СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8 - го класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8 - го класса по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8 - го класса»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 29»

Рабочая программа

по предмету БИОЛОГИЯ

в 8- ых классах

2021-2022 учебный год











Рабочую программу составила :

Зимнович Н. В.,

учитель химии и биологии

















г. Н.Новгород 2021 -2022 учебный год



Рабочая программа по биологии 8 класса разработанана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577);

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;

- Примерной программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Биология» Авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2014

Учебник: 8 класс А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш . Москва, «Вентана- Граф», 2020


В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю (всего 68 часов).

Курс биологии в 8 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД:

Личностные:

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Предметные:

характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.

– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).

– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;

– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);

– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).

– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

– оказывать первую помощь при травмах;

– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

– называть симптомы некоторых распространенных болезней;

– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

В результате изучения курса биологии за 8 класс

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

•характеризовать особенности строения и процессов

жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

•применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

•использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

•выделять эстетические достоинства человеческого тела;

•реализовывать установки здорового образа жизни;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её

в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению

к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.












Содержание курса биологии.



1.Общий обзор организма человека. (5 ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»

Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».


2. Опорно-двигательная система. (9 ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани».

Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»

Практические работы №4 «Проверка правильности осанки»,

Практические работы №5 «Выявление плоскостопия»,

Практические работы №6 «Оценка гибкости позвоночника»


3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (9 ч)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторная работа № 4«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания»

Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока»

Практическая работа №9 «Функциональная сердечно - сосудистая проба»


4. Дыхательная система. (7 ч)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Практическая работа №10«Измерение обхвата груд ной клетки»

Практическая работа №11«Определение запылённости воздуха»


5. Пищеварительная система. (7 ч)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.

Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Лабораторная работа № 5 «Действие ферментов слюны на крахмал»


6. Обмен веществ и энергии. (3 ч)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергозатраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа № 12 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»


7. Мочевыделительная система. (2 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.


8. Кожа. (3 ч)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.


9. Эндокринная и нервная системы. (5 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Практическая работа №13 «Изучение действия прямых и обратных связей»

Практическая работа №14 «Штриховое раздражение кожи»

Практическая работа №15 «Изучение функций отделов головного мозга»


10. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Практические работы №16 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,

Практические работы №17 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

Практические работы №18 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»


11. Поведение и высшая нервная деятельность (6 ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Практическая работа №19 «Перестройка динамического стереотипа»

Практическая работа №20 «Изучение внимания»



12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (6 ч)


Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Тематическое планирование.

п/п

Название раздела

Из них

Уроков

Л/р

П/р

1.

Общий обзор. Организм человека.

5

2

1

2.

Опорно-двигательная система.

9

1

5

3.

Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

9

1

3

4.

Дыхательная система.

7

0

2

5.

Пищеварительная система.

7

1

0

6.

Обмен веществ и энергии.

3

0

1

7.

Мочевыделительная система.

2

0

0

8.

Кожа.

3

0

0

9.

Эндокринная и нервная системы.

5

0

3

10.

Органы чувств. Анализаторы.

6

0

3

11.

Поведение человека и высшая нервная деятельность.

6

0

2

12.

Половая система. Индивидуальное развитие организма.

6

0

0

ИТОГО

68

5

20

Календарно – тематическое планирование.

8 класс

(68 часов –2 раза в неделю)


п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

1.

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе.

Определять понятия «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена».

Объяснить роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира.

Описать современные методы исследования организма человека.

Назвать части тела человека.

Сравнить человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам.

2.

Строение, химический

состав и

жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа № 1

«Действие каталазы на пероксид водорода»


Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов.

Объяснять понятие «фермент». Различать процесс роста и процесс развития.

Описывать процесс деления клетки.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.


3

Ткани организма человека. Лабораторная работа № 2

«Клетки и ткани под микроскопом»


Определять понятия: «ткань», «синапс», «нейроглия».

Называть типы и виды тканей позвоночных животных.

Различать разные виды и типы тканей.

Описывать особенности тканей разных типов. Соблюдать правила обращения с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

4.

Общая характеристика систем

органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов.

Практическая работа №1

«Изучение мигательного рефлекса и его торможения».


Раскрывать значение понятий: «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс».

Описывать роль разных систем органов в

организме.

Объяснять строение рефлекторной дуги.

Характеризовать идею об уровневой организации организма.

5.

Обобщение знаний по теме:

«Общий обзор организма человека»


Определять место человека в живой природе.

Характеризовать процессы, происходящие

в клетке.



Тема. 2 Опорно-двигательная система (9 ч)

6.

Строение, состав и типы соединения костей.

Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани».

Называть части скелета.

Описывать функции скелета.

Описывать строение трубчатых костей и

строение сустава.

Раскрывать значение надкостницы, хряща,

суставной сумки, губчатого вещества, костномозговой полости, жёлтого костного мозга.

Объяснять значение составных компонентов костной ткани.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

7.

Скелет головы и туловища.


Называть отделы позвоночника и части позвонка.

Раскрывать значение частей позвонка.

8.

Скелет конечностей.

«Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

Выявлять особенности строения скелета конечностей в ходе наблюдения натуральных объектов.

9.

Первая помощь при повреждениях

Опорно - двигательной системы.

Определять понятия: «растяжение», «вывих», «перелом».

Называть признаки различных видов травм суставов и костей.

10.

Строение, основные типы и группы

мышц

«Изучение расположения мышц

головы»

Называть основные группы мышц.

Раскрывать принцип крепления скелетных мышц разных частей тела.

Выявлять особенности расположения мимических и жевательных мышц.

11.

Работа мышц.


Определять понятия «мышцы-антагонисты», «мышцы-синергисты».

Объяснять условия оптимальной работы

мышц. Описывать два вида работы мышц.

12.

Нарушения осанки и плоскостопие. Практические работы №4

«Проверка правильности осанки». Практические работы №5

«Выявление плоскостопия».

Практические работы №6 «Оценка гибкости позвоночника».

Раскрывать понятия: «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект».

Объяснять значение правильной осанки для здоровья.

Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника.

13.

Развитие опорно-двигательной

системы


Различать динамические и статические физические упражнения.

Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики.

14.

Обобщение теме: «Опорно-двигательная система».


Характеризовать особенности строения

опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями



Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (9 ч)

15.

Значение крови и её состав

Лабораторная работа № 4

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Определять понятия: «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «анти-тело».

Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции крови.

Называть функции эритроцитов

тромбоцитов, лейкоцитов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

16.

Иммунитет.


Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывать понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение» (ткани, органа).

Называть органы иммунной системы.

17.

Тканевая совместимость. Переливание крови.

Раскрывать понятия: «групповая совместимость крови», «резус-фактор».

Называть критерии выделения четырёх групп крови у человека. Называть правила переливания крови.

18.

Сердце. Круги кровообращения.


Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании прилагательного «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам.

19.

Движение лимфы

Практическая работа № 7

«Изучение явления кислородного

голодания».

Описывать путь движения лимфы по организму.

Объяснять функции лимфатических узлов.

20.

Движение крови по сосудам.

Практические работы № 8

«Определению ЧСС, скорости кровотока».


Определять понятие «пульс».

Раскрывать понятия: «артериальное кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление».

Различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония».

Соблюдать правила работы в кабинете,

обращения с лабораторным оборудованием.

21.

Регуляция работы органов кровеносной системы.


Определять понятие «автоматизм».

Объяснять принцип регуляции

Сердечных сокращений нервной системой.

Раскрывать понятие «гуморальная регуляция».

22.

Заболевания кровеносной системы.

Практическая работа № 9

«Функциональная сердечно - сосудистая проба»

Заболевания кровеносной системы.

23.

Первая помощь при кровотечениях.

Раскрывать понятия: «давящая повязка», «жгут». Первая помощь при кровотечениях.



Тема 4. Дыхательная система (7 ч)

24.

Значение дыхательной системы.

Органы дыхания.



Раскрывать понятия «лёгочное дыхание»,

«тканевое дыхание».

Называть функции органов дыхательной системы.

25.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Описывать строение лёгких человека.

Раскрывать роль гемоглобина в газообмене.

26.

Дыхательные движения.



Описывать функции диафрагмы.

Называть органы, участвующие в процессе дыхания.

27.

Регуляция дыхания.

Практическая работа № 10

«Измерение обхвата грудной клетки»

Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром.

Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания.

28.

Заболевания дыхательной системы. Практическая работа № 11

«Определение запылённости воздуха»


Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких».

Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких.

Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких.

Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

29.

Первая помощь при повреждении

дыхательных органов.


Раскрывать понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть».

Объяснять опасность обморока, завала землёй.

Называть признаки электротравмы.

Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев.

30.

Обобщение знаний по темам: «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система».



Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями.




Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)

31.

Строение пищеварительной системы


Определять понятие «пищеварение».

Называть функции различных органов пищеварения. Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт.

32.

Зубы


Называть разные типы зубов и их функции. Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов

33.

Пищеварение в ротовой полости

и желудке

Лабораторная работа № 5

«Действие ферментов слюны на

крахмал»



Раскрывать функции слюны.

Описывать строение желудочной стенки.

Называть активные вещества, действующие на пищевой ко мок в желудке, и их функции. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

34.

Пищеварение в кишечнике


Называть функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок.

Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека.

Описывать механизм регуляции глюкозы

в крови. Называть функции толстой кишки

35.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав


Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение».

Называть рефлексы пищеварительной системы.

Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения.

Раскрывать понятие «правильное питание», «питательные вещества».

Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями.

Называть необходимые процедуры обработки продуктов питания перед употреблением в пищу

36.

Заболевания органов пищеварения


Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики, заболеваний.

Называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей.

37.

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»

Характеризовать особенности строения пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями



Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)

38.

Обменные процессы в организме


Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен». Раскрывать значение обмена веществ в организме.



39.

Нормы питания.

Практическая работа № 12

«Определение тренированности

организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

Определять понятия «основной обмен», «общий обмен».

40.

Витамины.


Определять понятия «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз».

Называть источники витаминов A, B, C, D

и нарушения, вызванные недостатком этих витаминов.

Называть способы сохранения витаминов

в пищевых продуктах во время подготовки пищи к употреблению. Собирать, анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации проекта о витаминах — важнейших веществах пищи.



Тема 7. Мочевыделительная система

(2 ч)

41.

Строение и функции почек.


Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча».

Называть функции разных частей почки.

42.

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим


Определять понятие «ПДК».

Раскрывать механизм обезвоживания, понятия «водное отравление».

Называть факторы, вызывающие заболевания почек.

Называть показатели пригодности воды для питья.



Тема 8. Кожа (3 ч)

43.

Значение кожи и её строение.


Называть слои кожи.

Объяснять причину образования загара.

44.

Заболевания кожных покровов и

повреждения кожи.


Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях.

Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки. Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний.

Определять понятие «терморегуляция»

Называть признаки теплового удара, солнечного удара.

45.

Обобщение знаний по теме «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа».


Раскрывать значение обмена веществ для организма человека.

Характеризовать роль мочевыделительной

системы в водно-солевом обмене, кожи — в теплообмене.



Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)

46.

Железы и роль гормонов в организме.


Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон».

Называть примеры желёз разных типов

47.

Значение, строение и функция

нервной системы.

Практическая работа № 13

«Изучение действия прямых и обратных связей»


Раскрывать понятия «центральная нервная

система» и «периферическая нервная система».

Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции.

48.

Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция.

Практическая работа № 14

«Штриховое раздражение кожи»


Называть особенности работы автономного отдела нервной системы.

Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы.

49.

Спинной мозг.


Называть функции спинного мозга.

Объяснять различие между спинно-мозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга.

Раскрывать понятия «восходящие пути» и «нисходящие пути» спинного мозга.

50.

Головной мозг

Практическая работа № 15

«Изучение функций отделов головного мозга»

Называть отделы головного мозга и их функции.

Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме.

Называть функции коры больших полушарий.

Называть зоны коры больших полушарий и их функции.





Тема 10. Органы чувств. Анализаторы

(6 ч)

51.

Принцип работы органов чувств

и анализаторов.


Определять понятия «анализа тор», «специфичность». Описывать путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге.

52.

Орган зрения и зрительный анализатор.

Практические работы № 16

«Исследование реакции зрачка на

освещённость».

Практические работы № 17

«Исследование принципа работы

хрусталика, обнаружение слепого

пятна».


Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна».

Раскрывать роль зрения в жизни человека.

Описывать строение глаза.

Называть функции разных частей глаза.

Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору.

Называть места обработки зрительного сигнала в организме.

53.

Заболевания и повреждения органов зрения


Определять понятия «дальнозоркость», «близорукость». Называть факторы, вызывающие снижение

остроты зрения.

54.

Органы слуха, равновесия и их анализаторы

Практическая работа № 18

«Оценка состояния вестибулярного аппарата»

Раскрывать роль слуха в жизни человека.

Объяснять значение евстахиевой трубы.

Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слухо- вому анализатору.

Раскрывать риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган слуха, и вред от воздействия громких звуков на орган слуха.

55.

Органы осязания, обоняния и вкуса


Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека.

Описывать путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг.

Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ.

Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ.

56

Обобщение знаний по теме: «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы».

Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями.



Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (6 ч)

57

Врождённые формы поведения


Определять понятия «инстинкт», «запечатление». Раскрывать понятия «положительный инстинкт (рефлекс)» «отрицательный инстинкт (рефлекс)».

Объяснять значение инстинктов для животных и человека.

58

Приобретённые формы поведения

Практическая работа № 19

«Перестройка динамического стереотипа»


Определять понятие «динамический стереотип». Раскрывать понятия «условный рефлекс», «рассудочная деятельность». Различать условный рефлекс и рассудочную деятельность


59

Закономерности работы головного

мозга


Определять понятия: «возбуждение», «торможение», «центральное торможение». Сравнивать безусловное и условное торможение. Объяснять роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности. Описывать явления доминанты и взаимной индукции.

60

Биологические ритмы. Сон и его значение. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление


Определять понятия: «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление». Называть факторы, влияющие на формирования речи в онтогенезе. Называть познавательные процессы, свойственные человеку.

Называть процессы памяти.

Раскрывать понятия «долговременная па -мять» и «кратковременная память».

61.

Регуляция поведения

Практическая работа № 20

«Изучение внимания»

Определять понятия «воля», «внимание».

Раскрывать понятие «волевое действие»,

«эмоция», описывать этапы волевого акта.

Объяснять явления внушаемости и негативизма. Называть примеры положи -тельных и отрицательных эмоций, стенических и астенических эмоций.

Раскрывать роль доминанты в поддержании чувства. Объяснять роль произвольного внимания в жизни человека.

Называть причины рассеянности внимания.

62.

Режим дня. Работоспособность.


Определять понятия «работоспособность», «режим дня».

Описывать стадии работоспособности.

Раскрывать понятие «активный отдых».

Объяснять роль активного отдыха в поддержании работоспособности раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон».

63.

Промежуточная аттестация.




Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма

(6 ч)

64.

Половая система человека.


Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женской личности.

Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов.

65.

Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём.


Раскрывать понятия «наследственное заболевание», «врождённое заболевание».

Называть пути попадания возбудителей СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека.

Различать понятия «СПИД» и «ВИЧ».

Называть части организма, поражаемые возбудителем сифилиса, признаки гонореи, меры профилактики заболевания сифилисом и гонореей

66.

Развитие организма человека.

О вреде наркогенных веществ


Называть последовательность заложения систем органов в зародыше.

Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка.

Раскрывать влияние физической подготовки на ростовые процессы организма подростка.

Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку. Называть внутренние органы, страдающие от курения. Называть заболевания, вызываемые приёмом алкоголя. Раскрывать понятие «белая горячка».

67.

Психологические особенности личности.

Определять понятия: «темперамент», «характер» (человека), «способность» (человека). Различать экстравертов и интровертов. Раскрывать связь между характером и волевыми качествами личности.

68

Обобщение знаний по теме: «Поведение человека и высшая нервная деятельность». «Половая система. Индивидуальное развитие организма».

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

Характеризовать роль половой системы в организме.



Итого: 68 часов




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!