СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по бурятской литературе "Тоонто нютаг" 9 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по бурятской литературе "Тоонто нютаг" 9 кл»

  1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа по бурятской литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г №273-ФЗ)

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)с изменениями от 29 декабря 2014 № 1644;

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (с изменениями от 09. 06.2016 №699 и от 28.12. 2018 № 345)

  • Примерной программы по национально-региональному компоненту «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаевой; (Тоонто Нютаг 9-11 кл. для рус.школ / Сост. Г.С.Санжадаева. – Улан-Удэ., 2013)

  • Уставом школы;

  • Основной образовательной программой школы;

  • Положением о рабочей программе школы.



Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому увидеть ее связь с историей и культурой русской литературы. Программа по литературе Бурятии определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Программа построена на родожанровом принципе, реализуется «диалог культур», предусматривается межпредметная связь и краеведение.

Цель данной программы - ознакомление учащихся 9 класса с бурятской литературой, с биографиями известных писателей Бурятии, внесших заметный вклад в развитие культурной жизни народа, в красочную палитру художественной литературы XX-XXI веков; воспитание культуры чтения у учащихся, раскрытие роли литературы в духовной жизни общества. В нравственном, эстетическом воспитании заменить

литературу не может ничто. Она помимо всего прочего выполняет функцию и краеведческую: дает немало сведений о конкретной местности, о народе, ее населяющем. Как раз в XX веке родившаяся бурятская литература создала непреходящие художественные ценности. Литература Бурятии является неотъемлемой частью российской литературы. Жить в Бурятии и не знать ее литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа- это непростительное упущение. Данная программа- великолепная возможность для воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Основополагающими являются задачи:

- познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами национально – региональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;

- развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве;

- помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.

Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным интересам учащихся и доступность по проблематике.

Тематический, историко-литературный принципы содействуют систематизации знаний школьников, позволяют усвоить, что художественные произведения литературы Бурятии посредством образов отражают миросозерцание людей различных исторических эпох и имеют общечеловеческое значение для нашего времени. Гуманистический пафос произведений должен раскрываться путѐм усиленного внимания к этико-нравственным проблемам,

При изучении курса важно раскрыть перед учениками:

- национальные художественные ценности, традиции прошлого;

- влияние русской классики на еѐ становление;

- приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению художественных текстов.

Программа рассчитана на 34 часа, (1 час в неделю).

Учебник «Тоонто нютаг» 9-11 кл. для рус.школ / Сост. Г.С.Санжадаева. – Улан-Удэ., 2013













  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к бурятской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- овладение навыками работы над проектом;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

умение владеть разными видами чтения ознакомительным, изучающим) текстов.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них вневременных, непреходящих нравственных современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать

тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям бурятской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям бурятской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические или их отрывки использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание слова в его функции, роли изобразительно- языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



















  1. Основное содержание программы

Вводное занятие.

Что изучает литература Бурятии.

Устное народное творчество.

«Гэсэр»- бурятский героический эпос . Своеобразное исправление народными певцами (расподами) «Гэсэра». Гэсэр в стране людей, понимание им чаяний и горя народа. Честь, мужество, беззаветное служение людям - прекрасные человеческие качества Гэсэра. Образ Гэсэра – идеал совершенного человека в народном представлении.

Богатство и своеобразие поэтических, художественных средств «Сокровенного сказания», традиции устной народной поэзии в памятнике письменности ХIII века. Историческая основа произведения. Поэтический образ матери Оэлун.

Литература дооктябрьского периода. 

Бурятские ученые-просветители. Банзаров Д. Белый месяц. Празднование Нового года у монголов.

«Зерцало мудрости» – памятник бурятской литературы. Традиции устной народной поэзии в памятнике письменности.

Литература Бурятии ХХ века .

Х.Н. Намсараев. – один из основоположников бурятской литературы. «Так было», «Взыскание долга», «Тахуунай». Мастерство психологических характеристик, философское осмысление исторических событий. Благословение матери. Обзор творчества Х. Намсараева, одного из первых бурятских писателей.

Ц.Галсанов. Творчество поэта. «Могила героя». «Черемуха» С. Ангабаев Родине.

Ч.Цыдендамбаев. Творчество писателя. Доржи, сын Банзара. О детстве первого бурятского ученого.

Д.Улзытуев Творчество поэта. Стихи о Родине. «Апрель». «Ласточка». «Итог».

Произведения о Великой Отечественной войне.

Стихи бурятских поэтов о Великой Отечественной войне. Прославление народного подвига, мужества защитников Отечества в лирике. Ц.Номтоев. «Победа» и другие его стихи. С. Ангабаев «Июнь сорок первого», Ж.Тумунов. «Гвардии капитану», Ч. Цыдендамбаев «После боя».

Тихая моя Родина.

Стихи бурятских поэтов о родном крае, о людях родной земли. В. Петонов «Ветер с Байкала», «Ветры Байкала». Ш. Нимбуев «На берегу Байкала». «Небо Родины». Н. Дамдинов «Жизнь моя – Байкал», «Мой отчий край – долина Баргузина». Д.Улзытуев «Земля», « Ласточка».























5. Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Р/р

1

Введение

1

1


2

Устное народное творчество.

8

7

1

3

Литература Бурятии ХХ века.

17

17

2

4

Произведения о Великой Отечественной войне.

8

7

1

5

Тихая моя Родина.

6

6



Итого:

34

30

4





























6. Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

уроки

Р/р



Введение





1

1.

Что изучает литература Бурятии.

1

1





Устное народное творчество.

8

7

1


2

2.

«Гэсэр»- бурятский героический эпос .

1

1



3

3

«Уничтожение чудовища Шэрэм-Мината».

1

1



4

4

Вн/чт. Мои иллюстрации к героическому эпосу «Гэсэр».

1

1



5

5

«Сокровенное сказание»- памятник общемонгольской литературе.

1

1



6

6

Юность Чингиса. Поэтический образ матери Оэлун.

1

1



7

7

Богатство и своеобразие поэтических, художественных средств «Сокровенного сказания».

1

1



8

8

Бурятские ученые-просветители

Банзаров Д. Белый месяц. Празднование Нового года у монголов.

1

1



9

9

«Зерцало мудрости» – памятник бурятской литературы. Традиции устной народной поэзии в памятнике письменности.

1


1




Литература Бурятии ХХ века.





10

1

Х.Н. Намсараев. – один из основоположников бурятской литературы. Рассказы.

1

1



11

2

Х.Н. Намсараев «Так было», «Взыскание долга».

1

1



12

3

«Тахуунай». Мастерство психологических характеристик, философское осмысление исторических событий.

1

1



13

4

Вн. Чт . Благословение матери.

1

1



14

5

Ц.Галсанов. Творчество поэта Могила героя.

1

1



15

6

«Черемуха» Ц.Галсанова

1

1



16

7

С. Ангабаев Родине.

1

1



17

1

Ч.Цыдендамбаев. Творчество писателя

1


1


18

2

Доржи, сын Банзара.

1

1



19

3

1 глава Борхонок, За отарою Рыжая сиротка

1

1



20

4

3 глава. Дядя Хэшэгтэ. Скачки.

1

1



21

5

5 глава. Русские слова

1

1



22

6

6 и 7 главы. Среди новых друзей. Первые дни. Смелая сказка.

1

1



23

7

Р/р

1


1


24

8

Д.Улзытуев Творчество поэта. Стихи о Родине.

1

1



25

9

«Апрель». «Ласточка». «Итог».





26

10

Контрольная работа







Произведения о Великой Отечественной войне.

8

7



27

1

Ж.Тумунов. Гвардии капитану.

Ч. Цыдендамбаев После боя.

1

1



28

2

Вн/ чт. С. Ангабаев «Июнь сорок первого». Ц.Номтоев «Победа»

1

1





Тихая моя Родина.





29

3

В. Петонов «Ветер с Байкала».

«Ветры Байкала».

1

1



30

4

Ш. Нимбуев «На берегу Байкала». «Небо Родины».

1

1



31

5

Н. Дамдинов «Жизнь моя – Байкал».

1

1



32

6

Н. Дамдинов «Мой отчий край – долина Баргузина».

1

1



33

7

Д.Улзытуев «Земля», « Ласточка»

1

1



34

8

Повторение пройденного материала.

1

1




Итого:

34

30

4






































7. Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия:

1.Тоонто нютаг: Национально-региональный компонент в программе по русской литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007.

2. Примерная программа по бурятской литературе на основе принципа «диалога культур» для общеобразовательных учреждений с двуязычной образовательной средой.- Улан-Удэ: Бэлиг, 2009.

3. Тоонто нютаг: Книга для учащихся 9-11 классов русских школ /Сост. Г.С.Санжадаева.– Улан-Удэ : Изд-во «Бэлиг» 2013.



Список литературы для учителей.

1. Бурятские писатели. – Улан-Удэ, 1968.

2. Гэсэр – бурятский героический эпос. Перевод с бурятского Семена Липкина. Изд. художественная литература. – М.: 1968.

3. Дугар-Нимаев Ц.А. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы. – Улан-Удэ, 1966.

Список литературы для учащихся.

1. Галшиев Э -Х. Зерцало мудрости. – Улан-Удэ, 1978.

2. Галсанов Ц. Мне с Байкала видится далеко. – Улан-Удэ, 1978.

3. Гэсэр. Бурятский героический эпос / Пер. С. Липкина. – М., 1968.

4. Намсараев Х. Избранное. – М., 1959.

5. Номтоев Ц. Стихи. – Улан-Удэ., 1968.

6. Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара. – М.. 1955.

7. Тоонто Нютаг 9-11 кл. для рус.школ / Сост. Г.С.Санжадаева. – Улан-Удэ., 2007.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

Интернет ресурсы:

www.nbrb.ru Национальная библиотека Республики Бурятия.

https://naidal.ucoz.ru/video



CD диски:

1.Основы буддийской культуры. Электронное приложение В.Л.Чимитдоржиева.

2. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы. – Улан-Удэ,



















Система оценки достижений учащихся.


Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории: но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

- ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.





Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

 стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

 допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

 - логическое и последовательное в изложении содержания;

   - написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

  - допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

-обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на:

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!