Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылкинская СОШ №2»
Рассмотрено и одобрено на МО Согласовано: Утверждаю
естественно-математического цикла зам.директора поУВР Директор школы
Руководитель МО Никуленкова Т.В..______ Горбунова О.Г.______
Коверова Л.П._______ «31» августа 2021г. Приказ № ____
Протокол №___1____ от «01» сентября 2021г.
от «30» августа 2021г.
Рабочая программа по курсу
Биология. Бактерии. Грибы. Растения
5 класс
2021 – 2022 учебный год.
Программа: авторская программа под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) «Биология 5-9 классы», М.: Дрофа, 2017г.;
Учебник: В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» М.:Дрофа ВЕРТИКАЛЬ 2017г.
Количество часов: 1/34
Составитель: учитель биологии Канунникова Л.Н.
2021 год
Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы по биологии являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать/ понимать:
строение и функции клетки;;
сведения о таксономических единицах;
роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
соблюдать правила поведения в природе;
работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1 Клеточное строение организмов (8 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2 Царство Бактерии (3 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3 Царство Грибы (6 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4 Царство Растения (7 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)
на 2020-2021 учебный год. 1/34 часа (1час в неделю)
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Дата по плану | Дата факт. |
Введение 6 часов |
1 | 1 | Биология — наука о живой природе | | |
2 | 2 | Методы исследования в биологии | | |
3 | 3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | | |
4 | 4 | Среды обитания живых организмов. | | |
5 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | | |
6 | 6 | Обобщающий урок по теме «Введение» | | |
Глава 1" Клеточное строение организмов " 8 часов |
8 | 1 | Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» | | |
9 | 2 | Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | | |
10 | 3 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | | |
11 | 4 | Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. | | |
12 | 5 | Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | | |
13 | 6 | Понятие «ткань» | | |
14 | 7 | Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | | |
15 | 8 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | | |
Глава 2 " Царство Бактерии» 3 часа |
16 | 1 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | | |
17 | 2 | Роль бактерий в природе и жизни человека | | |
18 | 3 | Обобщающий урок по теме «Бактерии» | | |
Глава 3 «Царство Грибы " 6 часов |
19 | 1 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | | |
20 | 2 | Шляпочные грибы. | | |
21 | 3 | Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | | |
22 | 4 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 «Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей.». | | |
23 | 5 | Грибы-паразиты | | |
24 | 6 | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | | |
Глава 4 " Царство Растения " 7 часов |
25 | 1 | Ботаника — наука о растениях Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.» | | |
26 | 2 | Красные и бурые водоросли. Значение и использование водорослей | | |
27 | 3 | Лишайники | | |
28 | 4 | Мхи Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).» | | |
29 | 5 | Папоротники, хвощи, плауны. Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. Л.р.№9 «Строение спороносящего хвоща» Л.р.№10 «Строение спороносящего папоротника» | | |
30 | 6 | Голосеменные растения. Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Многообразие голосеменных. | | |
31 | 7 | Покрытосеменные растения Многообразие покрытосеменных. Происхождение растений Основные этапы развития растительного Мира. Л.р №12 «Строение цветкового растения» | | |
32 | | Обобщение и повторение материала по изученному курсу | | |
33 | | Итоговое тестирование по изученному курсу | | |
34 | | Анализ зачетных работ Подведение итогов. Летние задания. | | |