СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 5 классе на основе авторской программы В.В.Пасечника

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии на основе аввторской программы В.В.Пасечника в расчете 1 час в неделю (34ч/год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 5 классе на основе авторской программы В.В.Пасечника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылкинская СОШ №2»





Рассмотрено и одобрено на МО Согласовано: Утверждаю

естественно-математического цикла зам.директора поУВР Директор школы

Руководитель МО Никуленкова Т.В..______ Горбунова О.Г.______

Коверова Л.П._______ «31» августа 2021г. Приказ № ____

Протокол №___1____ от «01» сентября 2021г.

от «30» августа 2021г.





Рабочая программа по курсу

Биология. Бактерии. Грибы. Растения

5 класс

2021 – 2022 учебный год.

Программа: авторская программа под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) «Биология 5-9 классы», М.: Дрофа, 2017г.;

Учебник: В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» М.:Дрофа ВЕРТИКАЛЬ 2017г.

Количество часов: 1/34

Составитель: учитель биологии Канунникова Л.Н.





2021 год

Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы по биологии являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Знать/ понимать:

  • строение и функции клетки;;

  • сведения о таксономических единицах;

  • роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,

  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1 Клеточное строение организмов (8 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2 Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.







Раздел 3 Царство Грибы (6 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Раздел 4 Царство Растения (7 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).









Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)

на 2020-2021 учебный год. 1/34 часа (1час в неделю)

Номера уроков

по порядку

урока

в разделе, теме

Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

Введение 6 часов

1

1

Биология — наука о живой природе



2

2

Методы исследования в биологии



3

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого



4

4

Среды обитания живых организмов.



5

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»



6

6

Обобщающий урок по теме «Введение»




Глава 1" Клеточное строение организмов " 8 часов

8

1

Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»



9

2

Строение клетки

Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»



10

3

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества



11

4

Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост.



12

5

Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»



13

6

Понятие «ткань»



14

7

Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»



15

8

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»




Глава 2 " Царство Бактерии» 3 часа

16

1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.



17

2

Роль бактерий в природе и жизни человека



18

3

Обобщающий урок по теме «Бактерии»




Глава 3 «Царство Грибы " 6 часов

19

1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.



20

2

Шляпочные грибы.



21

3

Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.



22

4

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 «Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей.».



23

5

Грибы-паразиты




24

6

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»




Глава 4 " Царство Растения " 7 часов

25

1

Ботаника — наука о растениях Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.»



26

2

Красные и бурые водоросли. Значение и использование водорослей



27

3

Лишайники



28

4

Мхи

Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»



29

5

Папоротники, хвощи, плауны. Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.

Л.р.№9 «Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№10 «Строение спороносящего папоротника»



30

6

Голосеменные растения.

Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Многообразие голосеменных.



31

7

Покрытосеменные растения Многообразие покрытосеменных. Происхождение растений Основные этапы развития растительного

Мира.

Л.р №12 «Строение цветкового растения»



32


Обобщение и повторение материала по изученному курсу



33


Итоговое тестирование по изученному курсу



34


Анализ зачетных работ Подведение итогов. Летние задания.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!