Генерирование комбинаторных объектов заданного типа».

2

2

Раздел 10.

Основы теории графов.

16

(10 ауд+6сам)


Тема 10.1. Неориентированный граф.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие «неориентированный граф». Способы задания графа. Матрица сложности. Полный граф. Путь в графе. Степень вершины. Теорема о сумме степеней вершин графа. Формула количества ребер в полном графе. Характеристики графа и методика их нахождения.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Нахождение метрических характеристик графа».


2

2

Тема 10.2. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Плоские графы.

Содержание учебного материала

2

2

1

Эйлеров граф. Теорема Эйлера (критерий эйлеровости графа). Алгоритм нахождения эйлерова цикла в эйлеровом графе. Гамильтонов граф. Некоторые теоремы о распознавании гамильтоновости графа. Понятие «плоский граф». Примеры неплоских графов.

Практическое занятие 9. «Распознавание графов на эйлеровость и гамильтоновость ».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Распознавание графа на плоскость».

2

2

Тема 10.3. Ориентированный граф.

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие «ориентированный граф». Матрица смежности для орграфа. Степень входа и степень выхода вершины. Ориентированный путь. Ориентированный цикл. Матрица достижимости.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Запись матрицы достижимости для орграфа».

1

3

Тема 10.4. Деревья. Код Пруфера. Бинарные деревья.

Содержание учебного материала

2

2

1

Деревья и их свойства. Деревья с пронумерованными вершинами. Код Пруфера. Понятие «бинарное дерево». Кодирование бинарных деревьев.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практического задания: «Построение бинарного дерева сортировки».

1

3

Раздел 11.

Элементы теории автоматов.

8

(6 ауд+2 сам)


Тема 11.1. Элементы теории автоматов.

Содержание учебного материала

2

2

1

Базовые множества для автомата: входной алфавит, выходной алфавит, множество состояний. Таблица автомата. Принцип работы автомата. Диаграмма автомата. Автомат, распознающий свойство слова, и его построение.

Практическое занятие 10. «Построение автоматов, распознающих заданные свойства слова ».

4

2


Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов на темы, например:

«Классификация автоматов»;

«Автоматы и компьютеры, область применения в современном мире».

2


Консультации

6


Всего:


126



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика», объединяющего цикл дисциплин: Математика, Теория вероятностей и математическая статистика, Дискретная математика.

Оборудование и обеспечение кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий с образцами документов по выполнению практических, контрольных и самостоятельных работ;

  • комплект методических указаний по выполнению практических работ и самостоятельных работ.

Технические средства обучения: принтер, проектор, мультимедийное обеспечение по содержанию дисциплины.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

- С.В. Судоплатов, Е.В. Овчинникова «Дискретная математика»: учебник НГТУ – 2-е издательство, переработанное – М.:ИНФА-М, 2010.

- В.В. Куликов «Дискретная математика»: учебное пособие – М.:РИОР, 2010.

- С.А. Канцедал «Дискретная математика»: учебное пособие – М.:ИНФА-М:ФОРУМ, 2010.

- В.А. Осипова «Основы дискретной математики»: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2006.

Дополнительные источники:

- М.С. Спирина, П.А. Спирин «Дискретная математика» - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

- Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. «Теория графов» - М.: Высшая школа, 1976.

- Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. «Сборник задач по дискретной математике» - М.: Наука, 1977.

- Горбатов В.А. «Основы дискретной математики». – М.: Высшая школа, 1987.








4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Уметь:

-применять методы дискретной математики;


-строить таблицы истинности для формул логики;


экспертная оценка; защита работы

-представлять булевы функции в виде формул заданного типа;


экспертная оценка; защита работы

-выполнять операции над множествами, применять аппарат теории множеств для решения задач;


экспертная оценка; защита работы

-выполнять операции над предикатами;

экспертная оценка; защита работы

- исследовать бинарные отношения на заданные свойства;

экспертная оценка; защита работы

-выполнять операции над отображениями и подстановками;

экспертная оценка; защита работы

- выполнять операции в алгебре вычетов;

тестирование; зачет

-применять простейшие криптографические шифры для шифрования текстов;


тестирование; зачет

-генерировать основные комбинаторные объекты;

тестирование; зачет

- находить характеристики графов

экспертная оценка; защита работы


Знать:

Формы и методы контроля результатов обучения

-логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;


тестирование; дифференцированный зачет

-основные классы функций, полноту множеств функций, теорему Поста;

тестирование; дифференцированный зачет

-основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями;

тестирование; дифференцированный зачет

- логику предикатов, бинарные отношения и их виды;

тестирование; дифференцированный зачет

-элементы теории отображений и алгебры подстановок;

тестирование; дифференцированный зачет

-основы алгебры вычетов и их приложение к простейшим криптографическим шифрам;

тестирование; дифференцированный зачет

- метод математической индукции;

тестирование; дифференцированный зачет

-алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;

тестирование; дифференцированный зачет

- основы теории графов;

тестирование; дифференцированный зачет

- элементы теории автоматов.

тестирование; дифференцированный зачет





























Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.14 №1001, и примерной программы учебной дисциплины «Дискретная математика».



Автор: Долгова И.М., преподаватель математики центра – колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ


Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных, математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 10 от « 26 » мая 2014 г.

Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии аграрного колледжа ФГБОУ ВПО МичГАУ

Протокол № 10 от « 24 » июня 2014 г.

Программа переработана и дополнена в соответствии с требованиями ФГОС СПО

Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол № 9 от « 13 » апреля 2015 г.

Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии центра-колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Протокол № 8 от « 24 » апреля 2015 г.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!