СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса»




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 29»

Рабочая программа

по предмету БИОЛОГИЯ

в 7 – ых классах





Составитель:

Зимнович Н.В. учитель

высшей квалификационной категории

г.Нижний Новгород

2021-2022 уч. год

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

  2. Примерные основные образовательные программы общего основного образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  3. Биология: 5–9 классы: программа: пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М.: Вентана-Граф, 2014. — 304 с.

  4. Информационное письмо о включённых в Федеральный перечень учебниках биологии для 5 – 9 классов издательства Вентана-Граф.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

  1. Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7 класс. Москва Вентана-Граф, 2019.

  2. Методические пособия: В. С. Кучменко, С. В. Суматохин: Биология: Животные: Методическое пособие для учителя 7 класса к учебнику Константинова В.М. и др.. Вентана-Граф, 2014
Количество часов: 34

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

  1. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  2. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

  3. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

  4. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

  5. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

  6. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

  7. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

  8. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

  9. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  4. Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  5. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  6. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  7. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  8. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  9. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  10. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  11. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

  12. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

  1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  2. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  3. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  5. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  6. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  7. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  8. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные и программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  3. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  4. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  5. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– объяснять роль животных в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека: называть важнейших домашних и охраняемых животных своей местности;

– различать представителей животного мира, приводить примеры животных изученных групп (максимум – называть характерные признаки животных изученных классов, отрядов);

– объяснять строение и жизнедеятельность животных;

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Курс биологии 7 класса изучают 2 часа в неделю.

Введение. Зоология -наука о животных. ( 7ч.)

Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных.

Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных.

Основные систематические группы животных.

Влияние человека на животных.

Экскурсия " Разнообразие животных в природе".

Строение тела животных.

Клетка. Ткани, органы и системы органов.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4ч).

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.

Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории- туфельки"

Низшие многоклеточные (7 часов)

Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.

Высшие многоклеточные (44часа)

Лабораторная работа №2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость."

Тип Моллюски

Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Лабораторная работа №3 "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков."

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Лабораторная работа №5 "Внешнее строение насекомого"

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы.

Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Лабораторная работа №6 "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы."

Класс Земноводные, или Амфибии.

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение.

Класс Птицы.

Общая характеристика класса. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Лабораторная работа №8 "Внешнее строение птицы. Строение перьев."

Лабораторная работа №9 "Строение скелета птицы."

Экскурсия "Птицы леса (парка)".

Класс Млекопитающие, или Звери.

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Лабораторная работа № 10 "Строение скелета млекопитающих".

Экскурсия "Разнообразие млекопитающих."

Развитие животного мира на Земле. (6ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле.

Современный мир живых организмов. Биосфера.

Экскурсия "Жизнь природного сообщества весной."

Итоговый контроль и обсуждения заданий на лето.


Информационно-методическое обеспечение

  1. Программа: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко ,О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5 - 9 классы: программа. Москва. Вентана-Граф, 2014.

  2. Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7 класс. Москва Вентана-Граф, 2019.

  3. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2014.-176 с.

  4. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2013.-80 с.

  5. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2013

Список литературы для учителя:

  1. Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И."Уроки зоологии" (М., "Просвещение", 1981 г.)

  2. Яхонтов А.А."Зоология для учителя" (М., "Просвещение", 1985 г.)

  3. Рыков Н.А."Зоология с основами экологии животных" (М., "Просвещение", 1985г.)

  4. Медников Б.М."Биология: формы и уровни жизни" (М., "Просвещение", 1994 г.)

  5. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др."Биологический эксперимент в школе" (М., "Просвещение", 1990 г.)

  6. Луцкая Л.А., Никишов А.И."Самостоятельные работы учащихся по зоологии" (М., "Просвещение", 1987 г.)

  7. Лернер Г.И."Биология животных: тесты и задания" (М., "Аквариум", 2000 г.)

  8. Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996 г.)

  9. Теремов А.В., Рохлов В.С."Занимательная зоология" (М., "АСТ-Пресс", 2002 г.)

Список литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.

  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.

  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.

  7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.

  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.

  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.

  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.

  12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Животные.»

  1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;

  2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»















Календарно-тематическое планирование

7А И 7Б

п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

предметные

метапредметные


1

Зоология-наука о животных.

1

Знать признаки различия и сходства животных и растений

Уметь приводить примеры представителей царства Животные

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, жизни человека

Натуральные объекты, коллекции беспозвоночных, влажные препараты

2

Животные и окружающая среда.

1

Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания".

Уметь описывать влияние экологических факторов на животных.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки по теме "Влияние экологических факторов на животных"

Таблицы, фотографии, рисунки

3

Классификация животных и основные систематические группы.

1

Знать принципы классификации организмов. Уметь устанавливать систематическое положение таксонов

Систематизировать положение таксонов на примерах

Таблица "Систематические категории в зоологии"

4

Влияние человека на животных.

1

Знать Формы и результаты влияния человека на животных

Уметь описывать формы влияния человека на животных

Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения


5

Краткая история развития зоологии.

1

Знать пути развития зоологии, роль К. Линнея, Ч. Дарвина и отечественных ученых

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений

Таблица "Систематические категории в зоологии"

6

Клетка

1

Знать: процессы жизнедеятельности клетки


Уметь объяснять их

Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки и типа питания

Таблица

"Различные формы клеток"

7

Ткани, органы, системы органов.

1

Знать типы тканей, их функции

Уметь устанавливать взаимосвязь между ними

Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы

Таблица "Виды тканей животных", таблицы с изображением различных систем органов животных

8

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

Знать характерные признаки подцарства;

Уметь распознавать представителей класса

Обосновывать роль простейших в экосистемах

Таблица "Тип Простейшие", рисунки простейших, микроскоп

9

Тип Саркодовые Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

1

Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

Медиапроектор, Таблица "Тип Простейшие", рисунки простейших, микроскоп

10

Тип Инфузории.

Лабораторная работа № 1 " Строение и передвижение инфузории- туфельки".

1

Знать характерные признаки типа

Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

Таблица "Тип Простейшие", рисунки простейших, микроскоп, предметные и покровные стекла, культура простейших

11

Многообразие Простейших.

1

Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими

Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды

Медиапроектор, Таблицы, рисунки, схемы

12

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.

1

Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения

Уметь характеризовать признаки организации

Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения

Таблица "Тип Кишечнополостные. Гидра.", фотографии и рисунки кишечнополостных, влажные препараты

13

Разнообразие кишечнополостных.

1

Знать отличительные признаки классов

уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

Медиапроектор, Таблица "Тип Кишечнополостные. Гидра.", фотографии и рисунки кишечнополостных, влажные препараты

14

Тип Плоские черви. Общая характеристика.


Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным

Таблица "Белая планария"

15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.


Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их

Соблюдать санитарно - гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями

Таблицы "Печеночный сосальщик", "Бычий цепень", влажные препараты

16

Тип круглые черви. Класс нематоды.


Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей,

уметь распознавать их

Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями

Таблица "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида", влажный препарат

17

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.


Знать черты усложнения строения систем внутренних органов

Формулировать выводы об уровне строения органов чувств

Таблица "Тип Кольчатые черви"

18

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2

"Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость"


Знать роль червей в почвообразовании,

уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли кольчатых червей

Таблица "Тип Кольчатые черви, пинцеты, лупы, чашки Петри

19

Общая характеристика типа Моллюски.

1

Знать особенности строения представителей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей

Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации

Осваивать приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации

Медиапроектор, Таблицы "Тип Моллюски. Класс Брюхоногие", "Класс Двустворчатые. Беззубка", "Класс Головоногие. Дальневосточный кальмар", раковины моллюсков, лупы, пинцеты

20

Класс Брюхоногие моллюски.

1

Знать черты организации класса

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах

Медиапроектор, Таблицы, рисунки моллюсков, раковины морских моллюсков

21

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков"

1

Знать черты организации класса

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Таблицы, рисунки моллюсков, раковины морских моллюсков

22

Класс Головоногие моллюски.

1

Знать черты организации класса

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли моллюсков в природе и жизни человека

Таблица "Класс Головоногие. Дальневосточный кальмар", рисунки, фотографии

23

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

Знать особенности строения представителей,

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии ракообразных

Медиапроектор, Таблицы "Тип Членистоногие. Речной рак". "Тип Членистоногие. Паук-крестовик", "Тип Членистоногие. Жук-плавунец", влажный препарат.

24

Класс Паукообразные.

1

Знать черты организации класса

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса

Осваивать приемы работы с определителем животных, аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом

Таблица "Тип Членистоногие. Паук-крестовик"

25

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого"

1

Знать черты организации класса

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса

Осваивать приемы работы с определителем животных, выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы

Таблица "Тип Членистоногие. Жук-плавунец", коллекции насекомых, лупы

26

Типы развития и многообразие насекомых.

1

Знать типы развития насекомых, принципы классификации насекомых.

Уметь устанавливать систематическую принадлежность насекомых

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

Коллекции насекомых "Развитие с полным превращением", "Развитие с неполным превращением", Таблица "Тип Членистоногие. Класс насекомые. Представители главнейших отрядов насекомых"

27

Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности

Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о разнообразии насекомых, систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем

Коллекция насекомых, гербарии насекомоопыляемых растений, таблица "Пчелиная семья"

28

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1

Знать насекомых, приносящих вред, последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм,

Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых

Систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать приемы работы с определителем животных

Медиапроектор Коллекции вредных насекомых, гербарные образцы поврежденных растений, изображения природных врагов вредителей.

29

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Простейшие», «Черви», «Моллюски», «Членистоногие».

1

Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений,

Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных

Систематизировать и обобщать знания, делать выводы

Таблицы

30

Тип Хордовые. Примитивные формы.

1

Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения,

Уметь выделять основные признаки хордовых

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых

Медиапроектор, Рисунки, фотографии беспозвоночных и хордовых, влажный препарат "Ланцетник", таблица "Строение ланцетника", скелеты позвоночных животных

31

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение.


1

Знать особенности внешнего строения рыб,

Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Медиапроектор, Таблица "Тип Хордовые. Класс Рыбы", лупы, чешуя рыбы, живые рыбы

32

Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб".

1

Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций

Уметь выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде

Характеризовать черты усложнения организации рыб

Натуральный скелет рыбы, Таблица "Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь", влажный препарат

33

Внутреннее строение рыб Особенности размножения рыб.

1

Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб,

Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению

Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе лабораторной работы

Таблица "Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь", влажный препарат

34

Основные систематические группы рыб.

1

Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб,

Уметь распознавать представителей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб

Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных

Рисунки, фотографии рыб

35

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

1

Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб

Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах

Проектировать меры по охране ценных групп рыб

Таблицы "Промысел и охрана морских рыб", "Правила индивидуального рыболовства"

36

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.

1

Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорно-двигательной системы по сравнению с рыбами

Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде

Осваивать приемы работы с определителем животных

Таблицы "Тип Хордовые. Класс Земноводные", "Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка", скелет лягушки

37

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

1

Знать строение внутренних органов и систем органов

Уметь определять черты организации земноводных

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

Влажный препарат, Таблицы "Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка", "Схемы кровообращения позвоночных", "Головной мозг позвоночных"

38

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

1

Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл

Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб

Обобщать материал о сходстве и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы о происхождении земноводных

Таблицы "Тип Хордовые. Класс Земноводные", "Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка", влажный препарат

39

Разнообразие и значение земноводных.

1

Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека,

Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам

Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии земноводных, их охране

Медиапроектор, Влажные препараты, фотографии

40

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.

1

Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше

Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий,

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий

Таблица "Тип Хордовые". Класс Пресмыкающиеся" скелет черепахи, скелет ужа

41

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания,

Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей

Использовать информационные ресурсы для презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве

Таблица "Тип Хордовые". Класс Пресмыкающиеся" "Схемы кровообращения позвоночных", "Головной мозг позвоночных", скелет черепахи.

42

Разнообразие пресмыкающихся.

1

Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе

Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам

Осваивать приемы работы с определителем животных, соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей

Медиапроектор, Таблица "Тип Хордовые". Класс Пресмыкающиеся, скелеты пресмыкающихся

43

Значение пресмыкающихся, их происхождение.

1

Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии и значении пресмыкающихся, их происхождении и месте в эволюционном процессе

Рисунки, иллюстрации изображений древних пресмыкающихся

44

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев".

1

Знать особенности внешнего строения птиц, строение и функции перьевого покрова птиц

Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Чучело птицы, таблица "Тип Хордовые. Класс Птицы", наборы перьев

45

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №7 "Строение скелета птицы"

1

Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету

Уметь изучать и описывать строение скелета птицы

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Скелет костистой рыбы, лягушки, птицы, таблица "Класс Птицы. Голубь".

46

Внутреннее строение птиц.

1

Знать строение и функции систем внутренних органов, обмен веществ

Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц

Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств по сравнению с рептилиями

Таблица "Класс Птицы. Голубь", макет головного мозга позвоночных животных.

47

Размножение и развитие птиц.

1

Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша

Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах

Прогнозировать зависимость численности птиц от экологических и антропогенных факторов

Модель "Строение яйца", влажный препарат, Таблица "Класс Птицы. Голубь"

48

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения

Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц

Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах

Чучела птиц, Таблица "Класс Птицы. Голубь",

49

Разнообразие птиц.

1

Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп,

Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания

Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп птиц

Медиапроектор, Записи голосов птиц в природе, коллекция яиц, фотографии птиц

50

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

1

Знать роль птиц в природных сообществах,

Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц

Медиапроектор, Таблица "Происхождение птиц"

51

Экскурсия "Птицы города"

1

Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе,

Обобщать и фиксировать результаты экскурсии, участвовать в обсуждении результатов наблюдений, соблюдать правила поведения в природе


52

Контрольная работа 1 " Класс Земноводные или Амфибии", "Класс Пресмыкающиеся или рептилии", "Класс Птицы"

1

Знать строение представителей классов связи со средой обитания

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов различных классов, определять систематическую принадлежность представителей классов

Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции

Таблицы, скелеты, влажные препараты

53

Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих.

1

Знать характерные признаки класса,

Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих

Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий

Чучела млекопитающих, таблица "Класс Млекопитающие", фотографии и рисунки млекопитающих, таблица "Кожа"

54

Внутреннее строение млеко­питающих. Лабораторная ра­бота № 8 "Строение скелета млекопитающих".

1

Знать характерные особенности строе­ния и функций опорно-двигатель­ной системы

Уметь проводить наблюдения и фик­сировать их резуль­таты

Аргументировать выводы о прогрес­сивном развитии млекопитающих, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабо­раторным оборудо­ванием

Таблицы "Тип Хордовые. Класс Млеко­питающие. Скелет собаки", "Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных", модель "Мозг позвоночных", скелеты млекопитающих,

55

Размножение и развитие мле­копитающих. Годовой жиз­ненный цикл.

1

Знать особенности размножения мле­копитающих, при­чины наличия вы­сокого уровня об­мена веществ и теплокровности.

Уметь устанавли­вать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных измене­ний

Прогнозировать за­висимость числен­ности млекопитаю­щих от экологиче­ских и антропоген­ных факторов

Таблицы "Схемы строения головного мозга", "Зародышевое сходство у позвоночных", "Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных"

56

Происхождение и разнообра­зие млекопитающих.

1

Знать черты сход­ства и различия млекопитающих и рептилий

Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотогра­фиях, устанавли­вать систематиче­скую принадлеж­ность

Использовать ин­формационные ре­сурсы для подго­товки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране

Чучела животных,

57

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и руко­крылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1

Знать принципы классификации млекопитающих

Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия

Использовать ин­формационные ре­сурсы для подго­товки презентации о роли животных раз­ных отрядов в эко­системах, об осо­бенностях строения и поведения хобот­ных

Медиапроектор, таблицы "Насекомоядные", "Рукокрылые", "Пушные звери и грызуны", "Пушные хищные звери"

58

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

1

Знать принципы классификации млекопитающих

Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия

Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц

Медиапроектор, Таблицы "Ластоногие", "непарноко­пытные", "Парнокопытные", "Китообразны"

59

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

1

Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека

Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях

Использовать ин­формационные ре­сурсы для подго­товки презентации об эволюции хордо­вых животных

Медиапроектор, Таблица "Тип Хордо­вые. Схемы строения го­ловного мозга"

60

Экологические группы млеко­питающих.

1

Знать экологиче­ские группы живот­ных

Уметь характеризо­вать признаки жи­вотных экологиче­ской группы

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о экологических группах млекопита­ющих

Чучела, таблицы с изображением млекопитающих, фотографии

61

Экскурсия " Разнообразие Млекопитающих."

1

Знать экологиче­ские группы живот­ных,

Уметь характеризо­вать признаки жи­вотных экологиче­ской группы

Наблюдать, фикси­ровать и обобщать результаты экскур­сии, соблюдать пра­вила поведения в зо­опарке, музее


62

Значение млекопитающих для человека.

1

Знать особенности строения предста­вителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строе­ния и образа жизни предков домашних животных

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих

Использовать ин­формационные ресурсы для подготовки презентации по охране диких жи­вотных, об этике отношения к домашним животным, о достижении селек­ционеров в выведе­нии новых пород.

Медиапроектор

Таблицы "Парнокопытные", "Насекомоядные"

63

Промежуточная аттестация

1

Уметь системати­зировать знания по темам раздела "Животные"

Применять основные виды деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям

Таблицы, чучела, скелеты

64

Доказательства эволюции жи­вотного мира. учение Ч. Дарвина.

1

Знать принципы классификации жи­вотных, стадии за­родышевого разви­тия, основные по­ложения учения Ч. Дарвина

Уметь приводить примеры многооб­разия животных,

Устанавливать вза­имосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле

Таблицы "Строение за­родышей раз­личных по­звоночных", "Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных", "Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга", "Ароморфозы в животном мире"

65

Развитие животного мира на Земле.

1

Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных

Уметь устанавли­вать взаимосвязь живых организмов в экосистемах

Использовать со­ставленную в тече­ние года обобщаю­щую таблицу для характеристики ос­новных этапов эво­люции животных

Таблицы "Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных", Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга

66

Современный мир живых ор­ганизмов. Биосфера.

1

Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера"

Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе

Обосновывать роль круговорота ве­ществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о научной деятельности В.И. Вернадского

Медиапроектор и презентация.

67

Экскурсия " Жизнь природ­ного сообщества весной".

1

Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы

Соблюдать правила поведения в природе


68

Резерв

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!