СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии на ступень ООО 5-9 класс УМК Н.И.Сонин

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии на ступень ООО 5-9 классы УМК Н.И.Сонин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии на ступень ООО 5-9 класс УМК Н.И.Сонин»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

—формирование ответственного отношения к обучению;

—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

—формирование основ экологической культуры;

—Развитие и формирование интереса к изучению природы;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей;

—воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

—признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

—развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук;

—ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;

—формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

—способность учащихся строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;

—формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

—соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—осознание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии учащимися;

—способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;

—умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;

—осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

—осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты:

—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

—ставить учебную задачу под руководством учителя;

—систематизировать и обобщать разные виды информации;

—составлять план выполнения учебной задачи;

—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

—самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.;

—находить и использовать причинно - следственные связи;

—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

—работать в соответствии с поставленной задачей;

—составлять простой и сложный план текста;

—участвовать в совместной деятельности;

—работать с текстом параграфа и его компонентами;

—планировать свою деятельность под руководством учителя;

—составлять план работы;

—работать с дополнительными источниками информации;

—осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

—давать определения;

—работать с биологическими объектами;

—участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

—работать с текстом параграфа и его компонентами;

—составлять план ответа;

—составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

—узнавать изучаемые объекты на таблицах;

—оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;

—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе;

—давать характеристику методов изучения биологических объектов;

—разрабатывать план - конспект темы, используя разные источники информации;

—готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

—находить информацию о живых организмах в научно - популярной литературе, анализировать и оценивать её;

—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

—находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

—избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

—сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

—выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

—работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

—объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

—самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;

—иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

—работать с микроскопом и готовить простейшие препараты для микроскопического исследования;

—давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов.

Предметные результаты обучения

Обучающийся научится:

—основным признакам живой природы;

—устройству светового микроскопа;

—основным органоидам клетки;

—основным органическим и минеральным веществам, входящим в состав клетки;

—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

—основным признакам представителей царств живой природы;

—основным средам обитания живых организмов;

—природным зонам нашей планеты, их обитателей;

—предкам человека, их характерные черты, образ жизни;

—основным экологическим проблемам, стоящих перед современным человечеством;

—правилам поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

—простейшим способам оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.;

—распознавать суть основных понятий и терминов;

—распознавать основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

—строению частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение;

—влиянию факторов среды на живые организмы;

—характеру взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

—структуре природного сообщества;

—строению и основным процессам жизнедеятельности бактерий и грибов;

—разнообразию и распространению бактерий и грибов;

—роли бактерий и грибов в природе и жизни человека;

—методам профилактики инфекционных заболеваний;

—основным понятиям, относящимся к строению прокариотической и эукариотической клеток;

—основным методам изучения растений;

—основным группам растений, особенностям их строения и жизнедеятельности, многообразию;

—особенностям строения и жизнедеятельности лишайников;

—роли растений в биосфере и жизни человека;

—происхождению растений и основным этапам развития растительного мира;

—признакам организма как целостной системы;

—основным свойствам животных организмов;

—сходству и различию между растительным и животным организмами;

—признакам, основным систематическим группам простейших, их значению в экологических системах;

—паразитическим простейшим, вызываемыми ими заболеваниями у человека и соответствующим мерам профилактики;

—современным представлениям о возникновении многоклеточных животных;

—общей характеристике типа Кишечнополостные;

—общей характеристике типа Плоские черви;

—общей характеристике типа Круглые черви;

—общей характеристике типа Кольчатые черви;

—общей характеристике типа Членистоногие;

—общей характеристике типа Хордовые;

—современным представлениям о возникновении хордовых животных;

—основным направлениям эволюции хордовых;

—общей характеристике надкласса Рыбы;

—общей характеристике класса Земноводные;

—общей характеристике класса Пресмыкающиеся;

—общей характеристике класса Птицы;

—общей характеристике класса Млекопитающие;

—биологическим и социальным факторам антропогенеза;

—основным этапам эволюции человека;

—основным чертам рас человека;

—вкладу отечественных учёных в развитие знаний об организме человека;

—основным признакам организма человека;

—роли регуляторных систем;

—механизму действия гормонов;

—частям скелета человека;

—химическому составу и строению костей;

—основным скелетным мышцам человека;

—признакам внутренней среды организма;

—признакам иммунитета;

—сущности прививок и их значению;

—существенным признакам транспорта веществ в организме;

—органам дыхания, их строению и функциям;

—гигиеническим мерам и мерам профилактики лёгочных заболеваний;

—органам пищеварительной системы;

—гигиеническим мерам и мерам профилактики нарушения работы пищеварительной системы;

—органам мочевыделительной системы;

—мерам профилактики заболеваний мочевыделительной системы;

—особенностям пластического и энергетического обмена в организме человека;

—роли витаминов;

—строению и функциям кожи;

—гигиеническим требованиям по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;

—строению и функциям органов половой системы человека;

—основным этапам внутриутробного и возрастного развития человека;

—особенностям высшей нервной деятельности человека;

—значению сна, его фазам;

—приёмам рациональной организации труда и отдыха;

—отрицательному влияние вредных привычек;

—макроэлементам, микроэлементам, их вкладу в образование неорганических и органических молекул живого вещества;

—химическим свойствам и биологической роли воды;

—роли катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

—уровням структурной организации белковых молекул;

—принципам структурной организации и функции углеводов;

—принципам структурной организации и функции жиров;

—структуре нуклеиновых кислот (ДНК и РНК);

—описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;

—приводить подробную схему процесса биосинтеза белков;

—определению понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;

—строению прокариотической клетки;

—строению прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));

—строению эукариотической клетки;

—многообразию эукариот;

—особенностям строения растительной и животной клеток;

—главным частям клетки;

—органоидам цитоплазмы, включениям;

—стадиям митотического цикла и событиям, происходящим в клетке на каждой из них;

—положениям клеточной теории строения организмов;

—биологическому смыслу митоза;

—многообразию форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;

—сущности полового размножения и его биологическому значению;

—процессу гаметогенеза;

—мейозу и его биологическому значению;

—сущности оплодотворения;

—определению понятия «онтогенез»;

—периодизации индивидуального развития;

—этапам эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);

—формам постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;

—прямому развитию;

—биогенетическому закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;

—определениям основных генетических понятий;

—сущности гибридологического метода изучения наследственности;

—законам Менделя;

—закону Моргана;

—видам изменчивости и различиям между ними;

—методам селекции;

—смыслу и значению явления гетерозиса и полиплоидии;

—уровням организации живой материи и научным дисциплинам, занимающимися изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;

—химическому составу живых организмов;

—роли химических элементов в образовании органических молекул;

—свойствам живых систем и отличию их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;

—царствам живой природы, систематике и представителям разных таксонов;

—представлениям естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

—взглядам К. Линнея на систему живого мира;

—основным положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивным и ошибочным чертам;

—учению Ч. Дарвина об искусственном отборе;

—учению Ч. Дарвина о естественном отборе;

—типам покровительственной окраски и их значению для выживания;

—объяснять относительный характер приспособлений;

—особенностям приспособительного поведения;

—значению заботы о потомстве для выживания;

—определениям понятий «вид» и «популяция»;

—сущности генетических процессов в популяциях;

—формам видообразования;

—главным направлениям эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;

—основным закономерностям эволюции: дивергенции, конвергенции и параллелизму;

—результатам эволюции;

—теории академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле;

—применять полученные знания в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность:

—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

—характеризовать методы биологических исследований;

—работать с лупой и световым микроскопом;

—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;

—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

—различать изученные объекты в природе, на таблицах;

—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;

—сравнивать различные среды обитания;

—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

—приводить примеры обитателей морей и океанов;

—наблюдать за живыми организмами;

—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

—объяснять роль растений и животных в жизни человека;

—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе;

—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей;

—распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

—исследовать строение основных органов растения;

—определять черты различия в строении растительной и животной клеток;

—устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

—исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

—обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;

—определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

—объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

—обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

—сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

—наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

—исследовать строение отдельных органов организмов;

—фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

—соблюдать правила поведения в кабинете биологии;

—давать общую характеристику бактерий и грибов;

—объяснять строение грибов и лишайников;

—приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

—характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

—определять несъедобные шляпочные грибы;

—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

—давать общую характеристику растительного царства;

—объяснять роль растений в биосфере;

—давать характеристику основных групп растений;

—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

—характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

—представлять эволюционный путь развития животного мира;

—классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

—применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

—наблюдать за поведением животных в природе;

—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

—понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

—выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

—использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;

—объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

—использовать знания в повседневной жизни;

—узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

—устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;

—выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

—соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств;

—распознавать части скелета на наглядных пособиях;

—находить на наглядных пособиях основные мышцы;

—оказывать первую доврачебную помощь при переломах;

—сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

—объяснять механизмы свёртывания и переливания крови;

—различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

—измерять пульс и кровяное давление;

—оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

—выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

—оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом;

—характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;

—объяснять механизм терморегуляции;

—выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;

—оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;

—выделять существенные признаки психики человека;

—характеризовать типы нервной системы;

—соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

—оказывать первую доврачебную помощь;

—объяснять принцип действия ферментов;

—характеризовать функции белков;

—отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров;

—характеризовать метаболизм прокариот;

—описывать генетический аппарат бактерий;

—описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;

—объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

—характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;

—описывать строение и функции хромосом;

—характеризовать биологическое значение бесполого размножения;

—объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет;

—описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

—характеризовать формы постэмбрионального развития;

—различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;

—объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

—характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии;

—использовать при решении задач генетическую символику;

—составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;

—строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;

—сущность генетического определения пола у растений и животных;

—характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

—составлять простейшие родословные и решать генетические задачи;

—распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;

—объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков;

—давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;

—характеризовать свойства живых систем;

—объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;

—приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;

—объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам;

—оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;

—характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;

—давать определения понятий «вид» и «популяция»;

—характеризовать причины борьбы за существование;

—определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;

—давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование;

—приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов;

—объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;

—характеризовать процесс экологического и географического видообразования;

—оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов;

—характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;

—приводить примеры гомологичных и аналогичных органов;

—характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.





Содержание учебного предмета

5 класс

Биология. Введение в биологию.

Живой организм: строение и изучение (8 часов). Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения живой природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  2. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

  3. Строение клеток кожицы чешуи лука.

  4. Определение состава семян пшеницы.

Многообразие живых организмов (14 часов). Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные (цветковые) растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Значение животных в природе и жизни человека.

Среда обитания живых организмов (6 часов). Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания. Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

Лабораторные и практические работы

  1. Определения наиболее распространенных растений и животных.

Человек на Земле (5 часов). Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторные и практические работы

  1. Измерение своего роста и массы тела.

Обобщение (2 часа). Растительный и животный мир Воронежской области. Биология как наука о живом организме.

6 класс

Биология. Живой организм.

Строение и свойства живых организмов. Основные свойства живых организмов (14 часов). Химический состав клеток. Строение растительной клетки. Строение животной клетки. Деление клетки. Митоз. Деление клетки. Мейоз. Ткани растений. Ткани животных. Органы цветковых растений. Корень. Вегетативные органы растений. Цветки, плоды и семена. Органы и системы органов животных. Многообразие систем органов животных. Растения и животные как целостные организмы.

Лабораторные и практические работы

  1. Определение состава семян пшеницы.

  2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

  3. Ткани живых организмов.

  4. Распознавание органов у растений и животных.

Жизнедеятельность организмов (15 часов). Питание и пищеварение. Дыхание. Транспорт веществ в организме. Выделение. Обмен веществ и энергии. Скелет – опора организма. Движение. Раздражимость. Координация и регуляция. Бесполое размножение организмов. Половое размножение животных. Половое размножение растений. Рост и развитие растений. Рост и развитие животных. Организм как единое целое.

Лабораторные и практические работы

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  2. Разнообразие опорных систем животных.

  3. Движение инфузории-туфельки.

  4. Перемещение дождевого червя.

  5. Вегетативное размножение комнатных растений.

  6. Прямое и непрямое развитие насекомых.

Организм и среда (4 часа). Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества. Экосистемы. Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды.

Повторение (2 часа). Строение растительной и животной клетки. Ткани растений и животных.

7 класс

Биология. Многообразие живых организмов.

Введение (3 часа). Многообразие живых организмов. Происхождение видов. Теория Ч. Дарвина. Наука систематика.

Царство Прокариоты (3 часа). Общая характеристика бактерий. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Происхождение и значение бактерий. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение бактериальной клетки.

Царство Грибы (4 часа). Царство Грибы. Общая характеристика царства. Многообразие грибов. Отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота: особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов в биоценозах, хозяйственной деятельности человека. Отдел Лишайники.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение плесневого гриба мукора.

  2. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Царство Растения (17 часов). Общая характеристика растений. Основные признаки растений. Особенности жизнедеятельности растений, их систематика. Группа отделов Водоросли. Отделы водорослей Многообразие водорослей, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика высших растений. Отдел Моховидные. Отделы Плауновидные, Хвощевидные: особенности организации, жизненного цикла. Отдел Папоротниковидные: особенности организации, жизненного цикла. Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Многообразие голосеменных, их значение в природе и жизни человека. Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Крестоцветные. Характерные особенности растений семейства Розоцветные. Характерные особенности растений семейства Пасленовые. Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковые. Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Лилейные. Контрольная работа по трем царствам живых организмов: Прокариоты, Грибы, Растения.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение спирогиры.

  2. Изучение внешнего строения мхов.

  3. Внешнее строение папоротников.

  4. Строение многообразие голосеменных растений.

  5. Строение покрытосеменных растений.

Царство Животные (39 часов). Общая характеристика царства Животные. Особенности организации одноклеточных. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Разнообразие простейших, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика многоклеточных животных. Губки как примитивные многоклеточные животные. Особенности организации Кишечнополостных. Особенности размножения Кишечнополостных. Многообразие и распространение Кишечнополостных. Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Паразитические плоские черви. Отличительные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Особенности организации кольчатых червей. Многообразие кольчатых червей. Малощетинковые и многощетинковые кольчатые черви, пиявки. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека. Особенности строения жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их значение в природе. Класс Паукообразные: особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их значение в природе. Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие насекомых. Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и значение в природе. Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные. Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и значение в природе. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Многообразие пресмыкающихся, их происхождение. Класс Птицы: особенности строения, жизнедеятельности. Происхождение птиц. Многообразие птиц: килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана и привлечение птиц. Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные (первозвери). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Многообразие млекопитающих. Значение млекопитающих в природе хозяйственной деятельности человека. Контрольная работа по царству Животные.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение амебы, эвглены и инфузории туфельки.

  2. Регенерация гидры.

  3. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

  4. Жизненный цикл человеческой аскариды.

  5. Внешнее строение дождевого червя.

  6. Внешнее строение моллюсков.

  7. Внешнее строение и многообразие членистоногих.

  8. Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни.

  9. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни.

  10. Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

  11. Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

  12. Строение млекопитающих.

Вирусы (2 часа). Общая характеристика вирусов. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека.

Заключение (2 часа). Особенности организации и многообразие живых организмов. Итоговое тестирование.

8 класс

Биология. Человек.

Место человека в системе органического мира (2 часа). Место человека в системе органического мира. Особенности человека.

Происхождение человека (2 часа). Происхождение человека. Расы человека.

Краткая история развития знаний о человеке (1 час). История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов). Клеточное строение организма. Ткани. Органы. Системы органов. Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма человека».

Лабораторные и практические работы

  1. Строение животной клетки.

  2. Ткани.

Координация и регуляция, нервная система, анализаторы (11 часов). Гуморальная регуляция. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферичекий. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Большие полушария мозга. Обобщающий урок по теме «Нервная система». Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Обобщающий урок по теме «Анализаторы».

Лабораторные и практические работы

  1. Безусловный рефлекс человека.

Опора и движение (8 часов). Скелет. Строение, состав и соединение костей. Строение скелета. Первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов, переломах костей. Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. Обобщающий урок по теме «Опора и движение».

Лабораторные и практические работы

  1. Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя.

Внутренняя среда организма (5 часов). Внутренняя среда организма. Плазма крови. Форменные элементы крови. Иммунитет. Группы крови. Переливание крови.

Лабораторные и практические работы

  1. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Транспорт веществ (6 часов). Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные и практические работы

  1. Подсчет пульса в разных условиях.

  2. Приемы остановки кровотечений.

Дыхание (5 часов). Значение дыхания. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания.

Пищеварение (5 часов). Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания.

Лабораторные и практические работы

  1. Действие ферментов слюны на крахмал.

Обмен веществ и энергии (2 часа). Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в организме.

Выделение (2 часа). Органы выделения. Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

Покровы тела (3 часа). Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Гигиена кожи. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие (3 часа). Система органов размножения. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Высшая нервная деятельность (5 часов). Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции. Типы нервной деятельности. Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность».

Человек и его здоровье (5 часов). Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Правила поведения человека в окружающей среде. Обобщающий урок по разделу «Человек».

9 класс

Биология. Общие закономерности.

Введение (1 час). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Структурная организация живых организмов (11 часов). Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов). Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Наследственность и изменчивость организмов (16 часов). Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Эволюция живого мира на Земле (22 часа). Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов). Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Обобщение (1 час).




































Тематическое планирование 5 класс

урока

Тема урока

Количество часов


Живой организм: строение и изучение

8

1

Что такое живой организм

1

2

Наука о живой природе

1

3

Методы изучения природы

1

4

Увеличительные приборы

1

5

Живые клетки

1

6

Химический состав клетки

1

7

Вещества и явления в окружающем мире.

1

8

Великие естествоиспытатели

1


Многообразие живых организмов

14

9

Как развивалась жизнь на Земле

1

10

Разнообразие живого

1

11

Бактерии

1

12

Грибы

1

13

Водоросли

1

14

Мхи

1

15

Папоротники

1

16

Голосеменные растения

1

17

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

18

Значение растений в природе и жизни человека

1

19

Животные простейшие

1

20

Беспозвоночные

1

21

Позвоночные

1

22

Значение животных в природе и жизни человека

1


Среда обитания живых организмов

6

23

Три среды обитания

1

24

Три среды обитания

1

25

Жизнь на разных материках

1

26

Природные зоны Земли

1

27

Природные зоны Земли

1

28

Жизнь в морях и океанах

1


Человек на Земле

5

29

Как человек появился на Земле

1

30

Как человек изменил Землю

1

31

Жизнь под угрозой

1

32

Не станет ли Земля пустыней?

1

33

Здоровье человека и безопасность жизни

1


Обобщение

2

34

Растительный и животный мир Воронежской области

1

35

Биология как наука о живом организме

1







Тематическое планирование 6 класс

урока

Тема урока

Количество часов


Строение в свойства живых организмов

14

1

Основные свойства живых организмов.

1

2

Химический состав клетки.

1

3

Строение растительной клетки.

1

4

Строение животной клетки.

1

5

Деление клетки. Митоз.

1

6

Деление клетки. Мейоз.

1

7

Ткани растений.

1

8

Ткани животных.

1

9

Органы цветковых растений.

1

10

Вегетативные органы растений.

1

11

Цветки, плоды и семена.

1

12

Органы и системы органов животных.

1

13

Многообразие систем органов животных.

1

14

Растения и животные как целостные организмы.

1


Жизнедеятельность организмов

15

15

Питание и пищеварение.

1

16

Дыхание.

1

17

Транспорт веществ в организме.

1

18

Выделение.

1

19

Обмен веществ и энергии.

1

20

Скелет — опора организма.

1

21

Движение.

1

22

Раздражимость.

1

23

Координация и регуляция.

1

24

Бесполое размножение организмов.

1

25

Половое размножение животных.

1

26

Половое размножение растений.

1

27

Рост и развитие растений.

1

28

Рост и развитие животных.

1

29

Организм как единое целое

1


Организм и среда

4

30

Среда обитания. Экологические факторы.

1

31

Природные сообщества.

1

32

Экосистемы.

1

33

Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды.

1


Повторение (резервное время)

2

34

Строение растительной и животной клетки.

1

35

Ткани растений и животных.

1








Тематическое планирование 7 класс

урока

Тема урока

Количество часов


Введение

3

1

Многообразие живых организмов.

1

2

Происхождение видов. Теория Ч.Дарвина.

1

3

Наука систематика.

1


Царство прокариоты

3

4

Общая характеристика бактерий. Подцарство Настоящие бактерии.

1

5

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Происхождение и значение бактерий.

1

6

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, значение в природе и жизни человека.

1


Царство Грибы

4

7

Царство Грибы. Общая характеристика царства.

1

8

Многообразие грибов. Отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота: особенности строения и жизнедеятельности.

1

9

Роль грибов в биоценозах, хозяйственной деятельности человека.

1

10

Отдел Лишайники.

1


Царство Растения

17

11

Общая характеристика растений.

1

12

Основные признаки растений.

Особенности жизнедеятельности растений, их систематика.

1

13

Группа отделов Водоросли.

1

14

Отделы водорослей. Многообразие водорослей, их значение в природе и жизни человека.

1

15

Общая характеристика высших растений.

1

16

Отдел Моховидные.

1

17

Отделы Плауновидные, Хвощевидные: особенности организации, жизненного цикла.

1

18

Отдел Папоротниковидные: особенности организации, жизненного цикла.

1

19

Происхождение и особенности организации голосеменных растений.

1

20

Многообразие голосеменных, их значение в природе и жизни человека.

1

21

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений.

1

22

Класс Двудольные.

Характерные особенности растений семейства Крестоцветные.

1

23

Характерные особенности растений семейства Розоцветные.

1

24

Характерные особенности растений семейства Паслёновые.

1

25

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковые.

1

26

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Лилейные.

1

27

Контрольная работа по трем царствам живых организмов: Прокариоты, Грибы, Растения.

1


Царство Животные

39

28

Общая характеристика царства Животные.

1

29

Особенности организации одноклеточных. Клетка одноклеточных животных как целостный организм.

1

30

Разнообразие простейших, их значение в природе и жизни человека.

1

31

Общая характеристика многоклеточных животных. Губки как примитивные многоклеточные животные.

1

32

Особенности организации Кишечнополостных.

1

33

Особенности размножения Кишечнополостных.

1

34

Многообразие и распространение Кишечнополостных.

1

35

Особенности организации плоских червей.

Свободноживущие ресничные черви.

1

36

Паразитические плоские черви.

1

37

Отличительные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей.

1

38

Особенности организации кольчатых червей.

1

39

Многообразие кольчатых червей. Малощетинковые и многощетинковые кольчатые черви, пиявки.

2

40

Многообразие кольчатых червей. Малощетинковые и многощетинковые кольчатые черви, пиявки.

41

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

1

42

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

1

43

Особенности строения жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

1

44

Многообразие ракообразных, их значение в природе.

1

45

Класс Паукообразные: особенности строения и жизнедеятельности.

1

46

Многообразие паукообразных, их значение в природе.

1

47

Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности.

1

48

Размножение и развитие насекомых.

1

49

Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека.

1

50

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и значение в природе.

1

51

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

1

52

Подтип Позвоночные.

Рыбы — водные позвоночные животные.

1

53

Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

1

54

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных.

1

55

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и значение в природе.

1

56

Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.

1

57

Многообразие пресмыкающихся, их происхождение.

1

58

Класс Птицы: особенности строения, жизнедеятельности. Происхождение птиц.

1

59

Многообразие птиц: килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы.

1

60

Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц.

1

61

Значение птиц в природе и жизни человека.

Охрана и привлечение птиц.

1

62

Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные (первозвери).

1

63

Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.

1

64

Многообразие млекопитающих.

1

65

Значение млекопитающих в природе

хозяйственной деятельности человека.

1

66

Контрольная работа по царству Животные

1


Вирусы

2

67

Общая характеристика вирусов.

1

68

Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека.

1


Заключение

2

69

Особенности организации и многообразие живых организмов.

1

70

Итоговое тестирование

1











Тематическое планирование 8 класс

урока

Тема урока

Количество часов


Место человека в системе органического мира

2

1

Место человека в системе органического мира.

1

2

Особенности человека.

1


Происхождение человека

2

3

Происхождение человека.

1

4

Расы человека.

1


Краткая история развития знаний о человеке

1

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1


Общий обзор строения и функций организма человека

5

6

Клеточное строение организма.

1

7

Ткани.

1

8

Органы.

1

9

Системы органов.

1

10

Обобщающий урок по теме: «Общий обзор организма человека».

1


Координация и регуляция, нервная система, анализаторы.

11

11

Гуморальная регуля­ция.

1

12

Роль гормонов в об­мене веществ, росте и развитии организ­ма.

1

13

Нервная система. Отделы нервной системы: централь­ный и перифериче­ский.

1

14

Спинной мозг, строение и функции.

1

15

Головной мозг, строение и функции.

1

16

Большие полушария мозга.

1

17

Обобщающий урок по теме «Нервная система».

1

18

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

19

Анализаторы слуха и равновесия.

1

20

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

21

Обобщающий урок по теме «Анализаторы».

1


Опора и движение

8

22

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

2

23

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

24

Строение скелета.

1

25

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

26

Мышцы, их строение и функции.

2

27

Мышцы, их строение и функции.

28

Работа мышц.

1

29

Обобщающий урок по теме: «Опора и движение».

1


Внутренняя среда организма

5

30

Внутренняя среда организма.

1

31

Плазма крови. Форменные элементы крови.

1

32

Иммунитет.

1

33

Группы крови. Переливание крови.

2

34

Группы крови. Переливание крови.


Транспорт веществ

6

35

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

2

36

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

37

Работа сердца.

1

38

Движение крови по сосудам.

2

39

Движение крови по сосудам.

40

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

1


Дыхание

5

41

Значение дыхания. Строение органов дыхания.

1

42

Газообмен в легких и тканях.

1

43

Дыхательные движения.

1

44

Регуляция дыхания.

1

45

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания.

1


Пищеварение

5

46

Пищевые продукты и питательные вещества.

1

47

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

1

48

Пищеварение в ротовой полости.

1

49

Пищеварение в же­лудке.

1

50

Пищеварение в кишечнике. Всасыва­ние питательных веществ. Гигиена питания.

1


Обмен веществ и энергии

2

51

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

1

52

Витамины, их роль в организме.

1


Выделение

2

53

Органы выделения. Строение и функции почек.

1

54

Предупреждение за­болеваний мочевыделительной систе­мы.

1


Покровы тела

3

55

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

56

Роль кожи в теплорегуляции.

1

57

Гигиена кожи. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожени­ях и их профилакти­ка.

1


Размножение и развитие

3

58

Система органов размножения.

1

59

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

2

60

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.


Высшая нервная деятельность

5

61

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельно­сти.

1

62

Биологические рит­мы. Сон и его значе­ние.

1

63

Особенности выс­шей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции.

1

64

Типы нервной деятельности.

1

65

Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность».

1


Человек и его здоровье

5

66

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

67

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

1

68

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

1

69

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Правила поведения человека в окружающей среде.

1

70

Обобщающий урок по разделу «Человек».

1























Тематическое планирование 9 класс

урока

Тема урока

Количество часов


Введение

1

1

Введение

1


Структурная организация живых организмов

11

Химическая организация клетки


2

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

3

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1


Обмен веществ и преобразование энергии в клетке


4

Пластический обмен. Биосинтез белков.

1

5

Энергетический обмен.

1


Строение и функции клеток


6

Прокариотическая клетка.

1

7

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

1

8

Лабораторная работа№1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

1

9

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

10

Деление клеток.

1

11

Клеточная теория строения организмов

1

12

Контрольная работа № 1 по теме «Структурная организация живых организмов».

1


Размножение и индивидуальное развитие организмов

6


Размножение организмов


13

Бесполое размножение.

1

14

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1


Индивидуальное развитие организмов


15

Эмбриональный период развития.

1

16

Постэмбриональный период развития.

1

17

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

18

Контрольная работа № 2 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1


Наследственность и изменчивость

16


Закономерности наследования признаков


19

Основные понятия генетики.

1

20

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.

1

21

Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование.

1

22

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

1

23

Сцепленное наследование генов.

1

24

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

25

Взаимодействие генов.

1

26

Лабораторная работа №2 «Решение генетических задач и составление родословной».

1

27

Контрольная работа № 3 по теме «Закономерности наследования признаков».

1

Закономерности изменчивости


28

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

29

Фенотипическая изменчивость.

1

30

Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

1


Селекция растений, животных и микроорганизмов


31

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

32

Методы селекции растений и животных.

1

33

Селекция микроорганизмов.

1

34

Контрольная работа № 4 по разделам «Закономерности изменчивости. Селекция растений, животных и микроорганизмов».

1


Эволюция живого мира на Земле

22


Развитие биологии в додарвиновский период


35

Становление систематики

1

36

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1


Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора


37

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1

38

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

39

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

40

Формы естественного отбора.

1


Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


41

Приспособительные особенности строения окраски тела и поведения животных.

1

42

Лабораторная работа №4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

43

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1


Микроэволюция


44

Вид, его критерии и структура.

1

45

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

1

46

Эволюционная роль мутаций.

1


Биологические последствия адаптации. Макроэволюция


47

Главные направления эволюции

1

48

Общие закономерности биологической эволюции

1

49

Контрольная работа №5 по разделам «Макро- и Микроэволюция»

1


Возникновение жизни на Земле


50

Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни

1


Развитие жизни на Земле


51

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

52

Жизнь в палеозойскую эру.

1

53

Жизнь в мезозойскую эру.

1

54

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

55

Происхождение человека.

1

56

Контрольная работа №6 по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1


Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

11


Биосфера, ее структура и функции


57

Структура биосферы.

1

58

Круговорот веществ в природе.

1

59

История формирования сообществ живых организмов.

1

60

Биогеоценозы и биоценозы.

1

61

Абиотические факторы среды.

1

62

Интенсивность действия факторов среды.

1

63

Биотические факторы среды.

1

64

Взаимоотношения между организмами.

1


Биосфера и человек


65

Природные ресурсы и их использование.

1

66

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

67

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1


Обобщение

1

68

Обобщающий урок за курс 9-го класса

1


















Учебно-методическое обеспечение

по биологии

Учитель: Мыльцева Юлия Анатольевна

  1. Н. И. Сонин, А. А. Плешаков: Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. – М.: Дрофа.

  2. Н. И. Сонин: Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. – М.: Дрофа.

  3. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. – М.: Дрофа.

  4. Н. И. Сонин, М. Р. Сапин: Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. – М.: Дрофа.

  5. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин: Биология. Общие закономерности. 9 класс. Вертикаль. ФГОС. – Дрофа.

  6. Захаров В.Б. Биология. 5 – 9 классы: рабочая программа к линии УМК «Сфера жизни»: учебно-методическое пособие / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа.

  7. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И.: Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа.

  8. Томанова З.А., Сивоглазов В.И.: Биология. 6 класс. Живой организм. Методическое пособие. – М.: Дрофа.

  9. Марина А.В., Сивоглазов В.И.: Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. Методическое пособие. – М.: Дрофа.

  10. Ренева Н.Б., Сивоглазов В.И.: Биология. 8 класс. Человек. Методическое пособие. – М.: Дрофа.

  11. Петрова О.Г., Сивоглазов В.И.: Биология. 9 класс. Общие закономерности. Методическое пособие. – М.: Дрофа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!