СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 29»

Рабочая программа

по предмету БИОЛОГИЯ

в 10- ом классе

2020-2021 учебный год



Рабочую программу составила :

Зимнович Н. В.,

учитель химии и биологии












г. Н.Новгород 2020 -2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 10 класса разработанана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577);

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;

- Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология» Авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2014

Учебник: 10 класс И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, Москва, «Вентана- Граф», 2020


Для реализации образовательной (рабочей) программы учебного курса «Биология. 10 класс используется учебник – Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т. Е. Лощилина; под ред.И.Н. Пономаревой. – 7-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2020.-224с.: ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1часа в неделю (всего 34 часа).

Курс биологии в 10 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты .

Личностные результаты:

- сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

- сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества;

- реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

- сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе биологических знаний и умений;

- признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

- знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,

- умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

- характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

- умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни-

- объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины

мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

- умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

- умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации,

получаемой из разных источников;

- оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

- постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Содержание учебного предмета «Биология»


Введение в курс общебиологических явлений (4 часа)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Биосферный уровень организации жизни (9 часов)

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.

Биогеоценотический уровень организации жизни (8 часов)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:

«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

НРК: Влияние промышленных предприятий региона на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Особо охраняемые природные территории Нижегородской области.

Природные ресурсы НО и проблемы рационального природопользования.

Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (14 часов)

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа:

«Морфологические критерии, используемые при определении видов»

«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

























Календарно-тематическое планирование


10 класс

№ учебного занятия

Темы учебных занятий

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Глава 1. Введение в курс общей биологии (4 ч)

1.


Содержание и структура курса общей биологии

Основные свойства жизни

Предмет, содержание и структура общей биологии. Связь биологии с другими науками. Роль биологии в будущем.

Основные понятия: жизнь, открытая система.

Отличительные признаки живой природы: единство хим. состава, обмен веществ и энергии, размножение, рост и развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость, дискретность. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать предмет и науки, составляющие общую биологию. Уметь характеризовать биологию как комплексную науку. Понимать роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира.

Знать определение понятию жизнь. Уметь называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе.

2.


Уровни организации живой материи

Значение практической биологии


Уровни организации живой природы. Краткая характеристика.

Достижения современной биологии. Роль биологии в практической деятельности людей.

Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Уметь определять принадлежность биологических объектов к уровню организации.

Уметь приводить примеры практического применения достижений современной биологии.

3.


Методы биологических исследований

Живой мир и культура

Методы познания живой природы: описательный, исторический, наблюдение, эксперимент, моделирование. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирование естественно-научной картины мира.

Семинарское занятие

Знать методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира.

Знать что такое культура. Понимать роль живой природы в развитии культуры.

4.

Входной контроль.


Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Глава 2. Биосферный уровень жизни (9 ч)

5.

Учение о биосфере.

Функции живого вещества в биосфере

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в биосфере.

Особенности и функции живого вещества: газовая, энергетическая, концентрационная, деструктивная и средообразующая. Распределение живого вещества в биосфере. Биомасса.

Знать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Уметь характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы.

Уметь характеризовать: функции живого вещества и приводить примеры; распределение биомассы на земном шаре.

6.


Происхождение живого вещества .

Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни

Физико – химическая эволюция в развитии биосферы.

Гипотезы происхождения жизни: самозарождения, панспермии, вечности жизни, божественная , биохимической эволюции. История развития представлений о возникновении жизни. Теории биогенеза и абиогенеза. Опыты Ф. Редди и Л. Пастера.

Гипотеза происхождения жизни А. И. Опарина. Сущность гипотезы , этапы возникновения жизни: химический и биологический. Опыты Миллера. Вклад работ Холдейна и Бернала.

Возникновение нашей планеты. Химическая эволюция в истории Земли.

Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

Уметь анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера

Понимать физические явления в истории Земли.

7.


Биологическая эволюция в развитии биосферы

Хронология развития жизни на Земле

Возникновении прокариот, автотрофов, эукариот, полового процесса, многоклеточности. Симбиотическая гипотеза происхождения эукариот. Теории гастреи и фагоцителлы.

Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое. Ароморфозы архея и палеозоя.

Знать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Уметь описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности.

Знать определения ключевым понятиям.

Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами.

8.

Биосфера как глобальная

экосистема

Биосфера как биосистема. Функциональные компоненты биосферы: продуценты, консументы, редуценты. Движущая сила и компоненты круговорота.

Знать структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие.

9.

Круговорот веществ в природе

Круговорот азота

Механизмы устойчивости биосферы

Круговорот веществ - обязательное условие существования биосферы. Биохимические циклы углерода и фосфора.

Биохимический цикл азота. Роль бактерий в осуществлении круговорота азота. Процессы нитрификации и денитрификации

Механизмы устойчивости. Свойства биосферы, обеспечивающие ее устойчивость

Знать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Уметь описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Понимать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии.

Знать определение понятию круговорот азота, биохимические циклы. Уметь описывать круговорот азота. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; понимать роль живых организмов в круговороте.

Знать механизмы устойчивости биосферы.

10.

Человек как житель биосферы

Понятие о ноосфере. Этапы и способы воздействия человека на биосферу. Условия сохранения биосферы.

Уметь объяснять способы воздействия человека на биосферу. Понимать и оценивать глобальность проблемы. Прогнозировать последствия.

11.

Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле

Влияние человека на биосферу. Проблема сохранения устойчивого развития биосферы.

Знать антропогенные факторы воздействия на биосферу. Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Понимать необходимость защиты среды окружающей среды.

12.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Экологические факторы и их значение

Последствия деятельности человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, сведение лесов, эрозия почв. Пути решения экологических проблем.

Среда- источник веществ, энергии, информации. Среды жизни. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Взаимодействие факторов среды.

Уметь характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Понимать и систематизировать информацию о экологических проблемах. Анализировать и о Знать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Приводить их примеры. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

оценивать глобальные проблемы.

13

Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни"

Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни (9 ч)

14.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Понятие биогеоценоз. Биогеоценоз как часть биосферы. Структура биогеоценоза: биотоп, биоценоз. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Свойства биогеоценоза.

Знать определения ключевым понятиям. Уметь характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов.

15.

Биогеоценоз как био- и экосистема

Понятия: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Учение о биогеоценозе и экосистеме.

Знать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры.

16.

Строение и свойства биогеоценоза

Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»


Пространственная и морфологическая структура биогеоценоза. Трофическая структура биогеоценоза. Пищевые связи, цепи питания: пастбищные и разложения Направление потока веществ и энергии в пищевой цепи. Функциональные группы организмов. Составление схем пищевых цепей.

Пространственная и морфологическая структура биогеоценоза.

Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Знать направление потока веществ в пищевой цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей.

Уметь сравнивать приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни

17.

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах

Типы биоценотических связей: взаимо-полезные (симбиоз, мутуализм), полезно-нейтральные (комменсализм, нахлебничество, квартиранство) , полезно-вредные (хищничество, паразитизм, полу-паразитизм) взаимо-вредные ( антагонизм, конкуренция).

Типы биоценотических связей: взаимо-полезные (симбиоз, мутуализм), полезно-нейтральные (комменсализм, нахлебничество, квартиранство) , полезно-вредные (хищничество, паразитизм, полу-паразитизм) взаимо-вредные ( антагонизм, конкуренция).

Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.

Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.

18.

Причины устойчивости в биогеоценозе

Механизм саморегуляции. Свойства биогеоценоза, обеспечивающие его устойчивость.

Понимать механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза.

19.

Зарождение и смена биогеоценозов

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

Многообразие водных биогеоценозов

Многообразие биогеоценозов суши

Понятия: сукцессия, климакс. Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная, вторичная. Учение климакса.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Приспособления растений и животных сезонным ритмам. Фотопериодизм.

Ключевые понятия: пределы выносливости, ограничивающий фактор.

Интенсивность действия фактора. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума.

Водные экосистемы, экосистемы суши. Влияние экологических факторов на организмы.

Знать определения понятиям. Уметь описывать механизм сукцессий. Знать причины смены экосистем.

Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к ним.

Знать определения понятиям. Уметь характеризовать интенсивность действия фактора. Уметь приводить примеры ограничивающего воздействия факторов.

Знать экологические группы организмов.

20.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

Заповедные территории НО.

Антропогенное влияние на экосистемы. Факторы, вызывающие экологический кризис.

Сохранение биоразнообразия. Заповедные территории НО.

Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах.

Уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе.

21.

Природопользование в истории человечества

Экологические законы природопользования

Потребительское отношение людей к природе.

Принципы рационального природопользования.

Знать определение понятия – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования.

Обосновывать необходимость бережного отношения к природе.

22.

Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни"

Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Глава 4. Популяционно- видовой уровень жизни (13ч)

23.

Вид, его критерии и структура

Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов».


Основные понятия: вид, виды – двойники, ареал. Критерии вида. Совокупность критериев вида – условие обеспечения целостности и единства популяции.

Критерии вида.

Знать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Уметь перечислять и характеризовать критерии вида.

Знать морфологические свойства вида

24.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

Популяция – структурная единица вида

Термин «популяция». Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции.

Термины «географическая популяция» и «экологическая популяция»

Знать определение популяции. Уметь отличать понятия - вид и популяция. Уметь называть признаки популяций.

Знать основные типы популяций

25.

Популяция как основная единица эволюции

Эволюционная характеристика популяции. Эволюционные процессы происходящие в популяции: мутации, популяционные волны, изоляция популяций. Видообразование: географическое, аллопатрическое.

Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.

26.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

Система живых организмов на Земле

Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества


Понятие видообразования

История развития систематики. Современная система организмов.

Проблема утраты биоразнообразия. Антропогенное воздействие на биоразнообразие региона.

Знать способы образования видов: аллопатрическое и симпатрическое

Знать основные таксономические единицы. Уметь определять систематическое положение организмов.

Знать и понимать понятие "биоразнообразие"

27.

Этапы происхождения человека

Человек как уникальный вид живой природы


Гипотезы о происхождении человека. Эволюция приматов. Стадии развития: древнейшие, древние, современные люди. Особенности строения и образа жизни.

Антропология. Систематическое положение человека. Особенности человека. Доказательства происхождения человека от животных.

Уметь характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.

Знать признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Уметь называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение.

28.

История развития эволюционных идей

Естественный отбор и его формы

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия

Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции. Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов. Первая эволюционная теория Ламарка. Его заслуги и заблуждения.

формы ЕО: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, половой.

Искусственный отбор. Его формы: сознательный и бессознательный. Принципы ИО. Значение ИО. Сравнение ЕО и ИО.

Уметь описывать научные представления об эволюции Линнея и Ламарка. Знать их заслуги и заблуждения. Характеризовать значение эволюционного учения.

Знать определение понятию ЕО. Уметь называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО.

Знать определение понятию. Уметь описывать механизм ИО. Сравнивать ИО и ЕО.

29.

Современное учение об эволюции.

Формирование СТЭ. Значение работ Северцова А. Н. Шмальгаузена И. И, Симпсона Д. основные положения СТЭ.

Знать основные положения СТЭ. Понимать роль СТЭ в формировании научного мировоззрения.

30.

Результаты эволюции и её основные закономерности

Приспособительные особенности растений и животных. Относительный характер приспособлений.

Знать содержание понятия. Уметь называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности.

31.

Основные направления эволюции

Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».


Основные понятия: макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.

Основные направления эволюции

Знать определения понятиям. Уметь называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций.

Уметь выделять и описывать ароморфозы на примере растений и животных.

32.







Особенности популяционно – видового уровня жизни.

Значение изучения популяций и видов

Специфика популяционно – видового уровня. Его структура, организация, значение.

Структура, организация, значение популяций и видов

Знать особенности популяционно-видового уровня жизни

Понимать роль популяций и видов в природе.

33.

Промежуточная аттестация



34.

Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»


Сохранение биоразнообразия родного края

Знать видовое разнообразие родного края.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!