СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для работы по учебнику "Чтение" для 7 класса, А.К. Аксёнова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса»

1. Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе

В классе обучается 10 человек, по решению ПМПК. Обучение предмету ведётся седьмой год. Уровень общего и речевого развития, а также созревание психофизических функций у каждого индивидуален: разный уровень развития речевых умений, звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза; памяти, внимания, восприятия. Это затрудняют овладение предметом.

Особенности обучающихся.

Специальные образовательные условия

Контингент класса неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы.

Организация фронтальной работы проводится с учетом уровня овладения предметом

У обучающихся отмечается узость объема восприятия. Восприятие недостаточно дифференцированно. Восприятие Иры, Маши, Даниила, Арсения, Кирилл отмечается замедленным темпом узнавания, а также тем, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, предметы, похожие по звучанию звуки, слова

Темп и скорость работы на уроке в соответствии с индивидуальными особенностями. Постепенное усложнение заданий, чередование, использование игрового и занимательного материала. На уроках используются упражнения направленные: на развитие дифференцированности и точности восприятия; на развитие аналитичности восприятия; на развитие конкретности восприятия.

Затруднен анализ и синтез. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам.

На уроках чтения проводится работа по нескольким направлениям:

развитие фонематического анализа и синтеза;

развитие слогового анализа и синтеза; развитие анализа предложений на слова.


У обучающихся имеется недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Словарный запас этих детей беден, наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря. Активный словарь гораздо меньше по объему пассивного словаря. Снижена потребность в речевом общении. Речь состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Редко встречаются прилагательные, наречия, союзы. Многие номинативные слова употребляются в активном словаре неточно. Отмечается неточность употребления самых простых слов, отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов

На уроках чтения уточняются неточности в употреблении слов, обращается внимание на конкретные признаки предметов, их назначение, дети учатся различать предметы, разграничивать обозначения

Все обучающиеся овладели навыком чтения: чтение преимущественно словами сложные и незнакомые слова читают по слогам. При чтении допускают специфические ошибки:  наблюдаются замены слов другими, замены, перестановки звуков, недочитывание слов. Ошибки при чтении затрудняют понимание прочитанного текста, предложения. В процессе чтения наблюдаются пропуски отдельных слов, что является результатом неустойчивого внимания. Наблюдаются различного рода искажения звуковой структуры слова (пропуски, замены, перестановки, добавления звуков, замены букв, сходных графически . Часто сами не замечают своих ошибок в процессе чтения.

В уроках используются упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового, кинестетического, зрительного контроля и их взаимодействия в процессе чтения.


Чтение все учащиеся класса выполняют осознанно, но при запоминании и воспроизведении смыслового материала, при установлении логических выводов допускают ошибки и неточности.

Ис­поль­зо­ва­ние различных дополнительных средств и при­е­мов в процессе коррекционно-раз­ви­ва­ю­ще­го обучения (иллюстративной, си­м­во­лической наглядности; различных вариантов пла­нов; вопросов педагога и т. д.)

Большую трудность почти у всех обучающихся вызывает выразительное чтение. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма.

Использование на уроках различных упражнений для отработки навыка выразительного чтения:

упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции;

упражнения для развития гибкости голоса;

упражнения на отработку скорости чтения на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией;

использование художественных текстов, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпоритмические средства.

  Прослушивание чтения по ролям другими обучающимися, участие с небольшими ролями. Выразительное чтение по образцу (чтение учителем, аудио запись).

Наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы - нет оттенков переживаний, эмоции неустойчивы, переживания не глубокие, поверхностные, поэтому они не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков.

На уроках чтения проводиться работа по развитию способности переживать различные настроения (печаль, счастье, сочувствие и т.д.), умения эмоционально настраиваться на определенную ситуацию. Применение компьютерных презентаций для повышения учебной мотивации, активизации познавательной активности.

В уроки чтения включено этнокультурное содержание. Использование этнокультурного содержания в обучении чтению необходимо, так как способствует побуждению интереса у подростков к опыту и наследию хакасского народа, к хакасскому языку и традициям. Этнокультурное содержание отражается через включение в уроки исторических фактов по географии и истории республики Хакасии. В уроки чтения включены произведений писателей и поэтов родного края. В детях воспитывается положительное отношение культурным ценностям всех народов России.








2.Планируемые результаты:

Образовательные:

В речевой и читательской деятельности, обучающиеся научатся:

  • осознанному, беглому и выразительному чтению вслух и «про себя» в соответствии с нормами литературного произношения, выполняя задания;

  • читать самостоятельно (про себя), понимая прочитанное;

  • употреблять пословицы и поговорки на заданную тему;

  • выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения;

  • подробному и сжатому пересказу текста, используя слова и выражения из текста;

  • называть главных и второстепенных героев, составлять характеристики героев (с помощью учителя), оценивать их действия и поступки;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

  • обучающиеся получат основные сведения о жизни и творчестве писателей;

  • различать жанровое разнообразие устного народного творчества;

  • сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра.

Коррекционные:

обучающиеся получат возможность для:

  • развития и коррекции речевого развития через умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал;

  • развития и коррекции зрительного и слухового восприятия;

  • развития навыков речевого общения; связной речи;

  • формирования умений запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворений;

  • формирования умений устанавливать последовательность действия в произведении;

  • формирования коммуникативной функций речи, диалогической и монологической речи;

Воспитательные:

обучающиеся получат возможность для:

  • формирования нравственных качеств личности на основе прочитанных произведений;

  • формирования эстетического, эмоционального, нравственного развития;

  • воспитания интереса к родному языку;

  • формирования интереса к предмету;

  • формирования нравственно-эстетического и гражданского воспитания на основе произведений художественной литературы (их содержание позволит учащимся освоить навыки нравственного поведения человека в обществе);

  • воспитания нравственных качеств (любви к малой родине, бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать);

  • позитивного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

3. Содержание учебного курса предмета.

Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Учащихся знакомятся с биографическими сведениями об авторе, сообщаются некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня,

пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею

произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность.





раздела

Содержание

1.Устное народное творчество.


Устное народное творчество. Жанры народного творчества.Сказки. Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Былина – жанр устного народного творчества. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни – жанр устного народного творчества. «Ах, кабы на цветы морозы», «По улице Мостовой». Пословицы – жанр устного народного творчества. Пословицы о Родине, о дружбе, о человеке, о труде, о знании. Загадки – жанр устного народного творчества. Загадки о явлениях природы, о домашних животных.

Произведения русской литературы XIX века.


А.С. Пушкин. Основные сведения из жизни писателя. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). М.Ю. Лермонтов. Основные сведения из жизни писателя. М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов. Основные сведения из жизни баснописца.И.А. Крылов. Басня «Кукушка и петух». И.А. Крылов. Басня «Волк и журавль». И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська». Н.А. Некрасов. Основные сведения из жизни писателя. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Генерал Топтыгин». Л.Н. Толстой. Основные сведения из жизни писателя. Ответы на вопросы. Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). А.П. Чехов. Основные сведения из жизни писателя. А.П. Чехов «Хамелеон». Составление сравнительной характеристики героев рассказа с помощью учителя. В.Г. Короленко. Основные сведения из жизни писателя. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). И. С. Тургенев. Основные сведения из жизни писателя. И. С. Тургенев. Повесть «Муму».

Произведения русской литературы XX века.


А.М. Горький. Основные сведения из жизни писателя. А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести). Н. А. Островский. Основные сведения из жизни писателя. Н. А. Островский. «Как закалялась сталь» (отрывки из романа). А. Твардовский. «Василий Теркин». К.Г. Паустовский. Основные сведения из жизни писателя. К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». С. Я. Маршак. Основные сведения из жизни писателя. «Мистер-Твистер». К.М. Симонов. Основные сведения из жизни поэта. К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». С. В. Михалков. Основные сведения из жизни писателя. Басня «Полкан и Шавка». Р.П. Погодин. Основные сведения из жизни писателя. Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит - пора». А. Рыбаков. Основные сведения из жизни писателя. А. Рыбаков. «Бронзовая птица» (отрывок из повести). А. Рыбаков. «Бронзовая птица» (отрывок из повести). А.Г. Алексин. Основные сведения из жизни писателя. А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). Н. П. Кончаловская. Основные сведения из жизни писателя.Н. П. Кончаловская. «Памятник в лесу». Е. И. Носов. Основные сведения из жизни писателя. «Трудный хлеб». Ч. И. Айтматов. Основные сведения из жизни писателя. «Белый пароход».

Произведения для внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор).

Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье». «Капалуха». Беляев А.Р. «Чудесное око». Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок». «Мышарик». «Вести из леса». Гайдар А.П. «Судьба барабанщика». Горький А.М. «Детство». Дефо Д. «Робинзон Крузо». Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Кассиль Л. «Ночная ромашка». «Огнеопасный груз». «Солнце светит». Катаев В.П. «Хуторок в степи». Короленко В.Г. «Купленные мальчики». «Чудная». «Последний луч», «Дети Подземелья». Лагин Л.Н. «Старик Хоттабыч». Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель». «Старый повар». «Степная Гроза». «Жильцы старого дома». Свифт Дж. «Путешествие Гулливера». Сурков А.А. Стихотворения из цикла «Победители», «В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели». «Утро в окопе». «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда». Чехов А.П. «Спать хочется». «Каштанка».

Произведения для заучивания наизусть (10 стихотворений).

Народные песни. Отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А. С. Пушкин «Зимний вечер». М. Ю. Лермонтов «Бородино». И. А. Крылов «Слон и Моська». Н. А. Некрасов «Несжатая полоса». М. Исаковский «Ветер». К. М. Симонов «Сын артиллериста». Н. И. Рыленков «В тающей дымке». Стихи о русской природе.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов основных

видов учебной деятельности.

Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1.

Устное народное творчество


11

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Словарная работа. Чтение статьи об устном творчестве. Чтение сказки «Сивка-бурка». Подготовка к пересказу по плану. Чтение по ролям. Словарная работа с синонимами. Рассматривание иллюстрации и нахождение описание этого эпизода в сказке. Жанр былины в русской литературе. Чтение и обсуждение былины. Выяснение лексического значения устаревших слов. Беседа по вопросам учебника. Чтение по ролям разговора Ильи Муромцам с разбойником. Выразительное чтение песни. Работа с учебником. Рассматривание иллюстрации и соотнесение её с текстом песни Чтение и анализ загадок и пословиц. Работа с учебником. Книги русских народных сказок, Составление отзыва по прочитанной книге. Пересказ сказок. Работа с загадками и пословицами. Беседа по жанрам народного творчества.

2.

Произведения русской литературы XIX века.


38

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Словарная работа. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя А.С. Пушкина. Чтение сказки «Сказка о царе Салтане…» Чтение по ролям. Беседа по вопросам учебника. Чтение отрывков к иллюстрациям. Работа с учебником. Работа над определениями и сравнениями. Составление плана последней части сказки. Заучивание любого отрывка сказки наизусть. Выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер» А.С. Пушкин

Работа с учебником. Беседа по вопросам учебника. Заучивание стихотворения наизусть. Выразительное чтение стихотворения. Работа над устаревшими словами. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества

М.Ю. Лермонтова. Выразительное чтение стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Работа с учебником. Беседа по вопросам учебника. Работа с иллюстрации в учебнике. Выполнение дифференцированных заданий. Заучивание отрывка наизусть. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества И.А. Крылова. Определение характеров героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей. Чтение басни по ролям. Работа с синонимами. Инсценировка басни. Выразительное чтение. Определение характеров героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей. Выразительное чтение басни. Выяснения лексического значения слов. Определение характеров героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей Заучивание басни «Волк и Журавль» наизусть. Выразительное чтение басни Чтение басни по ролям. Работа с иллюстрацией. Сравнение басни и сказки. Работа с пословицами, соотнесение пословицы с названием басни. Определение характеров героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей. Инсценировка одной из басен Крылова. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества Н.А.Некрасова Выразительное чтения стихотворения, чтение по ролям «Несжатая полоса». Нахождение художественных определений. Чтение отрывка к иллюстрации. Беседа по вопросам учебника. Работа с подстрочным словарем. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества Л.Н. Толстого. Чтение отрывков из произведения «Кавказский пленник» Выяснение лексического значения непонятных слов и выражений.

Чтение по ролям. Деление глав на части, озаглавливание.

Работа с пословицами. Пересказ повести по частям по плану

Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества А.П. Чехова. Чтение рассказа «Хамелеон» по ролям. Работа с подстрочным словарем. Беседа по вопросам учебника. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества. В.Г. Короленко «Дети подземелья» Чтение отрывков повести. Работа с подстрочным словарем. Пересказ по плану - стр.155, описание девочки - стр.158. Составление плана и пересказ понравившийся отрывок повести Написание сочинения по плану – стр.166

3.

Произведения русской литературы XX века


54

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества А.М. Горького. «Детство» Работа с лексическим значением незнакомых слов. Чтение повести по ролям. Беседа по вопросам учебника. Составление характеристики Саши и Якова. Пересказ по плану

«В людях» Работа по вопросам учебника. Работа с подстрочным словарем. Озаглавливание частей рассказа.

Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества

М.В. Исаковского «Детство» Выразительное чтение. Чтение по ролям. Иллюстрирования к стихотворению. Заучивание стихотворения «Ветер» наизусть. «Весна» Выразительное чтение. Беседа по вопросам учебника. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества. К.Г. Паустовского. Работа с лексическим значением слов и выражений. Работа с иллюстрацией. Чтение описания жаркого лета. Беседа по вопросам учебника. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества М.М. Зощенко. Чтение рассказа. «Великие путешественники» М.М. Зощенко. Беседа по вопросам учебника. Работа с поговоркой –Заведёт туда, куда Макар телят не гонял. Составление плана. Пересказ по плану. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества К. М. Симонова. Выразительное чтение «Сын артиллериста» Чтении по ролям. Беседа по вопросам учебника. Работа с пословицами. Работа с подстрочным словарем. Заучивания отрывка наизусть. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества В.П. Катаева. Чтение рассказа. Беседа по вопросам учебника. Работа с иллюстрациями. Работа с подстрочным словарём. Пересказ текста подробный и сжатый. «Флаг» В.П. Катаев Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества Н.И. Рыленкова Выразительное чтение «Деревья» Работа над произношением, дикции, темпом речи. Беседа по вопросам учебника. Выразительное чтение «Весна без вещуньи-кукушки» Выразительное чтение «Всё в тающей дымке» Беседа по вопросам учебника. Заучивание наизусть. Рассматривание репродукции на внутренней стороне обложки. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества И.Коваля Чтение рассказа «Капитан Клюквин» Составление характеристики клеста по плану. Иллюстрация к рассказу. Озаглавливание частей рассказа. Сжатый пересказ по плану. Чтение рассказа Беседа по вопросам учебника. Описание собаки по плану. Пересказ. Чтение по ролям. Работа с подстрочным словарем Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества Ю.Я. Яковлева. Чтение рассказа «Багульник.» Беседа по вопросам учебника. Оглавливание частей рассказа о Косте по плану учебника. Описание собак в соотношении с рисунком. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества Р.П. Погодина. Чтение рассказа «Время говорит пора» Беседа по вопросам учебника. Озаглавливание частей рассказа. Составление характеристики Володи. Пересказ частей. Работа с подстрочным словарем. Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества А.Г. Алексина Чтение по ролям «29 февраля». Пересказ по плану. Беседа по вопросам учебника. Работа над пословицей: «Красив тот, кто красиво поступает Информационно-познавательный рассказ об основных сведениях из жизни писателя, этапы творчества. К.Я. Ваншенкина Выразительное чтение «Мальчишки» Беседа по вопросам учебника. Работа с иллюстрацией. Выразительное чтение стихотворения «Снежки»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!