Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1 классе изучение предмета «Чтение», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках чтения в этот период ведется работа по подготовке учащихся к овладению первоначальными навыками чтения, формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. В результате этой работы у обучающихся формируется умение выделять некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова, что позволяет познакомить их с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.
Характеристика учебного предмета.
«Чтение» в 1 классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над звукопроизношением, речевое развитие; 2) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения: Букварный период представлен разделом: обучение грамоте (1 этап). Начало изучения звуков и букв в 1 классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте, что создает условия для освоения обучающимися слогового чтения, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.
Место курса в учебном плане.
На изучение предмета «Чтение» в 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни программа предусматривает 59 часов и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
Планируемые результаты освоения программы.
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по чтению включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
дифференцировать два-три цвета;
по образцу и с помощью учителя выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок;
различать кто как голос подает, имитировать голоса;
составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
читать двухзвуковые слоги и слова из изученных букв.
Достаточный уровень:
дифференцировать шесть основных цветов, называя их;
выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу;
дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
делить слова на слоги;
определять первый звук в слове;
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;
четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
положительное отношение к школе;
развитие мотивации к обучению;
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности.
Основное содержание учебного предмета
Разделы курса | Темы |
Подготовка к усвоению грамоты | Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Составление из цветных полосок по образцу буквенных знаков печатного шрифта (А, У, О, М, С, Х) без их называния. |
| Подбор одинаковых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных по цвету или величине. Составление из геометрических фигур по образцу схематических изображений предметов. Выработка умения показывать и называть предметы (2-3) и их изображения в заданном порядке слева направо. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (3-4) по цвету, форме или величине. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Различение звуков окружающей действительности. Кто и как голос подает? Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи. Выделение первого звука в слове. Умение выделять нужный звук в слове. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух. Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения. Вдох-выдох. Пропевание гласных на выдохе. Поддувание ватных шариков, бумажных корабликов, самолетиков, султанчиков и др. Артикуляционная гимнастика: статические и динамические упражнения для губ, щек, языка (надуть щёки, губы трубочкой, овалом, улыбнуться, язык лопаткой, жалом, вверх, вниз, облизать губы и др.). Работа над звукопроизношением. Артикуляционные упражнения на развитие, уточнение и совершенствование движения и положения основных органов речи, участвующих в образовании отдельных звуков. Отработка произвольного произношения звуков: - простых по артикуляции согласных: губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т), заднеязычных (к, г, х); |
| гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и, о, у, в, ф, т, д, н); отработка трудных для произношения звуков - шипящих, сонорных,- после их постановки и автоматизации на логопедических занятиях. Упражнения на закрепление правильного произношения звуков в речи: качаем куклу а-а-а, еж фыркает ф-ф-ф, напевание строчек из народных колыбельных, песен (баю- баю-баю, куколку качаю; та-та-та, та-та-та, мы везем с собой кота и др.); проговаривание четверостиший, фраз, в которых повторяется определенный звук. Речевое развитие: Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление простых нераспространенных предложений (из 2-3 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.). |
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения | Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. |
Букварный период. Обучение грамоте | 1 этап Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.) Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Образование и чтение простых слов из изученных слоговых структур. |
Учебно-методическое и материально-техническое образовательной деятельности
Учебники, учебные пособия | Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: Дидактический материал для занятий в добукварный период . Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС". В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019. Пропись. В 3-х ч. |
Методические пособия для педагога | А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса |
Дополнительные средства | Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольная ширма, предметы и игрушки для развития речевого дыхания (бумажные султанчики, бабочки, листочки, ватные шарики, дудочки, свистки и др.), настольные игры. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. | 1 | 1.09 |
2 | Звуки окружающей действительности. Неречевые звуки. Дифференциация неречевых звуков. | 2 | 7.09, 8.09 |
3 | Речевые звуки. Кто как голос подает? Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. | 1 | 14.09 |
4 | Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. | 2 | 15.09, 21.09 |
5 | Слушание стихотворения А.Барто «Зайка». Соотнесение текста и картинки. Воспроизведение стихотворения А.Барто «Зайка» по опорным картинкам. | 1 | 22.09 |
6 | Узнавание предмета по его части. Составление предмета из частей в сопровождении речи. | 2 | 28.09, 29.09 |
7 | Знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов, зафиксированных условно- графическим изображением. | 2 | 15.10, 18.10 |
8 | Различение предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Повторение изученного за I четверть | 2 | 5.10, 6.10 |
9 | Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Дифференциация слов, сходных по звучанию. | 2 | 12.10,13.10 |
10 | Знакомство с предложением и его условно- графической схемой. | 2 | 19.10,20.10 |
11 | Фиксация предложений условно-графической схемой. | 2 | 26.10, 9.11 |
12 | Составление предложений из 2 слов на основе демонстрации действий. Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. | 2 | 10.11, 16.11 |
13 | Составление предложений из 3 слов на основе демонстрации действий. Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. | 2 | 17.11,23.11 |
14 | «Чтение» предложений, зафиксированных условно-графической схемой. Деление предложений на слова. Деление двусложных слов на части. | 2 | 24.11,30.11 |
15 | Фиксация частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». Дифференциация односложных и двусложных слов. | 2 | 1.12, 7.12 |
16 | Выделение первого ударного гласного звука в слове. Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. | 2 | 8.12, 14.12 |
17 | Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Повторение материала, изученного за II четверть. | 2 | 15.12,21.12 |
18 | Повторение материала, изученного за I полугодие. Выделение первого согласного звука в слове. | 2 | 22.12,28.12 |
19 | Выделение первого согласного звука в слове. Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. | 2 | 29.12,11.01 |
20 | Подбор слов, начинающихся с заданного звука. Звук и буква А. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. | 2 | 12.01,18.01 |
21 | Звук и буква А. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. | 2 | 19.01,25.01 |
22 | Звук и буква У. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. Звук и буква У. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. Образование и чтение слов а-у, у-а. | 2 | 26.01,1.02 |
23 | Звук и буква М. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. | 2 | 2.02,15.02 |
24 | Образование и чтение закрытых слогов с буквой м (ам, ум). Образование и чтение открытых слогов с буквой м (ма, му). | 2 | 16.02,1.03 |
25 | Звук и буква О. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. | 2 | 2.03, 9.03 |
26 | Образование и чтение закрытых слогов ам, ум, ом. Образование и чтение открытых слогов ма, му, мо. Повторение материала, изученного за III четверть | 2 | 15.03, 16.03 |
27 | Звук и буква С. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. Звук и буква С. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. | 2 | 5.04,6.04 |
28 | Образование и чтение закрытых слогов с буквой с (ас, ус, ос). Образование и чтение открытых слогов с буквой с (са, су, со). | 2 | 12.04, 13.04 |
29 | Составление и чтение слов из 2 слогов (ма-ма, му-му, о-са). | 2 | 19.04, 20.04 |
30 | Звук и буква Х. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой. | 2 | 26.04, 27.04 |
31 | Звук и буква Х. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах. | 2 | 4.05, 11.05 |
32 | Образование и чтение закрытых слогов с буквой х (ах, ух, ох). Образование и чтение открытых слогов с буквой х (ха, ху, хо). | 2 | 17.05, 18.05 |