СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 11-го класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 11 класса»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 29»

Рабочая программа

по предмету БИОЛОГИЯ

в 11 классе

2021-2022 учебный год









Рабочую программу составила :

Зимнович Н. В.,

учитель химии и биологии



г. Н.Новгород 2021 -2022 учебный год



Рабочая программа по биологии 9 класса разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577);

- авторской программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф, 2017. –400 с.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;


Для реализации образовательной (рабочей) программы учебного курса «Биология. 11 класс используется учебник – Биология: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.И.Н. Пономаревой. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение 2021.-254с.: ил. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю (всего 34 часа).

Курс биологии в 11 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

  • знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

-строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

-современную биологическую терминологию и символику;

В результате изучения биологии ученик должен уметь:

-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и тем новых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

-решать задачи разной сложности по биологии;

-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

-исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах

Содержание учебного предмета.

Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

  1. Организменный уровень организации живой материи (16ч.)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость –свойства организмов.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены их влияние на организм человека и на живую природу.

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторные работы:

1. Модификационная изменчивость

2. Решение элементарных генетических задач.







2 . Клеточный уровень организации жизни (8 ч.)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и ткани. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие "природосообразность". Научное познание и проблема целесообразности.

Лабораторные работы:

3. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.

3. Молекулярный уровень проявления жизни (10ч.)

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого.

Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носителя наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

Перечень лабораторных работ 11 класс

Л.р. №1 «Модификационная изменчивость»

Л.р. №2. «Решение элементарных генетических задач»

Л.р. №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня







3. Календарно–тематическое планирование



урока

Кол-во

часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

ТЕМА 1. Организменный уровень жизни; 16ч.

1

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

Характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе

2

1

Организм как биосистема.

Характеризовать организм как биосистему

3

1

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов

4

1

Размножение организмов

Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов

5

1

Оплодотворение и его значение

Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов

6

1

Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез)

Объяснять причины нарушений развития организмов

7

1

Изменчивость признаков организма и её типы

Лабораторная работа №1 «Модификационная изменчивость»

Объяснять содержание определений основных понятий, характеризовать модификационную изменчивость, описывать разные формы изменчивости

8

1

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

Давать определения ключевым понятиям; составлять простейшие схемы скрещивания организмов

9

1

Наследование признаков при дигибридном скрещивании

10

1

Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач»

Составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков

11

1

Генетические основы селекции

Находить Центры многообразия и происхождения культурных растений

12

1

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

Объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом в генотипе

13

1

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)



14

1

Факторы, определяющие здоровье человека

Объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

15

1

Царство Вирусы: разнообразие и значение

Давать определения ключевым понятиям, описывать процесс проникновения вируса в клетку

16

1

Контрольная работа №1 «Организменный уровень жизни»

Контроль качества знаний и уровня успеваемости.

ТЕМА 2. Клеточный уровень жизни; 8ч

17

1

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

Называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот

18

1

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

Называть стадии в развитии Земли, различать понятия «химическая» и «биологическая» эволюции


19

1

Строение клетки эукариот

Работать с микроскопом, наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных

20

1

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы

Давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в

жизнедеятельности клетки

21

1

Клеточный цикл

Давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки

22

1

Деление клетки – митоз и мейоз

Лабораторная работа №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня

Описывать процесс удвоения ДНК, стадии митоза и мейоза; объяснять биологическое значение митоза и мейоза


1

Особенности образования половых клеток

Описывать процессы сперматогенеза и оогенеза; объяснять биологическое значение различия между половыми клетками

23

1

Структура и функции хромосом

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения

24

1

История развития науки о клетке

Называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира

ТЕМА 3. Молекулярный уровень жизни; 10ч

25

1

Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе

Различать понятия: мономеры, полимеры; описывать строение молекул органических веществ; объяснять значение молекулярного уровня жизни

26

1

Основные химические соединения живой материи

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений



27

1

Структура и функции нуклеиновых кислот

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать её

28

1

Процессы синтеза в живых клетках

Давать определения ключевым понятиям; писать уравнения реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; объяснять биологическое и экологическое значение фотосинтеза

29

1

Процессы биосинтеза белка

Объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК

30

1

Молекулярные процессы расщепления

Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием

31

1

Регуляторы биомолекулярных процессов

Объяснять причины выпадения полимеров из круговорота веществ; последствия применения пестицидов и диоксидов; понимать глобальность химического загрязнения

32

1

Промежуточная аттестация


Контроль качества знаний и уровня успеваемости.

33

1

Время экологической культуры

Сравнивать между собой разные структурные уровни

34

1

Резерв





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!