Зимнович Н. В.,
г. Н.Новгород 2020 -2021 учебный год
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
- Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология» Авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2014
Для реализации образовательной (рабочей) программы учебного курса «Биология. 10 класс используется учебник – Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т. Е. Лощилина; под ред.И.Н. Пономаревой. – 7-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2020.-224с.: ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1часа в неделю (всего 34 часа).
Курс биологии в 10 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.
- сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
- реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
- сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе биологических знаний и умений;
- признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
- знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,
- умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
- характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни-
- объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
- умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
- умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации,
- оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
- постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
НРК: Влияние промышленных предприятий региона на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области.
Природные ресурсы НО и проблемы рационального природопользования.
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».
№ учебного занятия | Темы учебных занятий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Глава 1. Введение в курс общей биологии (4 ч) |
1. | Содержание и структура курса общей биологии Основные свойства жизни | Предмет, содержание и структура общей биологии. Связь биологии с другими науками. Роль биологии в будущем. Основные понятия: жизнь, открытая система. Отличительные признаки живой природы: единство хим. состава, обмен веществ и энергии, размножение, рост и развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость, дискретность. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Знать предмет и науки, составляющие общую биологию. Уметь характеризовать биологию как комплексную науку. Понимать роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира. Знать определение понятию жизнь. Уметь называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе. |
2. | Уровни организации живой материи Значение практической биологии | Уровни организации живой природы. Краткая характеристика. Достижения современной биологии. Роль биологии в практической деятельности людей. | Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Уметь определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Уметь приводить примеры практического применения достижений современной биологии. |
3. | Методы биологических исследований Живой мир и культура | Методы познания живой природы: описательный, исторический, наблюдение, эксперимент, моделирование. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирование естественно-научной картины мира. Семинарское занятие | Знать методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира. Знать что такое культура. Понимать роль живой природы в развитии культуры. |
4. | Входной контроль. | Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида |
Глава 2. Биосферный уровень жизни (9 ч) |
5. | Учение о биосфере. Функции живого вещества в биосфере | Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности и функции живого вещества: газовая, энергетическая, концентрационная, деструктивная и средообразующая. Распределение живого вещества в биосфере. Биомасса. | Знать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Уметь характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы. Уметь характеризовать: функции живого вещества и приводить примеры; распределение биомассы на земном шаре. |
6. | Происхождение живого вещества . Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни Физико – химическая эволюция в развитии биосферы. | Гипотезы происхождения жизни: самозарождения, панспермии, вечности жизни, божественная , биохимической эволюции. История развития представлений о возникновении жизни. Теории биогенеза и абиогенеза. Опыты Ф. Редди и Л. Пастера. Гипотеза происхождения жизни А. И. Опарина. Сущность гипотезы , этапы возникновения жизни: химический и биологический. Опыты Миллера. Вклад работ Холдейна и Бернала. Возникновение нашей планеты. Химическая эволюция в истории Земли. | Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Уметь анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера Понимать физические явления в истории Земли. |
7. | Биологическая эволюция в развитии биосферы Хронология развития жизни на Земле | Возникновении прокариот, автотрофов, эукариот, полового процесса, многоклеточности. Симбиотическая гипотеза происхождения эукариот. Теории гастреи и фагоцителлы. Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое. Ароморфозы архея и палеозоя. | Знать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Уметь описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности. Знать определения ключевым понятиям. Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами. |
8. | Биосфера как глобальная экосистема | Биосфера как биосистема. Функциональные компоненты биосферы: продуценты, консументы, редуценты. Движущая сила и компоненты круговорота. | Знать структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие. |
9. | Круговорот веществ в природе Круговорот азота Механизмы устойчивости биосферы | Круговорот веществ - обязательное условие существования биосферы. Биохимические циклы углерода и фосфора. Биохимический цикл азота. Роль бактерий в осуществлении круговорота азота. Процессы нитрификации и денитрификации Механизмы устойчивости. Свойства биосферы, обеспечивающие ее устойчивость | Знать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Уметь описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Понимать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии. Знать определение понятию круговорот азота, биохимические циклы. Уметь описывать круговорот азота. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; понимать роль живых организмов в круговороте. Знать механизмы устойчивости биосферы. |
10. | Человек как житель биосферы | Понятие о ноосфере. Этапы и способы воздействия человека на биосферу. Условия сохранения биосферы. | Уметь объяснять способы воздействия человека на биосферу. Понимать и оценивать глобальность проблемы. Прогнозировать последствия. |
11. | Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле | Влияние человека на биосферу. Проблема сохранения устойчивого развития биосферы. | Знать антропогенные факторы воздействия на биосферу. Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Понимать необходимость защиты среды окружающей среды. |
12. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы Экологические факторы и их значение | Последствия деятельности человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, сведение лесов, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. Среда- источник веществ, энергии, информации. Среды жизни. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Взаимодействие факторов среды. | Уметь характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Понимать и систематизировать информацию о экологических проблемах. Анализировать и о Знать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Приводить их примеры. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. оценивать глобальные проблемы. |
13 | Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни" | Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида |
Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни (9 ч) |
14. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | Понятие биогеоценоз. Биогеоценоз как часть биосферы. Структура биогеоценоза: биотоп, биоценоз. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Свойства биогеоценоза. | Знать определения ключевым понятиям. Уметь характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов. |
15. | Биогеоценоз как био- и экосистема | Понятия: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Учение о биогеоценозе и экосистеме. | Знать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры. |
16. | Строение и свойства биогеоценоза Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | Пространственная и морфологическая структура биогеоценоза. Трофическая структура биогеоценоза. Пищевые связи, цепи питания: пастбищные и разложения Направление потока веществ и энергии в пищевой цепи. Функциональные группы организмов. Составление схем пищевых цепей. Пространственная и морфологическая структура биогеоценоза. | Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Знать направление потока веществ в пищевой цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей. Уметь сравнивать приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни |
17. | Совместная жизнь видов в биогеоценозе Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах | Типы биоценотических связей: взаимо-полезные (симбиоз, мутуализм), полезно-нейтральные (комменсализм, нахлебничество, квартиранство) , полезно-вредные (хищничество, паразитизм, полу-паразитизм) взаимо-вредные ( антагонизм, конкуренция). Типы биоценотических связей: взаимо-полезные (симбиоз, мутуализм), полезно-нейтральные (комменсализм, нахлебничество, квартиранство) , полезно-вредные (хищничество, паразитизм, полу-паразитизм) взаимо-вредные ( антагонизм, конкуренция). | Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры. Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры. |
18. | Причины устойчивости в биогеоценозе | Механизм саморегуляции. Свойства биогеоценоза, обеспечивающие его устойчивость. | Понимать механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза. |
19. | Зарождение и смена биогеоценозов Суточные и сезонные изменения биогеоценозов Многообразие водных биогеоценозов Многообразие биогеоценозов суши | Понятия: сукцессия, климакс. Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная, вторичная. Учение климакса. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Приспособления растений и животных сезонным ритмам. Фотопериодизм. Ключевые понятия: пределы выносливости, ограничивающий фактор. Интенсивность действия фактора. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума. Водные экосистемы, экосистемы суши. Влияние экологических факторов на организмы. | Знать определения понятиям. Уметь описывать механизм сукцессий. Знать причины смены экосистем. Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к ним. Знать определения понятиям. Уметь характеризовать интенсивность действия фактора. Уметь приводить примеры ограничивающего воздействия факторов. Знать экологические группы организмов. |
20. | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). Заповедные территории НО. | Антропогенное влияние на экосистемы. Факторы, вызывающие экологический кризис. Сохранение биоразнообразия. Заповедные территории НО. | Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах. Уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе. |
21. | Природопользование в истории человечества Экологические законы природопользования | Потребительское отношение людей к природе. Принципы рационального природопользования. | Знать определение понятия – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе. |
22. | Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни" | Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида |
Глава 4. Популяционно- видовой уровень жизни (13ч) |
23. | Вид, его критерии и структура Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». | Основные понятия: вид, виды – двойники, ареал. Критерии вида. Совокупность критериев вида – условие обеспечения целостности и единства популяции. Критерии вида. | Знать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Уметь перечислять и характеризовать критерии вида. Знать морфологические свойства вида |
24. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система Популяция – структурная единица вида | Термин «популяция». Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Термины «географическая популяция» и «экологическая популяция» | Знать определение популяции. Уметь отличать понятия - вид и популяция. Уметь называть признаки популяций. Знать основные типы популяций |
25. | Популяция как основная единица эволюции | Эволюционная характеристика популяции. Эволюционные процессы происходящие в популяции: мутации, популяционные волны, изоляция популяций. Видообразование: географическое, аллопатрическое. | Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. |
26. | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле Система живых организмов на Земле Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества | Понятие видообразования История развития систематики. Современная система организмов. Проблема утраты биоразнообразия. Антропогенное воздействие на биоразнообразие региона. | Знать способы образования видов: аллопатрическое и симпатрическое Знать основные таксономические единицы. Уметь определять систематическое положение организмов. Знать и понимать понятие "биоразнообразие" |
27. | Этапы происхождения человека Человек как уникальный вид живой природы | Гипотезы о происхождении человека. Эволюция приматов. Стадии развития: древнейшие, древние, современные люди. Особенности строения и образа жизни. Антропология. Систематическое положение человека. Особенности человека. Доказательства происхождения человека от животных. | Уметь характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей. Знать признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Уметь называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение. |
28. | История развития эволюционных идей Естественный отбор и его формы Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия | Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции. Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов. Первая эволюционная теория Ламарка. Его заслуги и заблуждения. формы ЕО: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, половой. Искусственный отбор. Его формы: сознательный и бессознательный. Принципы ИО. Значение ИО. Сравнение ЕО и ИО. | Уметь описывать научные представления об эволюции Линнея и Ламарка. Знать их заслуги и заблуждения. Характеризовать значение эволюционного учения. Знать определение понятию ЕО. Уметь называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО. Знать определение понятию. Уметь описывать механизм ИО. Сравнивать ИО и ЕО. |
29. | Современное учение об эволюции. | Формирование СТЭ. Значение работ Северцова А. Н. Шмальгаузена И. И, Симпсона Д. основные положения СТЭ. | Знать основные положения СТЭ. Понимать роль СТЭ в формировании научного мировоззрения. |
30. | Результаты эволюции и её основные закономерности | Приспособительные особенности растений и животных. Относительный характер приспособлений. | Знать содержание понятия. Уметь называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности. |
31. | Основные направления эволюции Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных». | Основные понятия: макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. Основные направления эволюции | Знать определения понятиям. Уметь называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций. Уметь выделять и описывать ароморфозы на примере растений и животных. |
32. | Особенности популяционно – видового уровня жизни. Значение изучения популяций и видов | Специфика популяционно – видового уровня. Его структура, организация, значение. Структура, организация, значение популяций и видов | Знать особенности популяционно-видового уровня жизни Понимать роль популяций и видов в природе. |
33. | Промежуточная аттестация | | |
34. | Экскурсия «Многообразие видов в родной природе» | Сохранение биоразнообразия родного края | Знать видовое разнообразие родного края. |