СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению, 1 класс, для етей с РАС 8.3

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1 классе изучение предмета «Чтение», призвано решить следующие задачи:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  • развитие навыков устной коммуникации;

  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках чтения в этот период ведется работа по подготовке учащихся к овладению первоначальными навыками чтения, формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. В результате этой работы у обучающихся формируется умение выделять некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова, что позволяет познакомить их с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.


Характеристика учебного предмета.

«Чтение» в 1 классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над звукопроизношением, речевое развитие; 2) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения: Букварный период представлен разделом: обучение грамоте (1 этап). Начало изучения звуков и букв в 1 классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте, что создает условия для освоения обучающимися слогового чтения, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.

Место курса в учебном плане.

На изучение предмета «Чтение» в 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни программа предусматривает 59 часов и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.

Планируемые результаты освоения программы.

Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по чтению включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • дифференцировать два-три цвета;

  • по образцу и с помощью учителя выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок;

  • различать кто как голос подает, имитировать голоса;

  • составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;

  • выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

  • читать двухзвуковые слоги и слова из изученных букв.

Достаточный уровень:

  • дифференцировать шесть основных цветов, называя их;

  • выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу;

  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;

  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;

  • делить слова на слоги;

  • определять первый звук в слове;

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

  • составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;

  • четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  • принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;

  • положительное отношение к школе;

  • развитие мотивации к обучению;

  • развитие элементарных представлений об окружающем мире;

  • овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • развитие положительных свойств и качеств личности.


Основное содержание учебного предмета




Разделы курса

Темы

Подготовка к усвоению грамоты

Развитие зрительных и пространственных восприятий.

Различение и называние основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Составление из цветных полосок по образцу буквенных знаков печатного шрифта (А, У, О, М, С, Х) без их называния.


Подбор одинаковых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных по цвету или величине. Составление из геометрических фигур по образцу схематических изображений предметов.

Выработка умения показывать и называть предметы (2-3) и их изображения в заданном порядке слева направо.

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (3-4) по цвету, форме или величине.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Различение звуков окружающей действительности. Кто и как голос подает? Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи. Выделение первого звука в слове. Умение выделять нужный звук в слове. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.

Вдох-выдох. Пропевание гласных на выдохе. Поддувание ватных шариков, бумажных корабликов, самолетиков, султанчиков и др. Артикуляционная гимнастика: статические и динамические упражнения для губ, щек, языка (надуть щёки, губы трубочкой, овалом, улыбнуться, язык лопаткой, жалом, вверх, вниз, облизать губы и др.).

Работа над звукопроизношением.

Артикуляционные упражнения на развитие, уточнение и совершенствование движения и положения основных органов речи, участвующих в образовании отдельных звуков. Отработка произвольного произношения звуков:

- простых по артикуляции согласных: губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т), заднеязычных (к, г, х);



  • гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и, о, у, в, ф, т, д, н);

  • отработка трудных для произношения звуков - шипящих, сонорных,- после их постановки и автоматизации на логопедических занятиях.

Упражнения на закрепление правильного произношения звуков в речи: качаем куклу а-а-а, еж фыркает ф-ф-ф, напевание строчек из народных колыбельных, песен (баю- баю-баю, куколку качаю; та-та-та, та-та-та, мы везем с собой кота и др.); проговаривание четверостиший, фраз, в которых повторяется определенный звук.

Речевое развитие:

Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление простых нераспространенных предложений (из 2-3 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).

Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения

Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части.

Букварный период. Обучение грамоте

1 этап

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.) Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Образование и чтение простых слов из изученных слоговых структур.



Учебно-методическое и материально-техническое образовательной деятельности


Учебники, учебные пособия

Учебно-методический комплект:

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова:

  • Дидактический материал для занятий в добукварный период .

  • Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС". В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019.

  • Пропись. В 3-х ч.

Методические пособия для педагога

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса

Дополнительные средства

Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольная ширма, предметы и игрушки для развития речевого дыхания (бумажные султанчики, бабочки, листочки, ватные шарики, дудочки, свистки и др.), настольные игры.



Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Цвета. Описание и сравнение предметов по

цвету.

1

1.09

2

Звуки окружающей действительности.

Неречевые звуки. Дифференциация неречевых звуков.

2

7.09, 8.09

3

Речевые звуки. Кто как голос подает?

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

1

14.09

4

Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины.

2

15.09, 21.09

5

Слушание стихотворения А.Барто «Зайка».

Соотнесение текста и картинки.

Воспроизведение стихотворения А.Барто

«Зайка» по опорным картинкам.

1

22.09

6

Узнавание предмета по его части. Составление предмета из частей в сопровождении речи.

2

28.09, 29.09

7

Знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением.

«Чтение» слов, зафиксированных условно- графическим изображением.

2

15.10, 18.10

8

Различение предмета и слова, его называющего.

Называние окружающих предметов с

«записью» слова с использование условно-графической схемы. Повторение изученного за I четверть

2

5.10, 6.10

9

Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы.

Дифференциация слов, сходных по звучанию.

2

12.10,13.10

10

Знакомство с предложением и его условно- графической схемой.

2

19.10,20.10

11

Фиксация предложений условно-графической

схемой.

2

26.10, 9.11

12

Составление предложений из 2 слов на основе демонстрации действий.

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку.

2

10.11, 16.11

13

Составление предложений из 3 слов на основе демонстрации действий.

Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку.

2

17.11,23.11


14

«Чтение» предложений, зафиксированных условно-графической схемой.

Деление предложений на слова.

Деление двусложных слов на части.

2

24.11,30.11

15

Фиксация частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением».

Дифференциация односложных и двусложных

слов.

2

1.12, 7.12

16

Выделение первого ударного гласного звука в

слове.

Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове.

2

8.12, 14.12

17

Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука.

Повторение материала, изученного за II четверть.

2

15.12,21.12

18

Повторение материала, изученного за I полугодие.

Выделение первого согласного звука в слове.

2

22.12,28.12

19

Выделение первого согласного звука в слове.

Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове.

2

29.12,11.01


20

Подбор слов, начинающихся с заданного

звука.

Звук и буква А. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

2

12.01,18.01

21

Звук и буква А. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

2

19.01,25.01

22

Звук и буква У. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

Звук и буква У. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

Образование и чтение слов а-у, у-а.

2

26.01,1.02

23

Звук и буква М. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

Чтение буквы, выделение звука/буквы в

словах.

2

2.02,15.02

24

Образование и чтение закрытых слогов с буквой м (ам, ум).

Образование и чтение открытых слогов с буквой м (ма, му).

2

16.02,1.03

25

Звук и буква О. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

Чтение буквы, выделение звука/буквы в

словах.

2

2.03, 9.03


26

Образование и чтение закрытых слогов ам, ум,

ом.

Образование и чтение открытых слогов ма, му, мо. Повторение материала, изученного за III четверть

2

15.03, 16.03

27

Звук и буква С. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

Звук и буква С. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

2

5.04,6.04

28

Образование и чтение закрытых слогов с буквой с (ас, ус, ос).

Образование и чтение открытых слогов с буквой с (са, су, со).

2

12.04, 13.04

29

Составление и чтение слов из 2 слогов (ма-ма, му-му, о-са).

2

19.04, 20.04

30

Звук и буква Х. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

2

26.04, 27.04

31

Звук и буква Х. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

2

4.05, 11.05

32

Образование и чтение закрытых слогов с буквой х (ах, ух, ох).

Образование и чтение открытых слогов с буквой х (ха, ху, хо).

2

17.05, 18.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!